Выразительная немногословность гравюры


Выразительная немногословность гравюры

В отделе литературы по искусству Челябинской областной универсальной научной библиотеки открылась выставка «Гравюра в искусстве книги».

Гравюра как вид искусства сыграла огромную роль в истории книжной культуры – именно появление технологии печати рисунка-оттиска сделало возможным само существование массовых иллюстрированных изданий.

Сначала иллюстрации и другие элементы украшения страниц резались на одной доске с текстом, они были лаконичными и печатались черной краской. Но с течением веков способы печати совершенствовались, появились разные виды гравюры: на дереве (торцовая и ксилография), резцовая гравюра на металле, офорт, литография. У художников появилась возможность лучше передавать глубину пространства, эффект светотени, фактуру. Такие иллюстрации печатались на отдельном листе и вклеивались в книгу. В XIX в. гравюра стала рассматриваться в качестве отдельного вида искусства – самоценного эстампа. 

«Я ценю в гравюре ее невероятную сжатость и краткость выражения, её немногословие и благодаря этому острую выразительность. Ценю определенность и четкость ее линий», – писала художница и гравёр А. П. Остроумова-Лебедева.

На книжной выставке из фонда отдела литературы по искусству ЧОУНБ (зал № 6, 2-й этаж) представлены материалы, посвященные истории и технике гравюры, монографии по искусству книги и книжной графике, учебные пособия, журнальные и научные публикации по теме.

Специальный раздел экспозиции познакомит с историей книжной гравюры в России от начала книгопечатания и до наших дней. Особый интерес вызывает раритетное издание «Древнерусская книжная гравюра» (Москва, 1951). Её автор – Алексей Алексеевич Сидоров, советский искусствовед, историк искусства, библиофил и коллекционер. В книге рассматривается связь между живописью и печатью, исследуется гравюра и печатная техника московских анонимных изданий XVI в., изданий Ивана Федорова и его ближайших преемников, а также ксилография в русской книге XVII века, гравюра на меди. Привлекает внимание и методика публикации гравюр. Рядом с репродукцией гравюры «как она действительно была», публикуются ее фрагменты: выделяется обрамление, увеличиваются детали. В книге множество иллюстраций, пять из них – на отдельных вклейках, переплет выполнен известным художником И. Ф. Рербергом.

Выставка «Гравюра в искусстве книги» приурочена к Всемирному дню книг и авторского права, который ежегодно отмечается 23 апреля, и будет работать до середины мая.

Из книг, представленных на выставке: 

Выразительная немногословность гравюрыК-602488       Ч-6

85.155

Ч 465

Черемушкин, Г.  В. Гравюра [Текст]: учеб. пособие : для студентов высших учеб. заведений, обучающихся по специальности 071002 «Графика» / Г.  В. Черемушкин. – Москва : Логос, 2012. – 239 с. : ил.   

В учебном пособии раскрыты техника и технология графического оттиска, в частности линогравюры – искусства оформления книг, журналов, буклетов, создания плакатов и станковых произведений в современном интерьере. Даны характеристики инструментов и материалов, приведены практические советы, позволяющие избежать многих ошибок.

Выразительная немногословность гравюрыД-273328   КХ ;  Д273799  Ч-6

76.11

Н 558

Нессельштраус, Ц. Г.  Немецкая первопечатная книга [Текст]: декорировка и ил. /  Ц. Г. Нессельштраус ; Российская национальная библиотека. – Санкт-Петербург : AXIO: MA / РХГИ, 2000. – 270 с. – (Библиотека искусствоведа : новые исследования).

Фундаментальное исследование, посвященное «колыбельному» периоду европейской печатной книги, сложению принципов ее художественного оформления, первым центрам книгопечатания, художникам и издателям. 

 

Выразительная немногословность гравюрыД-275859     Ч-6

85.15

Р 893

Русские граверы и литографы [Текст]: доб. к «Слов. рус. граверов» Ровинского и «Описанию нескольких гравюр и литографий» Тевяшова / сост. Н. Обольянинов. – Москва : Центрполиграф : Внешторгпресс, 2003. – 103, [1] с. : ил.

В дополнении к «Словарю русских гравюр» Д. А. Ровинского и «Описанию нескольких гравюр и литографий» Е. Н. Тевяшова автор продолжает список русских граверов и литографов, дает описание гравюр, в том числе книжных. 

 

Выразительная немногословность гравюрыД-283749        Ч-6

76.1

Г 419

Герчук, Ю.  Я. Искусство печатной книги в России XVI–XXI веков [Текст] 

 / Ю. Я. Герчук. – Санкт-Петербург : Коло, 2014. – 511с., [64] л. цв. ил. : ил., цв. ил., факс.

Монография известного искусствоведа, историка книги Ю. Я. Герчука (1926–2014) – итоговый труд исследователя. На широком материале автор анализирует процессы становления и развития искусства печатной книги в России за все четыре столетия ее истории. 

 

Выразительная немногословность гравюрыК-320033       Ч-6

85.157

Р 64

Розанова, Н. Н. Московская книжная ксилография 1920/30-х гг. [Текст]   /  Н. Н. Розанова. – Москва : Книга, 1982. – 287 с. : ил.    

1920-е гг. стали периодом расцвета книжной гравюры. Данное издание посвящено Московской школе книжной ксилографии (с привлечением работ художников, подробными пояснениями к каждой гравюре). Завершают издание словарь художников с краткой биографией, указатель литературы и список иллюстраций. 

 

Выразительная немногословность гравюрыCDR-352  Ч-6   ;  CDR-330  Ч-6

85.155

Г 752

Гравюра : 5000 шедевров [Электронный ресурс]. – Москва : Direkt Media,  [200_ ]. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). – (Электронная библиотека ; 14) (Шедевры мировой  культуры на CD).

Диск дает пользователям самое объемное собрание гравюр: наиболее 5000 листов. Издание знакомит с историей становления европейской гравюры от истоков с XV до начала XX в. 

 

Выразительная немногословность гравюрыМакарова К. В. Программа спецкурса «Книжная графика» [Электронный ресурс] / К. В. Макарова, А. М. Прокофьев. – Электрон. текстовые данные. – Москва : Прометей, 2012. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/58184.html. – ЭБС «IPRbooks».

Спецкурс знакомит студентов с художественным организмом книги, помогает им постичь взаимосвязь таких его компонентов, как литературно-художественное содержание, дизайн макета и композиция иллюстраций. Значительное внимание в программе уделено книжному шрифту, графическим техникам, переплетным материалам.

 Забронировать в ЧОУНБ 

Татьяна Чуватина,

вед. библиотекарь отдела литературы по искусству

24.04.2017   09:53:30


Новости ЧОУНБ

Новости библиотек области

Наверх