«Не жалею, не зову, не плачу…»


Выставка «Не жалею, не зову, не плачу…» к 120-летию со дня рождения русского поэта Сергея Александровича Есенина (1895–1925)В информационно-библиографическом отделе открылась выставка «Не жалею, не зову, не плачу…» к 120-летию со дня рождения русского поэта Сергея Александровича Есенина (1895–1925).

На экспозиции представлены книги, энциклопедические, справочные издания, библиографические указатели и журнальные статьи из фонда ИБО и ЧОУНБ, рассказывающие о жизни и творчестве поэта.

Я буду воспевать всем существом в поэте
Шестую часть земли с названьем кратким «Русь».

С. Есенин

Гениальный поэт… Светлый, лиричный, один из любимейших поэтов русского народа… Сергей Есенин родился в 1895 г. в селе Константиново Рязанской губернии. Судьба уготовила ему жизнь пронзительную, драматичную, противоречивую, полную острейших нравственных потрясений, трагедийных конфликтов и коллизий, неизбежно закономерных для истинно народного поэта. Его душа чутка к людскому страданию, чем глубже познаем его, тем полнее открывается единство таланта творца и человека. Учитель Есенина Е. Хитров дал ему «роковой совет» – ехать в Москву, к поэтам…Убедившись, что Москва – это бездушный город, «Нет! Здесь ничего не добьешься… Славу надо брать за рога… Поеду в Петроград, пойду к Блоку. Он меня поймет…», Есенин сбежал в столицу. Весной 1915 г. у Блока в дневнике останется запись: «Днем у меня рязанский парень со стихами… Стихи свежие, чистые, голосистые». Петроград станет пристанищем Есенина. Он будет часто выбираться к себе в деревню – «там лучше пишется», – но год от года она будет давать ему все меньше вдохновения. Петроград притягивал и тем, что здесь был Николай Клюев, влияние которого на Есенина было огромно. Искушенная петербургская публика была в восторге от поэта, от его деревенского оканья. М. Горький писал о Есенине: «Город встретил его с тем восхищением, как обжора встречает землянику в январе». Его звали в салоны, показывали гостям. Он же читал стихи о той стране, где «льется по равнинам березовое молоко», где «мнет листву схимник-ветер». Есенинская сказка о родине была тогда той своеобразной экзотикой, тем красочным лубком, которому «серебряный век» благосклонно отводил определенное место.

Есенин в «суровые, грозные годы» революционного преображения его родины, находясь в постоянных тревожных раздумьях о будущем полевой Руси, о том, «куда несет нас рок событий», был предельно обеспокоен завтрашним днем:

Я думаю: как прекрасна Земля
И на ней человек.
И сколько с войной несчастных
Уродов теперь и калек.
И сколько зарыто в ямах.
И сколько зароют еще.
И чувствую в скулах упрямых
Жестокую судоргу щек.

Как современны эти стихи, прозвучавшие впервые еще в двадцатые годы прошлого столетия. Его поэзия проницательна, философски мудра, дальновидна, человечна.

Чем личность неповторимее, масштабнее, талантливее, тем больше о ней легенд, близких к истине и далеких от нее. Легендарно стремительное вхождение двадцатилетнего рязанского поэта в большую русскую поэзию. Четыре издания первой книги «Радуница». Легендарно его звонкое, золотое песенное слово – его «красногривый жеребенок», его «страна березового ситца». Легендарна его верность России, прозрение ее «стального» будущего и космического завтра всего человечества. Вся есенинская метафизика (может быть, даже космогония) от серебряных сережек и небесных коров – имеет природный характер, все произрастает, все имеет свою глубинную животную языческую силу. Отсюда и «коровьи глаза» родины, и «разум-вол», и «лающие облака». Легендарна воистину всенародная любовь к Есенину. Она проверена временем. Ее не смогли загасить в людских сердцах ни годы запрета имени и стихов поэта, ни печальной памяти многочисленные легенды о певце «уходящей», «патриархальной» Руси, якобы «беспечно» относящегося к своему таланту, личности «малокультурной», «хулиганствующей», «необразованной».

Наибольшее количество белых пятен в биографии Есенина долгое время было связано с «деревенским детством» и юностью в родном рязанском крае. Из тридцати лет жизни поэта первые семнадцать прошли здесь. Вплоть до середины 1950-х гг., к сожалению, знали очень мало правды о становлении Есенина как личности, особенно в юности, о раннем пробуждении его «творческих дум», о народных, глубинных истоках его поэзии. Стихи Есенина почти не издавали, но они распространились в списках, ходили по рукам, на стихи Есенина создавали песни, горячо любимые и хорошо известные в самых широких слоях общества. Когда читаешь и перечитываешь Есенина, все – правда, печальная, все – жизнь, радостная и трагическая. В поэмах и стихах обнажается душа художника. Творчество Есенина яркое, как метеор, оборвалось в полете.

Как заметил А. Блок, гений всегда народен. В поисках истины он может заблуждаться, ошибаться, отрицать самого себя, уничтожать свои рукописи. Гений не может одного: изменить своей Родине, своему народу – даже в самые драматические и трагические дни. Судьба Сергея Есенина – блистательное тому подтверждение. В его стихах и поэмах беспощадный нравственный счет своим ошибкам, и кричащие противоречия, отражающие объективные противоречия своей действительности, как и противоречия во взглядах самого поэта. Именно пустота будет одним из основных ощущений, она одна не станет маской. Он сменил крестьянскую рубашку на черный смокинг, шляпу и трость, перебрался в московское пристанище имажинистов – литературное кафе «Стойло Пегаса». Единственное, что не изменилось в нем – страх одиночества и ощущение пустоты. Есенин, по словам А. Мариенгофа «мог потерять и терял все…только не стихи! Стихи были биением его сердца, его дыханием». Нет во всем творчестве Есенина одного: ухода, отстраненности от самых жгучих, самых противоречивых, самых сложных социально-классовых, политических, нравственных, этических проблем, которые встали перед Родиной поэта, его народом в годы революции. В первой четверти XX в. поэма Есенина «Анна Снегина» (1925) стала своеобразной художественной энциклопедией народной жизни, в первую очередь русского крестьянства в эпоху грандиозных революционных преобразований и потрясений России и всего мира. На Кавказе Есениным написаны многие его «маленькие поэмы», здесь родились такие шедевры, как «Письмо к женщине», «Русь уходящая», «Русь бесприютная», «Письмо деду», «Стансы», «Метель», стихи из цикла «Персидские мотивы», «Баллада о двадцати шести», «На Кавказе», «Весна» и другие. Здесь (в Баку, Тифлисе, Батуме) Есенин впервые опубликует двадцать семь своих новых произведений. И все это – за полгода!

Замысел «Москвы кабацкой» возник у Есенина во время пребывания за границей. В Берлине он публикует первые стихи цикла. Вскоре после приезда на Родину, поэт выступает в Политехническом музее, читает новые стихи. Затем они появляются в имажинистском журнале «Гостиница для путешествующих в прекрасном». Летом 1924 г. выходит отдельный сборник. В период увлечения Есенина имажинизмом (1919–1923) вышло несколько сборников стихов поэта – «Трерядница», «Исповедь хулигана» (оба – 1921), «Стихи скандалиста» (1923), «Москва кабацкая» (1924), поэма «Пугачев» (1921). Ни одно из прижизненных изданий Есенина (их было около тридцати) не вызывало такого непримиримо отрицательного отношения к себе, как «Москва кабацкая».

Природа для Есенина – это вечная красота и гармония мира. Она врачует людские души – именно так воспринимаются стихи о родной природе. Возвышенно, просветленно и благостно воздействуют они на сердца и души:

Спит ковыль. Равнина дорогая,
И свинцовой тяжести полынь.
Никакая родина другая
Не вольет мне в грудь мою теплынь.

Живые, трепетные картины природы в стихах Есенина не только «учат» любить и хранить мир земной красоты, но и как сама природа способствуют формированию миросозерцания, нравственных основ характера, совести, гуманистического мировоззрения. В известных стихах поэта «Гой ты, Русь, моя родная...», «Край любимый! Сердцу снятся…, «Отговорила роща золотая…», «Разбуди меня завтра рано…», «Низкий дом с голубыми ставнями» – мир человека и мир природы един и неделим. Судьба России, ее прошлое, настоящее, будущее – вот что, прежде всего, волнует Есенина, определяет неустанный художественный поиск, гражданскую позицию, извечную радость и боль, немеркнущую мечту и надежду:

Если крикнет рать святая:
«Кинь ты Русь, живи в раю!»
Я скажу: «Не надо рая,
Дайте родину мою».

Поэзия Есенина вобрала в себя многие героические события многовековой истории России. Она щедро наполнена мятежной русской удалью, отвагой, неисчерпаемой добротой, милосердием, состраданием, отзывчивостью – все это через века пронес наш народ, открывая путь к высотам человеческого духа. Со всей справедливостью, без колебаний можно сказать о Есенине: «Это сама Россия»… Есенин – один из ярких национальных характеров своего времени и будущей России, ее душа и сердце. Поэт Г. В. Иванов писал: «Живут не только его стихи, а все «есенинское», Есенин «вообще».

Теперь на родине поэта – Государственный литературно-мемориальный музей-заповедник Есенина. Музеем стали усадьба и дом Есениных. Старожилы утверждают: за всю свою долгую историю село Константиново не переживало ничего подобного. В тот памятный день – 2 октября 1965 г. – с раннего утра шли и ехали в Константиново люди. Их не остановили ни бездорожье, ни плохая погода. Они собрались на родине Есенина со всех концов России, чтобы в простой деревенской избе открыть музей великого поэта. Здесь, на рязанской земле, отшумело озорное детство поэта, прошла его юность, здесь родились его первые стихи. И мог ли кто представить, что пройдет совсем немного времени – и этот рязанский парень станет поэтическим сердцем России. Глубоко судьбоносно, что в канун нового XXI в. рядом с памятником гениальному Пушкину встал на Тверском бульваре «звенящий в бронзе» достойный его преемник – гениальный Есенин.

Выставка работает до 15 октября в зале № 10 (2 этаж).

 

Из книг, представленных на выставке:

83.3Р6
Е 823 Л
Д-275237-БО   Д-276764-БО   Д-277274-БО
Д-281734-БО   Д-283009-БО

Летопись жизни и творчества С. А. Есенина : в 5 т. / [Рос. акад. наук, Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького] ; гл. ред. Ю. Л. Прокушев. – Москва : ИМЛИ РАН, 2003–2013.

Материалы о жизни и творчестве С. А. Есенина 1917–1919 гг., расположенные в хронологической последовательности. В приложениях к томам содержатся документы, фотографии, факсимиле автографов и другие материалы из государственных архивов, музеев и частных собраний, относящиеся к указанному периоду жизни и творчества поэта. 

Заказать в ЧОУНБ

К-555670-КХ

Куняев, С. Ю. Сергей Есенин / С. Ю. Куняев, С. С. Куняев. – [Изд. 3-е, испр. и доп.]. – Москва : Молодая гвардия, 2005. – 595 с. – (Жизнь замечательных людей : сер. биогр. : осн. в 1890 г. Ф. Павленковым и продолж. в 1933 г. М. Горьким ; вып. 1122 (922). – Библиогр.: с. 592–594. 

Авторам удалось познакомиться с громадным количеством архивных документов, ранее недоступных. Прослеживаются сюжетные линии, до сих пор не разработанные в литературе: Есенин и Троцкий, Есенин и Сталин, Есенин и семья Романовых. По-новому освещены взаимоотношения поэта с Зинаидой Райх, Айседорой Дункан и другими спутницами жизни. С использованием многих неизвестных ранее документов написаны главы о пребывании Есенина за границей и, конечно, о его трагической гибели.

 Заказать в ЧОУНБ

 

83.3Р6
Е 823 Ж
К-556650-ОЧЗ

Живой Есенин : антология / [сост., предисл. и коммент. П. Е. Фокина]. – Санкт-Петербург : Амфора, 2005. – 542 с. – (Читать [модно]). – Библиогр. в подстроч. примеч.

Воспоминания близких друзей С. А. Есенина, поэтов-имажинистов, сохранивших в памяти многое из того, что впоследствии официальным литературоведением было представлено в ином свете. Одна часть воспоминаний написана сразу после гибели поэта, другая – значительно позднее, в 60-х гг.

 Заказать в ЧОУНБ

М-535435-КХ

Евсин, И. В. Судьба и вера Сергея Есенина / Игорь Евсин. – Рязань : Зерна, 2007. – 159 с. : ил., портр., факс. – Библиогр.: с. 159.

С юности увлеченный творчеством Есенина Игорь Евсин собрал уникальные материалы о судьбе и вере этого великого русского поэта. Книга предваряет слово бывшего управляющего Рязанской епархией приснопамятного митрополита Симона (Новикова), в котором он говорит: «Сегодня нет необходимости говорить о его жизни, со страстями и ошибками, грехами и падениями. Этой жизнью, конечно, страдала и изнывала душа поэта. Но эту жизнь преодолел его дух. Преодоление себя, своей души в слове и обретение через слово своего духа есть самое таинственное и могущественное в творчестве Есенина».

 Заказать в ЧОУНБ

92
Э 687
Д-272877-БО

Энциклопедия для детей. Т. 9: Русская литература. Ч. 2. XX век / гл. ред. М. Д. Аксенова. – Москва : Аванта+, 2000. – 685 с. : ил.

Издание рассчитано на детей среднего и старшего школьного возраста, их родителей и преподавателей, а также на любителей русской словесности. В числе авторов энциклопедии – известные историки культуры, литературоведы и критики. Очерки написаны живо и увлекательно, содержат фотографии, иллюстрации и цитаты. 

Заказать в ЧОУНБ

83.3Р6
Г 604
М-534868-ОЧЗ

Голикова, Н. Ю. Сергей и Айседора / Нонна Голикова. – Москва : Вагриус, 2005. – 255 c., [8] л. портр. : ил.

Жизнь соединила их, таких красивых, но таких разных: великую танцовщицу, выросшую в аристократической среде, и русского поэта, родившегося в рязанской глубинке… 
В судьбе каждого из них будет немало личных трагедий, и любить друг друга они будут по-разному, лишь одинаково трагичным будет конец их жизни…

Заказать в ЧОУНБ

83.3(0)
А 161
К-569303-БО

Есенин «Москва кабацкая» // Сто великих книг  / Ю. А. Абрамов, В. Н. Демин. – Москва : Вече, 2007.  – С. 449–453: ил. – (100 великих). –  Библиогр.: с. 474.

Перечень наиболее значительных произведений мировой литературы (научной и художественной) всех времен и народов. Авторы предлагают собственную версию, приближенную к канонической, но пропущенную через свои ум, душу и сердце, взаимно дополняют друг друга незаурядной эрудицией и научным темпераментом.

Заказать в ЧОУНБ

Читать в библиотеке ЛитРес:

* Для чтения книги он-лайн в библиотеке ЛитРес необходима удаленная регистрация на портале ЧОУНБ. Библиотечную книгу Вы сможете читать онлайн на сайте или в библиотечных приложениях ЛитРес для Android, iPad, iPhone.

Сергей Есенин 

Также можно посетить Интернет-ресурсы:

Государственный музей-заповедник С. А. Есенина [Электронный ресурс] : офиц. сайт – [2005–2015]. – Режим доступа: http://www.museum-esenin.ru/свободный. – Загл. с экрана.

Наталья Удовицкая, гл. библиограф ИБО

 24.09.2015

Новости ЧОУНБ

Новости библиотек области

Наверх