Михаил Шолохов «Судьба человека»

Год экологии, Литературный календарь ЧОУНБ 2017, Генри Филдинг    Литературный календарь - 2017

   Михаил Шолохов «Судьба человека»

                                     Книга-юбиляр – 60 лет

Видали вы когда-нибудь глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смертной тоской, что в них трудно смотреть? Вот такие глаза были у моего случайного собеседника
Михаил Шолохов

 Два осиротевших человека, две песчинки, заброшенные в чужие края военным ураганом невиданной силы... Что-то ждет их впереди?И хотелось бы думать, что этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит и около отцовского плеча вырастет тот, который, повзрослев, сможет все вытерпеть, все преодолеть на своем пути, если к этому позовет его Родина.
Михаил Шолохов

Год экологии, Литературный календарь ЧОУНБ 2017, Михаил Шолохов «Судьба человека»
 Заказать книги в ЧОУНБ

Читать в библиотеке ЛитРес*

Рассказ «Судьба человека» – одно из лучших произведений М. А. Шолохова, созданных им в послевоенный период, в период «оттепели». В основу рассказа лег реальный факт. В 1946 г. писатель у степной речушки повстречал одного шофера с его маленьким приемным сынишкой. И тот поведал историю своей жизни. Рассказ случайного знакомого сильно захватил М. А. Шолохова. Биографы свидетельствуют: «Возвратился тогда писатель с охоты необычайно взволнованным и все еще находился под впечатлением от встречи с неизвестным шофером и мальчиком. – Напишу рассказ об этом, обязательно напишу». Однако к исповеди своего знакомого писатель вернулся только через 10 лет. Такой рассказ не мог появиться в первую послевоенную весну, к которой приурочена встреча автора и Андрея Соколова: герой был в плену, пил водку без закуски, чтоб не унизиться перед немецкими офицерами, это, как и сам гуманистический дух рассказа, был отнюдь не в русле официальной литературы. За 10 лет материал жизни откристаллизовался и приобрел более обобщенный характер. Впервые рассказ был опубликован в газете «Правда» в номерах за 31 декабря 1956 г. и 1 января 1957 г. «Судьба человека» оказалась у новой концепции личности, нового большого этапа в развитии литературы, помогала снять сталинское клеймо «изменников» с миллионов, побывавших в фашистском плену. Рассказ посвящен Евгении Григорьевне Левицкой, старшему другу и наставнику М. Шолохова («мамуня» в обращенных к ней письмах).

Перед читателем не только запись житейского случая, а художественное произведение, созданное по всем законам типизации. На это указывает заглавие: «Судьба человека». Трагическая история жизни взята в ее связи с событиями войны – историческими испытаниями в жизни народа, государства и отдельного человека. В рассказе в полной мере проявилось мастерство писателя. Это небольшое произведение даже называли «рассказом-эпопеей» – настолько объемным было его содержание, настолько совершенной композиция, что позволило писателю крупным планом обобщенно в широкой исторической перспективе показать Человека и Войну. В образе Андрея Соколова сосредоточены лучшие черты русского национального характера. В любви к мальчику-сироте Андрей Соколов нашел преодоление своей личной трагедии. Рассказ «Судьба человека» – это рассказ о невосполнимых утратах, о человеческом горе и о вере в жизнь, в человека. Из истории жизни Андрея Соколова автором отбирается только то, что позволяет осмыслить отдельную человеческую жизнь в связи с трагической сущностью эпохи. Показывается вся несовместимость доброго, мирного, пронзительно человечного – и бездушно-жестокого, варварски беспощадного отношения к людям. Эти две темы – трагического и героического, подвига и страдания – все время сплетаются в рассказе М. Шолохова, образуя единство, определяя многое в жанре и стиле. По жанру «Судьба человека» предстает как рассказ в рассказе. Авторский зачин носит черты эпического повествования, концовка являет собой лирическое отступление, в котором автор подчеркивает свою причастность к судьбе героев. Звучат два голоса: «ведет» Андрей Соколов, он рассказывает свою жизнь; автор – слушатель, случайный собеседник: он то обронит вопрос, то скажет слово там, где нельзя молчать, где надо прикрыть чужое несдержанное горе. А то вдруг прорвется, заговорит в полную силу потревоженное болью сердце его… Но в рассказе Шолохова прозвучал еще один голос – звонкий, чистый детский голос, казалось не ведающий полной меры всех бед и несчастий, выпадающих на человеческую долю.

Год экологии, Литературный календарь ЧОУНБ 2017, Михаил Шолохов «Судьба человека»В «Судьбе человека» осуждение войны, фашизма – не только в истории Андрея Соколова. С не меньшей силой проклятия звучит оно и в истории Ванюши. Высокий гуманизм пронизывает короткую повесть о погубленном детстве, о детстве, которое так рано узнало горе и расставание. Сила добра, человеческая красота открываются в решении Соколова усыновить Ванюшу. Он возвращал детству радость, заслоняя его от боли, страдания и скорби. Казалось, война все вычерпала из этого человека, он все утратил, но в страшном одиночестве он остался человеком. Именно здесь, в отношении Андрея Соколова к детству, Ванюше, была одержана победа над античеловечностью фашизма, над разрушениями и утратами – неизбежными спутниками войны. Приглушенное напоминание «о вечном утверждении живого в жизни» возвращает к одной из самых сокровенных тем, проходящих через все творчество М. Шолохова. Повествование переводится как бы из трагически безнадежного в тональность, пронизанную верой и надеждой. Простой человек, типично шолоховский герой, предстал в подлинном моральном величии человека, устоявшего под ударами военной бури.

Год экологии, Литературный календарь ЧОУНБ 2017, Михаил Шолохов «Судьба человека»В начальном описании возникает мотив тяжелой дороги (ведущие образы-лейтмотивы: дорога автора – дорога героя – тяжкий жизненный путь, судьба человека на дорогах войны). Описание дороги подготавливает появление Андрея Соколова и Ванюши. Постепенно мотив трудной дороги перерастает в напряженный рассказ о тяжком жизненном пути, о войне в судьбе человека. Не раз прозвучит в рассказе об этой дороге определение «тяжело»: «Тяжело мне, браток, вспоминать, а еще тяжелее рассказывать о том, что довелось пережить…». Цепь эпизодов, созданных писателем, в полной мере проявляет то непокаянное мужество, человеческую гордость и достоинство, которые были так под стать всему облику этого простого, обыкновенного человека. Идеология фашизма и войны связываются в рассказе как реальное воплощение конкретного зла, которое должно быть преодолено. В судьбе Андрея Соколова с этим страшным злом вступило в битву все доброе, мирное, человеческое, оказывающееся сильнее войны. Он устоял под сокрушительными ударами самой страшной бури, выйдя из нее победителем. Соколов выходит из страшного водоворота войны не опустошенным, не отчаявшимся, он сохраняет в душе человечность и отзывчивость.

Пейзажные сцены рассказа – картины ранней весны – трудное, еще неуютное, хмурое время, которое предвещает тепло, солнце, рассвет. В этих зарисовках как бы звучат первые послевоенные дни с их сложными задачами, нелегким и неустроенным бытом и лишениями и с их надеждами и ожиданиями.

Цитаты:

Мои невыплаканные слезы, видно, на сердце высохли. Может, поэтому оно так и болит? 

Били за то, что ты – русский, за то, что на белый свет еще смотришь, за то, что на них, сволочей, работаешь. Били и за то, что не так взглянешь, не так ступнешь, не так повернешься. Били запросто, для того чтобы когда-нибудь да убить до смерти...

Какие же это плечи нашим женщинам и детишкам надо было иметь, чтобы под такой тяжестью не согнуться? А вот не согнулись, выстояли! 

… И беспокойно с ним спать, а вот привык, скучно мне без негоНочью ты погладишь его сонного, то волосики на вихрах понюхаешь, и сердце отходит, становится мягче, а то ведь оно у меня закаменело от горя…

Нет, не только во сне плачут пожилые, поседевшие за годы войны мужчины. Плачут они и наяву. Тут главное – уметь вовремя отвернуться. Тут самое главное – не ранить сердце ребенка, чтобы он не увидел, как бежит по твоей щеке жгучая и скупая мужская слеза... 

– Иной раз не спишь ночью, глядишь в темноту пустыми глазами и думаешь: «За что же ты, жизнь, меня так покалечила? За что так исказнила?» Нету мне ответа ни в темноте, ни при ясном солнышке... Нету и не дождусь! 

Отзывы читателей

И любовь, и смерть, и боль, и разлука, и теплота душевная, без которой не жить ни одному даже самому изболевшемуся и закаленному бедами сердцу, и покой, и надежды на завтра, и тоска по вчера... Все это есть на этих страницах, все это – судьба поколения. Андрей Соколов – тот самый человек… простой русский солдат, который прошел и испытал на себе ужасы войны, потерял на ней все, что у него было... Как измерить величину трагедии человека, который теряет последнего оставшегося в живых ребенка в последних боях, в День Победы, 9 мая 1945? В каких величинах посчитать, передать его боль? Думаю, что с такой задачей не справиться ни математике, ни статистике, а только одна лишь литература способна на это. Но Андрей Соколов продолжает жить, продолжает оставаться собой, невзирая на все беды, ради будущего, ради нового поколения Ванечек, у которых еще все впереди и которые не меньше героев битв и войн нуждаются в тепле и любви. 

lerch_f 

Человек оказался героем, потому что выжил – не физически, а морально, – потому что не сломался, а нашел в себе силы жить, и нашел смысл жизни, и потеряв все, подарил родительскую любовь чужому пацану. И опять про это не так уж подробно, но очень глубоко трогает. Шолохов рассказал судьбу человека. Полагаю, что про девять из десяти вернувшихся с войны можно было рассказать отдельную такую историю. В том поколении все были героями. Люди, если вы это не читали – прочтите! Не пожалеете!

serovad 

Заказать книги в ЧОУНБ

Читать в библиотеке ЛитРес*

*Для чтения книги online необходима удаленная регистрация на портале ЧОУНБ. Библиотечную книгу Вы сможете читать онлайн на сайте или в библиотечных приложениях ЛитРес для Android, iPad, iPhone. 

Материал подготовила Наталья Удовицкая,
гл. библиограф ИБО




Наверх