Константин Батюшков

Год экологии, Литературный календарь ЧОУНБ 2017, Константин Батюшков     Литературный календарь - 2017

           Константин Батюшков

Что за чудотворец этот Батюшков!
Александр Сергеевич Пушкин

Живи, как пишешь, и пиши, как живешь:
иначе все отголоски лиры твоей будут фальшивы.
Константин  Батюшков

Год экологии, Литературный календарь ЧОУНБ 2017, Константин Батюшков

Константин Николаевич  Батюшков - один из крупнейших русских поэтов XIX века, друг Вяземского и Жуковского, предшественник и кумир Пушкина. Его творчество сыграло значительную роль в русском историко-литературном процессе. Ясно и точно определивший место поэта в этом процессе Белинский писал: «Батюшков много и много способствовал тому, что Пушкин явился таким, каким явился действительно. Одной этой заслуги со стороны Батюшкова достаточно, чтоб имя его произносилось в истории русской литературы с любовью и уважением».

Заказать книги в ЧОУНБ

 Читать в библиотеке ЛитРес*

Из биографии

Детство

Родился  Константин Николаевич в Вологде 18 мая (29 н. с.) 1787 г. в старинной дворянской семье, но детство провел в родовом именье отца в селе Даниловском Тверской губернии. Его отец, Николай Львович Батюшков – человек просвещённый, но неуравновешенный, потерпев неудачи на военной службе, вынужден был выйти в отставку и поселиться в деревне. Это вызывало в нем недовольство жизнью и болезненно развитую подозрительность. Детство поэта было омрачено также психической болезнью и ранней смертью матери Александры Григорьевны, урожденной Бердяевой. Она умерла, когда Константину не было и 8 лет.

Его домашним воспитанием руководил дед, предводитель дворянства Устюженского уезда. С десяти лет Батюшков обучался в Петербурге в частных иностранных пансионах, курс наук в которых был самым элементарным. Обучению в пансионах Батюшков был обязан лишь основательным знанием французского и итальянского языков. Впоследствии он владел многими иностранными языками.

Юность

На шестнадцатом году жизни Батюшков оставил пансион и занялся чтением русской и французской литературы. В это время он нашел своего покровителя и наставника, которым стал его двоюродный дядя – писатель и просветитель Михаил Никитич Муравьёв, у него юный поэт жил после оставления пансиона. Муравьёв был одним из образованнейших людей своего времени. Он сыграл решающую роль в формировании личности и таланта поэта. Под его влиянием Батюшков в совершенстве изучил латинский язык и занялся изучением литературы древнего классического мира; стал поклонником Тибулла и Горация, которым он подражал в ранних своих произведениях. М. Н. Муравьёв помог племяннику на первых порах его самостоятельной жизни. В 1802 г. Батюшков был определён на службу в Министерство народного просвещения. В конце 1804 – начале 1805 г. служил письмоводителем в канцелярии Муравьёва по Московскому университету. На службе и в доме Муравьёва Батюшков сблизился с представителями тогдашнего литературного мира – Г. Р. Державиным, Н. А. Львовым, В. В. Капнистом, А. Н. Олениным и другими.

Зрелые годы

Год экологии, Литературный календарь ЧОУНБ 2017, Константин БатюшковВ 1807 г., ослушавшись воли отца, поэт записался в ополчение и отправился с милиционным батальоном в Пруссию. Во время боевых действий был ранен и отправлен на лечение в Ригу, а затем – на восстановление в родное именье. В 1808 г. Батюшков участвовал в войне со Швецией. После нее взял продолжительный отпуск, поскольку ухудшилось здоровье. Болезнь матери отразилась и на детях, она была наследственной. Примерно с этого времени Батюшков начинает мучиться галлюцинациями. На Рождество 1809 г. поэт приехал по приглашению Е. Ф. Муравьёвой в Москву, где вскоре вошел в круг московских литераторов, особенно сблизившись с Н. М. Карамзиным, П. А. Вяземским, В. Л. Пушкиным и В. А. Жуковским. В мае 1810 г., получив отставку, Батюшков полностью посвятил себя литературному творчеству. Страшное предчувствие своей болезни не давало ему спокойно жить. Он метался между Москвой и деревней, где жили его сёстры. В 1812 г. поэт переехал в Петербург и при помощи Оленина поступил на службу в Публичную библиотеку, в которой его сослуживцем стал И. А. Крылов. Затем в биографии Константина Батюшкова снова наступил военный период. В 1813-1814 гг. он участвовал в заграничном походе русской армии против Наполеона. Был адъютантом генерала Раевского, принимал участие во взятии Парижа. Домой Батюшков вернулся лишь в 1814 г. В период с 1814 по 1817 г. он много ездит, редко оставаясь на одном месте более полугода. Переживает тяжелый духовный кризис, в том числе разочарование в идеях просветительской философии. В 1818 г. Батюшков получает назначение в русскую дипломатическую миссию в Неаполе. Поездка в Италию была всегда его любимой мечтой, но, отправившись туда, Батюшков почти сразу почувствовал невыносимую скуку, хандру и тоску. С конца 1820 г. у него стало проявляться тяжёлое нервное расстройство. К 1821 г. ипохондрия приняла такие размеры, что Батюшков вынужден был оставить службу и Италию и заняться лечением. Но лечение в лучших европейских клиниках не увенчалось успехом: нервная болезнь перешла в психическую, и поэт уже не вернулся к нормальной жизни. В 1824 г. Батюшков впал в полное беспамятство и провёл в нём около 30 лет. К концу жизни его состояние несколько улучшилось, но здравый рассудок так и не вернулся. Душевная болезнь вдвое сократила сознательную жизнь Батюшкова. Он потерял рассудок тридцати четырех лет и прожил еще столько же, изредка приходя в себя как бы для того, чтобы констатировать свою гибель. «Меня уже нет на свете», – писал Батюшков, пораженный страшным недугом. Вяземский за два года до смерти Батюшкова говорил о судьбе этого «заживо познавшего свой закат» страдальца:
Он в мире внутреннем ночных видений
Жил взаперти, как узник средь тюрьмы,
И был он мертв для внешних впечатлений,
И Божий мир ему был царством тьмы!

Последние годы поэта прошли у родственников в Вологде. Скончался К. Н. Батюшков 7 июля (19 н. с.) 1855 г. в Вологде от тифа. Похоронен в Спасо-Прилуцком монастыре.

Творчество

Литературная деятельность Батюшкова начинается в 1805-1806 гг. публикацией ряда стихов в журналах «Вольного общества любителей словесности, наук и художеств». Одновременно он сближается с литераторами и художниками, группировавшимися вокруг А. Н. Оленина. В печати он дебютировал в 1805 г., опубликовав в журнале «Новости литературы» свои стихи «Послание к стихам моим». Первые стихотворения поэта проникнуты эпикуреизмом: человек в его лирике страстно любит земную жизнь; главные темы в поэзии этого периода – дружба и любовь. Отказавшись от морализма и манерности сентиментализма, он находит новые способы выражения чувств и эмоций, предельно ярких и жизненных. Как отмечают критики, уже в первых стихотворениях Батюшкова гармония чувствуется в каждой строке.  В начале XIX в. Н. М. Карамзин проводит свою стилистическую реформу, целью которой было сблизить книжный язык с разговорным. Поддерживая его, Батюшков в 1809 г. пишет сатиру «Видение на холмах Леты». В ней автор борется с употреблением старославянских слов в поэзии. Это произведение знаменует собой начало зрелого этапа творчества Батюшкова. В 1810–1812 гг. поэт активно сотрудничает в журнале «Вестник Европы», сближается с Карамзиным, Жуковским, Вяземским и другими литераторами. Появляются его стихотворения «Веселый час», «Счастливец», «Источник», «Мои Пенаты» и др.

Многие стихи Батюшкова: «Пленный», «Судьба Одиссея», «Переход через Рейн», «Тень друга» и др. – написаны под впечатлением от Отечественной войны 1812 г., он участвовал в заграничном походе 1813–1814 гг. Эти произведения являются образцами гражданской поэзии, патриотический настрой которых соединяется с глубоко индивидуальными переживаниями поэта. Тяжелые военные картины отразились в творчестве Батюшкова сквозь призму мечтательной любви к жизни.  Однако после пережитых военных событий в его поэзии  начинают звучать ноты разочарования и тревоги, возможно, это были предчувствия близящейся душевной болезни. В 1815 г. было основано литературное общество «Арзамас», участником которого стал и Батюшков, получив в качестве арзамасского имени прежнее свое прозвище Ахилл.

Важнейшею эпохой поэтического творчества Батюшкова были 1816 и  1817 годы. В этот период, когда болезнь еще не помрачила его мысли,  придавая ей только элегический оттенок, тридцатилетний поэт, тяготея к романтизму, достиг высшей степени совершенства в отделке стиха. К числу лучших стихотворений этого периода принадлежат «Умирающий Тасс», посвящённые трагической судьбе итальянского поэта Торквато Тасс. А также переделка из Матисена: «На развалинах замка в Швеции». Черты северной поэзии Батюшков воспроизвёл в «Песне Гаральда Смелого». Батюшков, будучи поэтом большой культуры, проявлял живейший интерес к иностранной литературе. В 1817 г. он создал цикл переводов «Из греческой антологии». Владея французским, итальянским и немецким языками, Батюшков приобщал отечественных читателей к произведениям французской (Лафонтен, Буало, Парни, Мильвуа), итальянской (Петрарка, Тассо), немецкой (Шиллер) и английской (Байрон) литературы.

Батюшковым написано 119 стихотворений, из которых 26 переводов и 6 подражаний. Самые популярные его оригинальные стихотворения: «Выздоровление», «Веселый час», «Мои пенаты», «К Д. В. Дашкову», «Переход через Рейн», «Тень друга», «На развалинах замка Швеции», «Таврида», «Разлука», «Пробуждение», «Воспоминания», «Мой гений», «Надежда», «Умирающий Тасс», «Вакханка», «Из греческой антологии».

Кроме стихов Батюшков писал повести, очерки, литературно-критические статьи, философско-публицистические раздумья. Из его прозаических сочинений, по мнению критиков, наиболее замечательны: «Речь о влиянии легкой поэзии на язык», «Нечто о морали, основанной на религии», «Отрывок из писем русского офицера из Финляндии», «Похвальное слово сну», «Прогулка по Москве», «О поэте и поэзии», «Прогулка по академии художеств», «О сочинениях Муравьева», «Вечер у Кантемира». Нельзя не упомянуть и о записной книге Батюшкова под названием: «Чужое – мое сокровище». В этой книге много переводного, но также и разных воспоминаний, набросков, самостоятельных мыслей, не лишенных интереса.Год экологии, Литературный календарь ЧОУНБ 2017, Константин Батюшков

В 1817 г. впервые вышло отдельное издание Батюшкова «Опыты в стихах и прозе», включившее в себя наиболее значительные произведения поэта: переводы, статьи, очерки и стихи. «Опыты...» укрепили репутацию Батюшкова как одного из ведущих русских поэтов. В рецензиях отмечалась классическая гармония лирики Батюшкова, породнившего русскую поэзию с музой Европы, прежде всего, Италии и греко-римской античности.

Высказывания о Константине Батюшкове

Поэзия Батюшкова прочно вошла в золотой фонд русского классического искусства слова. Лучшие образцы лирики Батюшкова прошли проверку временем: они и сейчас воспитывают в наших современниках благородство чувств и безупречный эстетический вкус. Создателем этих редких художественных шедевров был человек, жизненная судьба которого сложилась весьма трагично.

Н. В. Фридман  

Философ резвый и пиит,
Парнасский счастливый ленивец,
Харит изнеженный любимец…

А. С. Пушкин

Батюшков, как талант сильный и самобытный, был неподражаемым творцом своей особенной поэзии на Руси.

В. Г. Белинский

Батюшкову немногого недоставало, чтоб он мог переступить за черту, разделяющую большой талант от гениальности.

В. Г. Белинский

Одна из современниц вспоминала о молодом Батюшкове так: «Дружба была его кумиром, бескорыстие и честность – отличительными чертами его характера. Когда он говорил, черты лица его и движения оживлялись, вдохновение светилось в его глазах. Свободная и чистая речь придавала большую прелесть его беседе».

Колоссально недооценённый поэт.

И. Бродский

Стихотворение Осипа  Мандельштама, посвящённое Батюшкову

Словно гуляка с волшебною тростью

Батюшков нежный со мною живёт.
Он тополями шагает в замостье,
Нюхает розу и Дафну поёт.
Ни на минуту не веря в разлуку,
Кажется, я поклонился ему:
В светлой перчатке холодную руку
Я с лихорадочной завистью жму.
Он усмехнулся. Я молвил: спасибо.
И не нашёл от смущения слов:
Ни у кого – этих звуков изгибы…
И никогда – этот говор валов…
Наше мученье и наше богатство,
Косноязычный, с собой он принёс
Шум стихотворства и колокол братства
И гармонический проливень слёз.
И отвечал мне оплакавший Тасса:
Я к величаньям ещё не привык;
Только стихов виноградное мясо
Мне освежило случайно язык…
Что ж! Поднимай удивлённые брови,
Ты, горожанин и друг горожан,
Вечные сны, как образчики крови,
Переливай из стакана в стакан...

Читайте в библиотеке!

Год экологии, Литературный календарь ЧОУНБ 2017, Константин БатюшковК-444453-КХ
К-446657-КХ

Батюшков, К. Н.  Сочинения : в 2 т. / К. Н. Батюшков ; [сост.,  подгот. текста, вступ. ст. и коммент. В. А. Кошелева]. – Москва : Худож. лит., 1989.
Т. 1: «Опыты в стихах и прозе» ; Произведения, не вошедшие в «Опыты в стихах и прозе».  – 1989. – 510 с. : ил.
Т. 2: Из записных книжек. Письма. – 1989. – 718 с. : ил. –  Библиогр. в примеч.: с. 592–660.

 

М-426651-КХ

Батюшков, К. Н.  Стихотворения / К. Н. Батюшков ; [сост.,  вступ. ст. и примеч. И. О. Шайтанова]. – Москва : Худож. лит. , 1987. – 319 с. – (Классики и современники.   Поэтическая библиотека).




84Р1
Б 28
Д-88463-ОЧЗ
Д-950839-КХ

Батюшков, К. Н. Полное собрание стихотворений / К. Н. Батюшков ; вступ. ст., подгот. текста и примеч. Н. В. Фридмана. – Москва; Ленинград : Сов. писатель, 1964. – 353 с. – (Библиотека  поэта. Большая серия. – 2-е изд.)


 

84Р1
Б 28
Д-88463-ОЧЗ
Д-950839-КХ

Майков, Л. Н. Батюшков, его жизнь и сочинения / Л. Н. Майков. – [2-е изд.]. – Москва : Аграф, 2001. – 521 с. – (Литературная мастерская).

Книга, которая предлагается вниманию читателей, была написана более ста лет тому назад, но, по мнению специалистов, она до сих пор остается самой полной и авторитетной биографией К. Н. Батюшкова. Научная компетентность труда Л. Н. Майкова, с одной стороны, и его увлекательность, с другой, сделали биографию Батюшкова интересной не только для ученых-филологов, но и для широкого круга читателей. В 1888 году труд Л. Н. Майкова был вознагражден – автор биографии Батюшкова получил за свое исследование престижную Пушкинскую премию. Следует отметить, переиздание майковской биографии Батюшкова дополнено рядом историко-литературных статей, проливающих новый свет на некоторые факты судьбы поэта.

Заказать книги в ЧОУНБ

Читать в библиотеке ЛитРес*

* Для чтения книги онлайн в библиотеке ЛитРес необходима удалённая регистрация на портале ЧОУНБ. Библиотечную книгу Вы сможете читать онлайн на сайте или в библиотечных приложениях ЛитРес для Android, iPad, iPhone.

Материал подготовлен  Верой Ильиной, библиографом ИБО. В его подготовке  использованы справочные издания ИБО, интернет-ресурсы и электронный каталог ЧОУНБ.


 

 

 

  



Наверх