Михаил Булгаков «Белая гвардия»

Год экологии, Литературный календарь ЧОУНБ 2017, Михаил Булгаков «Белая гвардия»

    Литературный календарь - 2017

    Михаил Булгаков «Белая гвардия»

                                        Книга-юбиляр – 90 лет

Роман этот я люблю больше всех других моих вещей.
Михаил Булгаков

Как дебют начинающего писателя «Белую гвардию» можно сравнить только с дебютами Достоевского и Толстого.
Максимилиан Волошин

Год экологии, Литературный календарь ЧОУНБ 2017, Михаил Булгаков «Белая гвардия»

Роман Михаила Булгакова «Белая гвардия» явился рубежом, отделяющим творчество раннего Булгакова от более зрелого. При жизни автора роман печатался частями. Две части романа были опубликованы в журнале «Россия» (1924, 1925 гг., публикации оборвались из-за закрытия журнала в 1926 г.). Отрывок из ранней редакции романа в декабре 1922 г. был опубликован в берлинской газете «Накануне» с подзаголовком «Из романа “Алый мах”», а также в Риге. Полностью роман вышел за границей во Франции в 1927 (1 т.) –1929 гг. (2 т. как «Конец белой гвардии» в «Книге для всех») и лишь в 1966 г. – на родине.

Заказать книги в ЧОУНБ

Читать онлайн и слушать в библиотеке ЛитРес*

В основе романа лежат подлинные исторические события, произошедшие в родном городе писателя Киеве (в романе – в Городе) в 1918–1919 гг., изображенные сквозь призму авторских воспоминаний, что придает ему особый эмоциональный настрой. Писатель отразил в романе свои сложные и противоречивые впечатления о смутном революционном времени. Кровавый фон этих событий как бы смягчен светлыми думами о невозвратной киевской юности автора. На страницах романа доминирует ощущение боли и утрат вследствие суровых испытаний революции и гражданской войны, выпавшие на долю его героев: братьев и сестер Турбиных, Най-Турса, полковника Малышева и др. Это во многом автобиографический роман. Семья Турбиных – в значительной степени семья Булгаковых. Турбина – девичья фамилия бабушки Булгакова по матери, Анфисы Ивановны, в замужестве Покровской. Роман «Белая гвардия» был начат в 1922 г. после скоропостижной смерти матери писателя от сыпного тифа и известия о судьбе братьев писателя, которых он никогда больше не увидит. По свидетельству перепечатывавшей роман машинистки И. С. Раабен, произведение первоначально мыслилось как трилогия. В качестве возможных названий романов в воспоминаниях современников фигурировали «Полночный крест» и «Белый крест». В фельетоне «Самогонное озеро» (1923) Булгаков так отозвался о романе, над которым тогда работал: «А роман я допишу, и, смею уверить, это будет такой роман, от которого небу станет жарко…». В январе 1925 г. писатель отметил в дневнике: «Ужасно будет жаль, если я заблуждаюсь и «Белая гвардия» не сильная вещь». Прототипами героев романа стали киевские друзья и знакомые М. Булгакова. Главный герой Алексей Турбин, хоть и автобиографичен, но, в отличие от писателя, настоящий военный медик, много повидавший и переживший за три года мировой войны. Он – один из тех тысяч и тысяч офицеров, которым приходится делать свой выбор после революции, служить вольно или подневольно в рядах враждующих армий. Лейтмотивом романа становится идея сохранения дома, родного очага, несмотря на все потрясения войны и революции. А домом Турбиных выступает реальный дом Булгаковых на Андреевском спуске, 13. Булгаков социологически точно показывает массовые движения эпохи. Он демонстрирует вековую ненависть крестьян к помещикам и офицерам и только что возникшую, но не менее глубокую ненависть к немцам-оккупантам.

Год экологии, Литературный календарь ЧОУНБ 2017, Михаил Булгаков «Белая гвардия»Главная отличительная черта романа, на которую обратили внимание современники, заключалась в том, что события революции в нем максимально очеловечены. Это было особенно заметно на фоне примелькавшегося образа «революционной массы» в произведениях А. Серафимовича, Б. Пильняка и др. Максимилиан Волошин писал, что М. Булгаков был «первым, кто запечатлел душу русской усобицы». По словам поэта Георгия Адамовича, в «Белой гвардии» автор показал своих героев не «в торжестве и успехах», а в «несчастьях и поражениях», которые делают их «душевно богаче и сложнее, щедрее, интереснее для наблюдателя…». Это определило особое место романа среди многих произведений о гражданской войне, появившихся в те годы. Отход Булгакова от подчеркнуто отрицательного изображения белогвардейской среды навлек на писателя обвинения в попытках оправдать белое движение, вызвать жалость и симпатию к нему. При этом игнорировалось своеобразие таланта и позиции автора. От Булгакова ожидали и требовали в первую очередь выявления «классовой сущности» событий и персонажей, тогда как для него важнее всего была моральная оценка, нравственная правда. Дом Турбиных для Булгакова – это воплощение в миниатюре той России, которая ему дорога. И хотя революционная стихия грозит этому дому разрушением, семейные узы в романе оказываются прочнее классовых. Писатель в романе утвердил человеческую жизнь как абсолютную ценность, возвышающуюся над национальной и классовой идеологией.

В СССР «Белая гвардия» не была закончена публикацией, а зарубежные издания конца 20-х гг. были малодоступны на родине писателя, первый булгаковский роман не удостоился внимания. Критик А. К. Воронский в конце 1925 г. назвал «Белую гвардию» вместе с «Роковыми яйцами» произведениями «выдающегося литературного качества», за что в начале 1926 г. получил резкую отповедь главы Российской Ассоциации Пролетарских писателей (РАПП) Л. А. Авербаха в журнале «На литературном посту». Булгакова мучили сомнения насчет литературных достоинств романа. В дневниковой записи в ночь на 28 декабря 1924 г. он зафиксировал их: «Роман мне кажется то слабым, то сильным. Разобраться в своих ощущениях я уже больше не могу». Вместе с тем существовала высокая оценка авторитетным современником М. Волошиным.

В 1925 г. Булгакову сделано предложение инсценировать роман «Белая гвардия» для художественного театра. К сбору труппы автор представил пьесу под названием «Белая гвардия», сохранив в неприкосновенности основные события романа, героев и концепцию. В 1926 г. М. Булгаков переделал роман в пьесу «Дни Турбиных» (являющуюся самостоятельным произведением), принесшую ему широкую известность. Очевидцы рассказывали, что участники событий плакали на этой постановке, некоторые даже вступали в перепалку с актерами. При переделке текста писатель убрал некоторые цензурно острые моменты и облагородил ряд действующих лиц. В целом характеры героев оказались психологически более глубокими. В дальнейшем постановка по мотивам «Белой гвардии» пьесы «Дни Турбиных» во МХАТе осенью 1926 г. переключила внимание критики на это произведение, о романе забыли. Пьеса пользовалась необыкновенным успехом у зрителей, но отнюдь не у критики.

И. В. Сталину нравились пьесы Булгакова. В отношении пьесы «Дни Турбиных» он говорил, что она дает больше пользы, чем вреда. Многократные посещения «Дней Турбиных» И. Сталиным, проявившим интерес к «контрреволюционному» спектаклю, помогли ему выжить и пройти на мхатовской сцене (с перерывом в несколько лет) почти тысячу раз при неизменном аншлаге. Однако, в 1929 г., когда критика стала нестерпимой, со сцены сняли все пьесы М. Булгакова (вернули в 1932 г.). Развернулась разгромная кампания против «антисоветски» настроенного автора. Лишь очень редкие и не очень уверенные голоса раздавались в защиту спектакля (А. Луначарский, Л. Сейфуллина, П. Марков). Выдвигаемые против автора обвинения автоматически переносились и на роман «Белая гвардия», который по стечению обстоятельств, стал восприниматься сквозь призму более поздних и наделавших много шуму «Дней Турбиных». Пьеса и роман в общественном сознании долгое время почти отождествлялись, несмотря на немалые различия между ними в образной системе, в обрисовке отдельных фигур, в характере финала.

Цитаты:

…нужно было вот этот самый мужицкий гнев подманить по одной какой-нибудь дороге, ибо так уж колдовски устроено на белом свете, что, сколько бы он ни бежал, он всегда фатально оказывается на одном и том же перекрестке…

… Все пройдет. Страдания, муки, кровь, голод и мор. Меч исчезнет, а вот звезды останутся, когда и тени наших тел и дел не останется на земле. Звезды будут так же неизменны, так же трепетны и прекрасны. Нет ни одного человека на земле, который бы этого не знал. Так почему же мы не хотим обратить свой взгляд на них? Почему?

Велик был год и страшен по рождестве Христовом 1918, от начала же революции второй. Был он обилен летом солнцем, а зимою снегом, и особенно высоко в небе стояли две звезды; звезда пастушеская – вечерняя Венера и красный, дрожащий Марс.

Отзывы читателей

… мне кажется, книга исторически правдивая. Она очень трагичная, в годы Гражданской войны элита общества теряет все, рушатся идеалы, семьи, уклад жизни. С другой стороны в этом романе герои и единственная героиня сохраняют лучшие человеческие качества. Для меня в книге очень много описаний, хотя, возможно, без них было бы сложнее понять атмосферу, царившую там. Безусловно, книга достойная…

Ася Знаменская

Булгаков – это такой автор, которого я готова читать и перечитывать. Он описывает гражданскую войну – худшее из зол. Здесь вчерашний друг и сосед оборачивается врагом в битве не на жизнь, а на смерть. Великолепный роман. Очень глубокие образы, яркая самобытная атмосфера. Уверена, что этот роман можно смело отнести к шедеврам русской литературы.

 osja86

Заказать книги в ЧОУНБ

Читать онлайн и слушать в библиотеке ЛитРес*

В библиотеке издательства «Лань»*

* Для чтения книги онлайн в библиотеке ЛитРес необходима удалённая регистрация на портале ЧОУНБ. Библиотечную книгу Вы сможете читать онлайн на сайте или в библиотечных приложениях ЛитРес для Android, iPad, iPhone.

 Материал подготовила Наталья Удовицкая,
гл. библиограф ИБО



 

Наверх