В информационно-библиографическом отделе открылась выставка-просмотр «Русская словесность XVIII века»


В информационно-библиографическом отделе открылась выставка-просмотр «Русская словесность XVIII века», продолжающая цикл выставок к Году литературы в России.

На экспозиции представлены энциклопедические и справочные издания, библиографические указатели из фонда ИБО, в которых можно найти биографию и творчество поэтов и прозаиков  XVIII в., литературные жанры и стили, течения и направления.

Словесность наша явилась вдруг в 18 веке.

А. С. Пушкин

XVIII в. – в это время русская литература носила переходный характер. Существовали старые формы, но содержание произведений менялось. Продолжали появляться повести, ориентированные на традиции древнерусской литературы, но герой повестей уже иной, в мотивах его деятельности наблюдаются просветительские идеалы личных достоинств: активности, решительности, здравого смысла. Литературный язык петровской эпохи крайне пестр: использование церковнославянской лексики, старосла­вянизмов и иностранных слов. Развитие литературы связано с петровскими преобразованиями. Реформа гражданского шрифта, проведенная в 1708–1710 гг., упростила сложную кириллицу и разделила области светской и церковной книжности, позволила наладить выпуск газет, первой из которых была русская печатная газета «Ведомости» (1702). С 1708 г. начинается выпуск массовых ежегодных календарей и значительно увеличивается количество издаваемых светских книг.

Русская словесность XVIII века«Строительная сутолока» петровской эпохи оставляла мало места словесности, обращенной к вопросам духовным. Высокая культура слова, созданная древнерусскими писателями и утвержденная церковным авторитетом, оказалась излишней для торопливого времени войн, триумфальных шествий. Всякое явление оценивалось, прежде всего, с точки зрения его полезности. Словесность могла быть полезна постольку, поскольку она прославляла успехи России и разъясняла правительственную линию. Поэтому главные качества литературы этой эпохи – злободневность, жизнеутверждающий пафос и установка на общедоступность. При активной поддержке Петра создается новая светская литература, новые стили и жанры. Для воспитания молодежи в новых традициях в 1717 г. был издан сборник статей «Юности честное зерцало». Молодому дворянину предписывалось изучать науки, языки, верховую езду, танцы и фехтование, почитать старших, гордиться не древностью рода, а своими делами на пользу Отечества. Популярным жанром являются «гистории», наблюдается развитие поэзии. Реформы Петра I послужили появлению публицистики, задачей которой стало обоснование идеологии абсолютной монархии.

Крупным писателем и публицистом 1-й четверти XVIII в. пред­стает Феофан Прокопович (церковный деятель), в проповедях которого – политические выступления, талантливое изложение официальной точки зрения. Развивая идею просвещенного абсо­лютизма, носителем которого является «философ на троне», про­свещенный монарх, Ф. Прокопович в «Слове на погребение Петра Великого» (1725) выражает всю силу преданности императору и глубину скорби по ушедшему монарху. «Гистории» и любовные вирши демонстрируют переворот, произошедший в общественном сознании, – пришло время новой светской культуры.

Зарождение русской поэзии связано с именем В. Г. Тредиаковского, автора трудов о правилах стихосложения, переводчика, поэта. Он выступил реформатором русского стихосложения, перейдя к ее более совер­шенной системе.

Антиох Кантемир – родоначальник нового жанра в русской литературе – сатиры. Автор метко и талантливо обличает типичные человеческие пороки: невежество, лживость, самодовольство, возвеличивает идеалы Просвещения: ра­зум, честь, гуманизм. Все сатиры написаны сквозь призму ожиданий преобразований, обличают нравы послепетровской эпохи. Собственное творчество воспринимается  как гражданское служение.
 

Русская словесность XVIII века Русская словесность XVIII века Русская словесность XVIII века Русская словесность XVIII века
Феофан Прокопович
(архиепископ)
 Василий Кириллович
Тредиаковский
Антиох Дмитриевич
Кантемир
 
Александр Петрович
Сумароков

 

Основоположником новой российской драматургии вошел в историю русской словесности А. П. Сумароков. Талантливый драматург, поэт, острый критик и публицист, директор первого в России отечест­венного публичного театра своей целью поставил создание национальной литературы, не уступающей по уровню литературе европейских стран. А. П. Сумароков известен как автор «любовных песен» и пьес, поставленных в возглавляемом им театре.

Русская словесность XVIII векаМихаил Васильевич Ломоносов внес большой вклад в русскую литературу. Его перу принадлежат и лирические стихи, и прекрасные поэмы, и оды, первая из которых, «Ода на взятие Хотина», поразила любителей российской словесности. «Российские стихи надлежит сочинять по природному нашего языка свойству, а того, что ему несвойственно, из других языков не вносить», – писал М. В. Ломоносов. Он стал идеологом и теоретиком российского классицизма. «Письмо о правилах российского стихотвор­ства» (1739) и «Риторика» (1745) – базовые теоретические про­изведения, в которых он обосновал и развил идеи классицистской эстетики и гражданственности, считая оду лучшим жанром. Ломо­носов определил ее форму, язык, тематику, установил канон, в соответствии с которым создал двадцать од (1739–1764), ставших образцом государственной словесности. Картины русского Севера, восхваление реформ Петра I, прославление твор­ческой энергии русского народа, изложение взглядов на устройство государства, описание деяний императрицы Елизаветы Петровны – таково содержание од Ломоносова.

Отцом русской комедии называют Д. И. Фонвизина, известного своим остроумием, актерскими способностями и критическим умом, автора классических комедий. «Недоросль» (1782) явилась вершиной творчества Фонвизина – комедия, направленная против невежества и помещичьего про­извола, оказавшая мощное влияние на развитие реалистических тра­диций в русской литературе. Комедии как нельзя лучше соответствовали духу того времени. Их охотно сочиняла сама Екатерина, посмеиваясь над человеческой глупостью.

Эти поэты были представителями классицизма – ведущего направления в русском и европейском искусстве и литературе середины и второй половины XVIII в. Русский классицизм развивался под влиянием европейского Просвещения. Классицизм включал строгое разграничение жанров, правило трех единств: времени, места, действия; дидактизм – стремление поучать и воспитывать. Центральной идеей выступала убежденность в возможности избавления от жестокостей жизни через просвещение и распрост­ранение знаний. В эпоху классицизма сложилась новая художественная литера­тура с разнообразием жанров и форм (ода, элегия, басня, трагедия, комедия, повесть, роман). Достоинство произведения определялось не оригинальностью, а следованием определенным правилам или мастерством подражания признанным образцам.

Выдающимся поэтом конца века стал Г. Р. Державин, центральным произведением которого считают оду «Фелица» (1782), посвященную Екатерине II, царствование которой началось в 1762 г. Поэт пишет патриотические оды, придер­живаясь классических традиций, прославляет сильное государство и сынов Отечества.
 

 Русская словесность XVIII века  Русская словесность XVIII века  Русская словесность XVIII века  Русская словесность XVIII века
 Денис Иванович
Фонвизин
Гавриил Романович
Державин
Александр Николаевич
Радищев
Николай Михайлович
Карамзин

 

Особое место в русской литературе занимает творчество А. Н. Ра­дищева. Воспитанный на европейских ценностях и столкнувшийся с реалиями российской жизни Радищев становится ярым оппонентом царизма. В главном своем произведе­нии «Путешествие из Петербурга в Москву» писатель, стилизуя изложение под жанр сентиментального путешествия, описывает ужасающую картину, открывшуюся автору: «Я взглянул окрест меня – душа моя страданиями человечества уязвлена стала». Архаичный язык позволяет передать всю грусть ситуации, высказать активную позицию: «самодержавство есть наипротивнейшее человеческому естеству состояние». В лице Радищева Россия поднялась до осуждения самодержавия.

Наравне со строгим классицизмом начинает складываться новое лирическое направление – сентиментализм, выразителем которого в русской литературе стал Н. М. Карамзин (повесть «Бедная Лиза»). Сентиментализм раскрывает внутренний мир конкретного че­ловека через эмоции и чувства. В творчестве Карамзина меняется само представление о целях и задачах литературы, которые прежде виделись неразрывными с делами государства. При всем отличии сентиментализма от классицизма  существует то, что их объединяет, – задача воспитания читателя на примерах и образах.

С выставкой-просмотром  можно ознакомиться в зале № 10 (2 этаж) с 13 мая до 25 августа 2015 г.

 

Из книг, представленных на выставке:

Русская словесность XVIII века83.3Р
С 785
Д-279027-БО

Стахорский, С. В.  Русская литература : попул. ил. энцикл. / С. В. Стахорский. – Москва : Дрофа-Плюс, 2007. – 607 с. : ил. – Библиогр.: с. 598–599. 

В энциклопедии представлены десять веков русской литературы: от возникновения письменности и древнейших текстов, начертанных на берестяных грамотах, от первых летописей и ораторских сочинений православных проповедников до опытов современных писателей и перипетий литературной жизни.

Русская словесность XVIII века83.3Р1
Р 893
К-532990-КФ   К-532991-КФ   К-536096-ОЧЗ   К-536372-БО

Русские поэты XVII–XIX веков : собр. биогр. / Т. А. Екимова, М. В. Загидуллина, А. А. Иванова [и др.] ; науч. ред. М. Ю. Люстров. – Челябинск : Урал Л.Т.Д., 2001. – 366 с. 

Включено около 200 биографий русских поэтов – как тех, чье наследие стало хрестоматийным, так и тех, чьи имена ныне почти забыты, но творчество сыграло известную роль в истории литературы. Биографии иллюстрируются фрагментами  произведений, некоторые тексты после XVIII в. не публиковались. Разделы справочника предваряют вступительные статьи, в которых обозначены направления развития литературного процесса и поэтики в соответствующие периоды.

Русская словесность XVIII века83.3Ря1
Р 893
К-501493-ОЧЗ   К-503359-КХ   К-501492-БО

Русские писатели XI–начала XX века : биобиблиогр. слов. :  кн. для учащихся / под ред. Н. Н. Скатова ; сост. Котельников В. А., Прозоров Ю. М. – Москва : Просвещение, 1995. – 574 с.

В живой, увлекательной форме рассказывается о детстве и юности писателей, поэтов, критиков, об их пути к творчеству, к своей теме в литературе.

Русская словесность XVIII века83.3Р1
С 481
Д-272975-ОЧЗ    Д-272976-БО

Словарь персонажей русской литературы : вторая пол. XVIII–XIX в. / Акад. исслед. культуры ; отв. ред. В. А. Никитин ; ред.-сост. Г. А. Гудимова. – Москва ; Санкт-Петербург : Унив. кн., 2000. – 361 с. – (Summa culturologiae). 

Словарь вводит читателя в культурную атмосферу и быт России, представляя героев классической русской литературы и персонажи произведений, имеющих высокую художественную ценность, но незаслуженно забытых. Дается широкая картина российской жизни, раздвигающая рамки устоявшихся представлений о культуре, истории, быте и русском национальном характере.

Русская словесность XVIII века83.3Р1
Э 687
К-422790-БО    К-422891-КХ

Энциклопедия русской жизни : роман и повесть в России второй пол. XVIII – нач. XX в. : рек. библиогр. справ. / Гос. б-ка СССР им. В. И. Ленина ; сост. Е. М. Сахарова [и др.] ; под ред. В. И. Кулешова. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Кн. палата, 1988. – 400 с. 

Русский роман и повесть – это художественная панорама образов и картин, запечатлевших историю нашей Родины, общественную жизнь и духовное развитие народа. Материал справочника сгруппирован в трех основных главах, посвященных различным этапам становления и формирования крупных прозаических жанров. Охарактеризованы произведения более 70 писателей: от А. Н. Радищева и Н. М. Карамзина до М. Горького и А. Н. Толстого.

Русская словесность XVIII века81.411.2
И 446
Д-270801-БО    Д-272918-ОЧЗ    Д-273163-КХ

Иллюстрированный словарь забытых и трудных слов из произведений русской литературы XVIII–XIX веков / сост. Л. А. Глинкина. – Оренбург : Оренбург. кн. изд-во, 1998. – 276 с. – Библиогр.: с. 276. 

Включает около 3 000 устаревших слов и устойчивых словосочетаний русского языка с цитатами. К пятистам словам даны графические иллюстрации. Словарь снабжен перечнем толкуемых слов, устойчивых словосочетаний и списком цитируемых авторов с перечнем заголовков статей. Адресован старшеклассникам, студентам-филологам, учителям-словесникам и широкому кругу читателей.

Русская словесность XVIII века72
Л 753
Д-271988-ОЧЗ    Д-271925-БО    Д-271989-ОЧЗ

Ломоносов : крат. энцикл. слов. / Рос. акад. наук, Музей М. В. Ломоносова ; ред.-сост. Э. П. Карпеев. – Санкт-Петербург : Наука, 1999. – 257 с. : ил.

Словарь знакомит с современным состоянием изучения жизни и творческого наследия М. В. Ломоносова.

83.3Р1я1
К 211
К-525705-БО

Николай Михайлович Карамзин : указ. тр., лит. о жизни и творчестве, 1883–1993 / Гос. публ. ист. б-ка России, Рус. библиогр. о-во ; сост. Т. К. Мищенко [и др.] ; отв. ред. А. А. Либерман. – Москва : Вост. лит. РАН, 1999. – 446 с. : 1 л. портр. – (Academia ROSSICA ; 6).

Содержатся сведения о сочинениях, отдельных произведениях, письмах и переводах Н. М. Карамзина, материалы о его жизни и деятельности за определенный период.

Заказать в ЧОУНБ  (16 назв.)

 

Читать в библиотеке ЛитРес

* Для чтения книги он-лайн в библиотеке ЛитРес необходима удаленная регистрация на портале ЧОУНБ.

Русская литература XVIII века

Русские поэты XVIII века

Кантемир А.

Карамзин Н. М. Бедная Лиза

Ломоносов М. В.

Радищев А. Н.

Фонвизин Д. И. 

Также можно посетить Интернет-ресурсы:

 

Год литературы в России 2015 [Электронный ресурс] : сайт [ 2015]. – Режим доступа: http:// www.годлитературы.рф, свободный. – Загл. с экрана.

ИФонд поддержки русской книги [Электронный ресурс]: сайт [2013–2015 гг.]. – Режим доступа: http://book-foundation.su/books/news/2015-god-obyavili-godom-literaturyi/, свободный. – Загл. с экрана.

Н. И. Удовицкая, гл. библиограф ИБО

Новости ЧОУНБ

Новости библиотек области

Наверх