Размышления после конкурса: послесловие к итогам конкурса «Южноуральская книга-2013»


В то время, когда, согласно социологическим выкладкам, в нашем социуме утвердился «наивно-адаптивный тип культурного поведения» и люди в массе своей жаждут вкусного хлеба и ярких зрелищ, находятся все же в обществе и другие, кто по-прежнему «не убирает ладони со лба», жертвуя «мыслимыми удовольствиями в пользу немыслимых». И тихая, упорная и упрямая деятельность подобных людей дает нам надежду на то, что мир наш останется человеческим, а не рухнет в животно-овощное состояние. Об этом всегда думаешь, когда раз в два года рассматриваешь плоды трудов южноуральских издателей, истинных подвижников культуры и просвещения.

В этом году ресурс конкурса был очень пестрым, разнообразным в жанрово-видовом отношении – организаторы и члены жюри то и дело сталкивались с проблемой тесноты номинаций, (не все книги в них «помещались»!). И, конечно, конкурс был богат на открытия, порадовал интересными в содержательном отношении и яркими  в издательском исполнении изданиями.

Мое преимущественное внимание было, как всегда, отдано детско-юношеской литературе. Этот сегмент конкурсной выборки (номинация «Литература для детей и молодежи») в этом году был не так велик, но картина дополнялась изданиями других номинаций, которые, так или иначе, имели своим адресатом юных читателей.

Начну с художественной литературы для детей. В этом году здесь безраздельно царила поэзия. Была всего одна прозаическая книжка и одна очерковая. Кстати, и во «взрослой» художественной литературе поэзия тоже доминировала. Откуда такой  «поэтический взрыв»?

Недавно Дмитрий Быков, размышляя о поэзии 21-го века, высказал мысль, что «поэтическая речь есть абсолютная самоценность сама по себе», потому что это один из способов «гармонизировать мир», противостоять энтропии, угроза которой в новом веке становится все очевидней. Может быть, поэтому мы стали так отчаянно массово графоманить, кстати и некстати пытаясь изъясняться стихами.

«Если ветер запереть»У детей потребность в гармонии значительно сильнее, чем у взрослых, она, без преувеличения, – необходимое условие их бытия и развития. Поэтому за то, что издатель Марина Волкова и ее издательство делают так много для собирания всего лучшего, самого интересного, перспективного, яркого в российской детской поэзии то – это им просто низкий поклон! Я имею в виду сборник-победитель предыдущего конкурса «Я сижу на облаке» и победитель нынешнего конкурса (Гран-при) сборник «Если ветер запереть», куда вошли стихи победителей международного конкурса детских поэтов «От 7-ми до 12».

Книжка открывается замечательным манифестом авторов и издателей:

«Детство – это не возраст, а состояние души. Поэзия – это естественная среда обитания детей. Детям нужны не стишки, а Поэзия. Мы против: упрощенчества, морализаторства и сюсюканья в детской литературе. Мы за: богатство тем, глубину образов и сложность форм. Наш девиз: «Равнение на Маршака!». И книжка удерживается в пределах заданных высоких координат (не всегда стопроцентное попадание, конечно, но в большинстве случаев).

Стихотворение Елены Харламовой из республики Карелия, выбранное для названия сборника, действительно заглавное, задающее тон и направленность всей книжке:

Если ветер запереть
В комнатке под лесенкой,
Он едва ли станет петь
Озорные песенки.
Он зачахнет без дворов
С золотыми листьями,
Одичает без голов
С ветреными мыслями,
Днем и ночью будет спать,
Словно кот, у тумбочки,
И разучится играть
На волшебной дудочке.

Это и про поэта, которому в удел нужен весь мир, незакрытый никакими заборами и запорами, и про ребенка тоже. Ребенок еще не думает взрослыми «занятыми мыслями», как сказал один наш юный читатель. Его взгляд на мир бескорыстен и щедр, а день сладостно огромен и добр. Эту сладкую долготу и доброту детского дня замечательно передает Нина Пикулева в стихотворении «Я проснулся и лежу»:

В доме тихо. Дремлет кот,
Дышит пузиком.
Дождь идет. И снег идет.
Мама в платье узеньком
Перед зеркалом поет
Нежно, тихо, тоненько.
Папа рядом, он ее
Называет Оленька.
Я проснулся. И лежу.
Не спеша на мир гляжу.

Книга раскрывает нам «чудетство» (великолепный, замечательно емкий образ питерского патриарха детской поэзии Михаила Яснова!) во всем его прекрасном многообразии. Визуальный образ книги тоже получился замечательно «чудетским» (художник Р. Шарапов) – всё выдержано в «утренних» красках: рассветно-синий, хрупкий сиреневый, нежно-зеленый; все – порыв, и все – обещание.

В. Швед «Радуга для друга»«Чудетство» нужно не только детям, нам, взрослым, «чудетства» тоже жаждется – об этом говорит Владимир Швед в своей книжке «Радуга для друга», которая заняла в конкурсе второе место:

Чудо и детство
Вечно едины,
Растают в Чудетстве
Сомненья, как льдины…
Хочу я в былое сегодня вглядеться,
Мне необходимо уехать в Чудетство.

Да для чего ж нам туда возвращаться, когда давно бы пора распрощаться?

«Детство, гдетство, почемутство» нужно нам, «чтоб в себя вглядеться и собой остаться», – убежден поэт. У В. Шведа получилась хорошая книжка – ровная по отбору, цельная по звучанию, здесь много интересных поисков в поэтических ритмах, много увлекательной словесной игры. Ведь какой должна быть хорошая поэзия для ребенка? Об этом хорошо сказал тот же Михаил Яснов: «Я ценю писателей, занимающихся интерпретацией детского языка, воссозданием детской психологии и не упускающих из виду ситуацию взрослой культуры». В книгах-призерах нашего конкурса (здесь, кроме названных, занявшая первое место книжка Я. Грантса и Д. Сиротина «Стихи на вырост», поделившая второе место Р. Дышеленкова с книжкой «С Алисой в страну вопросов», занявшая третье место книжка М. Придворова и А. Сиротина «Бабайки» – все книги издательства М. Волковой) это есть, где-то сильнее и ярче, где-то не столь выразительно, но тяготение именно к такой концепции детской поэзии очевидно.  

«Стихи на вырост»Конечно, хочется сказать обо всех, всех осчастливить и порадовать новыми хорошими детскими книжками, но это будет «бесконечная история»! Не удержусь только, чтобы не упомянуть книжку Я. Грантса и Д. Сиротина (Янис Грантс, понятно, наш, а Дмитрий Сиротин – аж из Воркуты!) «Стихи на вырост». Эта поэтическая книжка – дважды особое дело. Почему? Во-первых, потому что это чисто мальчишечья поэзия, обличающая мальчишеский взгляд на мир, мальчишескую ментальность с ее напористой энергией, деятельным отношением к жизни, стремлением к независимости. Это герой, стремительно вырастающий из детских одежек и детских вещей, герой, жаждущий попробовать себя в тысяче дел – как герой стихотворения Я. Грантса «Хор», который нисколько не удручен, что «не вышло с хором»; манящие огни славы зазывают его уже на тысячу других дорог:

А давайте на спор,
Что споет скоро хор
В честь побед моих громких в дзюдо!

Энергетический потенциал героя настолько мощный, что бывает, порой, разрушительным для окружающих и для самого мальчишки, как в стихотворении того же Я. Грантса «Раздача слонов»

Знаю давно: у РАЗДАЧИ СЛОНОВ
Список значений примерно таков:
- ВЫГОВОР  (в классе пускал самолеты),
- ТРЕПКА (портфелем заехал в кого-то),
- ВЗБУЧКА (разбил в коридоре плафон),
- и НАГОНЯЙ (потерял телефон).

Во-вторых, это поэзия для отроков, для мальчишек, которым между 9-ю и 11-ю. И это ощутимо по особой остроте зрения, особенно когда дети глядят на нас, с удовольствием фиксируя наши промахи и недостатки, как в стихотворениях Д. Сиротина «Папа-весельчак», «Первое апреля» и др. И потому, что ребенок начинает останавливать взгляд на том, что проскальзывало мимо в счастливом губошлепистом детстве: смерть, необратимые разлуки («Встреча», «Колыбельная коту» Д. Сиротина) и эти открывающиеся горестные неизбежности жизни заставляют отрока, при всей его жажде независимости, особенно ценить прочность дома и семейного мира. Семейная тема – сквозной лейтмотив стихов Д. Сиротина. В них явственно ощутима отроческая тревога от колебаний семейного пространства («Ссора», «Подслушанный разговор» и др.), где ссорятся самые близкие тебе люди, обвиняя друг друга в навешивании на уши пресловутой «лапши»:

… И долго я грустил в ночной тиши.
Хотелось мира в доме. И лапши.

Во многих стихах Д. Сиротина есть та психологическая точность, которая создает пространство доверия и способствует лирической проникновенности его поэзии при всей, иногда, шероховатости в ритмике или рифме.

А. Середа «Правило Льва»Среди призеров только одна прозаическая книжка – это маленькая повесть Андрея Середы «Правило Льва» (она поделила второе место с поэтами).

С реалистической прозой для детей (т.е., не сказочной и не фэнтезийной; этого добра в издательском книгопотоке даже чересчур и далеко не всегда высокого качества), особенно для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста сейчас довольно напряженно. В частности в нашей, российской детской литературе. Здесь мы мало что нового можем предложить ребятам и держим их преимущественно на классическом литературном «пайке», что, в общем-то, неплохо, но явно недостаточно. Реалистическая проза на этом возрастном этапе нужна ребенку, чтобы помочь ему в сложной работе формирования личностного пространства, в выработке своей первой ценностной иерархии; ему нужны книги, в которых он бы видел привычный мир в знакомых ситуациях, мог наблюдать, сравнивать, задаваться вопросами, делать какие-то обобщения. Поэтому это, конечно, несколько сложнее, чем стихи.  Поэт чаще всего обращается к универсальному детству, к тому в детстве, что мало зависит от времени. Реалистическая проза требует большей социальной панорамности, точности, узнаваемости жизненных реалий; в том числе и в характере мышления ребенка, его языке. Видимо, новой российской детской литературой еще мало освоена планета современного детства; нет еще ясного понимания, о чем и как говорить с современным ребенком.

Поэтому можно порадоваться смелости А. Середы (и, опять-таки, издательства М. Волковой!), дерзнувшего выступить именно в этом жанре. Маленькая повесть маркирована 6+ и предлагается в серии «Семейный вечер» вполне обосновано, так как посвящена семейной теме, и в ней есть материал для совместного обсуждения ребенка и взрослого. В повести есть то, что оценит читатель того возраста, которому она адресована, – герой, которому хочется сопереживать и подражать. Шестилетний Лев носит свое гордое имя недаром; в свои совсем невеликие годы он уже умеет быть опорой и защитником своей мамы, (они живут с мамой вдвоем, – увы, расхожая ситуация). У мальчика есть в душе какой-то верный компас, позволяющий ему, если не сознавать, то чувствовать, что справедливо и что несправедливо и хотя он уже понимает реальные пределы своих возможностей, но бескомпромиссно бросается на защиту справедливости. Писатель не делает мир вокруг героя стерильным; мальчик на каждом шагу сталкивается с несовершенствами жизни, создаваемыми взрослыми – он сталкивается с их обманами, слабостями и «вредными привычками». Ревнителям 436 закона здесь есть за что зацепиться: то ребенку в праздник дают «полрюмочки шампанского», то он узнает, кто такие «любовники», то мамин друг оказывается негодяем и, не стесняясь ребенка, отрывается на ненормативной лексике (весьма компактно – «ах, ссу…», но все же!). О подобных вещах можно спорить, особенно относительно меры и формы, но если мы говорим о реалистической прозе, то должны помнить, что отражаем реальную, объективную картину мира; ребенок и без нас видит и слышит все, важно, как мы расставим акценты, куда направим мысли и чувства ребенка. В данном конкретном случае, мне кажется, уже из контекста ситуации маленькому читателю ясен и этот «нехороший» герой, и суть его «нехорошести» так что, прибегать к сильным речевым фигурам, чтобы это подчеркнуть, не было необходимости. Книга, конечно, неровная, не во всем художественно дотянутая, тем не менее, как попытка освоения этого довольно пустынного сегодня литературного пространства в детской российской литературе она заслуживает внимания и интереса.

К. Рубинский «Детствоведение»Как-то само собой в номинации «Литература для детей и молодежи» выделилась подноминация «О детях для взрослых». В этом ответвлении оказались очень симпатичные книги. Во-первых, конечно, книга Константина Рубинского «Детствоведение» (изд. все той же М. Волковой), где подзаголовок весьма многозначительный: «для взрослых, желающих сохранить в себе детство». Компактная, но необыкновенно емкая книга! Она необычная – поэтичная, философская, ироничная, горькая и страстная. Автор хочет (и ему это вполне удается!), вызвать у взрослых тоску по детству, как по утраченной гармонии, сформировать благодетельный трепет бережения детства. Вдобавок это еще и чудесный праздник СЛОВА – столько здесь ярких поэтических неологизмов! Вспомнить, хотя бы, мгновенно запоминающиеся «бедагогика», «теорёвы», «заплачи».

А. Попов «Хулиганские дроби» (изд. Игоря Волгина)Первое место с К. Рубинским поделил А. Попов с книгой «Хулиганские дроби» в блистательном оформлении Ю. Хазиной (изд. Игоря Волгина). В этой книге тоже много изящных философских экзерсисов, написанных в характерном для А. Попова афористическом стиле:

Что такое дробь?
– Число.
А точнее?
– Подросток.

«Дробь – это память. Числитель – год рождения. Знаменатель – год ухода. Черта – сама жизнь» и т. д.

Это – обрамление для собственно математического серединного содержания. И оно, как всегда, великолепно! Сколько здесь всего! И танго из дробей, и белые танцы, и зеркала, и шествие, и много чего еще! Даже ярый нелюбитель математики неизбежно испытает искушение попробовать и понять – что значит дар просветителя!

Второе-третье место в этой внеплановой номинации заняли две книжки снова (!) издательства Марины Волковой: «Игры нашего двора» К. Небогатова и «Бабушкины колыбельные» (сост. А. И. Хомутинникова). У последней весьма знаменательный заголовок: «с подсказками для молодых мамочек».

«Бабушкины колыбельные» (сост. А. И. Хомутинникова)Это очень компактные, почти брошюрного типа книжечки методико-практического характера; поэтому, наверное, и компактные, что родители сегодня – люди, по преимуществу, бегущие, живущие очень стремительно. Две этих книжки (надеемся, что это начало серии изданий) работают на родительское просвещение и методическую вооруженность. Ведь это факт, что многие молодые родители не знают, что можно приговаривать и петь над ребенком. И ребенок иногда с младенчества растет под аккомпанемент рекламных слоганов из телевизора. Согласимся, слишком неравноценная замена! А маленькая книжечка дает прекрасно отобранные тексты колыбельных – от самых древних до вполне современных, да еще в прекрасной орнаментации детских рисунков.

К. Небогатов «Игры нашего двора» Истощение детского игрового репертуара – тоже факт. А ведь игра – это не детская прихоть «от нечего делать», это один из самых сильных ресурсов развития личности в детстве. И другая книжица «Игры нашего двора» азартно, делово и в то же время эмоционально рассказывает современным родителям о сюжетах, игровом рисунке, правилах детских дворовых коллективных игр, которые еще 20-30 лет назад шумели во дворах, объединяя ребят, давая им возможность испытать и утвердить себя.

Очень перспективное начинание издательства М. Волковой, которое, надеемся, будет развиваться и совершенствоваться. А совершенствоваться есть куда! Например, хочется, чтобы прирастала методическая часть в этих изданиях, так как родителям важно объяснить не только что и как, но и для чего и зачем. Ведь семейная педагогическая культура сегодня в массе своей утрачена – никто системно не занимается родительским просвещением; подорван и механизм наследования воспитательных традиций от поколения к поколению в силу серьезных межпоколенных ментальных разрывов. Все это нуждается в восстановлении – не случайно идея наращивания семейной психолого-педагогической вооруженности обозначена в качестве одного из приоритетов в последнем по времени документе стратегиального характера «Национальная стратегия действий в интересах детей 2012–2017 гг.».

Особая тема – учебная книга, еще одна номинация, прямо касающаяся детей. Кажется, наконец-то мы дожили до появления учебников, по которым можно учиться, а не мучиться. Лет 10-15 назад «Учительская газета» объявила своеобразный антиконкурс на самый плохой учебник для подростков и школьники в цветах и красках рассказывали, как бьются над учебником географии, периодически в полном отчаянии бросая его в стену.

Сегодня, наконец, появляются учебники вполне вменяемые, лояльные и дружественные по отношению к ребенку. Содержательные, со взвешенной объективной информацией, написанные серьезно, но в то же время, ясно и даже, временами, интересно!  

учебник по истории Челябинской области «Магнитогорск» для 9–10 кл. издательства «АБРИС»Именно такой учебник занял второе место в номинации «Учебная книга»: учебник по истории Челябинской области «Магнитогорск» для 9–10 кл. издательства «АБРИС». Это обстоятельный и честный учебник без барабанного боя и урапатриотизма. Перед школьниками во всей полноте предстает трудная, местами трагическая история города, Написано это сдержанно, с опорой на вескую фактографию, но не сухо – в тексте есть какая-то внутренняя энергетика. При этом, учебник грамотно атрибутирован – и обобщающая хронологическая таблица, и библиография, и перечень ресурсов Интернет.

«Тетради юного краеведа» издательство «АБРИС» из серии «Познай свой край»Очень хороши и занявшие третье место «Тетради юного краеведа» того же издательства «АБРИС» из серии изданий «Познай свой край». Эти тетради в совокупности позволяют ребенку рассмотреть подробно и пристально каждый уголок Челябинской области: Нязепетровск, Нагайбак, Кыштым, Озерск. Более того – и каждый район большого Челябинска!

Такие тетради стимулируют детское отчизнознание и отчизноведение, позволяют вовлечь детей в очень важный процесс сохранения, наследования и трансляции базовых основ региональной культуры, культуры Южного Урала.

Альманах «Уральская слободка» (сост. Е. Артюшкина, издательство «АБРИС»)Результат данного подхода к постановке обучения в рамках «краеведческого компонента» школьной программы мы также увидели здесь же на выставке. В номинации «Краеведческие издания» третье место занял альманах «Уральская слободка», (сост. Е. Артюшкина, издательство «АБРИС»), который представляет широкой публике детские творческие работы и исследования по краеведению и этнографии.

В этих работах, может быть, и нет каких-то открытий для научного мира, но в каждой есть состоявшееся личное  открытие, живое постижение какого-то кусочка жизни своей малой родины. Например, исследование того, как и чем играли дедушки и бабушки в своем далеком детстве или как рукодельничали, что готовили на праздники и как праздновали, какую одежду носили в будни и праздники и т. д.

Эти детские, полные искреннего энтузиазма работы по-настоящему научно атрибутированы – после каждой работы указаны методы исследования, ссылка на источниковедческую базу, поименно указаны устные информаторы и т. д. Все по-взрослому! Альманах сделан с большим уважением к юному человеку, к его интеллектуальным штудиям и творческим замахам. Думается, такая книга способна вызвать честолюбивые исследовательские устремления у многих школьников, если этой книгой умно распорядиться.

Интересно, что первые места в номинации «Учебная книга» заняли вовсе не учебные книги. «Теснота» номинаций периодически сказывалась, и в этом случае тоже. Так, явно не хватало номинации «non fiction» («не вымысел», в дословном переводе) или то, что мы всегда называли научно-популярной книгой. Такие книжки не предназначены для использования в учебном процессе, но они пробуждают, развивают познавательные интересы ребенка, создают стимулирующий фон, в том числе и для учебной деятельности.

Здесь первое место по праву было отдано членами жюри книге издательства Игоря Розина «Кузина Журналистика», написанной М. Загидуллиной. Книга получилась яркая, увлекательная, творчески заразительная: такие интересные литературные примеры, с не менее интересными авторскими комментариями, такие искушающие творческие задания и в добавок еще роскошное приложение с краткими историями об известных журналистах! Второе место получила книга из этой же серии, придуманной А. Поповым, – «Тетушка География» С. Ефремцева (изд. И. Розина), а были здесь еще представлены и «Твоя конституция» того же С. Ефремцева, и «Прадедушка Аркаим» М. Загидуллиной. Как видим, номинация напрашивалась, но пока не состоялась; можно надеяться, что конкурс 2015 г. учтет наказы предыдущего.

М. Загидуллина «Кузина Журналистика» (издательства Игоря Розина)    С. Ефремцев «Тетушка География» (изд. И. Розина)    М. Загидуллина «Прадедушка Аркаим» (Издательство Игоря Розина)    С. Ефремцев «Твоя конституция» (Издательство Игоря Розина)

Н. Пикулева «Легкие правила»Специальный приз в номинации «Учебная книга» получила книга Н. Пикулевой «Легкие правила» – соучебник по русскому языку для начальной школы (ОАО «Челябинский Дом Печати»).

Проблемы с освоением родного языка у нас сейчас едва ли не более серьезные, чем при освоении языка иностранного. Здесь и страшно засоренная языковая среда, в которой растет ребенок, и раннее припадание к SMS, социальным сетям, форумам с их нарочитыми грамматическими искажениями. Дети не знают подчас элементарных норм родного языка и словоупотребления. Н. Пикулева поставила перед собой нелегкую творческую задачу – сделать изучение грамматических правил интересным и занимательным. И во многом она своей цели достигает: на страницах книги много стимулирующего игрового материала (загадки, персонажи, сюжетные ходы, требующие детского соучастия и т. д.).

Главное, чего добивается автор и в этом она истинный поэт, это то, что она создает много стимулов для развития словарного запаса ребенка. Н. Пикулева сама неистощима на предложение ребенку ярких, «вкусных» слов и детей увлекает и искушает словарным поиском.

Что же касается самой идеи заверсифицировать грамматические правила, то она вызывает некоторые сомнения. В правилах важно что: простота, ясность, четкость. А ритм, рифма сами по себе яркие раздражители; не сделают ли они правила более «трудными», а не «легкими»? Впрочем, для закрепления учебного материала в домашних условиях это вполне приемлемо.

Т. Карегина «Челябинск: путешествие по городу от А до Я» (изд. «Край РА»)Издания, адресованные детству или так или иначе связанные с детством, были почти в каждой номинации. Так, в номинации «Краеведческие издания» была представлена красочная книжка Т. Карегиной «Челябинск: путешествие по городу от А до Я» (изд. «Край РА»), предназначенная старшим дошкольникам. Здесь сохранен азбучный обучающий компонент – дается представление о гласных и согласных буквах, перечень слов на каждую букву, игры со словами  и т. д. Автор «встраивает» обучение грамоте в краеведческий материал. Местами это неплохо, но в целом попытка не удалась: нет точности в выборке понятий и особенно неудачны их трактовки; они очень общи для маленького читателя, восприятие которого фрагментарно и любит яркие, «цепляющие» детали.

Р. Дышаленкова «Я живу на Урале» (изд. М. Волковой)Здесь же была продублирована (так как была представлена и в художественной литературе для детей), книжка Р. Дышаленковой «Я живу на Урале» (изд. М. Волковой). Издание красивое (рис. С. Никонюк) – хорошо передан в оформлении текста цветовой колорит Урала. Сами же стихи несколько служебные, «к случаю», и эта заданность их неизбежно снижает, хотя есть истинно поэтические строки.

М. Дудко «Обретение поэта» (изд. «АвтоГраф»)Книга Майи Дудко «Обретение поэта» (изд. «АвтоГраф») не адресовалась юному читателю. Но для читающего юношества она, безусловно, нужна! Потому что рассказывает о жизни и судьбе совсем молодого человека –  челябинского поэта первых десятилетий 20-го века, Михаила Чучелова прожившего отмерянное ему недолгое время цельно, страстно, наполнено. И соприкосновение с этой яркой жизнью невольно подтягивает дух, побуждая ответственно распоряжаться собственным жизненным ресурсом, не уповая легкомысленно на то, что «вот уж этого навалом». К тому же, М. Дудко – педагог, и весь путь поиска и постижения судьбы и творчества поэта она прошла вместе со своими учениками. Отражение этого совместного пути и его влияния на юные души тоже есть в книге.

Не предназначается детям и четвертый выпуск Н. Капитонова «Литературное краеведения» (изд. АБРИС)«Литературного краеведения» (изд. АБРИС), написанного настоящим мэтром библиографии литературы для детей Н. А. Капитоновой. Но детей он напрямую касается! Подвижнический труд Надежды Анатольевны вызывает восхищение, глубокое уважение и признательность. Ее кропотливыми усилиями собрана и выстроена история детской литературы края – от основ до начала 21-го века, (выпуск 4-й как раз посвящен детским писателям Южного Урала конца 20-го, нач. 21-го вв.). Сделано это как всегда талантливо, восхищает скрупулезно собранный эксклюзивный биографический и историко-книговедческий материал по каждому автору. Работа уникальна – ни в каком другом регионе нет столь объемного, цельного, выстроенного материала по детской литературе! Эта литературно-краеведческая  «обойма» из 4-х выпусков нужна и библиотекам и школам, в которых по новому образовательному стандарту проблема формирования полноценного читателя поставлена очень серьезно; пригодится она как библиографический ориентир и взыскательным, мотивированным родителям.

М. Фонотов «Времена Антона: судьба и педагогика А. С. Макаренко» (изд. И. Розина)Даже в номинации «Научная книга» отыскалось издание, выходящее на детей. Это книга М. Фонотова «Времена Антона: судьба и педагогика А. С. Макаренко» (изд. И. Розина). По большому счету, это, конечно, не научная книга (снова теснота номинаций!) – а явное документально-публицистическое издание. И это опять не только новое осмысление жизни и педагогической концепции знаменитого советского педагога, на которого в последние десятилетия вылилось много хулы иногда самого черного свойства – но это и страстные размышления автора о педагогике нашего времени, о том, куда и как нам вести молодое поколение нового века.

детский краеведческий журнал «Подорожник»Завершая получившийся столь пространным обзор «детского компонента» на выставке «Южноуральская книга-2013», с удовольствием отметим первое место детского краеведческого журнала «Подорожник» в номинации «Журнал года». Это, по существу, единственный сейчас полноценный региональный журнал для детей, который ежемесячно бьется за существование. Конечно, детская журналистика в России сегодня обширна, многокрасочна и многофункциональна, что порождает сомнение в целесообразности развития местной детской периодики. Но свой краевой журнал всегда нужен детям! Ребенок осваивает мир от своего ближнего круга и именно здесь черпает чувство уверенности, безопасности и своей нужности: там, далеко, ты еще когда станешь известен, а здесь ты нужен и интересен уже сейчас. «Подорожник» не случайно львиную долю пространства журнала отдает творчеству самих детей – их рисункам, рассказам, сказкам, стихам, и все это – рядом с произведениями местных профессиональных авторов, которых ребенок ощущает в шаговой доступности, получая возможность обрести творческого наставника.

Кроме того, «Подорожник» знакомит юных читателей с памятниками истории и природы родного края, рассказывает об интересных событиях детской жизни  в разные эпохи, тем самым становясь собирателем и транслятором совокупного духовного опыта людей края. Журнал умно, гибко, интересно работает на формирование в ребенке чувства местной идентичности, на пробуждение истинных гражданских чувств. Конечно, можно пожелать журналу бумаги и полиграфии более высокого качества (вопрос средств!). Хотелось бы, чтобы у журнала было будущее. Подорожник – полезная, лечебная травка, и когда вокруг столько «информационных сорняков» – хорошо, если дети будут почаще соприкасаться с доброкачественными и душеполезными информационными продуктами!

На этой патетической ноте и завершим свой изрядно затянувшийся обзор. Виват организаторам и всем победителям! До встречи на «Южноуральской книге-2015»!

Сафонова Наталья Константиновна,
кандидат педагогических наук, доцент ЧГАКИ,
кафедра библиотечно-информационной деятельности

См. также:

Проигравших нет: подведены итоги областного конкурса «Южноуральская книга-2013»

Список победителей VII областного конкурса на лучшую издательско-полиграфическую продукцию

Подведение итогов областного конкурса «Южноуральская книга – 2013» (фотоальбом)

Новости ЧОУНБ

Новости библиотек области

Наверх