Методология должна работать. 17–18 мая в ЧГПУ прошла международная научно-практическая конференция «Методология педагогики: принципы педагогической науки и практики в контексте культурно-исторического подхода».


17–18 мая в Челябинском государственном педагогическом университете прошла международная научно-практическая конференция «Методология педагогики: принципы педагогической науки и практики в контексте культурно-исторического подхода».

Конференция была подготовлена научно-исследовательским центром «Методология педагогики» (ЧГПУ). Научный руководитель и председатель оргкомитета – доктор философских наук, профессор Борис Иванович Пружинин, руководитель Научного совета по философии образования и проблемам методологии исследований в образовании РАО, главный редактор журнала «Вопросы философии». Соруководители: В. В. Садырин, ректор ЧГПУ; А. И. Кузнецов, министр образования и науки Челябинской области; А. Н. Звягин, руководитель регионального отделения Научного совета по философии образования и проблемам методологии исследований в образовании РАО, руководитель научно-исследовательского центра «Методология педагогики», кандидат педагогических наук, профессор кафедры педагогики ЧГПУ.

К участию в конференции был приглашен широкий круг специалистов и общественности, заинтересованных в развитии педагогики и обновлении системы образования.

На конференции было зарегистрировано более 500 участников из 5 стран мира. Присутствовали педагоги и ученые из России, Белоруссии, Сербии, США, Казахстана; Новисадский университет (республика Сербия), Белорусский государственный педагогический университет им. М. Танка (республика Беларусь), Костанайский государственный университет им. А. Байтурсынова (республика Казахстан).

Представители Центра чтения ЧОУНБ приняли участие в работе 2-й из двадцати двух секций конференции «Философские принципы образования: культурно-исторический подход», руководители – Б. И. Пружинин, Т. Г. Щедрина, В. И. Липский (ЧГПУ), С. В. Борисов (ЧГПУ). Библиотека имеет традицию сотрудничества с ЧГПУ, профессором А. Н. Звягиным, совместно решая проблемы, связанные с культурным просвещением и образованием студентов и школьников.
Конференцию открыли приветственные слова в адрес участников и организаторов.


Первым выступил ректор ЧГПУ Владимир Витальевич Садырин. Он рассказал об успехах и дальнейших планах научно-образовательной деятельности вуза. Особая роль в будущем отводится информационным технологиям и дистанционному образованию. Недавно в университете открыта магистратура по тьютерству (тьютор – исторически сложившаяся особая педагогическая позиция, которая обеспечивает разработку индивидуальных образовательных программ учащихся и студентов и сопровождает процесс индивидуального образования в школе, вузе, в системах дополнительного и непрерывного образования). В настоящее время ЧГПУ стремится к налаживанию сотрудничества по обмену опытом, идеями с вузами бывшего союзного пространства.

«Главное – добиться повышения качества образования в вузе, формировать конкурентоспособные кадры», – заключает ректор.


Темы, поднятые Борисом Исаевичем Пружининым, охватывали многие актуальные проблемы философии и образования в современном мире. «Мы живем во времена перемен», – так началось его выступление.

В эпохи изменений и переоценки ценностей человек теряет ориентиры, но внутри него рождается желание обрести ясность мысли и видения верного направления движения – развития.

Две тенденции определяют цивилизационные процессы нашего времени: глобализация и формирование общества знания. Но обе они таят в себе большую опасность, вскрывая внутренне присущие им противоречия: стандартизация и превращение знания в товар. «Мы до сих пор не знаем рецепт «Кока-Колы», – сетует Борис Исаевич, напоминая, как важно для плодотворного развития науки организовать грамотный обмен идеями и опытом. Кроме того, под видом знания в условиях когнитивного капитализма может выноситься то, что таковым не является.

В такой непростой ситуации Б. И. Пружинин видит смысл в повышении роли саморефлексии субъекта.

Методология как раз и занимается анализом смыслов. Сегодня необходимо изучать не только смыслы, но и сам процесс их формирования. Как осознавать смыслы? Как с ними работать? – на эти вопросы должна отвечать методология.

Выступающий заметил, что педагог обязан быть исследователем, чтобы быть профессионалом, он не может целиком погрузиться в образовательный процесс – ему необходимо его анализировать, осмысливать.
Борис Исаевич сделал акцент на изменении формы передачи знания в наше время. Сегодня знание формируется на стыке наук, на стыке теоретических исследований и разнообразных практик. В настоящее время, например, исследователи видят смысл в сопряжении психотерапии и психологии, психологии и педагогики.

Таким образом, резюмирует оратор, у педагогов – реальная возможность стать настоящими учеными.

Другим центром притяжения перспективных исследований будущего, по словам Б. Пружинина, является идея Диалога, что усиливает и без того немалое внимание к языку и разнообразным методам его исследования, например, к герменевтике.

Не упустил Борис Иванович и шанс заметить, что меняется и понимание познающего. Познающий, ребенок ли, взрослый ли, больше не является только объектом познания.

Очень важная тенденция в современном гуманитарном знании была обозначена философом как возвращение ценностей.

Татьяна Геннадьевна ЩедринаВыступление Татьяны Геннадьевны Щедриной было посвящено новому пониманию историзма в контексте меняющейся современности.

«Не произошло ли выпадение из Истории современного человека?» – задает риторический вопрос Татьяна Геннадьевна.

В современное время историзм, привлеченный в научное исследование, размывает его границы и часто игнорируется исследователями. Но все явления культуры, окружающие нас – историчны. Важно изнутри опыта научиться осмысливать историю. Такое перенесение ценностей с «внешнего» понимания истории на «внутреннее» связано с такими именами. как Э. Гуссерль, Ф. Ницше.

Современному исследователю следует научиться говорить «из истории», осознать свою историчность, чтобы быть современным.

Второй важный тезис, высказанный Т. Г. Щедриной: «Методология должна опираться на опыт. Методология должна работать».

Эту науку не стоит воспринимать только как предмет исследования, который можно разложить «по полочкам» и преподать: тогда она стандартизируется и догматизируется. Методология должна «прорастать» сквозь живой опыт работы – смыслы никто не дает, их необходимо научиться извлекать.

Алексей Николаевич ЗвягинАлексей Николаевич Звягин, профессор ЧГПУ, сделал акцент на необходимости осмысления и преодоления современного системного кризиса цивилизации, который, безусловно, затронул и педагогическую науку. «Философское перепутье» – так, цитируя М. Рубинштейна, А. Н. Звягин определил ситуацию в теоретических гуманитарных науках. Педагогика современности, увы, стремится освоить западный опыт, пренебрегая богатейшим пластом наработок советского периода.

Является ли педагогика самостоятельной наукой, или свои основания заимствованы ею у других наук? Вопрос сложный, как и другой: возможно ли создание философской школы внутри педагогической науки? Возможно ли создать новую философию познания, которая была бы связана с живым человеком, а не просто с «объектом познания»?

Алексей Николаевич совершенно справедливо указывает на огромную роль мероприятий, объединяющих исследователей и практиков, выражая надежду на формирование международного консорциума по вопросам методологии культуры в евразийском пространстве.

Атмосфера конференции была пронизана ощущением необходимости осознанной и безопасной для нашей культуры интеграции в глобальное постиндустриальное сообщество.

Особая роль при этом, безусловно, отдается Традиции. Добавлю, А. Н. Звягин в своем приветственном слове участникам конференции упомянул о своей поездке в Северо-Лондонский университет, где, по прибытию делегации из России, ректора не оказалось на месте, а когда он встретился с А. Н., то заметил: «Вузом руковожу не я, а традиции».

Отдать дань добрым традициям: пожалуй, такова была одна из установок конференции.

 

Новости ЧОУНБ

Новости библиотек области

Наверх