По страницам газеты «Книжное обозрение» за 2014 г. Читайте в № 8/9


По страницам газеты «Книжное   обозрение» за 2014 г. Читайте в № 8/9

«Пушкин на Парнасе»Пушкин среди муз! Парнас – место, где обитали Аполлон и музы, жил крылатый конь Пегас, символ поэтического вдохновения и красноречия. Здесь в греческих Дельфах в сосновой роще, где создается парк литературной славы мира, был установлен  памятник великому русскому поэту Александру Сергеевичу Пушкину работы скульптора Станислава Нечволодова. Торжественная церемония его открытия прошла вечером 6 июня 2014 г. в день рождения поэта. В ней приняли участие представители греческой и российской общественности, российского посольства в Греции, мэрии города, литераторы. Подробнее читайте в заметке «Пушкин на Парнасе» в рубрике «Новости».Патриарх Московский и всея Руси вручил почетные знаки и сертификаты на получение денежной награды победителям – протоиерею Николаю Агафонову (Самара), писателям Валерию Ганичеву (Москва) и Валентину Курбатову (Псков).

В этой рубрике опубликована также информация «Патриаршая премия-2014», знакомящая с ее лауреатами и номинантами. Патриаршая литературная премия имени святых  равноапостольных Кирилла и Мефодия была учреждена решением Священного Синода от 25 декабря 2009 года с целью поощрения писателей, внесших существенный вклад в утверждение духовных и нравственных ценностей в жизни современного человека, семьи и общества, создавших высокохудожественные произведения, обогатившие русскую литературу. Эта премия не имеет аналогов в истории Русской Православной Церкви и в практике других Поместных Православных Церквей.  Лауреаты премии за 2014 г. были определены тайным голосованием членов палаты попечителей премии на торжественной церемонии награждения  в Храме Христа Спасителя. Патриарх Московский и всея Руси вручил почетные знаки и сертификаты на получение денежной награды победителям – протоиерею Николаю Агафонову (Самара), писателям Валерию Ганичеву (Москва) и Валентину Курбатову (Псков).

Любителям отечественной литературы предлагаем в рубрике «Русская проза» познакомиться с рецензиями Оксаны Бек на новые книги известных прозаиков: Юрия Буйды «Послание госпоже моей левой руке» (М., 2014) и Алексея Слаповского «Хроника № 13: рассказы, сценарии, пьесы, эссе, хроника общих и личных событий» (М., 2014).

Юрий Буйда «Послание госпоже моей левой руке» (М., 2014) Из аннотации
Выход каждой новой книги лауреата премии «Большая Книга» Юрия Буйды вызывает резонанс в литературном мире. Очередная работа мастера – «Послание госпоже моей левой руке» – закрепила его репутацию художника: изысканного, умного, непредсказуемого и провокационного. Этот сборник представляет некую шкатулку с литературными чудесами. Есть в ней и сюрные рассказы в духе Юрия Мамлеева, и новеллы, заставляющие вспомнить о классиках магического реализма. Предсказать развязку сюжетов этих историй фактически невозможно. Наиболее близки героям этой книги – персонажи полотен Брейгеля и Босха. Своими историями Юрий Буйда уносит читателя в запредельный мир какого-то вселенского сна, где человек остается один на один с Богом, душой и вечными вопросами о любви, свободе, дружбе, смерти и жизни.

Из отзывов читателей интернет-магазина «Лабиринт»
- В предпоследнем своем сборнике «Яд и мед» Буйда взял такую высокую планку, что я, конечно, ожидала разочарования от «Послания...» – писать ровно на таком уровне невозможно, даже у самых маститых авторов за гениальной книгой часто идет проходная. Но новый сборник не разочаровал… Да, он неоднороден; в отличие от «Яда и меда» или, например, «Жунглей», в нем нет ни сквозной хронологии, ни общности места. Рассказы, его составляющие, то магически реалистичны, а то и откровенно философски и абстрактны. Текст невероятно плотный, между чтением отдельных рассказов часто приходится делать перерыв «на подумать». Но это-то и прекрасно – не столь многие современные книги, будучи прекрасно написанными, сами принуждают нас останавливаться и задумываться…

- Суть выражена автором в последнем эссе книги – «икона и зеркало». Буйда – уникальный и великолепный подражатель и стилист. И в контексте этого понимания  становятся абсолютно не важны имена авторов и названия художественных текстов, которые всплывают в памяти по ходу прочтения «Послания...» – но только пространство текста и его смыслов у Буйды. Помимо прочего: книга прекрасно издана и переплетена.
Подробнее: http://www.labirint.ru/reviews/goods/433324/

Алексей Слаповский «Хроника № 13: рассказы, сценарии, пьесы, эссе, хроника общих и личных событий» (М., 2014).От автора
Здесь должна быть аннотация. Но ее не будет. Обычно аннотации пишут издательства, беззастенчиво превознося автора, или сам автор, стеснительно и косноязычно намекая на уникальность своего творения. Надоело, дорогие читатели, сами решайте, читать или нет. Без рекламы. Скажу только, что каждый может найти в этой книге что-то свое – свои истории, мысли и фантазии, свои любимые жанры…
С уважением, А. С.

Из рецензии
Оксана Бек пишет: «Читателю, не привыкшему к такому свободному обращению с “непубличными” текстами, “Хроника “ может показаться книгой странноватой, но тут можно сказать только “привыкайте, товарищи”. Те же, кто к такой коллажности уже привык, могут попробовать наметить между “документальной” и “художественной” составляющими “Хроники” соединительные линии и нарисовать для себя некий литературоведческий узор.  Но в принципе можно этого и не делать. Алексей Слаповский – писатель, замечательный и без всяких концептуальных ухищрений».

«Увидеть Лондон и умереть»«Увидеть Лондон и умереть» – эта крылатая фраза давно уже стала символом чьей-либо сокровенной мечты побывать в этом загадочном городе. Но если осуществить эту мечту пока не удается, приглашаем вас познакомиться с новыми книгами о Лондоне, которые рецензирует Мария Мельникова в рубрике «Лондон». А именно, со сборником «Лондон: время московское» (М., 2014)  и книгой Питера Акройда «Подземный Лондон. История, притаившаяся под ногами» (М., 2014; пер. с англ.). Рецензент отмечает: «Это хитрый город. Стоит на нашей мифо-географической карте, завернувшись в свой туман, преисполненный этакой элегантной скромности. Как символ “другого” образа жизни, он, как ни крути, смотрится хуже Парижа и Америки – не потому что беден, а потому что сдержан…».

От производителя
Этот литературный сборник задуман как коллективное объяснение в любви к Англии, к Лондону, к великой английской литературе, с которой у русских писателей«Лондон: время московское» (М., 2014) всегда были особые отношения. Здесь и эмигрантские воспоминания, и очерки британских нравов, и российский опыт лондонского изгнанничества, и новейшие впечатления от жизни русских в районах Белгрейвия и Хайгейт. А кроме этого впервые представлено целое собрание современных рассказов и эссе на сюжеты произведений Чарльза Диккенса. Как выясняется, британский классик, чей двухсотлетний юбилей мы недавно отмечали, ничуть не устарел, а его герои продолжают жить среди нас, только под другими именами и в другом обличье. Нам показалось любопытным в Перекрестный Год культуры Великобритании и России собрать под одной обложкой российских и британских авторов, объединив их темами Лондона и Чарльза Диккенса, чтобы выстроить свой мост между нашими литературами и странами.

Питер Акройд «Подземный Лондон. История, притаившаяся под ногами» (М., 2014; пер. с англ.).Аннотация к книге
Знаменитый летописец Лондона Питер Акройд решил спуститься в его подземные глубины. Там притаился целый город-призрак со своими улицами, реками, монастырями… и канализацией. Под ногами жителей и туристов лежит неизвестная история Лондона: от памятников Бронзового века, римских тротуаров и средневековых кладбищ до станций первого в мире метро. Ненадежные почвы, на которых стоит город, придают ему ореол загадочности и хрупкости. Автор рассматривает родной город под необычным ракурсом «снизу» и заставляет читателей с осторожностью гулять по улицам и мостам, ведь глубоко внизу тоже бурлит жизнь. «Город живой, он дышит…» – таков лейтмотив долгожданной новинки от Акройда.
Подробнее: http://www.labirint.ru/books/434708/

В рубрике «Слова и звуки» Сергей Шулаков в рецензии «Легкий жанр» представляет новые книги, посвященные популярным певицам – легендам  советской эстрады. Это книга Сергея Михеенкова «Лидия Русланова. Душа-певица», вышедшая в серии «Жизнь замечательных людей» в 2014 г. и Анисима Гиммерверта «Майя Кристалинская: песни, друзья и недруги», которую выпустило в 2013 г. издательство ДЕКОМ в серии «Имена». Рецензент отмечает, что советская эстрада – это «крайне интересное явление» и что «даже в самые мрачные времена народ хочет развлекаться, и вовсе не “идеологически выдержанными” Сергей Михеенков «Лидия Русланова. Душа-певица»способами. Поэтому власти просто вынуждены пропускать на сцену не только гимны и марши, но и легкий жанр. И конечно, здесь не обойтись без женщин…».

От издателя
В жизни Лидии Руслановой были и сума, и тюрьма, а еще в ней были верность и предательство, нищета и богатство, и радости и горя было немерено. Новая биография, написанная на основе воспоминаний ее близких, друзей и родственников, открывает многие неизвестные страницыАнисим Гиммерверт «Майя Кристалинская: песни, друзья и недруги» жизни великой певицы.

От издателя
Майя Кристалинская – легенда советской эстрады. Ее песни продолжают звучать, хотя певицы не стало в 1985 году, выходят ее диски, посвященные ей фильмы и передачи. Однако даже поклонники Кристалинской немного знают о ней – она была скромна и никогда не афишировала подробностей своей личной жизни.

В профессиональном приложении к газете «Книжное обозрение» (PRO № 422) читайте статью заместителя генерального директора по науке Российской книжной палаты Константина Сухорукова «В рамках ожиданий: статистика российского книгоиздания за первую половину года». Он знакомит с итогами статистики книгоиздания за первую половину 2014 г., которые подвела Российская книжная палата. «Сразу скажем, – отмечает автор, – что они оказались ожидаемыми – с учетом как объективных, так и субъективных факторов воздействия на нашу книжную отрасль».

Материал подготовлен В. Ильиной, библиографом ИБО

Новости ЧОУНБ

Новости библиотек области

Наверх