Вечно живое наследство


24 мая в России отмечается День славянской письменности и культуры. Истоки этого праздника неразрывно связаны с чествованием Святых Равноапостольных Кирилла и Мефодия – просветителей славян, создателей славянской азбуки.

К этому празднику в читальном зале №1 отдела обслуживания читателей открылась книжная выставка «Вечно живое наследство», где представлена литература о жизни и великом духовном подвиге Кирилла иСвятые Равноапостольные Кирилл и Мефодий Мефодия, их учеников и последователей; об истории создания славянской азбуки; славянских книжниках и первопечатниках; развитии книжной культуры. Раздел «Памятники письменности Древней Руси» включает лучшие образцы литературных памятников, созданных на протяжении семи столетий средневековой русской культуры, а также монографии, словари, энциклопедии по данной теме.

Константин (827–869) и его старший брат Мефодий (815–885) родились и провели детство в македонском портовом городе Солуни (современный город Салоники). От названия города идет традиция называть их солунскими братьями. Оба они жили духовной жизнью, стремясь к воплощению своих убеждений и идей, не придавая значения ни богатству, ни карьере. Младший брат писал, старший переводил его работы; младший создал славянскую азбуку, письменность и книжное дело, старший – практически развил созданное младшим; младший был талантливым ученым, тонким филологом, в историю вошел как Константин Философ, старший был способным организатором и практическим деятелем. На заслуги святых Кирилла и Мефодия указывал академик Д. С. Лихачёв: «Взгляд на русскую историю как на часть мировой и чувство ответственности за весь мир стали также отличительной особенностью всех восточнославянских литератур и отчасти были унаследованы ими через единую литературу Древней Руси от славянских просветителей – Кирилла и Мефодия. Это им принадлежит мысль о единстве человечества и ответственности каждой страны, каждого народа в общечеловеческом устроении и просвещении, о служении каждой страны человечеству. Для Кирилла и Мефодия это была Болгария, для писателей Древней Руси – Русь».

Выставка состоит из 4 разделов:

Кирилл и Мефодий – первые славянские просветители.

Памятники письменности Древней Руси.

От книги рукописной – к печатной.

Книжные палаты Древней Руси.

Из книг, представленных на выставке:

Лощиц, Ю. М. Кирилл и Мефодий / Юрий Лощиц. – Москва : Молодая гвардия, 2013. – 357 [11] с.: ил.Лощиц, Ю. М. Кирилл и Мефодий / Юрий Лощиц. – Москва : Молодая гвардия, 2013. – 357 [11] с.: ил.

Предлагаемая вниманию читателей биография святых Кирилла и Мефодия принадлежит перу писателя Юрия Михайловича Лощица, которого ценители биографического жанра знают как автора книг «Сковорода», «Гончаров» и « Дмитрий Донской», ранее выходивших в серии «Жизнь замечательных людей». Надёжными путеводителями для автора стали два древнейших литературно-исторических памятника старославянской письменности – «Житие Константина Философа» и «Житие Мефодия» (так называемые пространные жития солунских братьев). Многие страницы книги написаны как развёрнутый комментарий к этим памятникам отдалённой эпохи и представляют собой опыт художественно-исследовательской реконструкции.

Остромирово Евангелие, 1056–1057 : [факс. воспроизведение]. – Ленинград : Аврора ; Москва : Моск. Патриархат, 1988. – 294 л. : цв. ил.Остромирово Евангелие, 1056–1057 : [факс. воспроизведение]. – Ленинград : Аврора ; Москва : Моск. Патриархат, 1988. – 294 л. : цв. ил.

Остромирово Евангелие – свидетель нашей тысячелетней истории, книга, сохранившаяся от глубокой древности до нынешних дней  (хранится в Российской научной библиотеке в Санкт-Петербурге). Живой нитью она связывает нас с эпохой начала русской книжности. Сведения о происхождении Остромирова Евангелия содержатся в самой этой книге и подтверждаются историческими источниками: переписчиком его был дьякон Григорий, а заказчиком – новгородский посадник Остромир. Отсюда и происходит название Евангелия – Остромирово. Факсимильное издание Остромирова Евангелия, снабженное научным аппаратом, увидело свет в1988 г. (к 1000-летию Крещения Руси) и в настоящее время играет роль основной копии памятника, обеспечивающей доступ к нему широкому кругу исследователей и читателей без обращения к бесценному оригиналу. В приложении содержится перепечатанное из первого (1843) издания Остромирова Евангелия предисловие А. Х. Востокова. Факсимиле1988 г. содержит 294 листа красивого уставного письма. Украшено фигурными заставками и расписанными красками начальными буквами, рисунок которых ни разу не повторяется. Художественное оформление Остромирова Евангелия показывает, что русскую книгу с самого начала существования следует рассматривать как синтез словесного и изобразительного искусства.

Изборник Святослава 1073 года : факс. изд. – Москва : Книга, 1983. – 266 л. , ил. – Прил. : Научный аппарат факсимильного издания : сборник / науч. ред Л. П. Жуковская. – 79 с., ил. – Издания вложены в одну папкуИзборник Святослава 1073 года : факс. изд. – Москва : Книга, 1983. – 266 л. , ил. – Прил. : Научный аппарат факсимильного издания : сборник / науч. ред Л. П. Жуковская. – 79 с., ил. – Издания вложены в одну папку.

Оригинал, послуживший материалом для настоящего факсимильного издания, хранится как национальное сокровище в Государственном Историческом музее в Москве. Эта книга, написанная на пергаменте в начале ХIв. во время княжения Святослава, сына Ярослава Мудрого, – вторая по древности из известных точно датированных книг.

Основная часть сборника состоит из «Ответов Анастасия Синаита» – свода выписок из Святого Писания и сочинений византийских отцов церкви: Иоанна Златоуста, Василия Великого, Григория Нисского, Максима Исповедника и многих других. В форме вопросов и ответов затронут широкий круг проблем христианского мировоззрения и гносеологии, церковной догматики и моральных норм поведения. Сюда вошел в извлечениях даже трактат по поэтике «Об обрезех» Георгия Хировоска – краткие описания тропов и риторических фигур. В «Изборнике» мы находим первый в восточнославянской литературе индекс запрещенных книг.

Изборник Святослава 1073 года – лицевой кодекс, он широко известен своими миниатюрами. Особенно популярно групповое изображение княжеской семьи Святослава.

Факсимильное издание Изборника Святослава1073 г. было бы невозможно без реставрации, произведенной в 1978–1981 гг. Всесоюзным научно-исследовательским институтом реставрации.

Расшифровка рукописи в ходе реставрации дала возможность восстановить первоначальное расположение текстов. В таком виде «Изборник» и вышел в свет в настоящем факсимильном издании. Он сопровождается отдельной книгой – «Научный аппарат факсимильного издания».

Карский, Е. Ф. Славянская кирилловская палеография / Е. Ф. Карский. – Москва : Наука, 1979. – 494 с. : ил.Карский, Е. Ф. Славянская кирилловская палеография / Е. Ф. Карский. – Москва : Наука, 1979. – 494 с. : ил.

Эта книга – один из лучших фундаментальных трудов по славяно-русской палеографии. В ней с исчерпывающей полнотой рассмотрены все ключевые вопросы истории славянского кирилловского письма. Палеографию Е. Ф. Карского можно назвать начертательной энциклопедией, в которой собран огромный материал по видоизменению каждой буквы кириллического алфавита, от устава до поздней скорописи. Исследователь приводит примеры начертания букв из разнообразных памятников. Е. Ф. Карский уделяет внимание теории и практике описания рукописей, сосуществованию рукописной и старопечатной книги, описанию инструментов для письма, изводам языка, специфике работы писцов. Поскольку «Славянская кирилловская палеография» (Ленинград, 1928) – оригинальный научный труд, интерес к книге не угасал, чем объясняется факсимильное переиздание данного труда, давно ставшего библиографической редкостью.

Глухов, А. Г. Мудрые книжники Древней Руси: от Ярослава мудрого до Ивана Фёдорова : [науч.-художеств. очерки] / Алексей Глухов. – Москва : Экслибрис–Пресс, 1992. – 255 с. : ил.Глухов, А. Г. Мудрые книжники Древней Руси: от Ярослава мудрого до Ивана Фёдорова : [науч.-художеств. очерки] / Алексей Глухов. – Москва : Экслибрис–Пресс, 1992. – 255 с. : ил.

Древняя Русь оставила нам бесценное литературное богатство, которое на протяжении столетий создавали многие талантливые писатели, переводчики, художники-оформители и переписчики – все те, кого в летописях называли «мудрыми книжниками». Среди них – Ярослав Мудрый, митрополит Иларион, дьякон Григорий, Нестор-летописец, Владимир Мономах, Феодосий Печерский, Кирилл Туровский, Андрей Боголюбский и др. Собранные очерки, расположенные в хронологическом порядке, дают довольно целостную картину развития книжной культуры нашей страны – от первых рукописных книг до введения книгопечатания.

Осипов, Б. И. Судьбы русского письма: история русской графики, орфографии и пунктуации / Б. И. Осипов. – Москва : Ин-т рус. яз. РАН ; Омск : ИЦ «Омс. науч. вестн.», 2010. – 320 с.Осипов, Б. И. Судьбы русского письма: история русской графики, орфографии и пунктуации / Б. И. Осипов. – Москва : Ин-т рус. яз. РАН ; Омск : ИЦ «Омс. науч. вестн.», 2010. – 320 с.

Монография обобщает работы автора и исследования других специалистов по истории русского письма и является систематическим изложением этой истории, начиная с первых сохранившихся памятников, написанных на Руси, и кончая современным состоянием русской графики, орфографии и пунктуации.

 

Список ссылок на открытые ресурсы:

http://byzantinorossica.org.ru/paleoslavistics.html

Электронная библиотека по палеославистике содержит описания рукописных собраний, словари церковнославянского и древнерусского языков, энциклопедии, издания древнеславянских текстов и фундаментальные исследования основоположников палеославистики.

Ресурс создан Санкт-Петербургским Обществом византино-славянских исследований.

http://www.stsl.ru/manuscripts/index.php

Электронный корпус славянских рукописей из собраний Свято-Троицкой Сергиевой Лавры и Российской Государственной библиотеки. К настоящему времени доступны 2617 рукописей.

http://mns.udsu.ru

Портал «Манускрипт: Славянское письменное наследие» содержит:

коллекции древнейших и средневековых славянских и русских текстов, в том числе полные тексты всех сохранившихся рукописей, созданных на территории Древней Руси в XI веке., славянские евангелия XI–XIV вв.. служебные минеи XI–XIV вв., триоди XII–XIVвв., летописи, жития и др.;

информацию о разработках в области их электронной публикации и методах создания полнотекстовых баз данных сложных по структуре и составу рукописных памятников.

Создан лабораторией по автоматизации филологических работ Удмуртского государственного университета и кафедрой лингвистики Ижевского государственного технического университета.

http://www.lrc-lib.ru

Электронный архив «Рукописные памятники Древней Руси» содержит «Остромирово Евангелие» 1056-1057 года по изданию А.Х. Востокова, «Типографский устав» (устав с кондакарем конца XI – начала XII века) из собрания ГТГ, Древнерусский перевод «Истории Иудейской Войны» Иосифа Флавия, Псалтирь 1683 г. в переводе Аврамия Фирсова.

Совместный проект Института русского языка им. В.В. Виноградова http://www.ruslang.ru и издательства «Языки славянских культур».

http://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=4738

Электронные публикации Отдела древнерусской литературы Института русской литературы (Пушкинского Дома) РАН. На портале представлены:

Словарь книжников и книжности Древней Руси

Библиотека литературы Древней Руси

Труды Отдела древнерусской литературы (ТОДРЛ)

Бибиография работ по древнерусской литературе.

http://etymolog.ruslang.ru

Сайт «Этимология и история слов русского языка» Электронные публикации исследований по этимологии и этимологических словарей, в том числе Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. Т. I-IV. М., 1976-1987.

Проект Института русского языка им. В.В. Виноградова http://www.ruslang.ru

http://www.ruslang.ru/agens.php?id=rjano

На сайте представлен журнал «Русский язык в научном освещении», в котором печатаются работы ведущих российских и зарубежных исследователей в области истории и теории русского языка.

А. Л. Ной, зав. читальным залом для студентов.

 

Новости ЧОУНБ

Новости библиотек области

Наверх