Светлая гармония Сергея Прокофьева


Год Прокофьева23 апреля 2016 г. мир отмечает 125-летие со дня рождения выдающегося русского композитора, пианиста, дирижёра и педагога Сергея Сергеевича Прокофьева (1891–1953). К юбилею композитора музыкально-нотный абонемент Челябинской областной универсальной научной библиотеки подготовил цикл мероприятий.

2016 год был объявлен Президентом РФ Владимиром Путиным юбилейным годом композитора Сергея Прокофьева. В честь великого русского музыканта артисты проводят сотни выступлений по всему миру. Творчество Прокофьева получило всемирное признание. Непреходящая ценность его музыки – в душевной щедрости и доброте, в приверженности высоким гуманистическим идеалам, в богатстве художественной выразительности его произведений.

8 апреля в Малом выставочном зале ЧОУНБ состоялась Музыкальная гостиная, на которой прозвучала камерная инструментальная музыка С. Прокофьева в исполнении преподавателей и студентов ЮУрГИИ им. П. И. Чайковского (класс доцента Циниты Ротенберг). Музыкальные номера сопровождались рассказом музыковеда Дианы Мусатовой о жизни и творчестве композитора. Слушатели познакомились с музыкальными и литературными сочинениями С. Прокофьева, представленными на книжной выставке. В расширенном виде эта выставка начала работу на абонементе нотных изданий.

Становление С. Прокофьева как композитора происходило в сложных условиях войн и революций, в период, когда культура искала новые пути, возникало множество направлений и течений. Он испытывал на себе влияние времени, но при этом всегда ощущал силу собственного дарования и свой стиль. В 1918 г. композитор покидает страну и более 10 лет проводит в долгосрочных гастролях по всему миру, затем возвращается в Советский Союз. Свои лучшие произведения он создает именно дома. Сергей Прокофьев оставил огромное творческое наследие – 8 опер, 7 балетов, 7 симфоний, 9 фортепианных сонат, несколько концертов для различных инструментов, 6 кантат, ораторию, 2 вокально-симфонические сюиты, множество фортепианных пьес, камерные сочинения, 2 струнных квартета, 2 сонаты для скрипки и фортепиано и целый ряд вокальных сочинений.

Кроме того, Сергей Прокофьев был талантливым писателем. «Литературное наследие композитора, безусловно, достойно издания отдельным собранием, потому что оно представляет собой не просто источник сведений о жизни и творчестве, мировоззрении и взглядах. Музыкантскому дару Прокофьева был равновелик его дар литературный. Прокофьев-писатель на протяжении всей жизни бросал вызов Прокофьеву-музыканту; иными словами, буквы и запятые удавались ему не хуже, чем ноты и паузы» (Наталия Савкина. Буквы и запятые, ноты и паузы : предисловие к новому изданию // Прокофьев С. С. Автобиография. – Москва, 2007. – С. 3). Более того: все области его творчества буквально неотделимы друг от друга. Именно поэтому издательство «Классика-XXI» представило новое издание «Автобиографии» композитора совместно с компакт-диском «Прокофьев играет Прокофьева». Это издание «Автобиографии» возвращается к отечественному читателю обновленным – в тексте раскрыты редакторские купюры, осуществленные в советское время.

Сергей Прокофьев шесть раз удостаивался Сталинских премий, был награжден орденом Трудового Красного Знамени.

Композитора не стало 5 марта 1953 г., он похоронен в Москве, на Новодевичьем кладбище.

На выставке представлены ноты и автобиографические сочинения композитора, а также книги и статьи, посвященные его жизни и творчеству.

Вниманию пользователей мы предлагаем электронную книжную выставку «Светлая гармония Сергея Прокофьева: к 125-летию со дня рождения русского композитора (23.04.1891–05.03.1953)», оформленную вставками музыкальных фрагментов

Отдельное место на обеих выставках занимают материалы о гастролях Сергея Прокофьева в Челябинске и памятных местах, связанных с его именем. (Это и памятник композитору скульптора В. Авакяна, и Челябинское государственное концертное объединение им. С. С. Прокофьева). 

 

Из материалов, представленных на выставке:

Светлая гармония Сергея Прокофьева85.313

П 805

К-551674 – Ч-6

Прокофьев, С. С. Дневник, 19071933 [Текст]. Ч. 1: (1907-1918). / Сергей Прокофьев. – Paris : SPRKFV, 2002. – 812, [1] с.

Дневник, который Сергей Прокофьев вел на протяжении двадцати шести лет, составляет два тома текста, охватывающих русский (1907–1918) и зарубежный (1918–1933) периоды жизни композитора. Третий том – фотоальбом из архивов семьи, включающий редкие и ранее не публиковавшиеся снимки. Издание Дневника осуществил в 2002 г. Фонд Сергея Прокофьева (The Serge Prokofiev Foundation) – организация, основанная в 1983 г. первой женой композитора Линой Прокофьевой. Свой дневник (объемом около 1650 страниц) Сергей Сергеевич вел с юных лет, подробно фиксируя события своей личной и творческой жизни, давая красочные характеристики – порой нелестные, но весьма выразительные и точные – людям, с которыми ему доводилось общаться, и событиям, которыми была весьма богата его жизнь.

Светлая гармония Сергея Прокофьева85.313

П 805 С

К-546749 – Ч-6

Святослав, Ю. Р. С. С. Прокофьев и шахматы / Ю. Святослав ; вступит. ст. и  коммент. М. Тайманова. – Москва : Композитор, 2000. – 91, [3] с., 1 л. портр. : ил.

Сергей Сергеевич Прокофьев – один из выдающихся композиторов XX века, творчество которого составило эпоху в развитии советской и мировой музыки. Высшее призвание у человека, придающее цель и смысл его жизни, должно быть одно. Такой святыней для Прокофьева была музыка. Но рядом с музыкой оставалось достаточно места для второй его страсти. Музыка и шахматы, сопутствуя друг другу, прошли через всю жизнь композитора. Об удивительной привязанности Прокофьева к древней игре, о его встречах с великими шахматистами, о его шахматном творчестве рассказывает эта книга.

Светлая гармония Сергея ПрокофьеваЩ 972

П 805

Н-74625 - МНА

Прокофьев, С. С.  Ромео и Джульетта [Ноты] : балет в 4 д., 9 карт. : соч. 64 / С. Прокофьев ; либр. С. Радлова [и др.] ; перелож. для фп. Л. Атовмьяна. – Москва : Музыка, 1976. – 158, [1] с.

«Ромео и Джульетта» – балет на либретто Леонида Лавровского, Адриана Пиотровского, Сергея Прокофьева и Сергея Радлова по одноимённой трагедии Уильяма Шекспира. Премьера балета состоялась в 1938 г. в Брно (Чехословакия). Широкую известность, однако, получила редакция балета, которая была представлена в Кировском театре в Ленинграде в 1940 г. «Ромео и Джульетта» – один из самых популярных балетов двадцатого столетия.

 Светлая гармония Сергея ПрокофьеваЩ 971

П 805

Н-126946 - МНА

Прокофьев, С. С. Дуэнья [Ноты] : (Обручение в монастыре) : лир.-ком. опера в 4 д., 9 карт. : соч. 86 / Сергей Прокофьев ; либр. С. Прокофьева (по комедии Р. Шеридана «Дуэнья») ; стихотвор. тексты М. Мендельсон-Прокофьевой. – Санкт-Петербург : Композитор, 2007. – 409, [1] с. – В изд. крат. содерж. оперы.

«Дуэнья»  (или «Обручение в монастыре»)  – опера  на либретто С. С. Прокофьева и М. Мендельсон-Прокофьевой по мотивам пьесы «Дуэнья», которую в начале 1770-х гг. написал английский драматург Р. Б. Шеридан. Работа над оперой была окончена в 1940 г. Премьера состоялась 3 ноября 1946 г. в Кировском театре (Ленинград).

Светлая гармония Сергея ПрокофьеваЩ 971

П 805

Н-100548 - МНА

Прокофьев, С. С. Любовь к трем апельсинам : опера в 4. д., 10 карт. : перелож. для пения с фп. : соч. 33 / Сергей Прокофьев ; либр. авт. по роману Карло Гоцци. – Москва. : Музыка, 1983. – 293, [1] с.

«Любовь к трём апельсинам» – опера на либретто композитора по мотивам одноимённой сказки Карло Гоцци, завершённая в 1919 г. в США. Замысел оперы возник под влиянием В. Э. Мейерхольда. В основу либретто положен сценарий Всеволода Мейерхольда, Владимира Соловьёва и Константина Вогака. Впервые поставлена на сцене в Чикаго 30 декабря 1921 года. Дирижировал сам композитор. В СССР премьера состоялась в Ленинградском театре оперы и балета 18 декабря 1926 г.

 

 Светлая гармония Сергея ПрокофьеваЩ 971

П 805

Н-74704 - МНА

Прокофьев, С. С. Симфония № 7 [Ноты] : [для симф. орк.] : соч. 131 / С. Прокофьев. – Партитура. – Москва. : Музыка, 1976. – 172, [1] с.

Седьмая симфония – последнее симфоническое сочинение Прокофьева. Она, вместе с Симфонией-концертом для виолончели, Концертино для виолончели с оркестром и Сонатой для виолончели соло, завершает творческий путь Прокофьева. Седьмая симфония первоначально задумывалась как произведение для детей. Музыка жизнелюбива, светла, отличается юношеской свежестью. В ней нет ни острых драматических коллизий, ни резких столкновений. Это – песнь о любви к жизни, к прекрасному. Премьера Седьмой симфонии состоялась незадолго до смерти композитора, 11 октября 1952 г. в Москве.

Светлая гармония Сергея ПрокофьеваЩ 954.2

П 805

125459 – МНА
125460 – МНА
127983 – МНА

Прокофьев, С. С. (1891–1953). Петя и Волк [Ноты] : симф. сказка для детей : соч. 67 / Сергей Прокофьев ; облегч. перелож. для фп. Ганса-Гюнтера Хоймана ; ил. Бриджит Смит ; [предисл. изд-ва]. – Челябинск : MPI ; Mainz : Schott, 2005. – 32 с. : цв. ил. – (Знакомство с шедеврами классики). – На тит. л. содерж. – На с. 3 : С. С. Прокофьев. Биогр. справка. – На с. 4–5: действующие лица и их лейтмотивы.

«Петя и волк» – симфоническая сказка для детей, написанная С. Прокофьевым в 1936 г., вскоре после его возвращения в СССР, по инициативе Наталии Ильиничны Сац для постановки в её Центральном детском театре. Премьера состоялась 2 мая 1936 г. Произведение исполняется чтецом, текст для которого написан самим композитором, и оркестром. Впервые сказка была исполнена на концерте Московской филармонии. Однако самой удачной постановкой считается инсценировка, осуществлённая Детским музыкальным театром имени Н. И. Сац. Тогда текст читала сама Наталия Сац.

Заказать издания в ЧОУНБ* (3 назв.)
Услуга для зареистрированных пользователей. Пройти удаленную регистрацию.


Вильчес-Ногерол, В. Проект Музея-Творческого центра Сергея Прокофьева : о тенденциях развития экспозиционного дизайна XXI века  / Владимир Вильчес-Ногерол  //  Архитектура. Строительство. Дизайн. – 2015. – № 3 (80).  – С. 82 – 85 ; То же [Электронный ресурс]. – Режим доступа  : http://elibrary.ru/download/85365884.pdf  ЭБС «eLIBRARY.RU», по паролю [с компьютеров ЧОУНБ]. – Загл. с экрана. – Требуется удаленная регистрация.

Ваганова, Н. А. Загадки Сергея Прокофьева / Н. А. Ваганова, А. А. Филиппов // Художественное образование и наука. – 2015. – № 4. – С. 130-135 ; Электрон. текстовые дан. – Режим доступа  : http://elibrary.ru/download/53813149.htm ЭБС «eLIBRARY.RU», по паролю [с компьютеров ЧОУНБ]. – Загл. с экрана. – Требуется удаленная регистрация.

Девятова, О. Л. Сергей Прокофьев в Советской России : конформист или свободный художник? / О. Л. Девятова // Человек в мире культуры. – 2013. – № 2. – С. 39-59 ; Электрон. текстовые дан. – Режим доступа  : http://elibrary.ru/download/65446298.pdf ЭБС «eLIBRARY.RU», по паролю [с компьютеров ЧОУНБ]. – Загл. с экрана. – Требуется удаленная регистрация.

Долинская, Е. Б. К 120-летию Сергея Прокофьева новая эпистолярная новелла / Е. Б. Долинская // Музыкант-Классик. – 2011. – № 7–8. – С. 3–4 ; Электрон. текстовые дан. –  Режим доступа : http://elibrary.ru/download/39643533.pdf ЭБС «eLIBRARY.RU», по паролю [с компьютеров ЧОУНБ]. – Загл. с экрана. Требуется удаленная регистрация.

Боже, В. С. Сергей Прокофьев. «Музыку, прежде всего, надо писать большую…» // Календарь знаменательных и памятных дат. Челябинская область, 2016 / Челяб. обл. универс. науч. б-ка, отд. краеведения ; [сост. И. Н. Пережогина, Р. Р. Хайретдинова]. – Челябинск, 2016. – С. 229–232 ; То же [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://chelreglib.ru/dl/?code=kp2016003&id=78303d67bb5f2c87e7d80144f6639258 – Загл. с экрана.

Марафон Сергея Прокофьева состоится 23 апреля // Россия К / Государственный интернет-канал «Россия» 2001–2016. – Режим доступа : http://tvkultura.ru/article/show/article_id/149439/.  –  Загл. с экрана.

 

Наталья Шевкова, вед. библиотекарь ОЛИ

21.04.2016   18:00

Новости ЧОУНБ

Новости библиотек области

Наверх