Константин Бальмонт

Год экологии, Литературный календарь ЧОУНБ 2017, Константин Бальмонт      Литературный календарь - 2017

            Константин Бальмонт

Божьей милостью лирический поэт
Марина Цветаева.

                                                                                                           Будем как солнце! Забудем о том,
Кто нас ведет по пути золотому,
Будем лишь помнить, что вечно к иному,
К новому, к сильному, к доброму, к злому,
Ярко стремимся мы в сне золотом.
Будем молиться всегда неземному
В нашем хотенье земном!
Константин Бальмон
т

Год экологии, Литературный календарь ЧОУНБ 2017, Константин Бальмонт

Константин Бальмонт – русский поэт-символист, талантливый переводчик и эссеист, яркий представитель русской поэзии Серебряного века. Его поэзия оказала огромное воздействие на русскую поэтическую культуру начала XX века. В течение десятилетия, вспоминал Брюсов, Бальмонт «нераздельно царил над русской поэзией». Его поэзия пронизана романтичностью, духовностью, красотой, она свободна от условностей и вся проникнута любовью к жизни.

Заказать книги в ЧОУНБ

Читать в библиотеке ЛитРес*

Главную свою заслугу перед отечественной поэзией Бальмонт видел в сближении ее с музыкой: «…певучесть моего стиха стала общей чертой позднейших поэтов». Стихи Бальмонта удивительно музыкальны, недаром его называли «Паганини русского стиха». На его стихи написано более 500 романсов. Кроме того К. Д. Бальмонт известен также как автор автобиографической и мемуарной прозы, историко-литературных исследований, филологических трактатов и критических эссе.

Детство

Родился будущий поэт во Владимирской губернии в д. Гумищи 3 [15] июня 1867 г. в помещичьей семье, детство его прошло в имении родителей, о котором он позднее сказал: «Красивое малое царство уюта и тишины». «…Моими лучшими учителями в поэзии были – усадьба, сад, ручьи, болотные озерки, шелест листвы, бабочки, птицы и зори», – вспоминал поэт. С детства К. Бальмонт много читал, проявляя особый интерес к поэзии, пробовал  писать сам. Отец Бальмонта, Дмитрий Константинович, был земским деятелем в родном уезде. Мать, Вера Николаевна (в девичестве Лебедева), генеральская дочь, была очень образованной женщиной, любила литературу, печаталась в местной прессе, устраивала литературные вечера и любительские спектакли. Она оказала большое влияние на воспитание сына, знакомя его с ранних лет с музыкой, историей, литературой. В семье гостеприимно принимались люди, которых считали неблагонадежными, и Костя с малых лет  проникся духом бунтарства и стремлением улучшить несовершенный мир.

Образование

В 1876 г. Бальмонт поступает в Шуйскую гимназию, из которой его за участие в сомнительном кружке, поддерживающем народовольцев, исключают из 7 класса. Родители переводят его во Владимирскую гимназию, которую будущий поэт благополучно заканчивает в 1886 г. В этом же году Бальмонт становится студентом юридического факультета Московского университета, но уже через год за участие в революционных кружках его не только исключают из университета, но и высылают в Шую. В 1889 г. он восстанавливается в университете, но закончить учебу в нем из-за сильного нервного истощения, нелюбви к юриспруденции и увлеченности литературой Бальмонт не смог. Не сумел он также закончить и Ярославский Демидовский лицей – был отчислен в 1890 г. 

Творческий путь

Год экологии, Литературный календарь ЧОУНБ 2017, Константин БальмонтЛитературный дебют Бальмонта состоялся в 1885 г. Три его стихотворения были напечатаны в известном петербургском журнале «Живописное обозрение». Однако они остались незамеченными. В 1890 г. Бальмонт на собственные средства издает в Ярославле сборник своих стихов, который также остался без внимания. И Бальмонт, увидев, что к его творчеству никто не проявляет интереса, собственноручно сжег весь тираж сборника. Следует отметить, что позднее на стихи начинающего поэта обратил внимание В. Г. Короленко, которого Бальмонт считал своим «крестным отцом» в литературе.  Незадолго до этого Бальмонт женился, но брак оказался несчастливым. К тому же из-за женитьбы он поссорился с родителями и остался без средств существования. Семейные проблемы привели его к нервному срыву. Доведенный до отчаяния личными неудачами Бальмонт в марте 1890 г. пытался покончить жизнь самоубийством, выбросившись из окна третьего этажа на булыжную мостовую. Он остался жив, но получил множество ушибов и травм, с которыми ему пришлось пролежать в постели почти целый год. От полученных переломов у Бальмонта до конца жизни оставалась легкая хромота.

Первое время после болезни для поэта было полно лишений. Ему помогли встать на ноги писатель В. Г. Короленко и профессор Московского университета Н. И. Стороженко, по рекомендации которого Бальмонту доверили переводы «Истории скандинавской литературы» Горна-Швейцера и «Истории итальянской литературы» Гаспари. В 1892 г. Бальмонт совершил путешествие в скандинавские страны, что еще больше стимулировало его интерес к переводческой деятельности. С этих пор Бальмонт достаточно громко заявил о себе как переводчик, и последующая деятельность на этом поприще закрепила за ним репутацию крупнейшего поэта-переводчика рубежа XIX-XX веков, настоящего полиглота, которым  были переведены произведения с 30 языков.

Новый этап в творчестве Бальмонта  начался в 1894 г., когда был издан его сборник «Под северным небом», свидетельствовавший о появлении в русской поэзии нового имени. Затем вышли его сборники «В безбрежности» (1895), «Тишина» (1898), «Горящие здания» (1900), с которых началась его успешная литературная карьера. Стиль поэзии Бальмонта сильно изменился. Вместе с Валерием Брюсовым он стал родоначальником русского символизма. Вышедшие сборники были встречены критикой и публикой с восхищением. Бальмонта называли «самым многообещающим из декадентов». Его стихи охотно публиковали журналы, претендовавшие на «современность».

Год экологии, Литературный календарь ЧОУНБ 2017, Константин БальмонтВновь женившись в 1902 г., Бальмонт странствовал с супругой по всему миру. Путешествия в чужие края стали его пламенной страстью. Поэт совершил кругосветное путешествие; был в Австралии, Южной Африке, Южной Америке и во многих других странах мира. Его слава была в этот период необычайно шумной. Художник Валентин Серов написал его портрет. Бальмонт переписывался с Горьким, Чеховым и многими знаменитыми поэтами Серебряного века. Его окружали толпы поклонников и поклонниц. Стихи поэта вызывали восхищение соотечественников легкостью слога.

Год экологии, Литературный календарь ЧОУНБ 2017, Константин БальмонтВ 1903 г. была опубликована его «книга символов» «Будем как солнце», получившая наибольшую известность. Эта, прославившая его книга, по мнению одного из критиков, «призывала к жизни радостной, светлой, яркой, дерзкой. И его жизнь была такой: ранняя слава, бурные влюбленности, путешествия в экзотические страны, несколько вынужденных эмиграций и наконец, последняя, превратившая “солнечного гения” в пасынка русской литературы едва ли не на полвека». За книгой «Будем как солнце» последовали «Только любовь» (1903) и «Литургия красоты» (1905).

К революциям 1905 г. и Февральской революции 1917 г. Бальмонт отнесся сочувственно и даже воодушевленно. Но после Октября от его революционного настроя ничего не осталось. Октябрьскую революцию Бальмонт назвал «хаосом» и «ураганом сумасшествия». Большевики олицетворяли для него начало, разрушающее и подавляющее личность. 1918-1919 гг. он провел в Петрограде, а в 1920 г. переехал в Москву, где ему «иногда, чтобы согреться, приходилось целый день проводить в постели». Он вначале отказывался от сотрудничества с большевистской властью, но потом поневоле устроился на работу в Наркомпрос.

Год экологии, Литературный календарь ЧОУНБ 2017, Константин БальмонтДобившись от Луначарского разрешения на временную командировку за границу, Бальмонт с семьей в июне 1920 г. выехал из советской России во Францию – и больше в нее не возвращался. Но бегство от большевиков не делает поэта счастливым, он ощущает одиночество, ностальгию, не вливается в сообщество эмигрантов, а, напротив, выбирает местом жительства небольшое местечко Капбретон вдалеке от столицы. В эмиграции Бальмонт продолжает активно писать, переводить. Он издал ряд стихотворных сборников и печатал воспоминания. Стихи этого периода, пронизанные мыслями о Родине, тоской по ней, внесли значительный вклад в поэзию русского зарубежья, однако не принесли автору ни славы, ни материальной обеспеченности. В 1923 г. он выдвигался Р. Ролланом на Нобелевскую премию по литературе, но не получил её. В середине 1930-х гг. все больше и больше давало о себе знать тяжелое нервное расстройство, усугубленное возрастом и сложностями финансового характера. Поэт прожил последние годы в бедности, бесконечно тоскуя по родине. Последним пристанищем Бальмонта стал приют «Русский дом», некогда основанный его матерью. Он умер близ оккупированного немцами Парижа в декабре 1942 года.

К. Д. Бальмонт оставил нам в наследство 35 сборников стихов и 20 книг прозы. Поэт писал много, но он никогда не «вымучивал из себя строк». Основным поэтическим методом Бальмонта являлась стихийная импровизация. Он никогда не редактировал и не правил своих текстов, полагая, что «первое движение души – самое верное». Как отмечают исследователи творчества поэта, в основе поэтики Бальмонта – философия возникшего и безвозвратно ушедшего неповторимого мгновения, в котором выразилось единственное и неповторимое душевное состояние художника. В отъединении от мира «как воплощения всего серого, пошлого, слабого, рабского, что противоречит истинной природе человека» и уединенности поэт видит высший закон творчества. В этом смысл его знаменитых поэтических деклараций: 

Я ненавижу человечество,
Я от него бегу спеша.
Мое единое отечество
Моя пустынная душа.

С людьми скучаю до чрезмерности,
Одно и то же вижу в них.
Желаю случая, неверности,
Влюблен в движение и в стих.

О, как люблю, люблю случайности,
Внезапно взятый поцелуй,
И весь восторг – до сладкой крайности,
И стих, в котором пенье струй.

Высказывания о Константине Бальмонте

Александр Блок: «Когда слушаешь Бальмонта – всегда слушаешь весну. Никто не опутывает души таким светлым туманом, как Бальмонт. Никто не развевает этого тумана таким свежим ветром, как Бальмонт. Никто до сих пор не равен ему в его “певучей силе”».

Максимилиан Волошин: «Бальмонта вообще нельзя сравнивать, он весь – исключение, его можно любить только лично».

Марина Цветаева: «В присутствии Бальмонта всегда чувствуешь себя как в присутствии всевышнего. Бальмонт – олицетворение самой поэзии, на каждом бальмонтовском жесте, слово-клеймо-печать-звезда-поэта».

Из стихов Константина Бальмонта

Мы говорим на разных языках.
Я свет весны, а ты усталый холод.
Я златоцвет, который вечно молод,
А ты песок на мертвых берегах.

Прекрасна даль вскипающего моря,
Его простор играющий широк.
Но берег мертв. Измыт волной песок.
Свистит, хрустит, с гремучей влагой споря.

А я живу. Как в сказочных веках,
Воздушный сад исполнен аромата.
Поет пчела. Моя душа богата.
Мы говорим на разных языках.

***

Можно жить с закрытыми глазами,
Не желая в мире ничего,
И навек проститься с небесами
И понять, что всё кругом мертво.

Можно жить безмолвно, холодея,
Не считая гаснущих минут,
Как живёт осенний лес, редея,
Как мечты поблекшие живут.

Можно всё заветное покинуть,
Можно всё бесследно разлюбить.
Но нельзя к минувшему остынуть,
Но нельзя о прошлом позабыть!

АВГУСТ

Сонет

Как ясен август, нежный и спокойный,
Сознавший мимолетность красоты.
Позолотив древесные листы,
Он чувства заключил в порядок стройный.
В нем кажется ошибкой полдень знойный, –
С ним больше сродны грустные мечты,
Прохлада, прелесть тихой простоты
И отдыха от жизни беспокойной…

***

Есть в русской природе усталая нежность,
Безмолвная боль затаенной печали,
Безвыходность горя, безгласность, безбрежность,
Холодная высь, уходящие дали.
Приди на рассвете на склон косогора,–
Над зябкой рекою дымится прохлада,
Чернеет громада застывшего бора,
И сердцу так больно, и сердце не радо.
Недвижный камыш. Не трепещет осока.
Глубокая тишь. Безглагольность покоя.
Луга убегают далёко-далёко.
Во всем утомленье – глухое, немое.
Войди на закате, как в свежие волны,
В прохладную глушь деревенского сада, –
Деревья так сумрачно-странно-безмолвны,
И сердцу так грустно, и сердце не радо.
Как будто душа о желанном просила,
И сделали ей незаслуженно больно.
И сердце простило, но сердце застыло,
И плачет, и плачет, и плачет невольно.

Читайте в библиотеке!

Бальмонт, К. Д. Собрание сочинений : в 2 т. / К. Д. Бальмонт. –  Можайск : Можайск-Терра, 1994.
Т. 1. – 1994. – 830 с.
84Р1
Б 213
М-502677- ОЧЗ
Т. 2. – 1994. – 702 с.
84Р1
Б 213
М-502676-ОЧЗ
Собрание сочинений Константина Дмитриевича Бальмонта  – изысканная коллекция самых значительных и самых красивых произведений поэта, принесших ему российскую и мировую славу. Произведения, включенные в Собрание сочинений, дают самое полное представление обо всех гранях его творчества.

Год экологии, Литературный календарь ЧОУНБ 2017, Константин БальмонтМ-479798-КХ
М-481664 -КХ
Бальмонт,  К. Д.  Золотая россыпь  : [избр. пер.] / К. Д. Бальмонт. –  Москва : Сов. Россия, 1990. – 319 с. : 1 л. портр. Библиогр. изд. К. Бальмонта: с. 307–308.

83.3Р1
Б 213 К
К-603140-ОЧЗ


Год экологии, Литературный календарь ЧОУНБ 2017, Константин БальмонтКуприяновский, П. В. Бальмонт / П. В. Куприяновский, Н. А. Молчанова. – Москва : Молодая гвардия, 2014. – 345 с. : [16] л. ил., портр. –  (Жизнь замечательных людей : серия биографий). – Библиогр.: с. 344–346.
П. В. Куприяновский и Н. А. Молчанова, исследователи творчества поэта, представляют на суд читателя первый опыт полного жизнеописания Бальмонта, «поэта с утренней душой». 

 Заказать книги в ЧОУНБ

Читать в библиотеке ЛитРес*

* Для чтения книги онлайн в библиотеке ЛитРес необходима удалённая регистрация на портале ЧОУНБ. Библиотечную книгу Вы сможете читать онлайн на сайте или в библиотечных приложениях ЛитРес для Android, iPad, iPhone.

Выставка  «Божьей милостью лирический поэт» в Информационно-библиографическом отделе.                            

Материал подготовлен  Верой Ильиной, библиографом ИБО
В его подготовке  использованы справочные издания ИБО, интернет-ресурсы и электронный каталог ЧОУНБ.


Наверх