Военная музыка России


«Музыка в бою нужна и полезна, и надобно, чтобы она была самая громкая.
Музыка удваивает, утраивает армию. С распущенными знаменами и
громкогласной музыкой взял я Измаил».

      А. В. Суворов

Военная музыкаВоенная музыка – это музыка для строевого обучения и патриотического воспитания войск. Она осуществляет функции сигнализации, оповещения, связи и управления и исполняется военными оркестрами. В зависимости от задач и условий применения определились ее разновидности: сигнальная, строевая, общественно-церемониальная, развлекательная и концертная. Основной жанр военной музыки – строевой марш.

Первые следы военной музыки в России обнаруживаются очень рано. Уже древние славянские дружины имели простейшие музыкальные инструменты. С давних пор музыкальные инструменты были удобным средством оперативного управления войсками. Звуки музыки оказывали и эмоционально-психологическое воздействие, воодушевляя воинов, а на противника действуя устрашающе. Сначала это были турьи рога, затем трубы и ударные инструменты. В русской военной музыке широко практиковалось многоголосие, музыка, применявшаяся в строю, и особенно в бою, носила энергичный, воинственный характер. Военная музыка использовалась также в военных ритуалах, явившихся прообразом почетных караулов, для встречи правителей и иноземных гостей.

Рост численности войска, усиление роли военной музыки вызвали необходимость в установлении централизованного руководства обучением и деятельностью военных музыкантов. Большое влияние на развитие военной музыки оказала реформаторская деятельность Петра I.

Началом истории военно-оркестровой службы в России следует считать 19 февраля 1711 г. В этот день Петром I был подписан указ № 2319, в котором объявлялись «штаты кавалерийских и пехотных полков с показанием расположения оных по губерниям». (Полное собрание Законов Российской Империи. СПб, 1830, т. т. I—IV, стр. 590.). Правление Петра I, начавшееся в 1689 году, ознаменовалось коренными преобразованиями, направленными на усиление экономической и военной мощи Русского государства. Ведя борьбу за выход к Азовскому и Балтийскому морям, Петр I придавал большое значение созданию сильной армии и морского флота. С этой целью царем была осуществлена военная реформа, начавшаяся в 1699 году и завершившаяся в 1716 году выходом в свет «Устава воинского». В результате был изменен порядок организации и комплектования вооруженных сил: на смену малочисленному стрелецкому войску и народному ополчению, созывавшемуся в случае войны, пришла постоянная армия. Подписанный Петром I указ предписывал создать в каждом пехотном полку оркестр в составе одного гобоиста-иностранца и восьми гобоистов-русских. Помимо оркестра в полку было определено иметь 16 барабанщиков, осуществлявших сигнальную службу. Таким образом, к  началу XVIII века военная музыка в России, уже имея древние традиции, только начинает вступать на путь развития по европейскому образцу.

С середины XVIII века  русские военные оркестры имели в своем репертуаре уже батальные композиции, канты, церемониальные марши и другие пьесы. Наряду с церемониальными маршами широкое распространение получили походные или скорые марши. Для «тихих» церемониальных маршей свойственна торжественность, помпезность, обилие фанфар. В скорых маршах проявляется ясно выраженная связь с песенно-танцевальными жанрами. Военные оркестры широко используются при проведении воинских церемониалов, на учениях, во время походов, полковых и других праздников, а также в боевой обстановке.

Развитие русской военной музыки связано с деятельностью многих талантливых русских композиторов: М. И. Глинки, А. Н. Верстовского, А. А. Алябьева, П. И. Чайковского, Н. А. Римского-Корсакова, в течение многих лет работавшего инспектором оркестров военно-морского ведомства.

События XX века, и особенно Великая Отечественная война, наложили свой отпечаток на развитие военной маршевой музыки. Музыканты проводили огромную работу непосредственно на фронтах, в труднейших условиях, в непосредственной близости от врага, они давали сотни тысяч концертов, пройдя вместе с солдатами все трудности войны. Самым востребованным произведением этого времени явилась песня А. В. Александрова «Священная война». Ее популярность была настолько велика, что армейские и флотские оркестры использовали ее в качестве марша. В годы Великой Отечественной войны композиторы проявили повышенный интерес к жанру военного марша. Крупнейшие композиторы Р. Глиэр, С. Прокофьев, Д. Шостакович и другие обращались к этому жанру.

Особенно активной была работа С. А. Чернецкого, который за четыре военных года написал свыше 50 маршей. Генерал-майор Семён Александрович Чернецкий (1881–1950) – военный дирижёр, композитор, заслуженный деятель искусств РСФСР (1936), организатор и руководитель первых советских военных оркестров, один из создателей советского военного марша, музыкальный педагог, профессор, инспектор военных оркестров. На знаменитом Параде Победы 24 июня 1945 года Чернецкий руководил сводным военным оркестром. Без всякого преувеличения, С. А. Чернецкий является самым выдающимся русским военным композитором XX века.

Коренные изменения, прошедшие после Великой Отечественной войны в системе Вооруженных сил отразились и на роли и формах развития военной музыки. Ее значение на маневрах и в походах снизилось. Вместе с тем заметно повысилось ее значение в воспитании войск, возросли организующие функции при проведении различных торжественных и церемониальных мероприятий, народных праздников.

Сейчас в Вооруженных Силах России около 250 оркестров. Самые маленькие коллективы – в звене полков и соединений. Следующие категории – оркестры военно-учебных заведений, количественный состав которых чуть больше. Потом идут оркестры штабов военных округов, флотов, и на вершине своеобразного военно-музыкального олимпа находятся образцовые оркестры. Это в первую очередь Центральный военный оркестр Министерства обороны, концертный Образцовый оркестр Военно-морского флота имени Н. А. Римского-Корсакова и Образцовый оркестр почетного караула, который привлекается к встречам и проводам глав государств и правительств.

В настоящее время начальником и главным военным дирижером Военно-оркестровой службы Вооруженных Сил Российской Федерации является  генерал-лейтенант Валерий Михайлович Халилов. Он композитор, заслуженный деятель искусств, его перу принадлежит значительное количество  военных маршей и другой музыки для духового оркестра. С 2002 года именно Халилов дирижирует парадами Победы на Красной площади, а его музыкальное произведение «Адажио» сопровождает церемониал возложения венков на могилу Неизвестного солдата.

Благодаря высокому уровню исполнительского мастерства и творческого потенциала, военные музыканты сыграли заметную роль в развитии отечественного музыкального искусства. В современный период военные оркестры обеспечивают не только проведение воинских ритуалов, но и принимают активное участие во всех значимых общественных мероприятиях, проводят большую концертную и просветительскую работу. В настоящий момент военные оркестры, являясь носителями музыкальной культуры, сохраняют и преумножают славные традиции отечественной музыки. Как говорит главный военный дирижер России В. Халилов: «Военная музыка зародилась и продолжает жить в сфере армии, но она нужна людям и в мирное время: она вдохновляет, дает небывалый заряд бодрости».

Литература, представленная на выставке:

Тутунов, В. И. История военной музыки России [Текст] : учеб. для студентов учеб. заведений по специальности 051100 "Дирижирование" (История исполн. искусства) / В. И. Тутунов ; под общ. ред. Е. С. Аксенова. – Москва : Музыка, 2005. – 489, [1] с. : ил., ноты, портр. – Библиогр. в подстроч. примеч.85.318
Т 915
К-565547

Тутунов, В. И. История военной музыки России [Текст] : учеб. для студентов учеб. заведений по специальности 051100 "Дирижирование" (История исполн. искусства) / В. И. Тутунов ; под общ. ред. Е. С. Аксенова. – Москва : Музыка, 2005. – 489, [1] с. : ил., ноты, портр. – Библиогр. в подстроч. примеч.

Книга является первым изданием, в котором систематически рассматривается развитие военной музыки в нашей стране от ее возникновения до нынешних дней.  Это учебное пособие для студентов вузов по специальности «История исполнительского искусства». Автор провел исключительную работу по изучению отдельных периодов в истории военных оркестров, их репертуара. Книга содержит большое количество нотных примеров и иллюстраций.

Матвеев В. А. Русский военный оркестр [Текст] : крат. очерк. – Москва ; Ленинград : Музыка, 1965. – 99, [1] с.85.315
М 333
К-60617

Матвеев, В. А. Русский военный оркестр [Текст] : крат. очерк. – Москва ; Ленинград : Музыка, 1965. – 99, [1] с.

Формирование и развитие военного оркестра неразрывно связано с историей армии. Вместе с ней оркестры прошли долгий и сложный путь становления. Велика роль военной музыки и в мирное время, и на полях сражений. В настоящем очерке представлена история создание военных духовых оркестров в России, начиная от древнейших времен до середины ХХ века. Наибольшее внимание уделяется духовым оркестрам советского периода.

Марши русской армии [Ноты] : в перелож. для баяна (аккордеона) / перелож., [сост., предисл.] Владимира Чирикова. – Санкт-Петербург : Композитор, 2008. – 111, [1] с.Щ 954.6
М 304
Н-128750

Марши русской армии [Ноты] : в перелож. для баяна (аккордеона) / перелож., [сост., предисл.] Владимира Чирикова. – Санкт-Петербург : Композитор, 2008. – 111, [1] с.

Марш как музыкальный жанр сложился в инструментальной музыке в связи с задачей синхронизации движения большого числа людей: движение войск в строю, праздничные и церемониальные шествия. Наиболее ранние формы марша возникли из исполнения солдатской песни. В России марш вошел в репертуар военных оркестров в начале XVIII века. Вскоре в русской армии почти каждому полку был присвоен свой особый марш. В предлагаемом издании опубликованы все гвардейские полковые марши  в переложении для баяна или аккордеона. 

Старинные марши российской воинской славы [Ноты] : для дух. орк. / сост. А. М. Мирек ; [инструм. С. Суровцева]. – Партитура и партии. – Москва : Совет. композитор, 1990. – 63, [1] с., 23 парт.Щ 951.7
С 771
Н-114716/1-23

Старинные марши российской воинской славы [Ноты] : для дух. орк. / сост. А. М. Мирек ; [инструм. С. Суровцева]. – Партит. и партии. – Москва : Совет. композитор, 1990. – 63, [1] с., 23 парт.

Марш сформировался как жанр военной музыки в эпоху позднего Средневековья на основе походной песни. Военные оркестры – неизменные спутники русской армии. Они не только разделяли трудности похода, но и воодушевляли солдат своей музыкой. Сборник знакомит читателей с некоторыми полковыми маршами для духового оркестра.

Военная музыка России [Ноты] : сборник всех Русских гвардейских полковых маршей : для фп. / сост. В. В. Вурм ; проект А. И. Веселовой ; оформ. А. В. Веселова. – Санкт-Петербург : Союз художников, 2006. – 224 с. : ил. – Коммент.: с. 223. – Библиогр.: с. 224.Щ 954.2
В 633
Н-129631

Военная музыка России [Ноты] : сб. всех Рус. гвард. полковых маршей : для фп. / сост. В. В. Вурм ; проект А. И. Веселовой ; оформ. А. В. Веселова. – Санкт-Петербург : Союз художников, 2006.  224 с. : ил. – Коммент.: с. 223. – Библиогр.: с. 224.

Музыка в Российском войске была в особом почете и имела свое, исключительное значение. Воспитательную роль военной музыки хорошо понимали и высоко ценили выдающиеся российские полководцы. Каждый полк имел свой духовой оркестр и свой гвардейский марш. В сборнике военные марши приведены в изложении для фортепиано, некоторые с текстом. Музыка, вошедшая в сборник, краткие исторические сведения о полках Российской Армии, фрагменты картин старых художников позволят окунуться в прошлое России.

Избранные песни и марши Советской армии [Ноты] : облегч. перелож. для фп. – Москва : Музгиз, 1953. – 23 с.Щ 954.2
И 328
А-4510

Избранные песни и марши Советской армии [Ноты] : облегч. перелож. для фп. – Москва : Музгиз, 1953. – 23 с.

Сборник включает в себя известные марши и строевые песни в легкой обработке для фортепиано. В него вошли «По долинам и по взгорьям» Атурова, «Победный марш» Н. Иванова-Радкевича и другие произведения.

Чернецкий, С. А. Неизвестные марши С. А. Чернецкого [Ноты]. [Вып. 1] : сб. партитур для дух. орк. : к 130-летию со дня рождения композитора / С. А. Чернецкий ; Мин-во культуры Рос. Федерации, Гос. рос. Дом нар. творчества ; сост., [восст. маршей и инструм.] В. С. Цицанкина. –  Москва : ГРДНТ, 2010. – 59, [1] с. + 1 эл. опт. диск (CD ROM). – Место хранения CD ROM – МНА.Щ 951.7
Ч-491
Н-130359
Н-130360

Чернецкий, С. А.  Неизвестные марши С. А. Чернецкого [Ноты]. [Вып. 1] : сб. партитур для дух. орк. : к 130-летию со дня рождения композитора / С. А. Чернецкий ; М-во культуры Рос. Федерации, Гос. рос. Дом нар. творчества ; сост., [восст. маршей и инструм.] В. С. Цицанкина. –  Москва : ГРДНТ, 2010. – 59, [1] с. + 1 эл. опт. диск (CD ROM). – Место хранения CD ROM – МНА.

Чернецкий, С. А. Неизвестные марши С. А. Чернецкого [Ноты].  Вып. 2 : сб. партитур для дух.  орк. : к 130-летию со дня рождения композитора / С. А. Чернецкий ; Мин-во культуры Рос. Федерации, Гос. рос. Дом нар. творчества ; сост., [восст. маршей и инструм.] В. С. Цицанкина. – Москва : Композитор, 2013. – 63, [1] с. + 1 эл. опт. диск (CD ROM). – Место хранения CD ROM – МНА.Щ 951.7
Ч-491
Н-130351
Н-130352

Чернецкий, С. А. Неизвестные марши С. А. Чернецкого [Ноты].  Вып. 2 : сб. партитур для дух.  орк. : к 130-летию со дня рождения композитора / С. А. Чернецкий ; Мин-во культуры Рос. Федерации, Гос. рос. Дом нар. творчества ; сост., [восст. маршей и инструм.] В. С. Цицанкина. – Москва : Композитор, 2013. – 63, [1] с. + 1 эл. опт. диск (CD ROM). – Место хранения CD ROM – МНА.

Семён Александрович Чернецкий (1881–1950) – военный дирижёр, композитор, организатор и руководитель первых советских военных оркестров, один из создателей советского военного марша, музыкальный педагог, Заслуженный деятель искусств РСФСР (1936), профессор (1946), генерал-майор (1944), инспектор военных оркестров РККА в 19241949. В сборниках С. А. Чернецкого представлены редкие военные марши в новой инструментовке, адаптированные к современным инструментальным составам. Издания приурочены к 130-летию со дня рождения композитора. 

День Победы [Ноты] : избр. произведения из репертуара Дважды Краснознаменного имени А. В. Александрова анс. песни и пляски Совет. Армии / сост. Н. Истратов ; [предисл. И. Мартынова]. – Москва : Музыка, 1985. – 191 с.Щ 941
Д 34
Н-104841
Н-104842

День Победы [Ноты] : избр. произведения из репертуара Дважды Краснознаменного имени А. В. Александрова анс. песни и пляски Совет. Армии / сост. Н. Истратов ; [предисл. И. Мартынова]. – Москва : Музыка, 1985. – 191 с.

Сборник песен военных и послевоенных лет из репертуара Краснознаменного ансамбля представляет собой небольшую антологию советской песни. В него вошли такие песни, как «Священная война» А. Александрова, «День Победы Д. Тухманова, «Да здравствует наша держава» Б. Александрова, и другие популярные песни в обработке для хора и оркестра русских народных инструментов.

Парад Победы : сб. маршей, посвящ. Великой Отечественной войне : для дух. орк. Партитура и партии. – Москва : Музыка, 1975. – 113 с. партит., 22 парт.Щ 951.7
П 18
Н-70943/1-23
Н-71240/1-23
Н-71241/1-23

Парад Победы : сб. маршей, посвящ. Великой Отечеств. войне : для дух. орк. Партитура и партии. – Москва : Музыка, 1975. – 113 с. партит., 22 парт.

Сборник содержит два известных марша С. Чернецкого: «Салют Москвы» и «Парад». Кроме того в сборнике представлены марши Н. Иванова-Радкевича «Победный марш», Н. Чемберджи «Слава гвардейцам», В. Рунова «Гвардейский марш», К. Москаленко «Фронтовик». Сборник представляет собой партитуру для духового оркестра с приложением инструментальных партий.

Парад Победы [Ноты] : марши для дух. орк. / инструм. С. Ганичева, М. Вахутинского. – Партитура. – Москва : Музыка, 2005. – 80 с.

Щ 951.7
П 18
Н-125179
Н-125180

Парад Победы [Ноты] : марши для дух. орк. / инструм. С. Ганичева, М. Вахутинского. – 2-е изд., перераб. – Москва : Музыка, 2005. – 80 с.

Второе, переработанное издание сборника маршей известных российских композиторов включает в себя партитуры таких маршей, как «Парад» С. Чернецкого, «Победный марш» Н. Иванова-Радкевича, «Гвардейский марш» В. Рунова и другие.

Праздник Победы [Ноты] : песни-марши, посвящ. Дню Победы : для дух. орк. – Партитура и партии. – Москва : Совет. композитор, 1989. – 72 с., 26 парт.Щ 951.7
П 688
Н-114177/1-26

Праздник Победы [Ноты] : песни-марши, посвящ. Дню Победы : для дух. орк. – Партитура и партии. – Москва : Совет. композитор, 1989. – 72 с., 26 парт.

В сборник для духового оркестра вошли четыре песни-марша: «День Победы» Д. Тухманова, «Нам нужна одна победа» Б. Окуджавы, «Победа» А. Арутяюнова, «Победа, Родина, Москва» В. Плешака, посвященные Победе в Великой отечественной войне.

Всегда в строю [Ноты]. Т. 1 : марши для дух. орк. – Партитура. – Москва : Совет. композитор, 1985. – 272 с. – 40-летию Победы в Великой Отечественной войне.Щ 951.7
В 843
Н-104303
Н-104590

Всегда в строю [Ноты]. Т. 1 : марши для дух. орк. – Партитура. – Москва : Совет. композитор, 1985. – 272 с. – (40-летию Победы в Великой Отечественной войне).

Первый выпуск сборника посвящен 40-летию Победы в Великой Отечественной войне. В него вошли знаменитый марш В. Агапкина «Прощание славянки», получивший широкую известность и сохранившийся в репертуаре военных оркестров и ансамблей вплоть до наших дней. Огромная популярность этого марша связана, прежде всего, с его мелодичностью, простотой, связью с распространенными музыкальными жанрами. Также в него включены известные марши С. Чернецкого и других композиторов, посвященные этой знаменательной дате.

Ради жизни на земле [Ноты] : репертуар. сб. для рук. школ. худож. самодеятельности / сост. А. В. Фоменко. – Москва : Просвещение, 1990. – 286, [1] с.Щ 9я43
Р 153
Н-114607

Ради жизни на земле [Ноты] : репертуар. сб. для рук. шк. худож. самодеятельности / сост. А. В. Фоменко. – Москва : Просвещение, 1990. – 286, [1] с.

Репертуарный сборник включает произведения классической и советской литературы и музыки, объединенные в тематические разделы, посвященные ратной славе русских воинов с древних времен, подвигу советского народа в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 годов, будням армейской службы, а также нелегким испытаниям, выпавшим на долю воинов-интернационалистов в Афганистане.

Солдаты мира [Ноты] : песни и пьесы для дух. орк. / сост. Н. Ущаповский. – Партитура. – Ленинград : Музыка, 1988. – 79 с.Щ 951.7
С 60
Н-112138

Солдаты мира [Ноты] : песни и пьесы для дух. орк. / сост. Н. Ущаповский. – Партитура. – Ленинград : Музыка, 1988. – 79 с.

В сборник включены песни «День победы» Д. Тухманова, «Дороги», А. Новикова, «Нам нужна одна победа», Б. Окуджавы и другие известные песни о Великой Отечественной войне в обработке для духового оркестра.

Халилов, В. М. Музыка для духового оркестра [Ноты] / Валерий Халилов. – Партитура. – Москва : Композитор, 2008. – 93, [1] с. – (Библиотека военного дирижера : музыка русской армии и флота). –  В изд. крат. биогр. сведения.Щ 951.7
Х 172
Н-130168

Халилов, В. М. Музыка для духового оркестра [Ноты] / Валерий Халилов. – Партитура. – Москва : Композитор, 2008. – 93, [1] с. – (Библиотека военного дирижера : музыка русской армии и флота). –  В изд. крат. биогр. сведения.

Заслуженный деятель искусств России, член Союза композиторов России генерал-майор Валерий Халилов – композитор и Главный военный дирижер. Его перу принадлежит множество военных маршей для духового оркестра. Он организатор многих праздничных театрализованных мероприятий, проводимых в Москве и не только, участие в которых принимают как военные духовые оркестры России, так и коллективы из многих стран мира. В предлагаемом сборнике представлены несколько его военных маршей для духового оркестра.

Халилов, В. М. Военные марши [Ноты] : для духового оркестра / Валерий Халилов. – Партитура. – Москва : Композитор, 2012. – 20 парт. (240 с., разд. паг., в папке) + 1 э. опт. идск (CD ROM). – Лит. текст парал. рус., англ. – На 4 с. обл. крат. биогр. сведения.Щ 951.7
Х 172
Н-129901/1-20

Халилов, В. М. Военные марши [Ноты] : для дух. орк. / Валерий Халилов. – Партитура. – Москва : Композитор, 2012. – 20 парт. (240 с., разд. паг., в папке) + 1 э. опт. идск (CD ROM). – Лит. текст парал. рус., англ. – На 4 с. обл. крат. биогр. сведения.

Еще один сборник Главного военного дирижера России Валерия Халилова включает в себя 20 военных маршей для духового оркестра, изданных каждый отдельной тетрадью.

"...И постоим мы головою за Родину свою!" [Звукозапись] : 1812-2012 / исполн. : анс. "Солисты Барокко" ; камер. орк. "Musica viva", дир. А. Рудин, Гос. акад. симф. орк., дир. Е. Светланов [и др.]. – Москва : Комсомольская правда : Мелодия, 2012. – 1 эл. опт. диск (CD-DA). – Диск распространяется с газетой "Культура". – Записи 1974–2005 гг.   КД 3493; КД 3494
CD-3299
CD-3300

"...И постоим мы головою за Родину свою!" [Звукозапись] : 1812-2012 / исполн. : анс. "Солисты Барокко" , камер. орк. "Musica viva", дир. А. Рудин, Гос. акад. симф. орк., дир. Е. Светланов [и др.]. – Москва : Комсом. правда : Мелодия, 2012. – 1 эл. опт. диск (CD-DA). – Диск распространяется с газетой "Культура". – Записи 19742005 гг.   

Военные марши [Звукозапись] : 60-летию Победы посвящается / исполн. Отдел. воен. показат. орк. Мин-ва обороны РФ, дир. Валерий Халилов, Сергей Дурыгин. – Москва : Капельмейстер, 2004. – 1 эл. опт. диск (CD-DA).КД 801
CD-845

Военные марши [Звукозапись] : 60-летию Победы посвящ. / исполн. Отдел. воен. показат. орк. Мин-ва обороны РФ, дир. Валерий Халилов, Сергей Дурыгин. – Москва : Капельмейстер, 2004. – 1 эл. опт. диск (CD-DA).


Парад Победы 24 июня 1945 года [Видеозапись] : цв. док. фильм о параде на Красной площади : поют любимые певцы и артисты / Н. В. Соловьев // Песни войны и Победы : поют любимые певцы и артисты. – Санкт-Петербург : Лик, 2005. – 1 эл. опт. диск (DVD-ROM).ЭИ-1006

Парад Победы 24 июня 1945 года [Видеозапись] : цв. док. фильм о параде на Крас. пл. : поют любимые певцы и артисты / Н. В. Соловьев // Песни войны и Победы : поют любимые певцы и артисты. – Санкт-Петербург : Лик, 2005. – 1 эл. опт. диск (DVD-ROM).

Вишневский, В. Национальное достояние [Текст] / В. Вишневский // Воин России. – 2003 . –  № 3. – С 3872.

Рахманова, С. Оркестр гремит басами [Текст] / С. Рахманова // Студен. меридиан. – 2005. –  № 5. – С. 610.

Халилов, В. Военный дирижер мирного времени [текст] : Валерий Халилов о значении воен. музыки / Валерий Халилов ; записала Елизавета Киктенко // Фома. – 2008. – № 11. – С. 5861.

Трехсотлетний юбилей военно-оркестровой службы Вооруженных сил Российской Федерации [Текст] // Справ. рук. учреждения культуры. – 2011. – № 4. – С. 88. – (Новости культуры).

Шефов, А. Кремлевская команда музыкантов [Текст] : Президент. орк. и его корни / Александр Шефов // Родина. – 2011. – № 8. – С. 6570. – (Подробности) (130 лет Государственной охране). – 18 фото. – Примеч.: с. 70. – Библиогр. в примеч.

Халилов, В. М. Подвижники должны быть – от них свет идет [Текст] : [беседа с начальником воен.-орк. службы Вооруж. сил России, заслуж. деятелем искусств, ген.-лейт. В. М. Халиловым о жизни и творчестве / беседовала Л. Богуславская] // Нар. творчество. – 2012. – № 1. – С. 811. – (Собеседник в редакции).

Селезнев, Ю. Военных оркестров грядущая рать [Текст] / Юрий Селезнев // Ориентир. – 2013. – № 1. – С. 7375. – (Кругозор). 

    О Ростовской школе-интернате музыкантских воспитанников.

Шахназаров, К. Спасская феерия [Текст] / К. Шахназаров // Конный мир. – 2013. – № 5 (сентябрь-октябрь). – С. 4243. – ил., фот.

    О международном фестивале военных оркестров "Спасская башня".

«Спасская башня» – военно-музыкальный фестиваль [Электронный ресурс] / «The Guild of Purveyors to the Kremlin». – Электрон. дан. – Москва, 2009. – Режим доступа: http://www.kremlin-military-tattoo.ru/ru/, свободный. – Загл. с экрана.

Центральный военный оркестр Министерства обороны Российской Федерации [Электронный ресурс] : 19272013 /  ФГУК «ЦВО МО РФ». – Электрон. дан. – Москва, 2012. – Режим доступа : http://www.redarmyband.ru/, свободный. – Загл. с экрана.

Военный образцовый оркестр Почетного караула [Электронный ресурс]. – Электрон. дан – Москва, 2014. – Режим доступа: http://voopk.ru/, свободный. – Загл. с экрана.

Ведущий библиотекарь Н. В. Шевкова

Новости ЧОУНБ

Новости библиотек области

Наверх