Мир глазами художника


Херлуф БидструпВыставка «Мир глазами художника: (карикатуры и комиксы Херлуфа Бидструпа)» подготовлена к 100-летию со дня рождения художника и карикатуриста (1912–1988).

Херлуф Бидструп. Имя этого датского художника многим памятно по журнальным публикациям отдельных рисунков, художественным альбомам, которые выпускались в нашей стране во 2-й половине XX века. Альбомы его работ и сегодня переиздаются, вызывая неменьший интерес.

Карикатура – казалось бы, жанр-однодневка. Но Х. Бидструпу удалось стать классиком в этом жанре. Художнику подвластны и политические шаржи, и путевые заметки. Он известен также своими комиксами – небольшими смешными рассказами в картинках на самые разные темы («Флегматик и холерик», «Ревность», «Садовые радости», «На поводке», «Первое рождество малыша» и мн. др.).

В творчестве Бидструпа удивительно сочетаются разящая сатира и мягкий юмор. Всего художником создано свыше 5 тысяч рисунков.

На выставке представлены карикатуры и комиксы Х. Бидструпа (в том числе – знаменитый четырехтомник рисунков, который является наиболее полным собранием работ художника), книги о его творчестве.

Выставка продлится весь сентябрь.

Н. В. Козлова, библиограф ОЛИ

 

Из книг, представленных на выставке:

 

Бидструп, Х. Избранное : Политические карикатуры. Юмористические рисунки. Путевые заметки / Х. Бидструп. – М. : Искусство, 1982. – 502 с. : ил.76
Б 597
Д 254218-Ч-6
Д 253530-КХ

Бидструп, Х. Избранное : Политические карикатуры. Юмористические рисунки. Путевые заметки / Х. Бидструп. – М. : Искусство, 1982. – 502 с. : ил.

 

Бидструп, Х. Мир глазами художника / Х. Бидструп. – М. : Дет. лит., 1988. – 127 с. : ил.85.15
Б 597
Д 262677-Ч-6

Бидструп, Х. Мир глазами художника / Х. Бидструп. – М. : Дет. лит., 1988. – 127 с. : ил.

 

 

Бидструп, Х. Рисунки / Х. Бидструп. – М. : Полигран, 1992. – 184 с. : ил.85.15
Б 597
М 492828-Ч-6

Бидструп, Х. Рисунки / Х. Бидструп. – М. : Полигран, 1992. – 184 с. : ил.

 

 

 

Херлуф Бидструп: жизнь и творчество / пер., сост. М. Б. Косова. – М. : Искусство, 1988. – 356, [3] с. : ил.85.15
Б 597
Д 262546-Ч-6

Херлуф Бидструп: жизнь и творчество / пер., сост. М. Б. Косова. – М. : Искусство, 1988. – 356, [3] с. : ил.

 

 

Херлуф Бидструп – о себе и своем творчестве: из воспоминаний

Я рисую с тех пор, как помню себя. Если только в мои руки попадал карандаш или кусок мела, я тут же начинал рисовать (…). Помню, что еще маленьким мальчиком я, бывало, по вечерам, когда меня укладывали спать, долго водил указательным пальцем в воздухе, «рисуя» различные фигуры. Мой отец – маляр и художник-декоратор – в свободное время усердно занимался живописью. Он был моим первым критиком и учителем.

Мне было два года, когда вспыхнула первая мировая война. Я и представления не имел о том, что существуют различные народы и что моему отцу не надо идти на войну, так как он датчанин.

Положение в Германии стало невыносимым. Помню, как мы голодали. В довершение всего отца арестовали по подозрению в шпионаже. Выйдя из тюрьмы, он решил вернуться на родину, и мы перебрались в Данию.

В (…) нелегких условиях моим самым большим утешением было бегство в мир фантазии. Карандаш помогал мне забывать о житейских трудностях.

Как и все детские рисунки, мои домики, люди, деревья, лошади невольно вызывали улыбки. (…) Постепенно я стал понимать, что именно производило комичное впечатление, и часто, уже вполне сознательно, рисовал так, чтобы вызвать смех у зрителей. Вскоре я с удовлетворением убедился в том, что смех – мой союзник.

В школьные годы я еще больше развил в себе эту способность и иногда развлекал учеников и преподавателей, делая наброски на большой классной доске. Рисуя портреты школьных товарищей и учителей, я понял разящую силу удачной карикатуры.

Позже я использовал опыт, приобретенный в детстве, в своих политических карикатурах.

Карикатура означает преувеличение, чаще всего она понимается как искажение. Я, однако, никогда не искажал действительность (…). Она [карикатура] должна создать у зрителя такое же сильное впечатление, какое изображенный произвел на рисующего. Острота восприятия рисунка, сделанного черным штрихом на гладком листе белой бумаги, да еще в значительно уменьшенном виде, естественно, слабее впечатления от действительности, значит – потерянное должно быть восполнено другим способом.

В Королевской Академии художеств (…) я четыре года подряд бился над проблемами живописи, а по вечерам рисовал углем натурщиков. (…) Мне трудно было сохранять интерес к человеку, который изо дня в день часами, а иногда и месяцами стоял не двигаясь, как мумия. Поэтому в свободное время я рисовал людей в движении. (…) В моем кармане всегда был небольшой блокнот, и я заполнял его всем, что попадалось на глаза в течение дня, делал зарисовки людей на улице, в трамвае, и т. д.

Время моих занятий в Академии совпало с обострением политического положения в мире. Поджог рейхстага в Берлине, приход Гитлера к власти (…).

Срок моих занятий в Академии кончился – я очутился на улице в плачевном положении живописца. Что же делать дальше? Прежде всего надо было найти свой стиль. (…)

Однажды вечером, как обычно, я сидел у радиоприемника и слушал одну из истерических речей Гитлера. (…) Получился ряд карикатур (…). Мне удалось поместить [их] в антифашистском журнале (…). Под рисунками были напечатаны цитаты из речи Гитлера.

После этой первой серии в том же журнале были помещены многие другие мои антифашистские рисунки.

Годы учения остались позади. Я не мог продолжать жить на средства родителей. Время от времени на мою долю выпадал случайный заработок. Я рисовал рекламы (…).

После первых опытов (…) у меня появилось желание сделаться газетным художником, особенно потому, что таким путем я мог общаться с широкой публикой.

[Во время Второй мировой войны] установив в конце концов связь с находящейся в подполье Коммунистической партией, я начал рисовать для нее, ясно высказывая свое мнение, но, конечно, нелегально.(…)

Моя главная работа в послевоенные годы – это ежедневная политическая карикатура в газете (…).

Я не в состоянии заниматься исключительно политическими проблемами и люблю посмеяться над смешными сторонами повседневной жизни. Не сомневаюсь, что все люди так устроены.

Свои юмористические серии я строю всегда так, чтобы их можно было «читать» слева направо, как читают газеты. В ходе этого рассказа без слов я стараюсь изобразить действующих лиц таким образом, чтобы они предстали перед зрителем, как в кадрах кинопленки. Из рисунка в рисунок я передаю движение фигурок. Это оживляет их.

Цит. по:

Сатира и юмор Херлуфа Бидструпа : [альбом] / пер. с дат. М. Косова ; под ред. Н. Крымовой. – М. : Искусство, 1964. – 35 с.

Новости ЧОУНБ

Новости библиотек области

Наверх