Константин Федин

Год экологии, Литературный календарь ЧОУНБ 2017, Константин Федин     Литературный календарь - 2017

           Константин Федин

Что за прекрасная область человеческой деятельности литература!
Сколько здесь страсти и беспокойства, сомнений и поисков,
радостей и тревог, какие надежды и какие мечты!
Константин Федин

Год экологии, Литературный календарь ЧОУНБ 2017, Константин Федин


Константин Александрович  Федин – русский советский писатель, общественный деятель.

Заказать книги в ЧОУНБ

Из биографии

Константин Федин, литературный календарь, год экологии, февраль, книги, писателиКонстантин Александрович Федин родился в Саратове 12 февраля (24 н. с.) 1892 г. «Все мое детство, от рождения в 1892 году, и ранняя юность, до 1908 года, протекали в Саратове,
который у нас в семье влюбленно, называли "столицей Поволжья". Сейчас я как будто ярче прежнего вспоминаю свою родительскую семью то в одной, то в другой крошечной квартирке и детские впечатления от Волги с ее неповоротливыми пароходами, бесконечными вереницами плотов, просмоленными рыбачьими дощаниками и окрестными фруктовыми садами деревень. Отсюда пошли мои первые представления о русской земле – как о Мире, о русском народе – как о Человеке», – так начал К. А. Федин свою автобиографию.

В семь лет Константин поступил в Сретенское начальное училище, тогда же начал учиться игре на скрипке. С детских лет он с удовольствием участвовал в концертах и спектаклях, пел в церковном хоре, увлекался литературой и писательством. Но отец Кости, будучи хозяином писчебумажного магазина, мечтал «пустить сына по коммерции».  Не желая идти «в коммерсанты», мальчик не раз убегал из дома. В 1907 г. бежал в Москву, Константин Федин, литературный календарь, год экологии, февраль, книги, писателизаложив в ломбарде свою скрипку. Через неделю отец разыскал его, увез домой и поставил приказчиком в своей лавке, положив 4 рубля жалованья. Но Костя вновь бежал, уплыв на лодке по Волге, и, в конце концов, вынудил отца разрешить ему продолжить учебу.  Он поступил учиться в коммерческое училище в Козлове (Мичуринск). Здесь благодаря преподавателям-словесникам по-новому перечитал произведения русской литературы, найдя в них «ни с чем несравнимую отраду». Начал мечтать о писательской работе. Однако в 1911 г. Константин все же подчинился воле отца и поступил на экономическое отделение Московского коммерческого института. Как вспоминает Федин, «студенческие годы были заполнены уже созревшим стремлением писать». Его первые литературные опыты публиковались в 1913–1914 гг. в петербургском «Новом сатириконе» А. Аверченко.

В первой половине 1914 г. Федин в числе других успевающих студентов был направлен в Германию для совершенствования в немецком языке. Однако вскоре началась Первая мировая война, и все находящиеся в тот момент в Германии российские подданные были объявлены гражданскими пленными. Федину был запрещен выезд из страны, а внутри Германии ему разрешалось передвигаться только под контролем властей, хотя при этом он имел возможность жить и работать в разных городах страны. За последующие годы Федин побывал в разных немецких городах, где вынужден был наниматься на разные работы, сменил много профессий и даже был актером. В Германии Федин открыл для себя мир европейской культуры и до конца своих дней оставался одним из образованнейших советских писателей.

Константин Федин, литературный календарь, год экологии, февраль, книги, писателиВ немецком г. Циттау Федин познакомился с юной Ханни Мрва, в которой обрел вскоре преданного друга и единомышленника. У них были одни и те же увлечения, одни и те же любимые книги, и прежде всего, конечно, Достоевский, которого боготворил Костя. Их отношения были освещены светом романтической и преданной любви. Когда связь с русским открылась и конфликт с родителями обострился, эта девушка, не имея профессии, ушла из семьи, без надежд на последующее примирение. Уже осенью 1918 г. она примкнула к левым социал-демократам – спартаковцам, участвовала в рабочем восстании, организованном ими. После поражения она задумывает перебраться в Советскую Россию, чтобы соединиться с любимым. Но осуществить задуманное ей было не суждено. В Мюнхене она попадает в кипящий котел политических страстей. А в 1921 г. умирает от разрыва сердца в возрасте 26 лет… Драматизм отношений немецкой девушки с «враждебным иностранцем» особенно подробно раскрыт Фединым в двух произведениях – в раннем рассказе «Счастье» и в романе «Города и годы».

В конце 1918 г. Федин возвратился в Москву, работал некоторое время в Народном комиссариате просвещения. В стране полыхала гражданская война, и жить в Москве было неспокойно, везде царила разруха и неустроенность, и потому он решил вернуться на родину. Однако до Саратова по причине военных действий Федин добраться не смог и потому остановился в Сызрани. Здесь он живет с 1919 г., работает секретарем городского исполкома, редактирует художественно-литературный журнал «Отклики», созданный по его инициативе, а также сотрудничает с газетами «Сызранский коммунар» и «Алый путь». Здесь же, в Сызрани, он написал свои первые произведения: «Дядя Кисель» и «Счастье». Рассказ «Дядя Кисель» был хорошо воспринят читателями, получил литературную премию и понравился Горькому. Сызранская жизнь дала Федину много материала для дальнейших произведений. Уже в зрелые годы Федин написал, что восемь месяцев, проведенных в Сызрани, значительно повлияли на его писательскую карьеру.

Константин Федин, литературный календарь, год экологии, февраль, книги, писателиОсенью 1919 г. писатель был мобилизован на фронт и оказался в Петрограде – в самый разгар наступления Юденича. Сначала был направлен в кавалерийскую дивизию, затем переведен в редакцию газеты «Боевая правда», где работал помощником редактора. Сотрудничал в петроградской прессе, печатая статьи, фельетоны, рассказы, редактировал журнал «Книга и революция».

В 1920 г. произошла его первая встреча с М. Горьким, который будет на протяжении всех последующих лет оказывать большое внимание и поддержку Федину (впоследствии в книге «Горький среди нас» Федин расскажет о судьбе этих творческих взаимоотношений). Именно Горький посоветовал ему познакомиться с молодыми литераторами при Доме искусств – литературной группой Константин Федин, литературный календарь, год экологии, февраль, книги, писатели«Серапионовы братья».

В 1921 г. Федин стал участником группы. Романтическая идея братства, объединившая некогда совершенно разных по творческим устремлениям писателей, была дорога ему всю последующую жизнь, о чем свидетельствует переписка писателя с «серапионами», длившаяся десятилетиями, а также его участие в судьбе многих из них. Идеи этого литературного объединения значительно повлияли на творчество Федина. Это влияние особенно можно проследить в произведении «Города и годы» – одном из первых советских романов о путях интеллигенции в революции и гражданской войне, ставшем произведением советской литературной классики.

В 1923 г. Федин публикует свой первый сборник повестей и рассказов «Пустырь», в котором обличает мещанство и обывательщину.

В 1928 г. писатель совершил большую поездку по Норвегии, Голландии, Дании, Германии. Спустя три года, тяжелобольным, поехал в Швейцарию. В 1933–1934 гг. побывал в городах Италии и Франции. Эти поездки дали толчок и материал для создания двух романов: «Похищение Европы» и «Санаторий Арктур».

В годы Великой Отечественной войны Федин был эвакуирован в Чистополь; там работал над книгой воспоминаний и размышлений над литературной жизнью в России XX в. – «Горький среди нас».

В 1943 г. Федин начинает работать над давно задуманной трилогией и к 1948 г. завершает два романа – «Первые радости» и «Необыкновенное лето», с интересом принятых читателями и удостоенных в 1949 г. Государственной премии. Писатель продолжает работать над последней частью трилогии – романом «Костер», оставшимся незавершенным и опубликованным спустя многие годы. Повествование трилогии посвящено раздумьям писателя об историческом пути России.

В 1957 г. К. А. Федин написал свои мемуары  «Писатель, искусство, время», в которых он дает портреты своих друзей-современников. Эта книга стала своеобразным итогом его литературного творчества. В дальнейшем он занимался в основном административной и общественно-политической работой.

В 1958 г. К. А. Федина избрали академиком АН СССР, а в 1959 г. – руководителем Союза писателей. В этой должности он находился вплоть до самых последних дней своей жизни. В 1967 г. за большой вклад в советскую литературу К. А. Федину было присвоено звание Героя Социалистического Труда.

Константин Александрович Федин скончался 15 июля 1977 г. в Москве и был похоронен на Новодевичьем кладбище.

PS! 

В постсоветской критике подчеркивается, что творческий путь К. А. Федина типичен для писателей «официальной советской литературы», в которой утвердился социалистический реализм, требовавший от писателей воспитания читателей в духе социализма. Иначе их произведения просто не публиковались. Таким образом, украшение советской действительности, освещение пороков капиталистических стран – это и есть социальный заказ, который открывал новую перспективу творчества для писателей. Интересна и поучительна в этом отношении эволюция творчества К. А. Федина. Анализируя его биографию, можно заметить, что писатель в его ранние годы был близок к простому народу, хорошо знал жизнь бедных людей и потребности общества, но в поздний период он постепенно встал на позицию официальных властей. Трилогия «Первые радости», «Необыкновенное лето» и «Костер» – главный труд позднего периода К. А. Федина – знаменует собой поворот на творческом пути писателя. Эта трилогия соответствует всем правилам официальной литературы. Так, вместе с Д. Фурмановым, А. Серафимовичем, А. Фадеевым и др. К. Федин создает схожие образы командиров Красной армии, положительных героев в духе социалистического реализма, где важен тип нового советского человека, а не его индивидуальность. Таким образом, талантливый писатель, автор романа «Города и годы» превратился в шаблонного пропагандиста государственной идеологии. Однако следует отметить, что появившиеся в последние годы в печати фрагменты дневников и писем К. А. Федина разных лет раскрывают глубокие борения художника, постоянно испытывавшего на себе жесткую зависимость от официальной идеологии.

Память

Константин Федин, литературный календарь, год экологии, февраль, книги, писатели

Именем Константина Федина названа одна из площадей Саратова, а также улицы в Москве и Чебоксарах.

В Саратове открыт Музей Константина Федина и установлен памятник К. А. Федину.

Высказывания о Константине Федине

Я хочу говорить о Федине как о простом и талантливом человеке, а не как о литературном монументе или «маститом» современнике. Прежде всего, Федин любит жизнь во всех ее проявлениях – больших и малых. Он любит людей, общество. Как в поговорке о цыгане, он «готов пропасть ради хорошей компании». Он любит шум, оживленные застольные беседы, меткие и неожиданные рассказы – чужие и свои. Свои он рассказывает артистически, подчеркивая все самое характерное легким движением погасшей трубки. Он шутлив, легок на смех, податлив на веселье, несмотря на внешнюю сдержанность.

Есть одно обстоятельство, о котором не принято говорить. Оно относится к Федину. Заключается оно в возможности заниматься тем единственно важным, ради чего он живет, – то есть писательством. Сотни и тысячи писем, груды рукописей изо всех углов страны, множество людей, требующих ответа на всяческие литературные и житейские вопросы или просящих о помощи, – все это законно, естественно, но превышает меру сил писателя и не оставляет времени для сосредоточенности. А без нее немыслимо творчество. Любовь оборачивается своей трудной стороной. Если к этому прибавить еще работу (вернее, заседания) в Союзе писателей и в разных организациях, то жизнь писателя приобретает уже характер трагический. Особенно если он не молод и у него не так уж много сил.

Я понимаю, что этот разговор – далеко не юбилейный. Но жаль писательских усилий, потраченных, может быть, на полезное дело, но не на главное, к которому писатель призван своим талантом. А за свой талант отвечает только он один.

К. Паустовский

Федин начинал как блестящий писатель. Его «Города и годы» – одна из моих любимых детских книг и одна из настольных. А вот как только Федина перестали ругать, как только он стал официально признанным писателем, примерно на «Братьях» все и закончилось. Причем «Братья» – еще хороший роман, а вот «Похищение Европы», «Санаторий «Арктур», особенно трилогия – вот здесь уже, конечно, «вилы»…

И как же страшно мне думать о Федине после 46-го года. Последняя хорошая книга Федина – «Горький среди нас», написанная в Чистополе… А писатель он был изначально, как задуман, – писатель превосходный. Кстати, и в «Братьях», особенно в первой части, есть удивительно талантливые куски, но, к сожалению, Федин после 28-го года – это уже не Федин. Ничего с этим не поделаешь. Но у памятника ему я с радостью вспоминаю главы про марк-графиню, про турка Вана. До тридцати своих лет он был превосходный писатель, дай Бог каждому. И памятник свой он честно заработал. Плохой, свой советский сидячий памятник.

Дм. Быков

Академик АН СССР, Герой Соцтруда, первый секретарь и председатель правления Союза писателей СССР, лауреат Государственной премии. Устрашающий список регалий Константина Александровича Федина сложился только к концу его жизни – и, как положено, мало что говорил об истинном литературном весе обладателя. А ведь вес – был. Ровесник Булгакова и Мандельштама, талантливый, образованный человек, немало времени проведший за границей, Федин ярко дебютировал в 20-е годы («Города и годы», «Братья»), держал марку в 30-е («Похищение Европы», «Санаторий “Арктур”»). Затем не выдержал, сломался, принимал назначения, проводил генеральную линию, молчал «за» и молчал «против», современники за глаза называли его «чучелом орла». Истоптанный невыносимым временем, одаренный писатель Федин полностью переквалифицировался в литературного чиновника. Но никто не обязан быть героем…

Цитата с сайтаЗнаменитости

В период до Великой Отечественной войны Федин занимал активную общественную позицию, неоднократно выступая защитником права писателя на свободу творчества и отстаивая традиции великой русской литературы. Однако в послевоенный период соответственно занимаемым им постам «руководителя советской литературы» его позиция по наиболее острым моментам литературной жизни страны становится все более пассивной и полностью соответствующей линии партии и правительства. Федин никогда не участвовал «в травле» Б. Л. Пастернака, как это часто любят повторять недобросовестные историографы, однако не умел, а позднее, возможно, уже и не хотел, обиженный позицией Пастернака в связи с передачей им романа «Доктор Живаго» за границу, выступить в его защиту. Его отсутствие на похоронах друга объяснялось не трусостью, но тяжелой болезнью, совпавшей со смертью поэта. Он действительно выступил в секретариате Союза писателей против публикации романа А. И. Солженицына «Раковый корпус», хотя ранее приветствовал публикацию в «Новом мире» «Одного дня Ивана Денисовича». Он также подписал  Письмо группы советских писателей в редакцию газеты «Правда» 31 августа 1973 года о Солженицыне и Сахарове. Его откровенно негативная позиция по отношению к Солженицыну объяснима неспособностью противостоять давлению верховной партийной власти на него, как на руководителя Союза писателей СССР, но также и тем, что Солженицын, в сущности, перечеркивал своими произведениями все то, что было им, Фединым, написано в послевоенный период.

Фрагмент из Википедии

Список основных произведений Константин Федина

Романы

Города и годы (1924)
Братья (1927)
Похищение Европы (1935)
Санаторий «Арктур» (1940)
Первые радости (1946)
Необыкновенное лето (1949)
Костер (не окончен) (1962)

Сборники рассказов и повестей

Пустырь (1923)
Трансвааль (1926)
Абхазские рассказы (1927)
Мальчики (1944)
Свидание с Ленинградом (1944)

Повести

Старик (1929)
Когда я был актером (1937)

Пьесы

Бакунин в Дрездене (1921)
Испытание чувств (1942)

Мемуары и критика

Горький среди нас (1944)
Писатель. Искусство. Время (1951-1973)

Заказать книги в ЧОУНБ

Федин, К. А.  Города и годы ; Братья : романы / К. А. Федин ; вступ. ст. М. Кузнецова  ; ил. Е. Филлиповского. – Москва : Худож. лит., 1974. – 687 с., 15 л. ил. – (Библиотека всемирной литературы. Литература XX века ; т. 190).

84Р6
Ф 326
К-336108-ОЧЗ
К-124921-КХ

Федин, К. А.  Города и годы ; Братья : романы / К. А. Федин ; вступ. ст. М. Кузнецова  ; ил. Е. Филлиповского. – Москва : Худож. лит., 1974. – 687 с., 15 л. ил. – (Библиотека всемирной литературы. Литература XX века ; т. 190).

Федин, К. А. Первые радости ; Необыкновенное лето : романы / К. А. Федин. – Москва : Сов. писатель, 1982. – 783 с., 1 л портр.

К-308501-КХ

Федин, К. А. Первые радости ; Необыкновенное лето : романы / К. А. Федин. – Москва : Сов. писатель, 1982. – 783 с., 1 л портр.

Федин, К. А. Костер : роман / К. А. Федин. – Москва : Сов. писатель, 1978. – 640 с. : портр.

84Р6
Ф 326
К-225510-ОЧЗ

Федин, К. А. Костер : роман / К. А. Федин. – Москва : Сов. писатель, 1978. – 640 с. : портр.

Федин, К. А. Писатель. Искусство. Время / К. А. Федин. – 3-е доп. изд. – Москва : Сов. писатель, 1973. – 671 с., 1 л. портр.

83
Ф 326
К-122225-ОЧЗ
К-119823-КХ

Федин, К. А. Писатель. Искусство. Время / К. А. Федин. – 3-е доп. изд. – Москва : Сов. писатель, 1973. – 671 с., 1 л. портр.

Настоящая книга – это рассказ автора о себе, о классиках русской, советской и зарубежной литературы, заметки об искусстве, о писательском труде, о пройденном пути.

Федин, К. А.  Горький среди нас : картины лит. жизни / К. А. Федин. – Москва. : Сов. писатель, 1977. – 367 с., 9 л. ил.

К-202267-КХ

Федин, К. А.  Горький среди нас : картины лит. жизни / К. А. Федин. – Москва. : Сов. писатель, 1977. – 367 с., 9 л. ил.

Оклянский, Ю. М. Федин / Ю. М. Оклянский. – Москва : Мол. гвардия, 1986. – 350 с., ил. – (Жизнь замечательных людей ; вып. 4 ).

8Р2:92
Ф 326-О
К-384944-КХ
К-382274-КХ

Оклянский, Ю. М. Федин / Ю. М. Оклянский. – Москва : Мол. гвардия, 1986. – 350 с., ил. – (Жизнь замечательных людей ; вып. 4 ).

Предлагаемая книга – первая биография советского писателя и общественного деятеля К. А. Федина. Воссозданию обстоятельств его жизни, окружения и личности помогло знакомство автора с писателем, встречи и переписка с ним на протяжении почти двух десятилетий. В книге впервые использовано большое количество новых, ранее не публиковавшихся материалов, документов, переписки из государственных хранилищ и частных собраний СССР и ГДР.


Обзор подготовлен Верой Ильиной, библиографом ИБО

Использованы материалы сборников: «Русские писатели 20 века: биогр. словарь». (Москва, 2000) и «Русские писатели, XX век: биобиблиогр. словарь» (Москва, 1998) , а также интернет-ресурсы и электронный каталог ЧОУНБ.

Наверх