Поэзия Сергея Есенина в музыке: к 120-летию со дня рождения поэта


Выставка абонемента нотных изданий «Поэзия Сергея Есенина в музыке: к 120-летию со дня рождения поэта».Абонемент нотных изданий представляет выставку «Поэзия Сергея Есенина в музыке», посвященную юбилею выдающего русского поэта Сергея Есенина (21.09 (3.10). 1895 – 28.12.1925).

Вот как сам поэт пишет о себе «Я родился в 1895 году 21 сентября в селе Константинове Кузьминской волости Рязанской губернии и Рязанского уезда. Отец мой крестьянин Александр Никитич, мать Татьяна Федоровна».

С первых сборников («Радуница», 1916; «Сельский часослов», 1918) молодой Сергей Есенин выступил как тонкий лирик, мастер глубоко психологизированного пейзажа, певец крестьянской Руси, знаток народного языка и народной души. В 1919-23 годах он  входил в группу имажинистов. Трагическое мироощущение, душевное смятение выражены в циклах «Кобыльи корабли» (1920), «Москва кабацкая» (1924), поэме «Черный человек» (1925). В поэме «Баллада о двадцати шести» (1924), посвященной бакинским комиссарам, сборнике «Русь Советская» (1925), поэме «Анна Cнегина» (1925) Есенин стремился постигнуть «коммуной вздыбленную Русь», хотя продолжал чувствовать себя поэтом «Руси уходящей», «золотой бревенчатой избы». Среди сочинений поэта есть и драматическая поэма «Пугачев» (1921), обращенная к сложному историческому периоду России.

Творчество поэта многообразно. Но о чем бы он ни писал, его стихи поражают глубоким лиризмом и какой-то грустью, которой овеяно большинство его произведений. Очевидно, она вызвана страданиями большого сердца поэта о родине, размышлениями о красоте и быстротечности жизни, складывающейся трудно и не всегда счастливо, отсутствием крепкой, дружеской опоры, заботы, которых все-таки не хватало поэту, окруженному многочисленными знакомыми.

Стихи Сергея Есенина очень музыкальны – это как будто сама звучащая природа. Поэт органично воспринял певучий склад народного стихосложения, в его творчестве по-своему отразились народные песни, эпические сказы, даже частушки. Поэтому поэзия Есенина часто звучит как лирическая, грустно-щемящая музыка.

Современница поэта С. Виноградская вспоминает: «Он знал песню, как теперь редко кто знает, и любил ее – грустную, задорную, старинную, современную. Народные русские его занимали особо. За ними он проводил целые вечера и дни... Он заставлял петь всех, приехавших к нему... Песней можно было удержать его дома, когда он, простуженный, собирался в дождь и в слякоть выходить на улицу, песней можно было прогнать его плохое настроение и песней можно было привести в какое угодно настроение» (Виноградская С. Как жил Есенин. – Москва, 1926. – С. 6).

Большая музыкальность, лиричность, образность поэзии Есенина делают понятным обращение к ней самых разных композиторов с момента появления стихов и до нашего времени.

При жизни музыкальных переложений было немного. Так, одна из самых известных и любимых песен на стихи Сергея Есенина «Письмо к матери», была написана Василием Липатовым, композитором и пианистом-виртуозом, земляком и другом поэта.

Мама поэта «Татьяна Федоровна была неграмотной. Но многие стихи сына знала наизусть. Она никогда не читала их вслух, а только пела, и каждое стихотворение на свой лад. С поразительной музыкальной чуткостью подбирала она мотивы напевов к есенинским текстам, и мы только диву давались ее творческой изобретательности», – так вспоминал писатель И. П. Шухов.

Известно, что и сам Есенин был очарован музыкой этого романса В. Липатова.

Сестра поэта вспоминала, что вечерами Сергей отправлялся с сестрами на деревенское гуляние, на приокские луга. «Трудно не петь в такой вечер», – рассказывала Александра Есенина. – И Сергей или Катя начинают тихонько, «себе под нос» напевать какую-либо мелодию… Поем мы, как говорят у нас в деревне, «складно». У нас небольшие голоса, да мы и не стараемся петь громко, так как песня требует от исполнителей чувства, а не силы… Поем мы и переложенные на музыку в то время стихи Сергея «Есть одна хорошая песня у соловушки», «Письмо матери». (Василий Липатов. Соловьиная кровь // С. А. Есенин [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://esenin.ru/fonoteka/esenin-v-muzyke/pesni-na-stikhi-s-esenina-i-o-nem/lipatov-vasilii-solovinaia-krov,  свободный. – Загл. с экрана). На выставке абонемента представлено шестое издание песни «Письмо матери», вышедшее в 1925 году, в год смерти поэта.

После трагической гибели Сергея Есенина появилось много песен и романсов. Так, Василий Липатов пишет вокально-фортепианный реквием «Соловьиная кровь», куда вошли шедевры русской музыкальной лирики «Письмо матери», «Клен ты мой опавший». Только в 1926 году на стихи поэта было создано множество песен и романсов, среди авторов композиторы А. Н. Александров, А. А. Анатольев, Д. С. Васильев-Буглай, А. Н. Вертинский, М. Ф. Гнесин, А. Т. Гречанинов, С. В. Евсеев, А. И. Живцов, А. Истомин, Д. Б. Кабалевский, В. В. Нечаев, В. И. Садовников, А. Н. Чернявский.

Этот поток практически не прекращался даже тогда, когда поэта замалчивали, называли его поэзию упаднической, кабацкой и кулацкой.

Поэзия Сергея Есенина находит свое воплощение не только в песенном жанре, но и в крупных развернутых музыкальных формах: операх, балетах, кантатах, хоровых циклах. Среди них оперы В. Агафонникова «Анна Снегина», В. Кобекина «Пугачев», балеты Е. Крылатова «Поэт», Т. Бакиханова «Восточная поэма», драматический монолог для баса и симфонического оркестра Л. Бобылева «Черный человек», камерная кантата Ж. Кузнецовой «Есениана», хоровой цикл Г. Шантыря «Времена года», хоры Р. Бойко, В. Салманова, С. Сиротина и многие другие.

Георгий Свиридов занимает особое положение среди композиторов, писавших на стихи Есенина, значение его произведений первостепенно. Впервые в музыке с большой силой и убедительностью зазвучали социальные мотивы творчества Есенина, и оно получило обобщенное и верное отражение. Композитором были созданы циклы «У меня отец – крестьянин» (1956), «Поэма памяти Сергея Есенина» (1956), «Деревянная Русь» (1964), кантата «Светлый гость» (1971). Есенин   –  один из самых близких его душе поэтов, около пятидесяти сочинений Г. В. Свиридова  –  свидетельство этой близости и любви.

Среди нот, представленных на выставке, сочинения В. Гаврилина, Г. Пономаренко, детский хоровой цикл А. Пахмутовой «Земля моя златая», «Приношение Сергею Есенину» челябинского музыканта Н. Малыгина и другие сборники, включающие популярные романсы и песни на стихи Сергея Есенина. В рамках выставки невозможно представить все музыкальные произведения, созданные по стихам выдающегося и всенародно любимого поэта. Наиболее полно они отражены в нотографических указателях Г. Иванова «Есенин в музыке» (Москва, 1973) и Б. Розенфельда «Сергей Есенин и музыка» (Москва, 1988). Материалы по данной теме: списки произведений, звукозаписи, ноты - также  можно найти на  сайтах, посвященных Сергею Есенину.

И сегодня новые поколения композиторов обращаются к поэзии Сергея Есенина – самому музыкальному поэтическому роднику России.

Работа выставки продлится до начала ноября.


Из литературы, представленной на выставке:

 

Выставка абонемента нотных изданий «Поэзия Сергея Есенина в музыке: к 120-летию со дня рождения поэта». Щ 94
Ц 279

Цветы мне говорят – прощай... [Ноты] : песни, романсы на стихи Сергея Есенина / ред. Н. Н. Шантаренков, Г. Е. Левкодимов, Л. М. Фирсова. – Москва : АОЗТ РИФМЭ, 1995. – 80 с. : ил. – Спец. вып. альманаха «Молодеж. эстрада», № 3, 1995 г. – Посвящ. 100-летию со дня рождения и 70-летию памяти С. А. Есенина. – В изд. имеются стихотвор. тексты без нот.

Выставка абонемента нотных изданий «Поэзия Сергея Есенина в музыке: к 120-летию со дня рождения поэта». Щ 943
Н 382

Не жалею, не зову, не плачу [Ноты] : [песни для голоса и фп.] / сл. С. Есенина ; вступ. ст. С. Смолы ; предисл. М. Городецкой ; худ. Н. Ящук. – Москва : Скорпион, 1997. – 208 с. : ил. – (Волшебный союз). – На обл. авт. музыки.

Выставка абонемента нотных изданий «Поэзия Сергея Есенина в музыке: к 120-летию со дня рождения поэта». Щ 943
С 247

Свиридов, Г. Отчалившая Русь [Ноты]  : поэма на слова Сергея Есенина : для баритона в сопровожд. фп. / Г. Свиридов ; исполн. ред. Д. Хворостовского, М. Аркадьева ; предисл. ред. – Москва. : Музыка, 1996. – 56 с.

Выставка абонемента нотных изданий «Поэзия Сергея Есенина в музыке: к 120-летию со дня рождения поэта». Щ 943п
Л 61

Липатов, В. Письмо матери [Ноты] : «Ты жива еще, моя старушка...» : для голоса в сопровожд. фп. / В. Липатов ; сл. С. Есенина. – Ленинград : Ленингр. правда, 1925. – 3 с. – (Из репертуара Лины Масальской).

Выставка абонемента нотных изданий «Поэзия Сергея Есенина в музыке: к 120-летию со дня рождения поэта». Щ 98
П 217

Пахмутова, А. Н. Земля моя златая [Ноты] : цикл для дет. хора [без сопровожд.] / Александра Пахмутова ; стихи С. Есенина. – Москва : Кифара, 2001. – 19, [1] с.

Выставка абонемента нотных изданий «Поэзия Сергея Есенина в музыке: к 120-летию со дня рождения поэта». Щ 951.9
М 20

Малыгин, Н. Н. Приношение Сергею Есенину [Ноты]  : Вып. 1.: репертуар орк. рус. нар. инстр. / Николай Малыгин ; [инструм. А. Бакланова, С. Кошевого ; предисл. авт.] ; Челяб. гос. акад. культуры и искусств, Исполн. фак., Каф. нар. инстр. – Партитура . – Челябинск : ЧГАКИ, 2010. – 95, [1] с.

Обыдёнкин Н. В. Есенин в музыке: основные имена [Электронный ресурс] / Н. В. Обыдёнкин // Современное есениноведение. – 2008. – № 8. – С. 253 – 257. – Электрон. текстовые дан. – Режим доступа : http://elibrary.ru/item.asp?id=23383301. – ЭБС eLIBRARY.RU, по паролю [с компьютеров ЧОУНБ]. – Загл. с экрана.

Конкина А. Ю. Лирика Сергея Есенина в формате музыкального рок-альбома (На материале первой части дилогии Алексея Горшенева «Горшенев–Есенин. Душа поэта») / А. Ю. Конкина  // Современное есениноведение. –2014. –  № 30. – С. 32-38. – Электрон. текстовые дан. – Режим доступа : http://elibrary.ru/item.asp?id=22935686. – ЭБС eLIBRARY.RU, по паролю [с компьютеров ЧОУНБ]. – Загл. с экрана.
Белоглазова И. В. «Отчалившая Русь» Сергея Есенина и Георгия Свиридова / И. В. Белоглазова  // Современное есениноведение. – 2014. – № 30. –  С. 328-331. – Электрон. текстовые дан. – Режим доступа : http://elibrary.ru/item.asp?id=22935685. – ЭБС eLIBRARY.RU, по паролю [с компьютеров ЧОУНБ]. – Загл. с экрана.
Галина Г. С. «Memento» значит «Помни»  / Галина Г.С.  // Галина Г. С.  Башкирская национальная опера как документ эпохи (сюжеты, образы, драматургия)  : монография . – Уфа, 2010. – С. 137 -147. – Электрон. текстовые дан. – Режим доступа :  http://elibrary.ru/item.asp?id=23809222. – ЭБС eLIBRARY.RU, по паролю [с компьютеров ЧОУНБ]. – Загл. с экрана.
Сергей Александрович Есенин [Электронный ресурс] . – Режим доступа: http://esenin-sergej.ru/,  свободный. – Загл. с экрана.
Государственный музей заповедник С. А. Есенина [Электронный ресурс] . – Режим доступа: http://www.museum-esenin.ru/dokumenty,  свободный. – Загл. с экрана.
С. А. Есенин  [Электронный ресурс] . – Режим доступа: http://www.esenin.ru/,  свободный. – Загл. с экрана.
 Русские поэты в музыке: [Электронный ресурс] // ФЭБ «Русская литература и фольклор» [сайт]. – Режим доступа: http://feb-web.ru/feb/feb/music.htm, свободный. – Загл. с экрана

 

Н. А. Клюева, ведущий библиотекарь абонемента нотных изданий

02.10. 2015

Новости ЧОУНБ

Новости библиотек области

Наверх