Всеволод Мейерхольд – гениальный режиссер нашего времени


Книжная выставка «Театральная практика Всеволода Мейерхольда: к 140-летию со дня рождения»Книжная выставка «Театральная практика Всеволода Мейерхольда: к 140-летию со дня рождения» подготовлена для читателей библиотеки сотрудниками отдела литературы по искусству. Материалы экспозиции находятся в свободном доступе.

Со времени рождения Всеволода Эмильевича Мейерхольда прошло 140 лет. Гениальное художественное чутье, метафорическое мышление, склонность к поэтическим обобщениям, гиперболе и гротеску – вот те качества, которые создали ему всемирную славу при его жизни и продолжают оставаться актуальными до нашего времени. Творческий потенциал Мейерхольда не  исчерпан.  До сих пор его методы являются источником  вдохновения и почвой для художественных новаций театральных  деятелей все новых и новых поколений.

Всеволод Эмильевич Мейерхольд (9 февраля 1874, Пенза, — 2 февраля 1940, Москва)

Самостоятельная театральная практика Мейерхольда началась в 1902 г., когда он, покинув МХАТ, создал собственную труппу – Товарищество новой драмы. Три его первых режиссерских сезона сконцентрировали в себе путь русского и европейского театра последних десятилетий XIX – нач. XX века: от академичности и «натурализма» к театру условному, тяготевшему к символистски-обобщенной и поэтической образности.

В 1918 г. Всеволод Мейерхольд поставил «Мистерию-буфф» В. Маяковского, в которой бушевала фольклорная стихия, преображались традиции балаганного шутовства и цирковой клоунады. Театр становился пропагандистом и агитатором. В 1920 г. Мейерхольд провозгласил «Театральный Октябрь», основные задачи которого – служение революции и полное обновление сценического искусства.

В 1922 г. в «Великодушном рогоносце» Ф. Кроммелинка и  «Смерти Тарелкина»  А. В. Сухово-Кобылина были впервые с блеском опробованы методы сценического конструктивизма и «циркизации театра». В 1923 г. труппа получила название «Театр им. Мейерхольда (ГОСТИМ или ТИМ). Мейерхольд стремился сообщить сценическому зрелищу геометрическую чистоту форм, акробатическую легкость и ловкость, спортивную выправку. С этой целью актеры проходили  специальное обучение в руководимой им «мастерской», в 1923–1931 гг. называвшейся ГЭКТЕМАС (Государственная экспериментальная театральная мастерская). Основным предметом была биомеханика – разработанная Мейерхольдом система актерского тренажа, позволяющая идти от внешнего к внутреннему, от точного движения к верной интонации и эмоциональной правде. Эта система и сегодня вызывает острый интерес театральных деятелей во всем мире.

В 1922–1924 гг. Всеволод Мейерхольд также руководил Театром Революции, где в 1923 г. поставил «Доходное место» Островского и «Озеро Люль» А. М. Файко. Этапным событием стал «Лес» Островского в свободной режиссерской интерпретации Мейерхольда. Персонажи были представлены по принципу «социальной маски». Однако уже в «Мандате» Н. Р. Эрдмана (1925) Мейерхольд изменил курс и поставил современную обличительную сатиру, сочетая бытовую достоверность с  гротескной эксцентриадой. Как пишет российский театровед Б. Зингерман, «авангардные, аскетические, бодрые смеховые формы спектаклей Мейерхольда первых лет революции идеально соответствуют духу коммунистической утопии».

В «Командарме-2» И. Л. Сельвинского (1929), «Последнем решительном» В. В. Вишневского (1931), «Списке благодеяний» Ю. К. Олеши (1931), «Вступлении» Ю. П. Германа (1933) режиссеру удались лишь отдельные, преимущественно трагедийные моменты. Многие замыслы, в том числе и постановку «Гамлета» Шекспира, ему так и не удалось осуществить. В 1935 г. Мейерхольд поставил «Даму с камелиями» А. Дюма-сына – спектакль высочайшей изобразительной культуры и культуры чувств, гимн любви и красоте, прозвучавший еще мало кем осмысленным, но явно ощутимым диссонансом времени. В том же, 1935, году он поставил «Пиковую даму» Петра Ильича Чайковского в Ленинградском Малом оперном театре. Этот спектакль Д. Д. Шостакович  считал вершиной творчества не только самого Мастера, но и замечательным достижением оперной сцены вообще. Всеволод Мейерхольд внес существенный вклад в оперную режиссуру, добиваясь контрапункта музыки и пластики, ритмической свободы актера внутри музыкальной фразы.

Выставка знакомит с историей вопроса, призвана удовлетворить интерес читателя в этой области. Экспозиция продлится в течение месяца.

Мейерхольд, режиссура в перспективе века : материалы симпозиума критиков и историков театра. Париж, 6–2 ноября 2000 г. Вып. 1 / ред.-сост.: Беатрис Пикон-Валлен, Вадим Щербаков. – Москва, 2001. – 512 с.85.334
М 452
К 532139

Мейерхольд, режиссура в перспективе века : материалы симпозиума критиков и историков театра. Париж, 6–2 ноября 2000 г. Вып. 1 / ред.-сост.: Беатрис Пикон-Валлен, Вадим Щербаков. – Москва, 2001. – 512 с.

Елагин, Ю. Б. Всеволод Мейерхольд. Темный гений / Ю. Б. Елагин. –  Москва, 1998. – 366 с.85.334
М 459
К 517480

Елагин, Ю. Б. Всеволод Мейерхольд. Темный гений / Ю. Б. Елагин. –  Москва, 1998. – 366 с.

Полищук, В. Книга актерского мастерства. Всеволод Мейерхольд / Вера Полищук. – Москва : АСТ ; Владимир : ВКТ, 2010. – 222 с.85.334
М 452
К 592984

Полищук, В. Книга актерского мастерства. Всеволод Мейерхольд / Вера Полищук. – Москва : АСТ ; Владимир : ВКТ, 2010. – 222 с.

Сергеев, А. В. Циркизация театра. От традиционализма к футуризму : учеб. пособие. – Санкт-Петербург : Изд. Е. С. Алексеева, 2008. – 160 с.85.33
С 322
К 591365

Сергеев, А. В. Циркизация театра. От традиционализма к футуризму : учеб. пособие. – Санкт-Петербург : Изд. Е. С. Алексеева, 2008. – 160 с.

Из опыта русской советской режиссуры 1930-х годов : сб. науч. тр. / ред. сост.В. М. Миронова. – Ленинград, 1989. – 141 с.  85.334
И 32
К 504428

Из опыта русской советской режиссуры 1930-х годов : сб. науч. тр. / ред. сост. В. М. Миронова. – Ленинград, 1989. – 141 с.  


Л. В. Соколова, вед. библиотекарь ОЛИ

Новости ЧОУНБ

Новости библиотек области

Наверх