Искусство русской печатной графики: от лубка к социальному плакату


В читальном зале № 6 отдела литературы по искусству Челябинской областной универсальной научной библиотеки открылась выставка, посвященная становлению жанра плакатного искусства.

Эта экспозиция организована в рамках выставки международного конкурса плаката «Право на образование», торжественное открытие которой состоялось в библиотеке 24 июня 2014 г.  

5 1/2 % Военный заем. Ваше участие в займе даст новые силы нашим доблестным войскам. И. Владимиров. 1916Традиции и история искусства плаката в России восходят к одной из форм народного искусства – к лубку. Именно лубок выполнял изначально социальные коммуникативные функции в русской провинции.  Далее к нему присоединились такие формы как вывеска, афиша и непосредственно плакат. В середине XIX в. российское искусство в полной мере испытало на себе влияние западно-европейского стиля, в том числе французской плакатной графики. На многие десятилетия утвердился стиль модерн. Именно в это время появилась плакатная шрифтовая культура, сложились эстетические каноны. На рубеже XIX–XX вв. влияние коммерции и политики на искусство плакатной графики  стало часто пересекаться. Начало периода войн и обострения социальной ситуации  отразилось и на тематике жанра.  Если до начала Первой мировой войны не было плакатов, посвященных социально политическим проблемам, то теперь это были политические призывы, военные займы, появилась политическая карикатура.

Мы рождены, чтоб сказку сделать былью... П. Караченцов. 1937Вперед! На Запад! В. Иванов. 1942Именно с этого времени утвердилась тенденция, которая будет действительна долгое время – до начала  Второй мировой войны. Это – солдат и рабочий, красное знамя, четкое разделение социальных слоев. Наступило время агитационного плаката первых лет революции, для которого характерны риторика нового мира, соответствие задачам, поставленным правительством, огромные тиражи, реклама идей, а не предметов и событий. Тематика советского плаката первых лет социализма – стройки первых пятилеток, подъем сельского хозяйства, пионеры и комсомол. В это же время сложился неповторимый стиль советской театральной и киноафиши, во многом как продолжение дореволюционного модерна, переложенного на советскую действительность.

Большую страницу в истории русского плаката занимает плакат периода Великой Отечественной войны.

Завершим семилетку досрочно. Г. Илларионов. 1965Особая часть советского искусства – «иконография» Ленина-Сталина. Вместе с тем в искусстве этого времени всегда присутствует определенный социальный оптимизм. Однако, политика советского государства в области плакатной агитации и пропаганды, заказной характер творчества художников приводят к банкротству плаката. 

Радиационная богоматерь. В. Чайка. 1996Возрождение происходит в годы перестройки, когда плакат выступает как идеологический инструмент реформ и даже как  орудие политической провокации. Именно с этого времени выставки плаката используются как политические акции.

В настоящее время искусство плаката воспринимает многочисленные стилистические импульсы через взаимоотношения с мультимедийной окружающей средой, по содержанию, форме и стилю приспосабливается к новым условиям. Все чаще использован компьютерный дизайн и фотомонтаж. Международные конкурсы плакатов становятся объективной реальностью, искусство плаката - все более доступным. 

Выставка будет работать до конца июля. 

 Л. В. Соколова, вед. библиотекарь ОЛИ 

Новости ЧОУНБ

Новости библиотек области

Наверх