Поэзия есть высший род искусства


Поэзия есть высший род искусства

Золотой и Серебряный век и поэтический бум 1960-х; научные труды, мемуары пикантного содержания, сборники лирики и публицистические эссе – весь спектр литературы, рассказывающей о поэзии и поэтах, предлагает читальный зал № 1 (3-й этаж).

Науке стихосложения, умению «алгеброй проверять гармонию» и истории русской поэзии от истоков до наших дней посвящена книжная выставка «Поэзия есть высший род искусства», названием для которой послужили слова В. Г. Белинского. Здесь представлены работы выдающихся отечественных филологов, посвящённые теории и истории литературы.

В книге известного литературоведа, писателя и переводчика Е. Г. Эткинда «Проза о стихах» русская поэзия исследуется в ее живой целостности: первая часть посвящена теории стихосложения, вторая – истории стихотворений, их роли в судьбах людей. В обеих частях научная достоверность взаимодействует с творческой фантазией, создавая многообразную картину литературной жизни.

В учебнике М. Л. Гаспарова «Очерк истории русского стиха» прослеживается развитие русского стихосложения с древнейших времен до наших дней. Работа охватывает и систематизирует огромное количество фактов, в значительной части выявленных и впервые введенных в научный оборот Михаилом Гаспаровым.

«О лирике» Л. Я. Гинзбург – одна из лучших работ о русской поэзии классического периода и Серебряного века. Автор на широком историческом материале рассматривает такие проблемы, как своеобразие поэтических жанров, методы выражения авторского сознания в лирике, стили, традиции и новаторство в лирической поэзии.

Фундаментальный труд профессора Калифорнийского университета (Лос-Анджелес) В. Ф. Маркова «История русского футуризма» посвящен яркому феномену русского авангарда. И хотя первое издание вышло в 1968 г. в США, работа до сих пор сохраняет свою актуальность и новизну, являясь необходимым подспорьем для тех, кто интересуется этим периодом русской поэзии и художественной культуры.

Поэзия есть высший род искусства Поэзия есть высший род искусства Поэзия есть высший род искусства Поэзия есть высший род искусства

Книжная выставка «Поэтический бум. Поэты оттепели» представляет сборники стихов, лучшие публикации о жизни, судьбе и творчестве Роберта Рождественского, Андрея Вознесенского, Беллы Ахмадулиной и Евгения Евтушенко; критические статьи, мемуары современников, а также методические материалы для изучения творчества поэтов-шестидесятников.

Интонацию Роберта Рождественского невозможно не узнать. В шестидесятые годы, когда поэзия вырвалась на площади и стадионы, он заявил о себе громко и ершисто. А потом был «Реквием», лирика, пронзительные последние стихи. И, конечно, песни – они звучали по радио, их пела вся страна, они становились лейтмотивом любимых фильмов. Р. Рождественский – поэт и человек – предстает перед нами со страниц сборника «Мгновения, мгновения, мгновения...».

Звезда Беллы Ахмадулиной стремительно взошла на поэтическом небосклоне России в конце 50-х годов. Поэт уникального дарования, наследница поэзии Серебряного века, признанный мастер русской изящной словесности. В сборник «Лучшая лирика» Б. Ахмадулиной вошли самые известные произведения, созданные в разные годы.

Произведения Евгения Евтушенко, как и предсказал сам поэт, прорвались в XXI век. «Памятники не эмигрируют» – уникальная книга: в ней собраны стихотворения  последних лет. Но что удивительно – они написаны как будто двадцатилетним поэтом и для двадцатилетних. В сборник вошел также новаторский, звонкий, лишенный академизма переклад «Слова о полку Игореве» и замечательный цикл стихов о русских поэтах.

Поэзия есть высший род искусства Поэзия есть высший род искусства Поэзия есть высший род искусства

Знаменитая четверка поэтов-шестидесятников, собиравшая стадионы поклонников, обросла мифологией, но вопросы остались. Вознесенский и Евтушенко были друзьями или недругами? Кто был влюблён в Беллу Ахмадулину? Почему Вознесенскому так и не дали Нобелевскую премию? Правда ли, что Бродский не только злословил о нем, но приглашал к себе на кофе и обсуждал любимых кошек? Ответы на эти и другие вопросы можно найти в мемуарах, исследованиях и журнальных статьях.

Судьба Андрея Вознесенского навсегда переплелась с судьбой страны, где для одних он слишком «западник», а для других слишком «патриот». Игорь Вирабов, филолог и журналист, с азартом детектива расследует в своей книге для серии «ЖЗЛ» эти и другие, не менее важные и сенсационные темы. Воспоминаниями делятся композитор Родион Щедрин, актер Вениамин Смехов, поэты Олжас Сулейменов и Константин Кедров, сестра режиссера Марина Тарковская и многие другие.

«Четверо в дубленках» Юлиу Эдлиса – это не просто мемуары о поколении шестидесятников. Писатель и драматург уводит читателя в счастливый и порой легкомысленный мир своей молодости, с большой нежностью и любовью рисует своих друзей. Белла Ахмадулина, Роберт Рождественский, Булат Окуджава, Евгений Евтушенко, Андрей Вознесенский... Какими они были не на трибунах, не на собраниях и чтениях, а в обыденной жизни? Об этом и рассказывает «свидетель» и «соучастник».

Книга «60-е. Мир советского человека» также посвящена эпохе 60-х, которая, по мнению авторов, Петра Вайля и Александра Гениса, началась в 1961 году XXII съездом КПСС, а закончилась крахом всех надежд в 1968-м в Праге. Именно в этот короткий отрезок времени советская специфика выразилась самым полным, самым ярким образом. Историческое эссе П. Вайля и А. Гениса вошло в список «лучших книг нон-фикшн всех времен», составленный экспертами журнала «Афиша».

Поэзия есть высший род искусства Поэзия есть высший род искусства Поэзия есть высший род искусства

Заказать в ЧОУНБ:

Белла Ахмадулина

Роберт Рождественский

Андрей Вознесенский

Евгений Евтушенко

Читать в ЛитРес:

Евгений Евтушенко

Роберт Рождественский

Андрей Вознесенский

Материал подготовили:

Татьяна Алябьева, ведущий библиотекарь отдела обслуживания

Ирина Кондрашова, ведущий библиотекарь отдела обслуживания

24.03.2017  14:53:06 

Новости ЧОУНБ

Новости библиотек области

Наверх