Мир в зеркале сцены


Выставка «Мир в зеркале сцены»: к 100-летию со дня рождения  советского театрального режиссера и педагога Георгия Александровича ТовстоноговаВ сентябре отдел литературы по искусству представляет выставку «Мир в зеркале сцены», посвященную 100-летию со дня рождения  советского театрального режиссера и педагога Георгия Александровича Товстоногова.

На выставке представлены книги о самом режиссёре и  театрах, в которых он работал. В электронном каталоге ЧОУНБ читатели найдут электронные книги Эльвиры Сарабьян «Актерский тренинг по системе Георгия Товстоногова» и Сергея Юрского «Последняя роль Раневской. Георгий Товстоногов». Читатели могут воспользоваться электронной библиотекой «ЛитРес» (на сайте ЧОУНБ), предлагающей несколько книг о творчестве Г. А. Товстоногова.

Ещё школьником, проживая в Тифлисе,  Георгий Александрович много времени проводил в театре. По окончании школы поступил в Тбилисский железнодорожный институт,  но вскоре понял, что театр –  его настоящее призвание.  

Сценическую деятельность Товстоногов начал как актёр и ассистент режиссёра в Тбилисском русском ТЮЗе. В этом театре в 1933 Товстоногов поставил свой первый спектакль  – «Предложение» по пьесе А. П. Чехова. В том же году он поступил на режиссёрский факультет ГИТИСа, при этом  продолжал работу в Тбилисском ТЮЗе и  каждый год ставил как минимум один новый спектакль.

В 1937  Георгия Товстоногова  как «сына врага народа»  отчислили с четвёртого курса. Спустя несколько месяцев он был восстановлен. После окончания ГИТИСа, в период с 1938 по 1946 работал в качестве режиссёра в Тбилисском русском драматическом театре имени А. С. Грибоедова. В 1939  руководитель Тбилисского театрального института Акакий Хорава предоставил ему руководство актёрским курсом, где Георгий Товстоногов проявил себя талантливым педагогом.

В 1946  по личным мотивам Товстоногов  переехал в Москву. Был художественным руководителем Гастрольного реалистического театра (1946–1948), режиссёром Центрального детского театра (1946–1949). Параллельно ставил спектакли в других театрах Москвы, а также в Русском драматическом театре в Алма-Ате.

В 1949 Товстоногов переехал в Ленинград и стал режиссёром, а в 1950  –  главным режиссёром Ленинградского театра им. Ленинского комсомола. Именно в этом театре он обрёл имя и признание. Выпускал примерно четыре спектакля за сезон, работая почти одновременно над несколькими пьесами. Его спектакли становились событием театральной жизни не только Ленинграда, но и всей страны. Наибольший успех выпал на долю спектакля «Оптимистическая трагедия» по пьесе Вс. Вишневского, поставленного Товстоноговым в 1955  на сцене Ленинградского театра драмы им. Пушкина. Спектакль произвёл впечатление не только на театральную публику, как в стране, так и за рубежом, но и на партийное руководство: в 1956 году театр показал «Оптимистическую трагедию» делегатам XX съезда КПСС.  Спектакль, позже удостоенный Ленинской премии, сыграл важную роль в новом назначении режиссёра.

В  начале 1956 Георгию Товстоногову было предложено стать главным режиссёром Большого драматического театра (БДТ). В тот момент театр переживал тяжёлый период: с 1949 по 1956  в нём сменилось четыре главных режиссёра,  в сезоне 1953–1954 гг.  театром управляла режиссёрская коллегия.  Всё это привело к тому, что в середине 50-х театр не имел «своего» зрителя. Крайне низкая посещаемость привела к значительной финансовой задолженности, и театр оказался под угрозой закрытия.

Актёрская труппа просто выживала неугодных режиссёров.  «…Семь лет этот театр, – вспоминала Д. М. Шварц, – практически был без настоящего руководителя. То они коллегию делали. То пригласили замечательного человека, режиссёра Константина Павловича Хохлова, который был уже стар и болен. Они его «съели». Тут была очень злая труппа, очень их было много. За семь лет все, кому было не лень, приходили в этот театр…».

Товстоногов  не сразу принял предложение возглавить БДТ. Однако для спасения «первого пролетарского театра», по настоянию  партийных органов Ленинграда, 13 февраля 1956  Товстоногов всё же стал главным режиссёром БДТ имени Максима Горького.

Было очевидно, что для возвращения театру былой славы требуются  жёсткие меры. Товстоногову были предоставлены широкие полномочия. Для проведения административной реорганизации БДТ  директором театра был назначен Г. М. Коркин.  На пост заведующей литературной частью театра Товстоногов пригласил Д. М. Шварц. На своей первой встрече с артистами Товстоногов заявил: «Я несъедобен! Запомните это: несъедобен!».

Объявив свою программу, новый художественный руководитель уволил более 30 актёров, примерно треть труппы.

БДТ Товстоногов возглавлял в течение тридцати трёх лет, сделав его «первой сценой страны». Это была золотая эпоха в истории театра. «Товстоногов, – писал П. А. Марков в 1976, –  занимает в нашей театральной жизни особое и чрезвычайно значительное место. Его не обойдешь нарочитым невниманием, не будешь отрицать его определяющее, твёрдо закреплённое влияние на советский театр». А. Смелянский, вспоминая один из его спектаклей – «Пять вечеров», – отмечал: «Простой володинской истории Товстоногов поставил историческое дыхание. Может быть, в этом была вообще сильнейшая сторона его режиссуры. Его дарование было эпического склада, его спектакли не зря называли сценическими романами. За любой пьесой,  классической или современной, он умел видеть жизнь, которая служила этой пьесе источником. И тогда знаки на бумаге наполнялись ошеломляющими «случайностями»  и открытиями, которые  добывались как бы изнутри самой пьесы. Товстоногов не любил слово «концепция», предпочитая  слово   «разгадка». О том же писал П. А. Марков: «Театр Товстоногова лишен малейшего оттенка сенсационности… Успех подтверждает, что театр попадает в самую точку общественно-художественных интересов страны».

С шестидесятых годов Товстоногов заведовал кафедрой режиссуры Ленинградского института театра, музыки и кинематографии (профессор с 1960 ), написал две книги по теории и практике режиссёрского творчества – «О профессии режиссёра» и «Круг мыслей».

Профессор Товстоногов воспитал несколько поколений  режиссёров. Он показал, какое мощное творческое начало заложено в системе К. С. Станиславского, которую в 20 веке он развил и обогатил своими идеями.

Георгий Товстогов работал и на телевидении. Кроме пяти телеспектаклей, поставленных в 1963–1973, в его активе есть  телефильм – «Гром на улице Платанов» по Г. Роузу и один  радиоспектакль  – «Верность» (1961).

23 мая 1989  в Большом драматическом театре прошла генеральная репетиция спектакля «Визит старой дамы» по пьесе Ф. Дюрренматта. Георгий Товстоногов назначил день премьеры, попрощался с актёрами  и отправился домой на своем автомобиле. Но доехал только до Суворовской площади, умерев за рулём.  Г. А. Товстоногов был похоронен в Ленинграде  в Некрополе мастеров искусств на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры.

Выставка продлится до середины октября. Приглашаем всех желающих!

Из книг, представленных на выставке:

 

Георгий Товстоногов репетирует и учит : [сборник] / Акад. Большой драмат. театр им. Г. А. Товстоногова [и др.] ; лит. запись Семена Лосева ;  [сост. Е. И. Горфункель ;  ред. Е. С. Алексеева]. – Санкт-Петербург. : Балт. сезоны, 2007. – 605, [2] с.:  ил.
Книга посвящена выдающемуся петербургскому режиссеру и педагогу, воспитавшему несколько поколений мастеров театра. Помимо записей занятий со студентами в ЛГИТМиКе, собеседований и встреч с коллегами, в книгу вошли записи репетиций спектаклей «История лошади» и «Тихий Дон».

     Г. А. Товстоногов: жизнь и творчество : библиогр. указ. / С.- Петерб. гос. театр.  б-ка ; [сост.: Е.  Г. Федяхина и  др.].  – Санкт-Петербург. : Гиперион, 1998. – 316 с.

В указателе систематизированы материалы, посвященные жизни и творчеству Г. А. Товстоногова. Отражена литература, выходившая на русском языке с 1933 по 1991 гг.

    Товстоногов,  Г. А. Зеркало сцены : [в 2 кн.].  –  Кн. 1: О профессии режиссера / Г. А. Товстоногов. – Ленинград : Искусство,  Ленингр. отд-ние, 1980. – 303 с.

Сборник составляют избранные литературные произведения выдающегося советского режиссера.  Первая книга содержит издававшиеся ранее статьи под общим названием «О профессии режиссера»

    Товстоногов, Г. А. Зеркало сцены: [в 2 кн.].  – Кн. 2: Статьи; Записи репетиций / Г. А. Товстоногов. – Ленинград  : Искусство,  Ленингр. отд-ние, 1984. – 368 с., 5 л. ил.

 

Заказать (забронировать) книги в ЧОУНБ

Читать в библиотеке ЛитРес*
* Для заказа в ЧОУНБ и чтения книг он-лайн в библиотеке ЛитРес необходима удаленная регистрация на портале ЧОУНБ. Библиотечную книгу Вы сможете читать онлайн на сайте или в библиотечных приложениях ЛитРес для Android, iPad, iPhone.

Н. В.  Козлова, ведущий библиограф отдела литературы по искусству

18.09.2015

Новости ЧОУНБ

Новости библиотек области

Наверх