Итальянская опера в Публичной библиотеке


Знакомьтесь – итальянская опера: новые поступления итальянских нотных изданий. В Челябинской областной универсальной научной библиотеке открылась тематическая книжная выставка, которая продлится до конца августа.

Музыкально-нотный абонемент отдела литературы по искусству представляет читаталям новую выставку раритетной литературы – оперные клавиры и партитуры издательства  Ricordi  (Милан), поступившие в библиотеку за последнее время.

Рикорди (Giovanni Ricordi) (1785–1853) – музыкальный издатель, считающийся основателем нотной торговли в Италии. Издания его до сих пор пользуются большой известностью. В настоящее время издательское дело ведется наследниками Рикорди.

Нужно напомнить, что итальянская классическая музыка в основном представляет собой оперу, а точнее итальянскую оперу. Что же включает в себя это понятие?

 

Опера появилась в Италии, в мистериях, то есть духовных представлениях, в которых эпизодически вводимая музыка стояла на низкой ступени. В середине 17 века большой популярностью пользовались пасторали, или пастушеские игры, в которых музыка ограничивалась хорами. Истоками оперы можно считать и античную трагедию. Как самостоятельный жанр опера возникла в Италии на рубеже 16-17 веков в кружке музыкантов, философов, поэтов в городе Флоренция. Назывался кружок любителей искусства «камерата». Участники «камераты» мечтали возродить древнегреческую трагедию, объединить в одном спектакле драму, музыку и танец. Первый подобный спектакль был дан во Флоренции в 1600 г. и рассказывал об Орфее и Эвридике. Постепенно в Италии стали появляться оперные школы – в Риме, в Венеции, в Неаполе. Затем опера стремительно распространилась по всей Европе. Складываются основные разновидности оперы: опера-сериа  и опера-буффа.

 

Опера – это синтетический жанр, объединяющий в едином театральном действии различные виды искусств: драматургию, музыку, изобразительное искусство (декорации, костюмы),  хореографию (балет).

Словосочетание «итальянская опера» в сознании миллионов людей неизменно ассоциируется с именами Монтеверди, Скарлатти, Россини, Верди, Пуччини, Доницетти, Беллини. Италия – признанная родина этого жанра музыкального искусства – в разные эпохи дарила миру непревзойденные шедевры, однако «золотым веком» итальянской оперы по праву считается 19 век.

 

На рубеже18–19 веков итальянское оперное искусство переживало период застоя. Традиционные опера-сериа и опера-буффа исчерпали свои возможности. Деятельность крупнейшего итальянского композитора того времени Гаспаре Спонтини протекала за пределами родины. Вместе с тем в Италии сохранялись богатейшие традиции оперного пения. Бельканто или «прекрасное пение» – вокальная техника, возникшая в середине 17 века – достигает высшей точки в произведениях великих итальянских композиторов 19 века.

Творчество Джоакино Россини (1792–1868) явилось как бы связующим звеном в развитии итальянской оперы, завершая ее предшествующий этап и положив начало новой национальной школе. В комических операх композитора (лучшая из них – «Севильский цирюльник»), с их смелым, злободневным содержанием, опера-буффа достигла наивысшего расцвета. Вместе с тем Россини положил основание новому жанру героико-исторической романтической оперы.

Творчество гениального Россини и его младших современников и последователей Винченцо Беллини (1801–1835) и Гаэтано Донницетти (1797–1848) – лучшие достижения оперного искусства в первой трети 19 века. Эти композиторы обновили музыкальный язык итальянской оперы, насытив его прекрасными мелодиями, в которых выявлялись лучшие стороны дарования певцов.

На новый этап вывел итальянскую оперу Джузеппе Верди (1813–1901). Смелый новатор, убежденный и последовательный поборник реалистических принципов итальянской литературы эпохи национально-освободительного движения.

Если основоположником национальной оперной школы был Россини, то в творчестве Верди она достигла наивысшего расцвета. Композитора, равного Верди по значению и по силе дарования, Италия не имела ни при жизни Верди, ни после его смерти. Первые героические оперы композитора, появившиеся в 40-х гг., были рождены нараставшим подъемом революции, когда все культурные силы страны включились в освободительное движение. Убежденный демократ и патриот, Верди создавал искусство высокоидейное и вместе с тем доступное широким массам. Величайшая заслуга музыканта в том, что с первых творческих шагов, опираясь па традиции национальной оперы и отстаивая национальную самобытность, он шел по пути новаторства, по пути неутомимых поисков драматической правды.

В спектаклях последующих итальянских композиторов драматическое содержание постепенно отходило на второй план; при этом в оперной музыке все больше и больше возрастала роль виртуозного пения.

Итальянской классической опере, с ее прогрессивным идейным содержанием, с прочными национальными традициями, с ее подлинной «вокальностью», принадлежит почетное место в сокровищнице мировой музыкальной культуры.            

Выставка продлится до конца августа. 

                                                                                                                                                                                                                  

                                                                                                                                                                                     

главный библиотекарь ОЛИ Лариса Соколова

Новости ЧОУНБ

Новости библиотек области

Наверх