«Жизнь в лунном свете»: к 150-летию со дня рождения французского композитора К. Дебюсси


Клод Дебюсси«Жизнь в лунном свете»: к 150-летию со дня рождения французского композитора К. Дебюсси


Клод Ашиль Дебюсси (22.08.1862 – 25.03.1918) – французский композитор, основоположник музыкального импрессионизма. Учился в Парижской консерватории у А. Ф. Мармонтеля (фортепиано) и Э. Гиро (композиция). Будучи учеником консерватории, К. Дебюсси сопровождал в качестве домашнего пианиста российскую меценатку Н. фон Мекк в ее путешествиях по Европе, провел лето 1881 и 1882 годов в имении Мекк – Браилове и в Москве. Композитор познакомился с произведениями М. Мусоргского, Н. Римского-Корсакова, оставившими след в формировании его творческих установок. В России он написал симфонию, считавшуюся утерянной и найденную в виде четырехручного клавира, сделал фортепианное переложение трех танцев из балета П. И. Чайковского «Лебединое озеро». В1884 г. при окончании консерватории  получил Римскую премию за кантату «Блудный сын» и уехал на три года в Италию. По возвращении в Париж К. Дебюсси примкнул к литературному кружку символистов, возглавляемому поэтом Стефаном Малларме, опубликовал свои первые фортепианные и вокальные произведения. Поиски новых звукосочетаний характерны для этого периода творчества композитора. Особенно выделяются в этом отношении пьесы для фортепиано: «Арабески», «Бергамасская сюита», романсы: «Забытые ариетты», «Пять поэм Бодлера» и др. Эти произведения, перекликавшиеся с господствовавшими тогда в живописи и литературе течениями импрессионизма и символизма, положили начало направлению импрессионизма в музыке. 

1890-е годы – расцвет творчества К. Дебюсси. В этот период он создает симфонический прелюд по стихотворению Малларме «Послеполуденный отдых фавна», оркестровый триптих с литературной программой «Ноктюрны» («Облака», «Празднества», «Сирены»), музыкальную драму «Пеллеас и Мелизанда» (премьера в 1902 г. в Париже) по пьесе бельгийского драматурга-символиста Мориса Метерлинка. В этих сочинениях К. Дебюсси находит новые формы выражения, свой характерный музыкальный язык, отличающийся своеобразием, красочностью образов, изысканными гармониями и ритмами, тонкой, оригинальной оркестровкой.

В последующих сочинениях К. Дебюсси развивает свои новаторские приемы. Светлые, спокойные тона начинают преобладать в его творчестве. Он создает колоритные звуковые пейзажи: три симфонических эскиза «Море», знаменитые 24 прелюдии для фортепиано, открывшие новые перспективы в развитии фортепианной музыки. Эти прелюдии с характерными названиями представляют собой импрессионистские звуковые картины природы, передают впечатления от сказочных образов и танцевальных сцен.

Значительное место в творчестве К. Дебюсси занимает вокальная музыка. В своих романсах и песнях он придавал большое значение слову, отсюда естественность и непринужденность вокальной мелодии, подчас близкой интонациям человеческой речи. Некоторые произведения К. Дебюсси в этом жанре выдержаны в национальном характере, как, например, его вокальные циклы на тексты старинных французских поэтов. 

Среди камерных сочинений К. Дебюсси широкой известностью пользуется его струнный квартет. Большой интерес представляют написанные им в последние годы жизни три сонаты для различных инструментов и фортепиано. 

С 1910 г. К. Дебюсси выступал как дирижер и пианист, пропагандируя собственные произведения. В 1913 г. он посетил также Россию, где с большим успехом дирижировал оркестром С. Кусевицкого в Петербурге и Москве. 

К. Дебюсси много сотрудничал в газетах и журналах в качестве музыкального критика под псевдонимом «Господин Крош – антидилетант». Он последовательно выступал в защиту национальных традиций, идущих от Ф. Куперена и Ж. Ф. Рамо, и видел путь к подлинному возрождению французской музыки в отказе от всего навязанного извне.

На выставке представлены:

– книги

Интересны для специалистов в первую очередь монографии известного музыковеда, специалиста по французской музыке XX века Л. М. Кокоревой. В своих работах автор предлагает новую концепцию творчества композитора и с этой точки зрения рассматривает все его произведения.

Работа доцента магнитогорской консерватории В. П. Платоновой посвящена малоизученной теме – вокальному творчеству К. Дебюсси, которое рассматривается на фоне значимых явлений культуры и искусства того времени.

ноты

Симфонические произведения, клавир оперы «Пеллеас и Мелизанда», одноактный балет «Ящик с игрушками», собрание сочинений композитора для фортепиано в 5 томах и др.

– аудиозаписи кантаты «Блудный сын», прелюдий, этюдов и др.

– статьи из периодической печати о жизни и творчестве К. Дебюсси.

Выставка продлится до конца августа 2012 г.           

 

Из литературы, представленной на выставке:

Кокорева, Л. М. Клод Дебюсси [Текст] : [исследование] / Л. Кокорева. – М. : Музыка, 2010. – 495, [1] с. : ил.Кокорева, Л. М. Клод Дебюсси [Текст] : [исследование] / Л. Кокорева. – М. : Музыка, 2010. – 495, [1] с. : ил.

 

 

 

 

Кокорева, Л. М. Клод Дебюсси. От оперы Пеллеас и Мелизанда к Прелюдиям [Текст] : (к вопросу о муз. символизме) / Л. Кокорева. Мануэль де Фалья – творческое становление : (Кадис – Мадрид – Париж, 1876–1914) / И. Кряжева. – М. : Моск. гос. консерватория им. П. И. Чайковского, 2008. – 194 с., [1] л. портр. : ил. – (Очерки по истории зарубежной музыки ; вып. 2).Кокорева, Л. М. Клод Дебюсси. От оперы Пеллеас и Мелизанда к Прелюдиям [Текст] : (к вопросу о муз. символизме) / Л. Кокорева. Мануэль де Фалья – творческое становление : (Кадис – Мадрид – Париж, 1876–1914) / И. Кряжева. – М. : Моск. гос. консерватория им. П. И. Чайковского, 2008. – 194 с., [1] л. портр. : ил. – (Очерки по истории зарубежной музыки ; вып. 2).

 

 

Платонова, В. П. Вокальное творчество Дебюсси в контексте художественной культуры Франции конца XIX – начала XX веков [Текст] : лекция по истории концертмейстер. мастерства для студентов муз. вузов / В. Платонова ; М-во культуры и массовых коммуникаций РФ, М-во культуры Челяб. обл., Магнитог. гос. консерватория им. М. И. Глинки. – Магнитогорск : Магнитог. гос. консерватория, 2006. – 20 с. – Библиогр. : с. 20.Платонова, В. П. Вокальное творчество Дебюсси в контексте художественной культуры Франции конца XIX – начала XX веков [Текст] : лекция по истории концертмейстер. мастерства для студентов муз. вузов / В. Платонова ; М-во культуры и массовых коммуникаций РФ, М-во культуры Челяб. обл., Магнитог. гос. консерватория им. М. И. Глинки. – Магнитогорск : Магнитог. гос. консерватория, 2006. – 20 с. – Библиогр. : с. 20.

 

 

Холмс, П. Дебюсси [Текст] / П. Холмс; пер. с англ. А. А. Ивановой, Н. Ю. Истоминой. – Челябинск : Урал LTD, 1999.– 171c. : фот. – (Иллюстрированные Биографии Великих Музыкантов).

Холмс, П. Дебюсси [Текст] / П. Холмс; пер. с англ. А. А. Ивановой,
Н. Ю. Истоминой. – Челябинск : Урал LTD, 1999.– 171c. : фот. – (Иллюстрированные Биографии Великих Музыкантов).

 

 

 

 

Дебюсси, К. Пеллеас и Мелизанда [Ноты] : опера 5 д., 15 карт. : по одноим. драме М. Метерлинка : перелож. для пения с фп. / К. Дебюсси ; рус. текст Н. Кончаловской. – М. : Музыка, 1973. – 314, [1] с.Дебюсси, К. Пеллеас и Мелизанда [Ноты] : опера 5 д., 15 карт. : по одноим. драме М. Метерлинка : перелож. для пения с фп. / К. Дебюсси ; рус. текст
Н. Кончаловской. – М. : Музыка, 1973. – 314, [1] с.

 

 

 

Дебюсси, К. Образы [Ноты] : Жиги, Иберия, Весенние хороводы : для орк. / К. Дебюсси. – Партитура. – М. : Музгиз, 1963. – 224 с.Дебюсси, К. Образы [Ноты] : Жиги, Иберия, Весенние хороводы : для орк. /
К. Дебюсси. – Партитура. – М. : Музгиз, 1963. – 224 с.

 

 

  

 

Дебюсси, К. Море [Ноты] : три симф. эскиза / К. Дебюсси. – Партитура. – М. : Музгиз, 1962. – 173 с. – (Карманные партитуры).Дебюсси, К. Море [Ноты] : три симф. эскиза / К. Дебюсси. – Партитура. – М. : Музгиз, 1962. – 173 с. – (Карманные партитуры).

 

 

 

 

Дебюсси, К. Прелюдия к послеполуденному отдыху Фавна [Ноты] / К. Дебюсси. – Партитура. – М. : Музыка, 1966. – 32 с.Дебюсси, К. Прелюдия к послеполуденному отдыху Фавна [Ноты] / К. Дебюсси. – Партитура. – М. : Музыка, 1966. – 32 с.

 

 

 

 

Дебюсси, К. Собрание сочинений для фортепиано. Т. 5 : Произведения для фп. в четыре руки / Ред. К. С. Сорокина; вступ. ст. И.  Ф. Белзы ; примеч. А. А. Кондратьева. –  М. : Музыка, 1965. – 251 с.Дебюсси, К. Собрание сочинений для фортепиано. Т. 5 : Произведения для фп. в четыре руки / Ред. К. С. Сорокина; вступ. ст. И.  Ф. Белзы ; примеч.
А. А. Кондратьева. –  М. : Музыка, 1965. – 251 с.

Новости ЧОУНБ

Новости библиотек области

Наверх