«Юноше, обдумывающему житье…»


Переход к информационному обществу вызвал к жизни новое явление под названием «креативный класс». Успешными по жизни в очень скором будущем будут люди, которые смогут быстро адаптироваться в возникающих ситуациях, системно воспринимать реальность и быстро находить решения для нестандартных проблем. Появление в образовательных стандартах последнего поколения раздела по исследовательской, проектной деятельности детей связано с необходимостью подготовить их к новой реальности.

Креативные способности превращаются в интеллектуальную собственность, т. к. мозг становится средством производства. Отсюда, каждый отдельный человек, участвующий в производстве, должен быть творческим. Креативность предполагает умение находить новые идеи для решения проблем. Одна их таких методик, позволяющих научиться получать новые идеи, – ТРИЗ (теория решения изобретательских задач).

В ЧОУНБ для читателей разработана лекция с презентацией на тему «Основы ТРИЗ», в которой рассказывается о составных частях этой методики и ее возможностях в решении нестандартных задач.

Социализация человека, достижение профессиональных вершин в деятельности невозможны без идеалов. Идеал – образец для подражания, нечто совершенное, высшая цель стремлений или какой-либо деятельности. Кумиром восхищаются, идеалу подражают, им хотят стать. По сути, идеал – это «портрет», то, кем надо стать или хотя бы приблизиться, добившись максимальной идентичности. Чем выше идеалы, подражать которым человек стремится, тем на большую высоту он может подняться в своем внутреннем развитии и самореализации. 

Растущая волна знаний, ускоряющийся темп жизни все быстрее меняют картину мира, создание и разрушение образов происходит все быстрее. Это приводит к тому, что быстро меняются и идеалы.

Сегодня понятие «идеал» и «кумир» все сложнее разделить. Они постепенно становятся синонимами. Заметна тенденция смены идеалов. Современные дети подражают Гарри Потеру, мальчику-волшебнику, книжному герою; черепашкам ниндзя, мультяшным героям, побеждающим зло; Человеку-пауку, киногерою, который тоже борется со злом. Появляются люди-имиджи, созданные и возвеличенные СМИ. Эти люди играют существенную роль в нашей жизни, создавая модели поведения, роли и ситуации, согласно которым мы делаем заключения относительно собственной жизни. «Стремительный поток личностей-имиджей не может не способствовать увеличению нестабильности личностных параметров множества реальных людей, испытывающих трудности в выборе стиля жизни».   (Тоффлер Э. Шок будущего. – М., 2004, с. 176-177).

Дети, попавшие в сложные жизненные ситуации, испытывают трудности в создании собственной картины мира. Они часто воспринимают мир как враждебный к себе и не могут в нем адаптироваться. Во многом из-за этого возникает потребность «убежать»  в мир наркотиков, компьютеров, воровства и просто убежать из дома.

В отделе обслуживания читателей разработан цикл лекций под общим названием «Творчество – это путь к себе». В нем показана необходимость творчества в жизни каждого отдельного человека, стремящегося к саморазвитию. Сделана попытка формирования новых идеалов на примерах биографий выдающихся людей, либо наших современников, либо людей, живущих  при жизни нашего поколения. Людей, которые добились выдающихся результатов только собственным трудом и усилиями. Например, С. Хокинг, Бил Гейтс. Это могут быть гениальные изобретатели: Р. Е. Алексеев, создатель экранопланов, или Р. Бартини – авиаконструктор, заложивший основы современной авиации. Такие люди, например, как Жак Ив Кусто или Ален Бомбар, доказавшие собственным примером, что человек может выжить в экстремальных условиях.

                                                                                                 Любовь Кожевникова,
ведущий библиотекарь отдела обслуживания

Новости ЧОУНБ

Новости библиотек области

Наверх