«Даль свободного романа»: к 180-летию выхода в свет первого полного издания романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин»


В читальном зале № 5 демонстрируется выставка «Даль свободного романа», посвященная 180-летию выхода в свет первого полного издания романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин».

Роман занимает особое место в нашей культуре. Это произведение – вершина творчества великого поэта и одно из самых значительных произведений русской словесности. На выставке представлены издания романа разных лет, начиная с 1893 г., классические комментарии к роману В. Набокова, Ю. Лотмана, Н. Бродского, С. Бонди, исследования современных литературоведов и лингвистов.

Работа над «Евгением Онегиным» продолжалась долго.

26 сентября 1830 г. в Болдино, подводя итог работе над романом, Пушкин сделал запись: «1823 год 9 мая Кишинев – 1830 25 сент. <ября> Болдино» и подсчитал: «7 ле<т> 4 ме<сяца> 17 д<ней>». Знакомство современников с текстом «Евгения Онегина» также растянулось на многие годы.

Первую главу читатели, не имевшие возможности познакомиться с ней в рукописи, увидели в середине февраля 1825 г. После этого остальные главы стали появляться, приблизительно, с интервалом в год: в октябре 1826 г. – вторая, в октябре 1827 – третья. В начале 1828 г. вышли сразу две главы – четвертая и пятая, а в марте того же года – шестая. Затем наступил перерыв в два года, и седьмую главу читатель получил лишь в марте 1830 г. Восьмая появилась в январе 1832 г. Наконец, в 20-х числах марта 1833 г. «Евгений Онегин» вышел отдельным изданием, собравшим воедино публиковавшиеся на протяжении ряда лет тексты. Дата выхода в свет – около 23 марта 1833 г. – определяется на основании извещения в «Северной пчеле» от того же числа, № 66, где указано о продаже полного «Евгения Онегина» в книжном магазине А. Смирдина. Это издание было весьма простым. На передней стороне переплета оттиснуто только «Евгений Онегин», а на задней – «Продаётся  в книжном  магазине А. Смирдина. Цена 12 рублей». Роман  напечатан без посвящений, предисловия и без «Разговора книгопродавца с поэтом». В конце, после «Примечаний», напечатаны «Отрывки из путешествия Онегина». С электронной копией этого издания можно познакомиться на  сайте Института русской литературы РАН.
 

Предлагаем нашим читателям познакомиться с некоторыми из книг:
 

Пушкин, А. С. Евгений Онегин [Текст] : роман / А. С. Пушкин ; 6 рис. и 16 виньеток акад. Павла Петровича Соколова, 2 рис. Л. Л. Белянкина, фототипия К. А.Фишера. –  М. : В. Г. Готье, 1893. –  243, [2] c.; с ил.Иллюстратор П. П. СоколовПушкин, А. С. Евгений Онегин [Текст] : роман / А. С. Пушкин ; 6 рис. и 16 виньеток акад. Павла Петровича Соколова, 2 рис. Л. Л. Белянкина, фототипия К. А.Фишера. –  М. : В. Г. Готье, 1893. –  243, [2] c.; с ил.

Знаменитое издание В. Г. Готье 1893 г. с иллюстрациями академика Павла Петровича Соколова вышло в свет ровно через 60 лет после первого полного издания романа. Предыстория его появления на свет такова: различные издатели давно мечтали выпустить иллюстрированное издание «Евгения Онегина», но чрезвычайно трудно было найти художника, который бы выполнил иллюстрации, точно передающие дух эпохи, отражающие настроение произведения, его характеры – все то, что так дорого в нем читателю. Задача была почти невыполнима, поскольку не было иллюстраций, современных пушкинской эпохе, и тем сложнее было их создать, чем дальше эта эпоха уходила в прошлое. П. П. Соколов (1826–1905) был хорошо знаком с бытом того времени и с типичными представителями дворянства. Павел Петрович – член известной семьи художников Соколовых, академик Академии художеств. В своих воспоминаниях он не раз называл А. С. Пушкина «моим милым поэтом», «божеством», «солнцем нашей поэзии». Он выполнил свои рисунки в 1855–1860 гг. свинцовым карандашом. Составился целый альбом, сохранившийся в частном собрании. Всего в альбом вошло 48 иллюстраций. Трудная задача оказалась выполненной настолько удачно, что рисунками восхищались современники А. С. Пушкина, помнившие ту эпоху и близко знавшие поэта. В кружке А. Хомякова Павла Соколова называли «творцом Татьяны». А ректор Академии художеств, барон П. К. Клодт, предложил даже издать альбом на свои средства. Но иллюстрации пропали. Многие годы художник безрезультатно разыскивал их, а они тем временем переходили из рук в руки. Лишь в 1892 г. альбом обнаружил В. Г. Готье, издал его малым тиражом, а оригинал возвратил автору. Впоследствии В. Г. Готье поместил ряд иллюстраций и виньеток из альбома в своем издании «Евгения Онегина»1893 г. Обладая выдающимися художественными достоинствами, рисунки П. П.Соколова точно передают действительность, типы и характеры людей пушкинской поры и по праву считаются одними из лучших  иллюстраций  к «Евгению Онегину».

Пушкин, А. С. Евгений Онегин [Текст] / А. С. Пушкин ; с ил. Е. Самокиш-Судковской. – 4-е изд. –   Пг. : Т-во  Р. Голике и А. Вильборгъ, 1918. – [2], 113, [2] с. : ил.Иллюстратор Е. Самокиш-СудковскаяПушкин, А. С. Евгений Онегин [Текст] / А. С. Пушкин ; с ил. Е. Самокиш-Судковской. – 4-е изд. –   Пг. : Т-во  Р. Голике и А. Вильборгъ, 1918. – [2], 113, [2] с. : ил.

В начале XX в. огромной популярностью пользовалось книга, выпущенная в одной из лучших российских типографий – акционерном художественно-книгоиздательском товариществе «Голике Р. и Вильборг А.», специализирующемся на особых библиофильских изданиях. Товарищество основано в Петербурге в 1903 г. и было поставщиком императорского двора.

Иллюстратор этой книги – Елена Самокиш-Судковская, успешный живописец и оформитель, – уже из совсем других времён, других настроений и взглядов. Госпожа Судковская родилась как раз в тот год, когда скромный молодой Соколов работал над своей Татьяной (1856), и через полвека изобразила пушкинских героев в точном соответствии с веяниями новой моды. Акварели художницы в духе салонного реализма по своей сути театрально-постановочны. Роскошные наряды дам и кавалеров, богато убранные гостиные, оперные жесты героев – вся эта установка на салонную красивость зиждилась на чисто внешнем использовании приёмов стиля модерн.

В акварелях Самокиш-Судковской  проявилась авторская интерпретация пушкинского произведения, личностное понимание текста и образного ряда. Насколько они соответствуют духу пушкинского романа – судить читателям. В любом случае, очень полезно сравнить эти иллюстрации  с предшествующими. Перекличку этих художественных голосов чрезвычайно интересно рассматривать на фоне всей долгой истории воплощения пушкинских образов.

Пушкин, А.С. Евгений Онегин : роман в стихах [Текст] / соч. Александра Пушкина ; рис. Н. Кузьмина. – [М.; Л.] : Academia, 1933. – 331, [5] с.: ил.,10 л. ил.Иллюстратор Н. КузьминПушкин, А. С. Евгений Онегин : роман в стихах [Текст] / соч. Александра Пушкина ; рис. Н. Кузьмина. – [М.; Л.] : Academia, 1933.  331, [5] с.: ил.,10 л. ил.

Роман «Евгений Онегин» с рисунками Кузьмина был выпущен в 1933 г. издательством «Academia». Издание посвящено 100-летию с того первого выпуска, когда произведение Пушкина было напечатано как единая книга. Мастер работал над иллюстрациями с 1928 по 1932 гг. Цикл иллюстраций к роману представлял собой обширную серию из 141 рисунка пером, включая цветные акварели.

Иллюстрации Н. В. Кузьмина к «Евгению Онегину» были новым словом в книжной графике и принципиально новым прочтением романа в стихах. Своими иллюстрациями к «Онегину» Кузьмин как бы развил пушкинские графические идеи, так щедро разбросанные на полях рукописей поэта, и сделал это блистательно. Хотя были и другие мнения. Об этом Кузьмин пишет в главе книги «Штрих и слово» под заголовком «Пушкин – рисовальщик»: «Я иллюстрировал «Онегина», как говорят, в «манере рисунков Пушкина», но это не совсем точное утверждение. Дело совсем не в «манере», а в том, что я старался рисовать в «темпе» пушкинских рисунков, без предварительного карандашного контура. Вороха испорченных набросков, которые у меня сохранились (а уничтожено ещё больше), свидетельство тому, что это трудно. Поэтому, когда я вижу в рукописях Пушкина подряд на одной странице несколько профилей Е. Воронцовой или Марии Раевской, облечённых в уверенную и точную графическую формулу, без карандаша и резинки, без помарок и поправок – я почтительно склоняю голову: это и есть настоящее мастерство». Выдерживая «темп» пушкинских рисунков, художник вместо четко смоделированного лица дает беглый абрис, вместо глаза ставит точку, вместо руки ограничивается легким росчерком пера. В такой манере выполнены все иллюстрации серии – от небольших рисунков на полях до страничных иллюстраций, часть из которых расцвечена акварелью.

Новаторское значение иллюстраций Кузьмина сказалось и в том, что он, помимо сюжетной линии, дал подробный «графический комментарий» к лирическим отступлениям, показав Пушкина во множестве ликов, сняв с его образа «хрестоматийный глянец». Читатель увидел Пушкина, гуляющего с Онегиным на фоне Петропавловской крепости, Пушкина, творящего стихи, Пушкина-лицеиста под зеленым деревом с книжкой…

Известный пушкинист Яков Исаакович Бердичевский пишет: «Рисунки Кузьмина – всегда новое прочтение текста, а не иллюстративный аккомпанемент, они живут единой полнокровной жизнью с сюжетом, всякий раз доказывая свою с ним неразрывность. Лёгкий, летящий, грациозный и выразительный штрих всегда узнаваем – другого такого нет ни у кого из представителей книжного цеха…».

Пушкин, А. С. Полное собрание сочинений [Текст] : [в 17 т.]. Т. 6 : Евгений Онегин / А. С. Пушкин ; Акад. наук СССР. – Л. : АН СССР, 1935. – 699 с., 8 вкл. портр.Пушкин, А. С. Полное собрание сочинений [Текст] : [в 17 т.]. Т. 6 : Евгений Онегин / А. С. Пушкин ; Акад. наук СССР. – Л. : АН СССР, 1935. – 699 с., 8 вкл. портр.

Настоящий том содержит текст «Евгения Онегина» и все варианты рукописей и прижизненных печатных изданий.

В основном тексте тома роман напечатан в той редакции, какая установлена самим Пушкиным в изданиях 1833 и 1837 гг., с восстановлением пропусков, сделанных цензурой.

В отделе «Другие редакции и варианты» помещен весь материал, не вошедший в окончательную редакцию романа, в том числе все, что сохранилось от двух глав, не включенных в окончательный текст, – первоначальной восьмой главы, известной под названием «Путешествие Онегина», и насыщенной политическим содержанием десятой главы, сохранившейся  лишь в небольших отрывках, зашифрованных Пушкиным.

Набоков, В. В. Комментарий к роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин» [Текст] : пер. с англ. / Набоков В. В. – СПб. : Искусство-СПБ. : Набоковский фонд , 1998. – 924 с.Набоков, В. В. Комментарий к роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин» [Текст] : пер. с англ. / Набоков В. В. – СПб. : Искусство-СПБ. : Набоковский фонд, 1998. – 924 с.

Это первая публикация русского перевода знаменитого «Комментария» В. В. Набокова к пушкинскому роману. Издание на английском языке увидело свет еще в 1964 г. и с тех пор неоднократно переиздавалось. Набоков выступает здесь как филолог и литературовед, человек огромной эрудиции, великолепный знаток быта и культуры пушкинской эпохи. Набоков-комментатор полон неожиданностей: он то язвительно-насмешлив, то восторженно-эмоционален, то рассудителен и предельно точен. В качестве приложения в книгу включены статьи Набокова «Абрам Ганнибал», «Заметки о просодии» и «Заметки переводчика». В книге представлено факсимильное воспроизведение прижизненного пушкинского издания «Евгения Онегина» (1837) с примечаниями самого поэта. Издание представляет интерес для специалистов – филологов, литературоведов, переводчиков, преподавателей, а также всех почитателей творчества Пушкина и Набокова.

Лотман, Ю. М. Пушкин [Текст] : биогр. писателя; ст. и заметки. [1960–1990]; «Евгений Онегин» : коммент. / Ю. М. Лотман ; [вступ. ст. Б.Ф. Егорова]. – СПб. : Искусство-СПб, 2005. – 845 с. Лотман, Ю. М. Пушкин [Текст] : биогр. писателя; ст. и заметки. [1960–1990]; «Евгений Онегин» : коммент. / Ю. М. Лотман ; [вступ. ст. Б.Ф. Егорова]. – СПб. : Искусство-СПб, 2005. – 845 с.

В книге собраны все работы Ю. М. Лотмана, посвященные жизни и творчеству великого русского поэта. Том состоит из четырех разделов: первый – биография А. С. Пушкина; второй – статьи и исследования; третий – заметки, рецензии и выступления, посвященные творчеству поэта; четвертый раздел полностью посвящен роману «Евгений Онегин», сюда вошел и знаменитый лотмановский «Комментарий».

 

Выставка экспонируется до 26 апреля.

А. Л. Ной, зав. сектором отдела обслуживания

 

Новости ЧОУНБ

Новости библиотек области

Наверх