Николай Гоголь «Вечера на хуторе близ Диканьки»

             Литературный календарь - 2017
   Николай Васильевич Гоголь «Вечера на хуторе близ Диканьки»
                      
Книга-юбиляр – 185 лет

«Вечера близ Диканьки»… изумили меня. Вот настоящая веселость, искренняя, непринужденная, без жеманства, без чопорности. А местами какая поэзия!.. Какая чувствительность!
А. С. Пушкин

Всю первую часть следовало бы исключить вовсе: это первоначальные ученические опыты, недостойные строго внимания читателя;
но при них чувствовались первые сладкие минуты молодого вдохновения, и мне стало жалко исключать их, как жалко исторгнуть из памяти первые игры невозвратной юности
.

Н. В. Гоголь

Год экологии, Литературный календарь ЧОУНБ 2017, Николай Гоголь «Вечера на хуторе близ Диканьки»Прибыв в Петербург в 1828 г., молодой писатель Н. В. Гоголь начинает печатать повести, которые затем были объединены в сборник «Вечера на хуторе близ Диканьки» (1831–1832), принесшие Гоголю известность в литературной России. Время создания и публикации «Вечеров…», обсуждения их среди читателей – счастливое в жизни писателя. Он полон замыслов, которые впоследствии осуществились. Первая книга «Вечеров…», вышедшая в 1831 г., сразу сделавшая Гоголя знаменитым, включает повести «Сорочинская ярмарка», «Вечер накануне Ивана Купала», «Майская ночь, или Утопленница», «Пропавшая грамота». В 1832 г. вышла вторая часть. В нее вошли повести «Ночь перед Рождеством», «Страшная месть», «Иван Федорович Шпонька и его тетушка», «Заколдованное место». Открывались обе части предисловием, написанным от лица вымышленного персонажа, Рудого Паньки, который собирал, обрабатывал, издавал повести. Через четыре года книга Н. Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки» была издана второй раз. Повести цикла отличает красочное бытописание, поэзия фольклора, фантастика, искрящийся юмор. А. С. Пушкин в рецензии на «Вечера…» особо отметил, что это «истинно веселая книга». Открытие Гоголя заключалось в том, что он показал поэзию естественной жизни в людях, наиболее близко стоявших у истоков природного бытия. «Веселое плутовство ума», которое А. С. Пушкин считал свойством народа, в «Вечерах…» нашло многообразное выражение. В. Г. Белинский по этому поводу писал так: «Главное влияние Пушкина на Гоголя заключалось в той народности, которая, по словам самого Гоголя, “состоит не в описании сарафана, но в самом духе народа”».

Иллюстрации к повести Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством», художник Ольга ИонайтисИллюстрации к повести Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством», художник Ольга ИонайтисИллюстрации к повести Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством», художник Ольга Ионайтис


 «Вечера на хуторе близ Диканьки» – цикл повестей, который сочинялся с весны 1829 г. Именно с этого времени в письмах Гоголя к матери появляются просьбы присылать ему подробные описания украинских обычаев, обрядов, одежды, сообщать этнографические детали: «Еще несколько слов о колядках, об Иване Купале, о русалках. Если есть, кроме того, какие-либо духи или домовые, то о них подробнее с их названиями и делами; множество носится между простым народом поверий, страшных сказаний. Преданий, разных анекдотов, и проч. и проч. Все это будет для меня чрезвычайно занимательно». События, нарисованные Гоголем, часто происходят в праздники – ярмарка, праздник Ивана Купалы, Рождество. Использовал Гоголь и традицию народного кукольного театра – вертепа. Некоторые его герои напоминают традиционных персонажей вертепа (цыган, сварливая жена). 1820-е – начало 1830-х гг. в России – время расцвета романтизма. Для этого литературного направления характерен интерес ко всему, противостоящему серой повседневности. Одной из причин, побудивших Гоголя к созданию этих произведений, было то, что Петербург, о котором писатель мечтал с юности, встретил его негостеприимно. О своих петербургских впечатлениях Гоголь писал матери: «Тишина в нем необыкновенная, никакой дух не блестит в народе, все служащие да должностные, все толкуют о своих департаментах да коллегиях, все подавлено, все погрязло в бездельных, ничтожных трудах, в которых бесплодно издерживается жизнь их». Малороссия возбуждала живой интерес в петербургском обществе. Испытанные неудачи обратили поэтические мечтания писателя к родному краю, отсюда возникли первые планы труда, который должен был дать исход потребности художественного творчества, а также принести и практическую пользу: это были планы «Вечеров на хуторе близ Диканьки», при создании которых Гоголь пользовался многочисленными источниками литературного и фольклорного характера. В повестях изображены сказки, легенды, поверья, обычаи украинского народа. Созданное Гоголем вливалось в русло широко распространившегося в русском обществе интереса к украинскому народному творчеству, быту, образу жизни, в свою очередь это выходило за рамки интереса у определенной конкретной народности. «Здесь так всех занимает все малороссийское», – сообщает он в одном из писем домой.

Обложка книги Н. Гоголя «Ночь перед Рождеством» Иллюстрации к повести Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством» Иллюстрации к повести Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством»


В «Вечерах…» народные обычаи и предания, реальные исторические факты и авторский вымысел наделены равными правами. К народным представлениям восходит, например, изображение нечистой силы в повестях. Бесы и ведьмы перенимают привычки и манеру поведения людей, нечистая сила обитает в том же пространстве, что и люди, а переход из мира нечисти в мир людей (и обратно) очень легок и не вызывает ни у кого удивления. Такую нечистую силу нетрудно победить. О характере фантастики в повести свидетельствует название цикла. Вечер – время отдыха после трудового дня, когда появляется возможность поделиться интересными рассказами, воспоминаниями. Это и преддверие ночи, когда с людьми могут происходить удивительные события, одни их них ужасны, другие вызывают улыбку. «Вечера на хуторе близ Диканьки» объединены не только основными темами повестей, манерой повествования, но и единством места и времени, образами рассказчиков. Диканька представляется автору не просто маленьким провинциальным городком, а своеобразным центром мироздания. Диканька не изолирована от остального мира, а цепью дорог связана со всей Россией.

Иллюстрации к повести Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством», художник Ольга Ионайтис Иллюстрации к повести Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством», художник Ольга Ионайтис


«Вечера на хуторе близ Диканьки» – первое произведение Н. В. Гоголя, увидевшее свет рампы. В 1833 г. в Александринском театре была показана инсценировка, сочиненная без участия автора. На сюжеты «Вечеров…» были написаны оперы М. П. Мусоргского, Н. А. Римского-Корсакова, П. И. Чайковского и других композиторов. Самый первый сборник повестей оказался самой светлой книгой Гоголя, любимой многими поколениями читателей. В. Г. Белинский писал: «Укажите в европейской или русской литературе хоть что-нибудь похожее на эти первые опыты молодого человека, хоть что-нибудь, что бы могло натолкнуть на мысль писать так. Не есть ли это, напротив, совершенно новый, небывалый мир искусства?» В 1834 г. вышли повести, служащие продолжением «Вечеров на хуторе близ Диканьки». Они были объединены в сборник «Миргород».

Цитаты:

Последний день перед Рождеством прошел. Зимняя, ясная ночь наступила. Глянули звезды. Месяц величаво поднялся на небо посветить добрым людям и всему миру, чтобы всем было весело колядовать и славить Христа. Морозило сильнее, чем с утра; но зато так было тихо, что скрып мороза под сапогом слышался за полверсты. 

Чудно блещет месяц! Трудно рассказать, как хорошо потолкаться в такую ночь между кучею хохочущих и поющих девушек и между парубками, готовыми на все шутки и выдумки, какие может только внушить весело смеющаяся ночь. Под плотным кожухом тепло; от мороза еще живее горят щеки; а на шалости сам лукавый подталкивает сзади…

Пацюк разинул рот, поглядел на вареники и еще сильнее разинул рот. В это время вареник выплеснул из миски, шлепнул в сметану, перевернулся на другую сторону, подскочил вверх и как раз попал ему в рот. Пацюк съел и снова разинул рот, и вареник таким же порядком отправился снова. На себя только принимал он труд жевать и проглатывать. 

Чудно устроено на нашем свете! Все, что ни живет в нем, все силится перенимать и передразнивать один другого.

«Ночь перед Рождеством» 

Посмотри, посмотри! – продолжала она, положив голову на плечо ему и подняв глаза вверх, где необъятно синело теплое украинское небо, завешенное снизу кудрявыми ветвями стоявших перед ними вишен. – Посмотри: вон-вон далеко мелькнули звездочки: одна, другая, третия, четвертая, пятая… Не правда ли, ведь это ангелы Божии поотворяли окошечки своих светлых домиков на небе и глядят на нас? 

Знаете ли вы украинскую ночь? О, вы не знаете украинской ночи! Всмотритесь в нее. С середины неба глядит месяц. Необъятный небесный свод раздался, раздвинулся еще необъятнее. Горит и дышит он. Земля вся в серебряном свете; и чудный воздух и прохладно-душен, и полон неги, и движет океан благоуханий. Божественная ночь! Очаровательная ночь!

«Майская ночь, или Утопленница» 

Но у нас, не извольте гневаться, такой обычай: как дадут кому люди какое прозвище, то и во веки веков останется оно.

Нехорошо браниться на прощанье, особенно с тем, с кем, бог знает, скоро ли увидитесь.

 «Сорочинская ярмарка»

– Как, тетушка! – вскричал, испугавшись, Иван Федорович.
– Как жена! Нет-с, тетушка, сделайте милость… Вы совершенно в стыд меня приводите… я еще никогда не был женат… Я совершенно не знаю, что с нею делать!
– Узнаешь, Иван Федорович, узнаешь, – промолвила, улыбаясь, тетушка и подумала про себя: – «Куды ж! ще зовсим молода дытына, ничего не знает!»

«Иван Федорович Шпонька и его тетушка» 

Отзывы читателей

Слушать про ночные поиски цветущего папоротника желательно под трескучий аккомпанемент дров в камине. Чтобы за окном завывал ветер. Чтобы мурашки по всему телу. Чтобы верить рассказчику и восторгаться красотой языка. И пусть наука твердит, не умолкая, что папоротник в принципе цвести не может, все равно следующим летом соберемся дружной компанией и пойдем искать цветок. Раз Гоголь сказал, что цветет накануне Ивана Купала, значит цветет. Значит, есть пропущенная наукой разновидность цветущего папоротника! 

Delfa777 

Интересно было прочесть данный сборник рассказов, объединенный общей тематикой народных историй, в которых всегда есть место мистике и нечистой силе, а также, конечно, любви, преданиям и богатому национальному колориту. Вот тут просто сердце радуется, когда слышишь напевную украинскую речь, повествующую будь то о галушках, пампушках или чертах и дьяволах. А народные гуляния, природа Малороссии в устах Н. В. Гоголя приобретают особое очарование, прелесть и ты словно лицезреешь всю ту красоту ночного неба, полноводного Днепра, богатой земли, щедрой не только на урожай, но и на таланты. Наряду со смешными и нелепыми историями, где нечисть зачастую вызывает улыбку и наблюдать за ее проделками отдельное удовольствие… есть поистине страшные жуткие истории, наводящие ужас неотвратимостью печали и бед, порожденных завистью, корыстью и злобой... Здесь каждый рассказ интересен и увлекателен по-своему, каждый как отдельный пазл, из которых складывается удивительная и увлекательная картина глубинки Малороссии... Здесь жизнь кипит и бурлит вовсю и заглянуть на огонек и послушать интересные истории порой очень здорово. 

Tarakosha 

Заказать в ЧОУНБ

Читать и слушать онлайн в библиотеке ЛитРес*

*Для чтения книги онлайн необходима удалённая регистрация на портале ЧОУНБ. Библиотечную книгу Вы сможете читать онлайн на сайте или в библиотечных приложениях ЛитРес для Android, iPad, iPhone.

Материал подготовила Наталья Удовицкая,
гл. библиограф ИБО


Наверх