Сергей Герасимов: «Я за то, чтобы искусство удивляло»


Сергей Герасимов: «Я за то, чтобы искусство удивляло»Отдел литературы по искусству представляет выставку «Я за то, чтобы искусство удивляло», посвященную 110-летию со дня рождения кинорежиссера Сергея Аполлинариевича Герасимова (1906–1985). На выставке представлены сочинения самого режиссера, а также книги и журнальные статьи о его творчестве.

Сергей Аполлинариевич Герасимов – советский кинорежиссёр, сценарист, киноактёр, теоретик кино и педагог. Член Академии АПН СССР. Народный артист СССР (1948).

Лауреат Ленинской (1984), трёх Сталинских (1941, 1949, 1951) и Государственной (1971) премий СССР. Герой Социалистического Труда (1974).

Сергей Герасимов родился 21 мая (3 июня) 1906 г. в посёлке Кундравы. В то время посёлок был в составе Троицкого уезда Оренбургской губернии (сейчас это Чебаркульский район Челябинской области).

Отец работал инженером на Миасском заводе. В 1909 г. он трагически погиб на реке Сосьве во время геологической экспедиции. Сергею, младшему из пяти детей, едва исполнилось три года. В возрасте восьми лет он попал в театр, на оперу «Евгений Онегин» и драматический спектакль «Разбойники». С того времени театр стал его большой мечтой.

В 1923–1925 гг. Герасимов учился в Ленинградском художественном училище. Через некоторое время окончил техникум сценических искусств.

Дебютировал в короткометражном немом фильме «Мишки против Юденича» в роли Шпика, мальчика-газетчика (1925).

Первые годы актёрской деятельности Сергея Герасимова проходили в мастерской «ФЭКС» (Фабрика эксцентрического актёра). Снимался в фильмах режиссеров Г. М. Козинцева и Л. З. Трауберга в ролях: шулера («Шинель», 1926), журналиста («Новый Вавилон», 1929), председателя сельсовета («Одна», 1931) и др.

В своих первых ролях проявил себя в гротесковом плане, как мастер графически чёткого образа. В дальнейшем, не оставляя работу актёра, Герасимов занимался преимущественно режиссурой, создавая сценарии ко многим фильмам. 

Большое место в творческой биографии Герасимова занимала педагогическая работа: он руководил актёрской мастерской на киностудии «Ленфильм».

В педагогической практике по воспитанию киноактёров и в режиссёрской работе Герасимов, опираясь на опыт реалистической прозы, ищет собственные пути в киноискусстве.

Режиссёрским дебютом Герасимова был комедийный фильм «Двадцать два несчастья» (1930, совместно с С. Бартеневым); затем он поставил фильмы «Сердце Соломона» (1932, совместно с М. Кресиным), «Люблю ли тебя?» (1934).

Своеобразие дарования Герасимова выявилось в полной мере в его первом звуковом фильме «Семеро смелых» (1936, совместно с Ю. Германом). Герасимов работал над этим фильмом с коллективом молодых актёров, воспитанных в его мастерской.

Уже в этом фильме Герасимов проявил себя режиссёром-педагогом, воплощающим замыслы через углублённую работу с актёрами. В фильме «Семеро смелых» создан коллективный портрет советской молодёжи, раскрыты характеры в повседневной, жизненной практике.

Его фильму «Комсомольск» (1938) присуще глубокое проникновение в жизнь советской молодёжи, документальная достоверность её изображения, вместе с подробным рассказом о характере каждого героя. Фильм рассказывал, как в нелёгких трудовых условиях комсомольцы строят новый город в далёкой тайге.

Значительной работой в предвоенном кино был фильм «Учитель» (1939) о конфликте поколений. Автор сценария и режиссёр – С. Герасимов, главный оператор – В. Яковлев.

Придавая большое значение наследию русской и мировой культуры, Герасимов поставил фильм «Маскарад» (1941). Картина воссоздала романтический пафос драмы Лермонтова и трактовалась режиссёром как трагедия обманутого доверия. Она отличалась высокой режиссёрской и актёрской культурой (Арбенин – Н. Д. Мордвинов). Одной из самых значительных актёрских работ в этом фильме было исполнение Герасимовым роли Неизвестного.

Но современная тема по-прежнему осталась основной для режиссера. Своё отношение к задачам кинематографии он определял так: «В нашем понимании современная тема в киноискусстве – это постановка и идейно-художественное решение тех вопросов, которые непосредственно влияют на развитие нашей жизни, на утверждение и углубление политики коммунистической партии и Советского государства».

В годы Великой Отечественной войны Сергей Герасимов принимал участие в создании «Боевого киносборника № 1» (1941). Поставил фильмы «Непобедимые» (1943, совместно с М. К. Калатозовым) и «Большая земля» (1944) о героической борьбе советских людей на фронте и в тылу.

В 1944 г. Герасимов возвращается к педагогической работе и руководит объединённой режиссёрской и актёрской мастерской во ВГИКе. Работая со студентами, Сергей Герасимов всё больше утверждается в мысли о близости современного кино с языком реалистической прозы.

Он осуществил со своими учениками постановку романа А. А. Фадеева «Молодая гвардия» (Театр-студия киноактёра) в форме своеобразного киноспектакля. В 1948 г. на основе этого спектакля был поставлен фильм «Молодая гвардия».

Сначала фильм был раскритикован И. Сталиным за недооценённую роль партии в организации антифашистского подполья, но в итоге был удостоен Сталинской премии.

В 1950 г. совместно с киноработниками КНР Герасимов создал документальный фильм «Освобождённый Китай». В 1952 г. поставил фильм «Сельский врач» о людях советской деревни. В 1956 г. по сценарию Герасимова поставлен фильм «Дорога правды» (режиссёр Я. Б. Фрид), в 1958 г. фильм «Память сердца» (режиссёр Т. М. Лиознова).

В конце 1950-х гг. Герасимов создал одно из самых значительных произведений советского кино того периода – трехсерийный фильм «Тихий Дон» по мотивам одноимённого романа М. А. Шолохова. Фильм представлен в жанре народной драмы и передаёт высокую правду человеческих характеров. Первой серии фильма была присуждена премия за цвет на Международном кинофестивале в Брюсселе (1958), третьей серии фильма присуждена Большая премия на XI Международном кинофестивале в Карловых Варах (1958), 1-я премия и премия за режиссуру на I Всесоюзном кинофестивале в Москве (1958).

Сергей Аполлинариевич продолжил работу над жанром киноромана и в 1962 г. закончил двухсерийный фильм «Люди и звери», охватывающий события эпического масштаба и жизнь множества людей. Фильм рассказывает о трудном пути бывшего советского офицера, оставшегося после фашистского плена за границей и возвратившегося на родину через 17 лет. Герасимов исполнил в этом фильме роль эмигранта Князя Львова-Щербацкого.

В целом в 1960-х гг. Герасимов перешёл к фильмам на современную тему. Картины «Журналист», «У озера», «Любить человека» касаются общечеловеческих проблем: экология, гражданская и моральная ответственность, преемственность поколений.

Став одним из самых авторитетных деятелей советского кинематографа, он не отказался от традиции снимать в своих фильмах студенческую молодёжь, начинающих и непризнанных исполнителей. Неоднократно выступал художественным руководителем в постановках молодых режиссёров на ЦКДЮФ имени М. Горького.

На основе дипломного спектакля своей актёрской мастерской во ВГИКе в 1976 г. им был поставлен телефильм «Красное и чёрное» по одноимённому роману Стендаля.

Среди учеников Сергея Аполлинариевича – режиссёры и актёры: Сергей Бондарчук, Лев Кулиджанов, Татьяна Лиознова, Николай Розанцев, Инна Макарова, Николай Рыбников, 3инаида Кириенко, Галина Польских и др.

Режиссер снял более 30 картин, во многих играл, но лишь в конце жизни смог осуществить свою мечту: показать и сыграть на экране Льва Николаевича Толстого, великого русского писателя. Тамара Макарова – актриса, педагог и жена режиссера – снялась в роли Софьи Андреевны.

Выставка продлится до конца июня. Приглашаем всех желающих в читальный зал № 6 (2-й этаж).


Из книг, представленных на выставке:
 

Сергей Герасимов: «Я за то, чтобы искусство удивляло»Герасимов, С. А. Любить человека / С. А. Герасимов. – Москва : Искусство, 1973. – 151 с. 
Сергей Герасимов: «Я за то, чтобы искусство удивляло»Герасимов, С. А. Жизнь, фильмы, споры / С. А. Герасимов. – Москва : Искусство, 1971. – 255 с.
Сергей Герасимов: «Я за то, чтобы искусство удивляло»Герасимов, С. А. Воспитание кинорежиссера / С. А. Герасимов. – Москва : Искусство, 1978. – 431 с.
Сергей Герасимов: «Я за то, чтобы искусство удивляло»Меркель, М. М. Портрет неизвестного : На съемках фильма [С. А. Герасимова] «Лев Толстой» / М. М. Меркель. – Москва : Искусство, 1989. – 322, [4] с. 
Сергей Герасимов: «Я за то, чтобы искусство удивляло»Ягункова, Л. Д. Сергей Герасимов и Тамара Макарова : к 100-летию со дня рождения Сергея Аполлинариевича Герасимова. – Москва : Алгоритм : Эксмо, 2006. – 285, [2] с., [24] л. ил., портр. 

Сергей Герасимов: «Я за то, чтобы искусство удивляло»Гербер, А. Е. Беседы в мастерской. – Москва : Бюро пропаганды советского киноискусства, 1981. – 58 с.

Сергей Герасимов и другие деятели киноискусства рассказывают о себе и творчестве. 

Заказать книги в ЧОУНБ 

 

Наталья Козлова, библиограф отдела литературы по искусству

06.06.2016   09:53:30

Новости ЧОУНБ

Новости библиотек области

Наверх