Анатолий Рыбаков «Дети Арбата»

     Литературный календарь - 2017
    Анатолий Рыбаков «Дети Арбата»
                      Книга-юбиляр – 30 лет 

Над «Детьми Арбата» я начал работу в самом конце 50‑х годов... А. Т. Твардовский очень хотел его напечатать, я услышал от него много добрых слов, но сделать это не удалось... А работа продолжалась. А. Т. Твардовский имел в руках только первую часть романа, потом, когда стало ясно, что опубликовать «Дети Арбата» не удается, я стал работать над второй частью, а когда роман был вторично «закрыт», написал третью его часть. Никто уже не верил, что «Дети Арбата» когда-нибудь будут напечатаны, даже мой самый большой друг, жена, не верила, а я не останавливался: все дела нужно доводить до конца.
Анатолий Рыбаков

С волнением и радостью прочитал Ваших «Детей Арбата». Это очень честно, очень значительно и очень талантливо. Не разобравшись в прошлом, нельзя построить будущего… Вы рассказываете о сложнейших процессах и явлениях, о ситуациях, порой страшных, порой мучительных…
Эльдар Рязанов

Год экологии, Литературный календарь ЧОУНБ 2017, Анатолий Рыбаков «Дети Арбата»

Заказать книги в ЧОУНБ

Читать и слушать онлайн

в библиотеке ЛитРес*

Одним из самых заметных событий в литературе конца 80-х годов стал роман Анатолия Наумовича Рыбакова «Дети Арбата», писавшийся в 1966–1983 гг., но впервые опубликованный лишь в 1987 г. и принесший писателю широкую известность. Замысел антисталинского романа о своем поколении возник у Рыбакова в конце 50-х годов. Первые наброски он зашифровал, лишь после 1956 г. вплотную принялся за написание, временно отрываясь от него ради других вещей. Фанатично веривший в опубликование, Рыбаков отдал «Детям Арбата» годы. Роман впервые был анонсирован в 1966 г. в журнале «Новый мир», в 1978 г. заявлен в журнале «Октябрь», но эта попытка также окончилась неудачей. Лишь в 1987 г. «Дети Арбата» увидели свет, положив начало трилогии. События, о которых рассказывалось здесь, получили продолжение в романе «Тридцать пятый и другие годы» (1988), второй книгой которого явился роман «Страх» (1990), продолжение – роман «Прах и пепел» (1994). Целеустремленность, трудолюбие, упорство (два последних романа создавались на рубеже 80-летия автора) были вознаграждены. Книги пользовались большим успехом, вышедшие в Советском Союзе тиражом 1,5 миллиона экземпляров, переведены на десятки языков, попали в число мировых бестселлеров. Выход первой книги трилогии стал общественным событием.

В этом многоплановом психологическом романе дается яркая картина советского общества в эпоху начинающихся сталинских репрессий: люди разных поколений из разных концов страны оказываются под страшным гнетом диктатуры. Писатель не просто рассказывает о событиях, страшную власть которых все отчетливее ощущают на себе персонажи его повествования, но и стремится исследовать психологию общества 30-х гг., где все глубже поселявшийся в душах людей страх лишь постепенно вытеснял их веру в целесообразность происходящего. Документальность не снижает напряженности многослойного сюжета.

В центре романа находятся судьбы молодых людей, простых юношей и девушек – обитателей одного из домов на московском Арбате. Герои романа – также люди высшего эшелона власти – Сталин и его окружение, рабочие и руководители научных учреждений и крупных строек. Об их духовном мире, характерах и жизненной позиции, о времени, оказавшем громадное влияние на человеческие судьбы, рассказывает роман, время действия которого  – 1934 год. Автор вводит читателей в кремлевские кабинеты, в атмосферу коммунальных квартир, в институтские аудитории, тюремную камеру. Также происходит знакомство с жизнью и бытом сибирской деревни. Роман автобиографичен, в образе главного героя Саши Панкратова немало реалий судьбы самого писателя. Как-то Рыбаков обмолвился, что путь Саши – это его, Рыбакова, путь, только Саша лучше, чем его прототип.

Рыбаков точно воспроизводит приметы времени, выходя к художественному осмыслению процесса противоборства разных представлений о путях исторического развития. Логика развития характеров основывается, прежде всего, на анализе противостояния мировоззрений, которое и определяет нравственные позиции героев, а в конечном счете и судьбу каждого из них. Веря в способность человека занимать в жизни независимую позицию, Рыбаков показывает, какой дорогой ценой приходилось расплачиваться за это людям в сталинскую эпоху, как последовательно, не останавливаясь ни перед чем, укрепляет свою власть диктатор, решительно подавляющий всякое проявление инакомыслия. Но в романе идет речь и о том, как вызревает в людях понимание чудовищности происходящего, понимание подлинного – трагического – смысла процессов и жизни общества, направляющихся жестокой рукой вождя. Герои романа, так или иначе, ощущают свою неотторжимость от исторических событий, определяющих участь народа, соучастие во всем происходящем в стране и за ее пределами. История предстает в сочетании человеческих судеб.

Вторая книга трилогии «Дети Арбата» не случайно названа «Страх». Это, не лишенная драматизма часть произведения Анатолия Рыбакова. 1935 год. Страну охватывает ужас. Люди отдаляются друг от друга. Страх делает их палачами. Неизмеримая, нескончаемая цепь страха…  В романе «Прах и пепел» – третьей книге трилогии «Дети Арбата» – автор завершает рассказ о судьбах героев книги «Дети Арбата» и «Страх». В числе других сотен тысяч Панкратов уходит на фронт. За отвагу, проявленную под Москвой, ему присваивают звание майора. Случайно выясняется, что они с Варей служат в одной части. С момента их разлуки прошло 10 лет. Но жизнь сводит их лишь на мгновение, чтобы соединить навсегда уже в другом мире… 

Трилогия «Дети Арбата» повествует о горькой странице истории России – о том времени, которое называют «периодом культа личности». Роман «Дети Арбата» экранизирован в 2004 г. режиссером А. А. Эшпаем. Одноименная пьеса ставилась более чем в 30 театрах СССР и Европы.

Цитаты:

Все можно забыть: оскорбления, обиды, несправедливости, но унижения не забывает ни один человек, это в человеческой натуре. Звери преследуют друг друга, дерутся, убивают, поедают, но не унижают. Только люди унижают друг друга. И ни один человек своего унижения не забудет и тому, перед кем унижался, никогда не простит. Наоборот, всегда будет его ненавидеть. 

Те, кто отправляет людей в ссылки, заблуждаются, думая, что таким образом можно сломить человека. Убить можно, сломить нельзя. 

Молодость имеет свои права. И первое ее право – смеяться.

Будет предан из страха, а это лучше, чем преданность по убеждению: убеждения меняются, страх не проходит никогда. 

Одеждой одни подчеркивают богатство, другие пытаются скрыть бедность. 

Настоящий писатель должен жить и умереть у себя на родине. 


Отзывы читателей

Непростая книга. Много в ней всего переплетено. Не из тех, что можно просто «прочитать и забыть». Заставляет думать, сопоставлять, вспоминать, даже где-то переосмысливать. Одновременно и захватывающая, так что не можешь оторваться от судорожного перелистывания страниц, и «задумчивая», которую не хочется читать второпях и в неподходящей обстановке. Возникает желание иногда «остановиться и подумать». Некоторые моменты – просто концентрат мыслей, которые нужно пропустить через себя. И всегда кажется, что осталось что-то еще, между строк, и хочется вернуться и перечитать. Хотя не все линии было читать одинаково интересно, но вот все в целом складывается в очень любопытную и многогранную картину того времени. И страшную. Которой веришь и которой проникаешься. Потому что ощущается, что многое основано на личном опыте автора... 

russian_cat 

«Дети Арбата», разумеется, как и все, когда-либо написанное человеком, роман субъективный, но именно так – на примерах простых (или не самых простых), рядовых (или значительных) людей прочувствовать то, чего уже никогда не увидишь. Одним глазком заглянуть в прошлое и ужаснуться. Для меня эта книга стала знаковой, потому что она показала мне – настолько живо и страшно то, о чем я никогда не задумывалась. История детей Арбата – таких разных, таких настоящих, для меня еще не закончилась. Недаром Рыбаков писал эту книгу столько лет – она очень горькая, очень живая, пахнет Москвой, и страхом, и пыльными книжными страницами, которые мы боимся открывать. 

 kreinberry  

Заказать книги в ЧОУНБ

Читать и слушать онлайн в библиотеке ЛитРес*

 *Для чтения книги online  необходима удалённая регистрация на портале ЧОУНБ. Библиотечную книгу Вы сможете читать онлайн на сайте или в библиотечных приложениях ЛитРес для Android, iPad, iPhone. 

Материал подготовила Наталья Удовицкая, 
гл. библиограф ИБО



Наверх