Виртуализация образования: проблемы и перспективы


Отдел электронных ресурсов представляет выставку, посвящённую проблеме виртуализации образования.

Активные споры о необходимости модернизации образования идут уже давно, но какое место в нем должны занимать виртуальные технологии? Может ли виртуальное образование стать альтернативой традиционному? В материалах, представленных на выставке, можно познакомиться с взглядами российских учёных на эту проблему.

Здесь же можно найти самоучители из фондов библиотеки Литрес, которые доступны для скачивания на любое мобильное устройство.

Из материалов, представленных на выставке:

Велигурова, Н. О. Виртуализация высшего образования с целью повышения конкурентоспособности российского рынка образовательных услуг / Н. О. Велигурова и др. // Экономика, экология и общество России в 21-м столетии : сб. научн. трудов 17-й Междунар. научно-практ. конф. / отв. за вып. В. Р. Окороков. – Санкт- Петербург, 2015. – С. 548-552.

Градов, И. А. Виртуализация профессионального образования: социальный заказ / И. А. Градов // Социальные преобразования и социальные проблемы : сб. научн. трудов. – Нижний Новгород, 2012. – С. 4-11.

Каптерев, А. И. Виртуальное образование: грани проблемы / А. И. Каптерев // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Философия. – 2003. – № 2. С. – 48-65.

Автор рассматривает проблему практикоориентированного виртуального и медиатизированного образования; анализирует основные следствия информатизации: интеллектуализацию индивидуальной деятельности, выступающую в противовес маргинализации сознания; медиатизацию информационного пространства (как стержень виртуального образования); виртуальные (профессиональные) коммуникации, ведущие к конвенциализации профессионального сознания. Приводится разработанная автором концепция формирования и использования образовательного интернет-ресурса, показаны возможности интернет-технологий в педагогике. Даны пояснения двум новым предметным областям – виртуалогии и виртуалистике.

Немыкина, О. И. Проблемы глобализации виртуальной реальности и инновационное развитие общества / О. И. Немыкина  // Studium. – 2014. – № 1-2 (30-31). – С. 1.

Новикова, О. С. Особенности формирования интеллектуальной компететнтности в виртуальном образовательном пространстве / О. С. Новикова // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. – 2013. – № 2 (117). – С. 39-43.

Компетентностный подход связан с интеграцией России в мировое сообщество, процессами глобализации и унификации системы высшего образования. Он направлен на развитие компетентностей учащихся на основе принципов фундаментальности, универсальности, интегративности, вариативности, практической направленности. Происходящие социокультурные изменения показывают, что современному обществу требуются интеллектуально компетентные, мобильные личности.

Розин, В. М. Информационные технологии как условие становления информационного общества информационного субъекта, «информационного тела» / В. М. Розин, Л. Г. Голубкова // Мир психологии. – 2010. – №3. – С. 67-75.

В статье анализируются природа и функции информации и информационных технологий. Они рассматриваются как новые источники получения знаний, параллельная виртуальная реальность, условие становления информационного общества и информационных субъектов. Выдвигается гипотеза об органической и организмической природе информационных технологий, а также Интернета. Рассматривается влияние Интернета на человека: образование «информационного тела» пользователя, превращение пользователя в своеобразный инструмент Интернета (он занимается в основном тем, что получает и отправляет информацию), виртуализация и поляризация пользователя.

Саяпин, В. О. Виртуализация образования в эпоху глобализации / В. О. Саяпин // Гуманитарные науки и образование. – 2013. – № 1 (13). – С. 80-83.

В статье рассматривается процесс виртуализации образования в рамках современного информационного общества. Автор делает вывод, что в образовании укрепляется не только дистантное телекоммуникационное обучение, но и происходит создание виртуального образовательного пространства, обуславливающего взаимодействие субъектов и объектов образовательного процесса. В усилении этого процесса играет большую роль возникшая во второй половине ХХ в. тенденция, которая была обозначена как глобализация в информационную эпоху.

Степанова, А. Н. Виртуализация как фактор трансформации образовательной сферы (философский анализ) / А. Н. Степанова // Философия образования. – 2008. – № 1. С. – 60-65.

Обсуждение проблем виртуализации ведется в рамках такого философского направления, как виртуалистика. Повышение исследовательского интереса к процессам виртуализации связано с появлением нового символического носителя (компьютера). Образовательные технологии эволюционируют в связи с развитием технологий коммуникации.

Страданченко, А. А. Виртуализация образования / А. А. Страданченко // Гуманитарные науки и образование. – 2014. – № 2. – С. 429-432.

Образование нужно людям, и люди к нему способны. Виртуализация образования на данный момент представляет собой квинтэссенцию очно-заочного образования и самообразования. При этом распределение ролей между преподавателем и студентами как между организатором и участниками множественной коммуникации ставит преподавателя перед проблемой точного выбора способа организации коммуникации посредством доступных средств коммуникации, во время которой комментариями и указаниями он фактически управляет ходом образовательного процесса.

Полный фонд библиотеки ЛитРес в ЧОУНБ

Самоучители, доступные для скачивания

!!! Для получения доступа к Виртуальному абонементу ЧОУНБ необходимо лично обратиться в отдел электронных ресурсов по адресу: Челябинск, пр. Ленина, 60, зал № 5., тел.: 265-18-44, или пройти удаленную регистрацию.

Новости ЧОУНБ

Новости библиотек области

Наверх