Дар Джузеппе Верди


Дар Джузеппе Верди

виртуальная выставка к 200-летию со дня рождения великого итальянского композитора

(10.10.1813 г. – 27.01.1901 г.)

Н. В. Шевкова,
библиотекарь отдела литературы по искусству

Броджи Джакомо (1822-1881). Портрет Джузеппе ВердиДжузеппе Фортунино Франческо Верди родился 10 октября 1813 года в деревне Ле Ронколе близ города Буссето Италия. Отец  великого итальянского композитора, Карло Верди, был деревенским трактирщиком, а мать Луиджа Уттини, – пряхой. Детство и юность Верди проходили в обстановке сурового труда и лишений. Доход от остерии в глухой деревне был настолько скромным, что на него нельзя было прокормить семью, состоявшую из жены и двоих детей. Родители Верди, как и другие крестьяне, обрабатывали землю. Кроме того, отец торговал вразнос бакалейными товарами. Но, по существу, вся тяжесть крестьянского хозяйства, забота о детях и работа в остерии ложились на плечи трудолюбивой жены трактирщика. Маленький Пеппино Верди был нервным и чрезвычайно впечатлительным ребенком, мог так рассердиться и вспылить, что себя не помнил. Не по годам серьезный, застенчивый, он часто казался нелюдимым. В то же время он был помощником в доме, нянчил сестру и очень нежно любил мать.

Остерия Верди была своего рода музыкальным центром деревни. По вечерам и в воскресные дни крестьяне собирались возле нее попеть и потанцевать под игру бродячих музыкантов. Страстная любовь к музыке проявилась у Верди очень рано. Заслышав уличную шарманку, скрипку или звуки церковного органа, он весь обращался в слух. Когда семилетнего мальчика впервые привели в церковь, где он услышал орган, это новое музыкальное впечатление было настолько сильным, что, вернувшись домой, он стал настойчиво просить родителей учить его музыке. Уступив советам друзей и страстному желанию сына, Карло Верди раздобыл для него поломанный спинет, и юный Верди стал обучаться музыке. Пеппино занимался музыкой с таким увлечением и делал такие быстрые успехи, что вскоре стал заменять за органом во время церковных служб старенького органиста. Когда мальчику исполнилось десять лет, по настоянию Антонио Барецци, купца и большого ценителя музыки, отец отправил его в город Буссето учиться в городской школе. Благодаря содействию Барецци Дж. Верди начал посещать и музыкальную школу. В пятнадцать лет он играл на органе настолько хорошо, что ему стали доверять исполнение на соборном органе во время праздничной службы. Большим успехом также пользовались его сочинения. Первые композиторские опыты – это по большей части марши и танцы для духового оркестра, а также церковная музыка. Добившись признания в Буссето, в начале июня 1832 г. Джузеппе Верди переезжает в г. Милан, чтобы поступить в консерваторию. Но, к сожалению, это ему не удалось. Отказ нанес Верди тяжелый удар. Удрученный юноша собирался уже возвращаться домой, но друзья поддержали его и устроили учеником к известному миланскому музыканту и педагогу Винченцо Лавинья. Под его руководством Верди начал заниматься гармонией и полифонией. За все время, проведенное в Милане, Верди не упускал случая побывать на всех постановках Ла Скала. В исполнении лучших певцов он слушал оперы Россини, Беллини, Доницетти и других великих итальянцев. Одновременно Верди начинает пробовать себя в оперном творчестве. Его первой оперой стала опера «Оберто».

17 ноября 1839 года в театре Ла Скала состоялась премьера с таким большим успехом, что право на публикацию нот купил глава известной музыкально-издательской фирмы. Это было произведение молодого, еще не вооруженного творческим опытом композитора. Но в то же время в первой опере Верди заметны проблески сильного и самобытного дара. К сожалению, следующая опера оказалась слабой, зрители и критика ее не приняли. Кроме того, в результате болезней, Верди лишается жены и ребенка, решает совсем бросить композиторскую деятельность и расторгает контракт с театром. Твердое решение Верди больше не писать поколебалось, когда антрепренер театра Ла Скала Мерелли дал ему либретто  «Навуходоносора». К октябрю 1841 г. опера была закончена. Премьера «Набукко» (более популярное название «Навуходоносора») прошла с исключительным успехом, что поставило имя Верди рядом с именами великих итальянских композиторов Россини, Беллини и Доницетти. С появлением «Набукко» биография Верди неотделима от его творчества. Вся его жизнь – это напряженный труд и упорные искания. Все силы, все свое время Верди отдает работе. Ежегодно появляется новая опера, иногда две, которых с нетерпением ждут его соотечественники. Его возлюбленной и музой становится певица Джузеппина Стреппони, которая исполняет в его операх многие главные роли. Он становится состоятельным человеком и совсем уже решает уйти на покой, но друзья убеждают его не бросать оперу. Первым произведением после этого стала одна из его великих опер «Риголетто». Затем были «Бал-маскарад», «Трубадур», «Травиата» и «Фальстаф». Вершина творчества – последние оперы: «Аида» и «Отелло». Всего композитором созданы 26 опер и один реквием. Кроме того: сочинения для хора, церковная музыка, струнный квартет и несколько вокальных произведений. Умер великий итальянский композитор 27 января 1901 г. в городе Милане.

(По книге: Соловцова Л. Джузеппе Верди. – Москва : Музыка, 1986. – 399 с.)

Более подробно ознакомиться с биографией и творчеством композитора можно, прочитав следующую литературу:

Верди, Дж. Избранные письма [Текст] / Джузеппе Верди ; [сост. и примеч. А. Д. Бушен]. – 2-е изд. – Ленинград : Музыка, Ленингр. отд-ние, 1973. – 352 с., 4 л. ил.85.313
В 312
К 113115-Ч-6

Верди, Дж. Избранные письма [Текст] / Джузеппе Верди ; [сост. и примеч. А. Д. Бушен]. – 2-е изд. – Ленинград : Музыка, Ленингр. отд-ние, 1973. – 352 с., 4 л. ил.

Переписка Дж. Верди, охватывающая широкий круг адресатов, занимает период от 1843 до 1901 года. Обширное эпистолярное наследие композитора сохранилось без существенных пробелов. Письма Верди – сдержанные, точные, всегда по-деловому изложенные и в то же время необыкновенно красноречивые – исчерпывающее свидетельство того, как и в каких условиях протекала жизнь композитора. В настоящем издании воспроизведены письма, ярко характеризующие Верди как музыканта-драматурга новой формации.

Соловцова, Л. А.  Джузеппе Верди [Текст] / Л. А. Соловцова. – 3-е изд., доп. и перераб. – Москва : Музыка, 1981. – 414, [2] с. : портр., нот. ил.85.313
В 312 С
К 292302-Ч-6

Соловцова, Л. А.  Джузеппе Верди [Текст] / Л. А. Соловцова. – 3-е изд., доп. и перераб. – Москва : Музыка, 1981. – 414, [2] с. : портр., нот. ил.

В книге обстоятельно изложена биография великого итальянского композитора, проанализированы его лучшие оперы: «Риголетто», «Трубадур», «Травиата», «Аида» и др. Раскрыты глубокие связи мировоззрения и творчества Верди с национально-освободительной борьбой итальянцев за свободу от австрийского владычества. В книге имеются примечания и полный перечень произведений композитора.

Попова, Т. Верди. Реквием [Текст] / [лит. текст: Татьяна Попова]. – Москва : Классика–XXI, 2008. – 22 с. ;17 см. – (История одного шедевра) (Классика XXI: история одного шедевра). – На 4–й с. загл.: Музыкальный памятник во славу Италии. – Авт. указан в вып. дан.85.313
В 312 П
М 540633-Ч-6

Попова, Т. Верди. Реквием [Текст] / [лит. текст: Татьяна Попова]. – Москва : Классика–XXI, 2008. – 22 с. ;17 см. – (История одного шедевра) (Классика XXI: история одного шедевра). – На 4–й с. загл.: Музыкальный памятник во славу Италии. – Авт. указан в вып. дан.

Книга посвящена музыкальному произведению, созданному в память Алессандро Мандзони и Джоаккино Россини. В кн. также приведен текст секвеции Dies irae в каноническом переводе Риммы Поспеловой.

Верди, Дж. Аида [Ноты] : опера в 4 д. : перелож. для пения с фп. / Дж. Верди ; либр. А. Гисланцони ; пер. Г. Лишина, Гр. Олизара. – Москва : Музыка, 1984. – 312 с.Щ 971
В 312
101974- МНА ЧЗ
102138- МНА АБ

Верди, Дж. Аида [Ноты] : опера в 4 д. : перелож. для пения с фп. / Дж. Верди ; либр. А. Гисланцони ; пер. Г. Лишина, Гр. Олизара. – Москва : Музыка, 1984. – 312 с.

Действие оперы происходит в Мемфисе и Фивах во времена владычества фараонов. В опере повествуется о несчастной любви предводителя египетских войск Радамеса и рабыни Аиды – дочери эфиопского царя, с войсками которого сражаются египтяне.

Верди, Дж. Бал–маскарад [Ноты] : опера в 4 д. : перелож. для пения с фп. / Дж. Верди ; либр. Э. Скриба, А. Соммы ; пер. М. Павловой. – Москва : Музыка, 1976. – 274 с.Щ 971
В 312
74853-МНА АБ
74854-МНА ЧЗ

Верди, Дж. Бал–маскарад [Ноты] : опера в 4 д. : перелож. для пения с фп. / Дж. Верди ; либр. Э. Скриба, А. Соммы ; пер. М. Павловой. – Москва : Музыка, 1976. – 274 с.

Первая постановка состоялась в римском Театро Аполло 17 февраля 1859 г. Сюжет оперы основан на истории убийства короля Швеции Густава III, но был сильно изменён по требованию цензуры. Про эту, 23-ю по счёту оперу Верди, отличающуюся богатством мелодий и вокальным разнообразием, говорили, что каждая фраза в ней музыкальна, а каждая мелодия вокальна.

Верди, Дж. Дон Карлос [Ноты] : опера в 5 д. / Дж. Верди ; либр. М. Мери и К. де Локля по драмат. поэме Ф. Шиллера «Дон Карлос, инфант испанский» ; рус. текст С. Ю. Левика ; итал. текст М. де Лозьера. – Санкт-Петербург : Композитор, 2007. – 402, [4] с. : фот.   крат. содерж.: с. 2–3. – Послесл. изд-ва. – На 1 с. обл. фот. Е. Образцовой в роли Эболи.Щ 971
В 312
126086-МНА ЧЗ
126087-МНА АБ

Верди, Дж. Дон Карлос [Ноты] : опера в 5 д. / Дж. Верди ; либр. М. Мери и К. де Локля по драмат. поэме Ф. Шиллера «Дон Карлос, инфант испанский» ; рус. текст С. Ю. Левика ; итал. текст М. де Лозьера. – Санкт-Петербург : Композитор, 2007. – 402, [4] с. : фот.   крат. содерж.: с. 2–3. – Послесл. изд-ва. – На 1 с. обл. фот. Е. Образцовой в роли Эболи.

«Большая» опера Верди в пяти действиях, была впервые поставленная Парижской оперой 11 марта 1867 г. Либретто было написано К. де Локлем и Ж. Мери по мотивам одноименной драмы Шиллера. Однако основой для одного из актов – сцена в Фонтебло – послужила другая новелла на тот же сюжет: «Филипп Второй, король Испании», автором которой был французский драматург Э. Кормон.

Верди, Дж. Мой Верди [Ноты] : оперы : попул. фрагменты в легком перелож. для фп. в 4 руки / Дж. Верди ; сост. Ж. Металлиди. – Санкт-Петербург : Композитор, 1998. – 50 с.Щ 952.425
В 312
119914-МНА ЧЗ
119915-МНА ЧЗ

Верди, Дж. Мой Верди [Ноты] : оперы : попул. фрагменты в легком перелож. для фп. в 4 руки / Дж. Верди ; сост. Ж. Металлиди. – Санкт-Петербург : Композитор, 1998. – 50 с.

В сборник включены самые известные арии композитора в переложении для фортепианного ансамбля. Эти легкие ансамбли смогут сыграть не только дети, но и взрослые любители музыки.

Верди, Дж. Отелло [Ноты] : опера в 4 д. / Дж. Верди ; либр. А. Бойто ; рус. текст Евг. Геркена. – Клавир. – Ленинград : Музыка, Ленингр. отд-ние, 1978. – 375 с.Щ 971
В 312
82635-МНА АБ
82636-МНА ЧЗ

Верди, Дж. Отелло [Ноты] : опера в 4 д. / Дж. Верди ; либр. А. Бойто ; рус. текст Евг. Геркена. – Клавир. – Ленинград : Музыка, Ленингр. отд-ние, 1978. – 375 с.

Опера написана по мотивам одноименной пьесы Шекспира. Премьера состоялась 5 февраля 1887 г. в театре Ла Скала.

Верди, Дж. Реквием [Ноты] / Дж. Верди ; перелож. для фп. К. Сольдана ; [муз. ред. М. Кречко]. – Киев : Муз. Украина, 1976. – 271 с. – На лат. яз.Щ 96
В 312
75926-МНА ЧЗ
75927-МНА АБ

Верди, Дж. Реквием [Ноты] / Дж. Верди ; перелож. для фп. К. Сольдана ; [муз. ред. М. Кречко]. – Киев : Муз. Украина, 1976. – 271 с. – На лат. яз.

Замысел произведения относится к концу 1868 г. к годовщине смерти Дж. Россини. Работа затянулась, и толчком к скорейшему её завершению, послужила смерть знаменитого писателя А. Мандзони (22 мая 1873 г.), перед которым Верди преклонялся с юных лет. Работу над Реквиемом Верди завершил 10 апреля 1874 г. Первое исполнение состоялось в годовщину смерти Мандзони, 22 мая того же года, в миланском соборе Святого Марка.

Верди, Дж.  Риголетто [Ноты] : опера в 3 д. : перелож. для пения с фп. / Дж. Верди ; либр. Ф. Пиаве по драме В. Гюго «Король забавляется». – Москва : Музыка, 1977. – 296 с.Щ 971
В 312
79689-МНА ЧЗ
79690-МНА АБ

Верди, Дж.  Риголетто [Ноты] : опера в 3 д. : перелож. для пения с фп. / Дж. Верди ; либр. Ф. Пиаве по драме В. Гюго «Король забавляется». – Москва : Музыка, 1977. – 296 с.

Опера была задумана по мотивам пьесы Виктора Гюго «Король забавляется». Пьеса была запрещена цензурой как подрывающая авторитет королевского двора. Итальянское либретто было написано Ф. М. Пьяве, сотрудничавшим с Верди много лет. По требованию цензуры, исторический король был заменён неким герцогом, а безобразный шут Трибуле  – Риголетто. Поначалу шута предполагалось сделать традиционным оперным красавцем. Премьера оперы состоялась 11 марта 1851 г. в Ла Фениче в Венеции.

Верди, Дж.  Травиата [Ноты] : опера в 3 д. / Дж. Верди ; либр. Ф. М. Пиаве ; [лит. ред., пер. А. Ефременкова]. – Клавир. – Ленинград : Музыка, Ленингр. отд-ние, 1972. – 310 с.Щ 971
В 312
61728-МНА ЧЗ
61758-МНА АБ

Верди, Дж.  Травиата [Ноты] : опера в 3 д. / Дж. Верди ; либр. Ф. М. Пиаве ; [лит. ред., пер. А. Ефременкова]. – Клавир. – Ленинград : Музыка, Ленингр. отд-ние, 1972. – 310 с.

Опера написана по роману А. Дюма «Дама с камелиями». Впервые она была представлена публике 6 марта 1853 г. в оперном театре Ла Фениче в Венеции и сначала потерпела провал, однако, переработанная, стала одной из самых знаменитых опер за всю историю. Постановки в Европе шли примерно в одно время с выходом романа Дюма. Необычным для оперной постановки того времени являлся в первую очередь выбор главной героини – куртизанка, умирающая от неизлечимой болезни. Как и ранее в «Риголетто» и «Трубадуре» Верди поставил на центральную роль персонаж, отвергнутый обществом.
 

Список литературы:

Книги

(Место хранения – ЧЗ-6)

К 514850-КХ

Верфель, Ф. Верди : роман оперы [Текст] / Ф. Верфель. – [2-е изд.]. – Москва : Музыка, 1991. – 316, [2] с.

782.1
В 312 Г

Гисланцони, А. «Аида» Дж. Верди [Текст] / А. Гисланцони. – Москва : Музыка, 1977. – 64 с.

85.313
В 312 Л

Лебедев, В. А. Маэстро борьбы [Текст] : Верди : страницы жизни / Вячеслав Лебедев. – Москва : Молодая гвардия, 1977. – 189, [2] с.

782.1
В 312 Л

Леонтовская, Т. Н. «Травиата» Дж. Верди [Текст] / Т. Н. Леонтовская. – 3-е изд. – Москва : Музыка, 1982. – 62 с. : нот. ил. – (Путеводители по операм и балетам).

85.313
В 312 Н

Нюрнберг, М. В.  Джузеппе Верди [Текст] : 1813–1901 : крат. очерк жизни и творчества / М. В. Нюрнберг. – Изд. 2-е. – Ленинград : Музыка, Ленингр. отд-ние, 1968. – 133 с. : ил., нот. ил. – (Книжка для юношества).

782
В 312–О

Орджоникидзе, Г. Ш. Оперы Верди на сюжеты Шекспира [Текст] / Гиви Орджоникидзе. – Москва : Музыка, 1967. – 324, [1] с.

85.317
В 312 П

Пиаве, Ф.  »Риголетто» Дж. Верди [Текст] : [опера в 3 д. : либретто Ф. Пиаве по драме В. Гюго «Король забавляется» : пол. текст] / Ф. Пиаве. – 3-е изд. – Москва : Музыка, 1990. – 63, [1] с. – (Оперные либретто).

782.1
В 312 П

Полякова, Л. В. Трубадур Дж. Верди [Текст] / Л. В. Полякова. – 3-е изд. – М. : Музыка, 1980. – 80 с. : нот. ил. – (Путеводители по операм и балетам).

85.313
В 312 Т

Тароцци, Д. Верди [Текст] / Джузеппе Тароцци ; сокращ. пер. с ит. И. Константиновой – Москва : Молодая гвардия, 1984. – 352 с.,25 л. ил. – (Жизнь замечательных людей : сер. биогр. / осн. в1933 г. М. Горьким).

85.313
В 312 Э

Эсе, Л. Если бы Верди вел дневник... [Текст] / Ласло Эсе ; [пер. с венг. Е. Силард–Айзатулина]. – Будапешт : Корвина, 1966. – 293, [2] с. – (Книги–дневники).

Ноты

(Место хранения  МНА)

Щ 971
В 312

Верди, Дж.  Аттила [Ноты] : опера в 3 д. с прологом : перелож. для пения с фп. / Дж. Верди ; либр. Т. Солеры ; пер. А. Машистова. – Москва : Музыка, 1987. – 238 с.

Щ 951.0
В 312

Верди, Дж.  Навуходоносор [Ноты] : увертюра к опере : для симф. орк. / Дж. Верди. – Гамбург : [Б. и., б. г.] – 18 партий.

Щ 971
В 312

Верди, Дж. Сицилийская вечерня [Ноты] / Дж. Верди. – Москва : П. Юргенсон, [б. г.] – 145 с. – (Любимые оперы, переложенные на фортепиано в 2 руки).

Щ 952.425
В 312

Верди, Дж. Увертюра [Ноты] : к опере «Сицилийская вечерня» : перелож. для фп. в 4 руки / Дж. Верди. – Москва : Музгиз, 1960. – 22 с.

Щ 971
Щ 971
В 312

Верди, Дж. Трубадур [Ноты]  : опера в 4 д. : перелож. для пения и фп. / Дж. Верди. – Гамбург : Петерс, [б. г.] – 248 с.

Щ 971
В 312

Верди, Дж. Фальстаф [Ноты] : лир. комедия в 3 д. : перелож. для пения с фп. / Дж. Верди ; либр. А. Бойто [по Шекспиру] ; рус. текст Н. Кончаловской. – Москва : Музгиз, 1963. – 376 с.

Щ 943–071
В 312

Верди, Дж. Арии из опер [Ноты] : для баритона в сопровожд. фп. / Дж. Верди. – Москва : Музыка, 1977. – 79 с.

Щ 943–071
В 312

Верди, Дж.  Арии из опер [Ноты]  : для тенора в сопровожд. фп. / Дж. Верди. – Москва : Музыка, 1985. – 63 с.

Щ 943–071
В 312

Верди, Дж. Избранные арии из опер [Ноты] : для баса [в сопровожд. фп.] / Дж. Верди ; сост. Курт Солдан. – Франкфурт-на-Майне ; Лейпциг ; Лондон : Петерс, [б. г.] – 83 с.

Щ 943–071
В 312

Верди, Дж. Избранные арии из опер [Ноты] : для лирико-колоратур. сопрано в сопровожд. фп. / Дж. Верди. – Москва : Музыка, 1968. – 64 с.

Щ 943–071
В 312

Верди, Дж.  Избранные арии из опер [Ноты] : для меццо–сопрано (альта) [в сопровожд. фп.] / Дж. Верди ; сост. Курт Солдан. – Франкфурт-на-Майне ; Лейпциг ; Лондон : Петерс, [б. г.] – 43 с.

Щ 943–071
В 312

Верди, Дж. Избранные арии из опер [Ноты]. Т. 1. : для сопрано [в сопровожд. фп.] / Дж. Верди ; сост. Курт Солдан. – Франкфурт-на-Майне ; Лейпциг ; Лондон : Петерс, [б. г.] – 79 с.

Щ 943–071
В 312

Верди, Дж.  Избранные арии из опер [Ноты]. Т. 2. : для сопрано [в сопровожд. фп.] / Дж. Верди ; сост. Курт Солдан. – Франкфурт-на-Майне ; Лейпциг ; Лондон : Петерс, [б. г.] – 87 с.

Щ 954.2
В 312

Верди, Дж. Избранные увертюры из опер [Ноты] : перелож. для фп. в 2 руки / Дж. Верди. – Ленинград : Музыка, Ленингр. отд., 1988. – 39 с.

Щ 941–071
В 312

Верди, Дж. Хоры из опер [Ноты] : в сопровожд. фп. / Дж. Верди ; сост. И. Журавленко. – Москва : Музыка, 1988. – 64 с. – (Хоровые произведения).

Щ 943
В 312

Верди, Дж.  Камерные произведения [Ноты] : для голоса в сопровожд. фп. / Дж. Верди ; пер. с итал. С. Левика, В. Левика. – Москва : Музыка, 1970. – 99 с.

Щ 943
В 312

Верди, Дж. Романсы [Ноты] : для высок. голоса с фп. / Дж. Верди ; сост., и общ. ред. С. Апродова ; пер. с итал. С. Левика. – Ленингнрад : Музгиз, 1960. – 56 с.

Щ 952.50
В 312

Верди, Дж.   Квартет [Ноты] : для 2 скрипок, альта и виолончели / Дж. Верди. – Москва : Музыка, 1968. – 4 парт.

Аудиозаписи

(Место хранения – ЧЗ-6)

CD 1819
КД 1935

Верди, Дж. Аида [Звукозапись] : опера в 4 д. / Дж. Верди ; исп. : солисты, хор и оркестр театра «Ла Скала». – [Б. м.] : Aquarius, 2000. – 1 эл. опт. диск (CD-DA). – (The best of opera).

CD 1006
КД 1053

Верди, Дж. Дон Карлос [Звукозапись]. Аида. Фальстаф / Джузеппе Верди. – [Б. м.] : РМГ Рекордз, 2004. – 1 эл. опт. диск (CD-DA). – (MP3 classic collection : opera).

CD 1006
КД 1053

Верди, Дж.  Лучшие арии из опер [Звукозапись] / Джузеппе Верди. – [Б. м.] : РМГ Рекордз, 2004. – 1 эл. опт. диск (CD-DA). – (MP3 classic collection : opera).

CD 2015
КД 2131

Верди, Дж. Missa da Requiem [Звукозапись] / Дж. Верди ; исп. Дж. Баркер, М. Данн, Э. Мауро, П. Плишка ; словац. филармон. хор ; филармон. орк. г. Страсбурга. – [Б. м.] :  Aquarius, 2000. – 1 эл. опт. диск (CD-DA). – (The best of classics).

CD 1047
КД 1094

Верди, Дж. Риголетто [Звукозапись]. Травиата / Джузеппе Верди ; Большой театр СССР – [Б. м.] : РМГ Рекордз, 2005. – 1 эл. опт. диск (CD-DA). – (MP3 classic collection : мировая опера).

Статьи

(Место хранения – КХ)

Бабаскина, С. «Неистребимая любовь» к опере [Текст]  / Светлана Бабаскина // Южноуральская панорама. – Челябинск, 2009. – 17 июня. – С. 4.

В Челябинском государственном театре оперы и балета им. Глинки прошла опера Верди «Риголетто». Спектакль был посвящен памяти заслуженного деятеля искусств России, главного режиссера театра Г. С. Миллера.

Мордасова, Е. «Др-раматизма хочется...» [Текст] : «Своим» молодая певица считает Джузеппе Верди : беседа с Еленой Мордасовой – солисткой Челяб. акад. театра оперы и балета им. М. И. Глинки / Елена Мордасова ; беседовала Елена Радченко // Автограф. Челябинск–АРТ. – Челябинск.  – 2006. – № 2 (27) – С. 43–45. 

Харитина В. Браво, «Трубадур» [Текст] : на междунар. опер. фестивале в Челябинске – дни Верди / В. Харитина // Челяб. рабочий. – 2000. – 3 марта.

«Сила судьбы» Джузеппе Верди [Текст] : [об опере итал. композитора] // Творчество народов мира. – 2005. – Вып. 6.

Новости ЧОУНБ

Новости библиотек области

Наверх