Жан-Батист Мольер

Год экологии, Литературный календарь ЧОУНБ, Жан Батист Мольер     Литературный календарь - 2017
              Жан-Батист Мольер

 На словах все люди одинаковы, и только поступки выявляют их различие.
Мольер

 Мольер едва ли не самый всенародный и поэтому прекрасный художник нового искусства.
Лев Толстой

Год экологии, Литературный календарь ЧОУНБ, Жан-Батист Мольер

Жан-Батист Поклен (театральный псевдоним – Мольер) – французский комедиограф, актёр, театральный деятель, реформатор сценического искусства.

Заказать книги в ЧОУНБ

Читать в библиотеке ЛитРес*

Жан-Батист родился 15 января 1622 г. в Париже в старинной буржуазной семье, в течение нескольких веков занимавшейся ремеслом обойщиков-драпировщиков. В 1631–1639 гг. учился в иезуитском Клермонском колледже, также изучал юридические науки в Орлеанском университете. В 1643 г. отказался от звания королевского обойщика и вместе с семьёй Бежар организовал «Блистательный театр». Чтобы не позорить фамилию отца, камердинера Людовика XIII, Жан-Батист взял театральный псевдоним – Мольер. Когда в 1645 г. труппа распалась, Мольер решил искать счастья в провинции, примкнув к труппе бродячих комедиантов. Труппа выступала в городах и замках Нормандии, Бретани, Пуату, Гаскони и Лангедока. В условиях конкуренции с итальянскими комедиантами Мольер стал сам сочинять небольшие пьески.

К 1658 г. мольеровская труппа стала самой популярной во французской провинции. Благодаря покровительству герцога Орлеанского, брата Людовика XIV, она получила возможность выступить перед королевским двором. Выступление произвело фурор, что решило судьбу труппы: ей присвоили звание «Труппы Брата короля» и предоставили сцену театра Малый Бурбон.

В 1659 г. Мольер поставил одноактную комедию в прозе «Смешные жеманницы», в которой высмеял неестественность и напыщенность прециозного стиля. Пьеса имела оглушительный успех, но одновременно породила много врагов в свете. С этого дня жизнь Мольера превратилась в постоянную борьбу с нападками критиков, завистников и клеветников.

В 1660 г. король предоставил мольеровской труппе здание театра Пале-Рояль. Театральный сезон на новой сцене открылся 4 февраля 1661 г. пьесой «Дон Гарсия Наваррский, или Ревнивый принц». В июне с успехом прошла «Школа мужей», осмеивавшая отцовский деспотизм и защищавшая принципы естественного воспитания. Первой подлинно классицистической комедией стала «Школа жён», поставленная в декабре 1662 г.

С 1664 г. Мольер стал постоянно участвовать в организации придворных празднеств, сочиняя и ставя комедии-балеты: в январе 1664 г. был сыгран «Брак по принуждению», в мае – «Принцесса Элиды» и «Тартюф, или Лицемер», жестокая пародия на религиозное ханжество. Разразился скандал; король запретил спектакль. Требовали даже отправить автора на костёр. Весной 1665 г. подвергся запрету и «Дон Жуан, или Каменный пир», носивший резко антиклерикальный характер. В 1666 г. Мольер поставил высокую комедию «Мизантроп», равнодушно принятую широкой публикой. В том же году на сцене Пале-Рояля с большим успехом прошли две комедии в стиле народных фарсов, где высмеивались медицинская наука и её служители, – «Любовь-целительница» и «Лекарь поневоле».

В августе 1667 г. Мольер решился представить в Пале-Рояле смягчённый вариант «Тартюфа» под новым названием «Обманщик», однако сразу после премьеры он был запрещён Парижским парламентом. Через два года Мольеру удалось добиться снятия запрета с «Тартюфа».

В 1669–1671 гг. Мольер поставил одну за другой несколько комедий-балетов: «Господин де Пурсоньяк», «Блистательные любовники», «Графиня д'Эскарбарья» и самую лучшую из них – «Мещанин во дворянстве», а также трагедию-балет «Психея».

1672 г. оказался тяжелым для Мольера. Ушли из жизни многие его друзья и близкие, охладели его отношения с королём; значительно ухудшилось здоровье. 17 февраля 1673 г. на четвёртом представлении комедии-балета «Мнимый больной» с ним случился удар, и через несколько часов он скончался. Церковные власти отказались похоронить его по христианскому обряду. Только после вмешательства короля тело Мольера было погребено на кладбище Св. Иосифа. В 1817 г. его останки перенесли на кладбище Пер-Лашез.

ЦИТАТЫ

Как знать, любим ли он! Любовь душой играет.
Я думаю, она сама не разбирает.
Мы любим иногда, не ведая о том,
А часто бред пустой любовью мы зовём.

«Мизантроп»

Каждая добрая дочь должна быть счастлива, что выходит замуж за человека, который может быть полезен её отцу.

«Мнимый больной»

Для разных случаев, встречающихся в мире,
Наука есть о том, как совесть делать шире
И как оправдывать греховные дела
Тем, что в намеренье не заключалось зла.

«Тартюф»

Заказать книги в ЧОУНБ

Читать в библиотеке ЛитРес*

* Для чтения книги онлайн в библиотеке ЛитРес необходима удалённая регистрация на портале ЧОУНБ. Библиотечную книгу Вы сможете читать онлайн на сайте или в библиотечных приложениях ЛитРес для Android, iPad, iPhone.

 Материал подготовил Анатолий Мезяев,
библиотекарь отдела электронных ресурсов



Наверх