Первая мировая война в художественных произведениях, мемуарах, письмах, дневниках


1 августа исполнится 100 лет со дня вступления Российской империи в Первую мировую войну. Эта война, которая вначале называлась Великой, Второй Отечественной, заняла скромное место в памяти российских граждан. Война, память о событиях и жертвах которой бережно сохраняют другие страны-участники, долгие годы находилась на периферии общественного сознания в России, отодвинутая туда последующими, еще более роковыми для России событиями. Но главная причина незаслуженного забвения Первой мировой войны состоит в том, что в советское время она подвергалась искаженным идеологизированным трактовкам. В настоящее время внесены изменения в закон «О днях воинской славы и памятных датах России». Памятная дата – 1 августа – установлена в целях увековечения памяти и подвига российских воинов, погибших в годы Первой мировой войны. Тем ценнее для нас художественная и документальная литература как важнейший исторический источник о тех событиях. Литература как часть культуры способствовала сохранению духовной памяти о войне, фиксации ее в национальном самосознании.

В читальном зале № 5 экспонируется выставка «Первая мировая война в художественных произведениях, мемуарах, письмах, дневниках». Выставка состоит из разделов:

Когда пушки стреляют, музы не молчат (русская литература 1914–1918 гг.)
Эпоха, люди и судьбы (воспоминания, дневники, мемуары)
Первая мировая война в отечественной и зарубежной художественной литературе. 

В качестве иллюстративного материала на выставке использованы портреты писателей, фотографии и плакаты времен Первой мировой войны.

Выставка продлится до конца августа.

Из документов, представленных на выставке:

Первый раздел составляют произведения русских писателей, созданные в годы Первой мировой войны и посвященные ее событиям. Они имеют особую ценность, так как вышли из-под пера писателей – очевидцев и участников событий, по свежим следам  фиксировавших живые картины Первой мировой.

Николай ГумилевОдин из них, Николай Гумилев – ярчайший представитель Серебряного века.

По воспоминаниям современников Гумилев был одним из немногих, чью душу война застала в наибольшей готовности. «Патриотизм его был столь же безоговорочен, как безоблачно было его религиозное исповедание». Он шел на поле брани, сражаясь за веру, царя и отечество, как делали его отцы и деды. Он добровольцем ушел на фронт, вел подробный дневник военных действий. Корреспонденция Гумилева с фронта печаталась с 3 февраля 1915 года по 11 января 1916 года в петербургской газете «Биржевые ведомости» под названием «Записки кавалериста». Всего вышло семнадцать публикаций. Некоторые из них сопровождались подзаголовком: «От нашего специального военного корреспондента». «Записки кавалериста» были задуманы автором как документальная повесть. Гумилева отличают точность и ответственность, нет ни одного выдуманного или хотя бы как-то приукрашенного (в пользу автора) эпизода.

В 1916 году вышел сборник стихов «Колчан». Именно отсюда – знаменитые слова:

«Золотое сердце России
Мерно бьется в груди моей».

Поэт, романтик, «рыцарь счастья» верил, что не погибнет:

«Я носитель мысли великой,
Не могу, не могу умереть».

Гумилев, Н. С. Полное собрание сочинений [Текст] : в 10 т. Т. 3 : Стихотворения. Поэмы (1914–1918) / Н. С. Гумилев ; Рос. АН, Ин-т рус. лит. (Пушкин. дом). – Москва : Воскресенье, 1999. – 461 с. : портр.

Гумилев, Н. С. Колчан [Текст] : стихи / Н. С. Гумилев. – [Репринт. воспроизведение изд.1916 г.]. – Москва : Книга, 1990. – 102, [1] c. – (Книжные редкости : б-ка репринт. изд.).

Гумилев, Н. С. Записки кавалериста [Текст] / Н. С. Гумилев // Сочинения : в 3 т. Т. 2 : Драмы ; Рассказы. – Москва : Худож. лит., 1991. – С. 287–350.
 

Иван ШмелевИван Шмелев – представитель реалистической школы, в своих произведениях описал народные страдания военной поры.

Во время Первой мировой войны И. Шмелев не входил ни в какие противоборствующие организации. Он приступил к созданию очерков о деревне и рассказов о войне: сборники «Карусель»(1916), «Лик скрытый» и «Суровые дни» (1917).

Цикл «Суровые дни», печатавшийся в журнале «Северные записки», был признан одной из лучших книг о войне. Еще в  1912 году было организовано «Книгоиздательство писателей в Москве», членами-вкладчиками которого вместе со Шмелевым стали И. Бунин, Б. Зайцев, В. Вересаев и другие. И циклы «Карусель», «Лик скрытый» и «Суровые дни» составили отдельные тома (соответственно VI, VII и  VIII) дореволюционного собрания сочинений Шмелева, вышедшего в этом издательстве. За рассказами стоит «жуткая скорбь мужицкого царства, призванного на кровь, его смутные и несмелые надежды».  Кроме прежних тем – сострадания к обездоленным, любви к простолюдинам, живущим на земле и в согласии с законами земли, – появляется  в  «Суровых днях» и нечто новое: интерес к знамениям, предсказаниям. Первое пробуждение мистического чувства, связанное и с общим народным отношением к войне, и с личными переживаниями Шмелева –  беспокойством за единственного сына Сергея. Война стала  и личной бедой семьи Шмелевых. В 1915 году уходит на фронт Сергей, прапорщик артиллерии, по воспоминаниям современников, человек одаренный, подававший большие надежды. Особенно ярко тревога и страшные предчувствия проявились в рассказе «Лик скрытый», адресованном непосредственно Сергею.

Шмелев, И. С. [Избранное ]. Т. 6 : Карусель : рассказы / Ив. Шмелев. – Изд. 2-е. – Москва : Т-во «Книгоизд-во писателей в Москве», 1917. – 194 с.

Шмелев, И. С. [Избранное ]. Т. 8 : Лик скрытый : рассказы 1915–1916 гг. / Ив. Шмелев. – Москва : Т-во «Книгоизд-во писателей в Москве», 1917. – 189, [4] с.

Шмелев, И. С. [Избранное ]. Т. 7 : Суровые дни / Ив. Шмелев. – Изд. 2-е. – Москва : Т-во «Книгоизд-во писателей в Москве», 1918. – 174 с.

 

Шмелев, И. С. [Избранное ]. Т. 6: Карусель : рассказы / Ив. Шмелев. – Изд. 2-е. – Москва : Т-во «Книгоизд-во писателей в Москве», 1917. – 194 с. Шмелев, И. С. [Избранное ]. Т. 8: Лик скрытый : рассказы 1915–1916 гг. / Ив. Шмелев. – Москва : Т-во «Книгоизд-во писателей в Москве», 1917. – 189, [4] с. Шмелев, И. С. [Избранное ]. Т. 7: Суровые дни / Ив. Шмелев. – Изд. 2-е. – Москва : Т-во «Книгоизд-во писателей в Москве», 1918. – 174 с.

 

Максимилиан ВолошинСовершенно особое отношению к войне у Максимилиана Волошина, диссонансом прозвучавшее среди других мнений. В статье «Судьба Верхарна» (1916) Волошин сформулировал свою позицию так: «Когда на земле происходит битва, разделяющая все человечество на два непримиримых стана, надо, чтобы кто-то стоял в своей келье на коленях и молился за всех враждующих: и за врагов, и за братьев... надо, чтобы оставались люди, которые могут противиться чувству мести и ненависти…».

Война застала Волошина в Швейцарии. Он отвечает на нее книгой пацифистских стихотворений «Anno mundi ardentis.1915» («В год пылающего мира»), которая была издана в 1916 году в  Москве в издательстве М. О. Цетлина «Зерна». Книга вышла тиражом 500 экземпляров и почти сразу стала библиографической редкостью. В нее вошло 24 стихотворения. Сборник состоял из трех циклов: «Внутренние голоса», «Солнечные сплетения», «Армагеддон» (по семь стихотворений в каждом)  и заключения. Общая тональность книги – чувство катастрофы мирового масштаба, неприятие войны как безумия народов. В Париже им были написаны статьи, посвященные погибшим на войне поэтам, художникам, музыкантам, ученым: «Жертвы войны», «Литература 1915 г.», «Шарль Пеги», «Франция и война» и др.. Статьи были опубликованы в газете «Биржевые ведомости» с июня 1915 по март 1916 года.

Волошин, М. А. Война [Текст] / М. А. Волошин // Автобиографическая проза / М. А. Волошин. – Москва : Книга, 1991. – С.127–187.
 

Леонид АндреевЛеонид Андреев в самом начале войны 24 сентября 1914 года написал в письме к И. Шмелеву: «Для меня смысл настоящей войны велик и значителен свыше всякой меры: это борьба демократии всего мира с цезаризмом и деспотией, представителями каковой является Германия…». Л. Андреев считал, что великие испытания приведут к национальному возрождению, к подъему творческого духа народа, всегда находившего в себе источники новых сил в эпохи потрясений. Во время войны Л. Андреев публикует драму «Король, закон и свобода» (фрагмент фильма). Она написана под влиянием реальных событий начала войны – захвата кайзеровской Германией Бельгии. В 1914 году драма была экранизирована акционерным обществом  А. Ханжонкова.

Андреев был потрясен этими событиями и написал о поверженной Бельгии несколько публицистических статей: «Бельгийцам», «Бельгия» (монолог), «О Бельгии» (вошли в книгу Л. Н. Андреева «В сей грозный час»)

В середине 1916 года в альманахе «Шиповник» была опубликована повесть «Иго войны». По  форме это дневник скромного бухгалтера, который, пройдя через страшные испытания в ходе войны, сумеет подняться над своим вчерашним обывательским сознанием, возвысить свою душу и «напоить ее крестными страданиями». Цензура запретила последующую перепечатку повести и при жизни Л. Андреева она вышла только один раз.

Андреев, Л. Н. Король, закон и свобода [Текст] / Л. Н. Андреев // Собрание сочинений : в 6 т. Т. 5 : Рассказы. Пьесы 1914–1915. Сатирические миниатюры для сцены 1908–1916. – Москва : Худож. лит., 1995. – С. 135–178.

Андреев, Л. Н. Иго войны [Текст] / Л. Н. Андреев // Собрание сочинений : в 6 т. Т. 6 : Рассказы. Повести. Дневник сатаны : роман, 1916–1919 ; Пьесы, 1916 ; Статьи / Л. Н. Андреев / Москва : Худож. лит., 1996. – С. 7–86.
 

Августейшие сестры милосердия [Текст] : [сб. арх. док. и воспоминаний / сост. Н. К. Зверева]. – Москва : Вече, 2008. – 461, [2] с., [16] л. ил. ; 22. – (Царский дом).Августейшая сестра милосердия Александра ФеодоровнаАвгустейшие сестры милосердия [Текст] : [сб. арх. док. и воспоминаний / сост. Н. К. Зверева]. – Москва : Вече, 2008. – 461, [2] с., [16] л. ил. ; 22. – (Царский дом).

Эта книга является уникальным сборником архивных документов и воспоминаний, практически неизвестных читателю. С первых дней войны многие представители рода Романовых принялись за организацию лазаретов, санитарных поездов, складов белья и медикаментов. Первой среди них была Императрица Александра Федоровна. Она и ее старшие дочери получили свидетельства на звание Сестер Милосердия, после чего работали в Дворцовом лазарете.

Основным источником для  книги послужили дневниковые записи и письма Великих княжон Ольги, Татьяны, Марии, Анастасии, автографы раненых офицеров, находившихся на излечении в лазарете Большого Екатерининского дворца, воспоминания С. Я. Офросимовой «Царская семья», И. В. Степанова «Милосердия двери». Лазарет Ея Величества. Знаменитый русский поэт Н. Гумилев был одним из тех, кого коснулась трогательная забота Великих княжон. В память об этом он написал одной из них следующие строки:

Сегодня день Анастасии,
И мы хотим, чтоб через нас
Любовь и ласка всей России
К Вам благодарно донеслась…
И мы уносим к новой сече
Восторгом полные сердца,
Припоминая наши встречи
Средь царскосельского дворца.

Прапорщик Н. Гумилев.
Царскосельский лазарет, Большой Дворец.
5 июня 1916


Софья Федорченко, сестра милосердияФедорченко, С. З. Народ на войне [Текст] : фронтовые записи / С. Федорченко ; обл. и виньетки работы Е. И. Прибыльской. – Киев : Изд. Издат. подотд. ком. юго-зап. фронта Всерос. зем. союза, 1917. – 139 с.Софья Федорченко, сестра милосердия

В 1917 г. в Киеве выходит первая часть знаменитой книги C. З. Федорченко «Народ на войне» с подзаголовком «Фронтовые записи». Немного раньше фрагменты этой книги были опубликованы в петроградском журнале «Северные записки» (1917, № 1) и московском журнале «Народоправство» (1917, № 9–13). Книга Федорченко представляет собой  разговоры и рассказы солдат о жизни, о войне и мире, о врагах в форме коротких, емких, лаконичных записей. Некоторые из записей представляют собой в предельно сжатом виде целые новеллы. Мысли и беседы солдат дополнены песнями, частушками, заговорами и тому подобными поэтическими текстами фольклорного характера. Сама форма произведения и авторские предисловия способствовали заблуждению, что солдатская речь стенографически подлинная. Из авторского предисловия можно узнать, что Софья Федорченко долго находилась на фронте в качестве сестры милосердия. Второе издание сборника вышло в 1923 году в издательстве «Новая Москва» в серии «Библиотека современников». Известный в то время журналист И. Василевский (Не-Буква) утверждал, что «ни историк, ни социолог, ни беллетрист, ни политик не имеют права не знать этой книги» (Накануне. 1923. 17 июня).

Федорченко, С. З. Народ на войне [Текст] : фронтовые записи / С. Федорченко ; обл. и виньетки работы Е. И. Прибыльской. – Киев : Изд. Издат. подотд. ком. юго-зап. фронта Всерос. зем. союза, 1917. – 139 с.

А. Л. Ной, ведущий библиотекарь ОЧЗ

Новости ЧОУНБ

Новости библиотек области

Наверх