Жоржи Амаду

    Год экологии, Литературный календарь ЧОУНБ 2017, Жоржи Амаду Литературный календарь - 2017

                Жоржи Амаду

Нет на свете стены, как бы ни были крепки ее камни, которая могла бы противостоять воле и мысли человека.
Жоржи Амаду

«Романы Жоржи Амаду помогли нам открыть далекую Бразилию, ее людей, которые близки нам в их горе, в их страстях, в их радостях»
Илья Эренбург

Год экологии, Литературный календарь ЧОУНБ 2017, Жоржи Амаду

Жоржи Амаду – знаменитый бразильский писатель и общественный деятель, при жизни ставший классиком латиноамериканской литературы.

Заказать книги в ЧОУНБ

Жоржи Амаду родился 10 августа 1912 г.на фазенде Аурисидия, на юге штата Баия, в семье землевладельцаЖоана Амаду де Фария. Его отец владел плантацией какао недалеко от небольшого городка Ильеуса, куда через год после рождения сына перевез семью. Школьное образование Жоржи получил в иезуитском колледже «Антонио Виейра» и в гимназии «Ипиранга», в столице штата, городе Салвадоре. Тогда же он начинает работать репортером в газете «Диарио де Баия» и публикует свою первую повесть «Ленита» (1929).

Учеба в университете, в Рио-де-Жанейро, где он впервые соприкоснулся с коммунистическим движением, завершилась в 1932 г. Далее Жоржи должен был работать адвокатом, но он выбрал литературный труд. В ранних романах «Страна карнавалов» (1932), «Какао» (1933), «Пот» (1934), «Жубиаба» (1935), «Мертвое море» (1936), «Капитаны песка» (1937) описывает борьбу трудящихся за свои права, документально точно изображая быт и труд батраков и рабочих Баии.В середине 30-х гг., принимает участие в борьбе руководимого компартией Бразилии Национально-освободительного альянса, редактирует газету «А Маньян». За политическую деятельность Жоржи Амаду неоднократно подвергался аресту, дважды он был вынужден покинуть родину и скитаться по странам Америки. В эмиграции начал работу над эпическим циклом о «земле какао»: романами «Бескрайние земли» (1943), «Сан Жоржи дос Ильеус» (1944), «Красные всходы» (1946).

В 1942 г., после вступления Бразилии в войну на стороне антифашистской коалиции, Амаду вернулся на родину. Однако он был тут же арестован и выслан в Баию. Писатель находился под домашним арестом, без права печататься и выезжать в крупные города. А с 1945 г. начался новый этап в его творческой биографии, который совпал с главной встречей в его жизни. На Первом конгрессе писателей Бразилии Жоржи Амаду познакомился с писательницей Зелией Гаттаи, с которой в том же году заключил брак. С тех пор Зелия работала вместе с мужем, редактируя его рукописи.

В 1946 г. он был избран депутатом Национального конгресса, двумя годами позже, после запрещения компартии, добровольно эмигрировал. За последующие четыре года объехал ряд стран Западной и Восточной Европы, Азии и Африки, посетил СССР. Вернувшись в Бразилию, издал книгу очерков «Мир мира» и приступил к работе над монументальной трилогией «Каменная стена». Первая ее часть, роман «Подполье свободы» вышел в 1956 г.С этого момента все свое время он посвящает литературной деятельности, воспевая родную землю, с ее тропической экзотикой и ярко выраженным африканским началом в культуре.

Год экологии, Литературный календарь ЧОУНБ 2017, Жоржи АмадуЕго романы отличает интерес к народным традициям и магическим ритуалам, вкус к жизни со всеми ее радостями. Идеологические установки в творчестве уступают место художественным критериям, действующим в русле того латиноамериканского направления, которое получило название «магический реализм». Начало этим переменам положил роман «Габриэла, корица и гвоздика» (1958), за которым последовали «Пастыри ночи» (1964), «Дона Флор и два ее мужа» (1966),«Тереза Батиста, уставшая воевать» (1972), «Засада» (1984), «Исчезновение святой» (1988). Романы переведены почти на 50 языков мира, неоднократно экранизировались, легли в основу театральных постановок и радиоспектаклей, песен и даже комиксов.

Жоржи Амаду умер 6 августа 2001 г. в Салвадоре. Согласно завещанию, был кремирован и  погребен в саду в резиденции писателя на улице Алагоиньяс.

Цитаты:

Любовь – это бархатное покрывало, оно скрывает несовершенство человечества.

О, время – сложная штука. Когда мы хотим, чтобы оно подождало чуть-чуть, не бежало бы, не торопилось, оно несется во весь опор, обгоняя часы. Когда мы хотим, чтобы оно летело быстрее, чем мысль, потому что мы страдаем, потому что для нас настали черные дни, оно тащится, как на собственную казнь.

От однообразия устаешь, даже если это счастье. 

Каждая живая душа, даже самая жалкая и нищая, самая несчастная и одинокая, имеет право на свою долю радости. Нет судьбы, в которой есть только горечь.

И зрячие иногда бывают слепцами, это зависит от того, какое сердце у каждого из нас.

Заказать книги в ЧОУНБ

 Материал подготовлен
Екатериной Черепановой, вед. библиографом ИБО


Наверх