Евгений Евстигнеев

     Евгений Евстигнеев

Он был всенародно любимым артистом.
Он был великим русским актером. По-настоящему великим.
Олег Табаков

9 октября исполняется 90 лет со дня рождения гениального русского актера Евгения Евстигнеева, уникального и неповторимого самородка, удивительное дарование которого было признано всеми раз и навсегда. Невозможно перечислить оттенки каждой роли Евстигнеева, но можно определить то, что связывает эти роли: самобытную природу дарования актера, его феноменальное чувство юмора и удивительную доброту.

Он был одним из немногих артистов, которого любили все – и коллеги, и благодарные зрители. Для Евстигнеева не существовало проходных ролей – он любую роль делал своей. Сложно назвать хотя бы одну, которую он бы сыграл средне или незаметно, независимо от того, большая это роль или маленькая, трагедийная или комедийная. Коллеги считали Евгения Евстигнеева «инстинктивным гением», нутром знавшим все тонкости ремесла. Он мог в одночасье с удивительной лёгкостью сыграть жулика или интеллигента, вора или глупого короля, князя или старого профессора – лица Евгения Евстигнеева были неисчерпаемы и незабываемы, он не знал никаких ограничений амплуа.

Евстигнеев родился в Нижнем Новгороде в семье рабочих. У него никогда не было и мысли о том, чтобы выбрать профессию актера. Окончив школу, он устроился слесарем на завод, где трудились его отец и мать. Евгений обожал джаз и после работы часто играл на барабанах в оркестре при местном кинотеатре. На одном из концертов решилась судьба будущего прославленного артиста – его заметил ректор театрального училища и предложил попробовать поступить на актерские курсы. Сначала Евгений закончил театральное в Нижнем Новгороде, потом работал на сцене одного из театров Владимира, но вскоре понял, что он засиделся на вторых ролях. Приехав в Москву, он умудрился поступить с первого раза в Школу-студию МХАТ сразу на второй курс. В итоге Евстигнеев вошел в постоянную труппу театра «Современник».

Первую свою значительную роль в «Современнике» Евстигнеев сыграл в 1960 г. в спектакле «Голый король» по пьесе Е. Шварца. После этого спектакля исполнитель главной роли – короля – Евстигнеев проснулся знаменитым. Правда, эта слава распространялась пока только среди заядлых театралов.

В конце 50-х годов на Евстигнеева обратил внимание и кинематограф. Свою первую роль в кино он сыграл в фильме режиссера Владимира Петрова «Поединок» (1957): это была роль Петерсона. Затем последовали небольшие роли в фильмах: «Анюта», «Баллада о солдате» (оба – 1959), «Любушка», «Девять дней одного года», «В трудный час» (все – 1961), «Молодо-зелено» (1962), «Им покоряется небо», «Сотрудник ЧК» (1963).

Дынин («Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен», Э. Климов)Настоящая всесоюзная слава пришла к Евстигнееву в 1964 г. – после роли Дынина в фильме режиссера Э. Климова «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен». Режиссеры обожали Евстигнеева, называли самостоятельным артистом, с которым не надо долго работать, сравнивали с Жаном Габеном – за способность играть одним взглядом, без слов. В результате в течение 1965–1966 гг. артист снялся сразу в девяти фильмах. Лучшие из них: «Скверный анекдот», «Берегись автомобиля», «Старшая сестра» (все – 1966), «Золотой теленок» (1968). В 70-е годы на сцене МХАТа Евстигнеевым были сыграны 11 ролей. За то же десятилетие в кино им было сыграно 33 роли. Самые известные: «Невероятные приключения итальянцев в России», (оба – 1973), «Последнее лето детства» (1974), «Подранки», «По семейным обстоятельствам» (оба – 1977), «Место встречи изменить нельзя» (1979). И все-таки в кино актер снимался не так часто, как ему того хотелось. Еще реже его приглашали на главные роли. Не случайно одно время Евстигнеева даже называли «королем эпизода». Режиссеры давно подметили великолепное умениеВор по кличке «Ручечник» (Петр Ручников) из фильма «Место встречи изменить нельзя» Евстигнеева делать яркой и запоминающейся даже небольшую, эпизодическую роль, поэтому его постоянно приглашали сниматься в эпизодах то в одном, то в другом фильме, хотя особого удовлетворения Евстигнееву это уже не приносило. Такой талантливый актер мог рассчитывать на крупные роли, которые вскоре к нему и пришли. В последующие годы актер сыграл в кино свои, пожалуй, самые яркие и запоминающиеся роли. До сих пор невозможно себе представить кого-либо другого, кроме Евстигнеева, в роли Корзухина в фильме «Бег» или профессора Плейшнера в фильме «Семнадцать мгновений весны». Все образы, которые он создал в кино, по-своему значительны и неординарны, будь то Батюшка в фильме «Черная курица, или Подземные жители», Никита Демидов в фильме «Демидовы» или канцлер Бестужев в картине «Гардемарины, вперед!».

Евгений Евстигнеев – актёр широкого диапазона, но наиболее удачными были характерные роли. Неброская внешность – сутулая фигура, голова с большой проплешиной, длинным носом «картошкой» и оттопыренными ушами – компенсировалась большим артистизмом, цепкой наблюдательностью и большим обаянием. Евстигнеев достиг такого мастерства в профессии, что практически моментально угадывал и формировал персонажа, создавая импровизациями то, что было нужно режиссёру. Подпольный миллионер Корейко в «Золотом теленке» и вор в законе Ручечник из «Места встречи изменить нельзя» – абсолютно разнохарактерные персонажи, несмотря на схожую, казалось бы, преступную сущность. Особняком в его творчестве стоит профессор Преображенский в «Собачьем сердце», снятом во время перестройки, в 1988 г. Этот выдающийся врач и настоящий русский интеллигент в исполнении Евгения Александровича словно соткан из сплошных нюансов. А отточенные меткие высказывания Профессор Преображенский из фильма «Собачье сердце»Преображенского уже давно внедрились в наш повседневный лексикон – благодаря не только гениальному писателю Булгакову, но и гениальному актеру Евстигнееву. О его удивительной, какой-то Богом данной талантливости и органичности ходили легенды. Он часто, со свойственной ему непосредственностью, говорил: «Что значит работать над ролью? Надо выучить текст и играть». В своем интервью режиссер фильма «Собачье сердце» Владимир Бортко признался: «Меня часто спрашивают, почему на роль профессора Преображенского пробовались такие замечательные актеры, как Юрий Яковлев, Игорь Дмитриев, Владислав Стржельчик, Леонид Броневой, а я взял Евстигнеева? Да. Пробовались. Актеры просто потрясающие. Но мне показалось, что ближе всего к этому образу Евстигнеев. И потом, я совершенно убежден, что он был гением».

Последней работой Евстигнеева в кино стало его участие в пятисерийной исторической телеэпопее «Ермак», однако картина была смонтирована только в 1996 году, уже после смерти актера.

Что бы ни происходило в жизни Евстигнеева, он умел отделять профессию от личного. И когда после ухода из жизни матери и драматической смерти второй жены Лилии Журкиной у Евстигнеева случился инфаркт, он поразительным образом нашел в себе силы восстановиться и двинуться дальше. Лечиться он не любил никогда, и только новая насыщенная ролями и событиями жизнь могла вернуть его в нормальное состояние.

Сердце великого мастера давно давало сбои. Сказывались и два перенесенных инфаркта, и его невероятная самоотдача в работе. Он сам частенько говорил, что «роль всегда должна пройти через сердце». Когда почувствовал себя совсем плохо, решил первый раз в жизни попросить близкого друга и главного режиссера МХАТа Олега Ефремова о том, чтобы тот дал ему возможность годик отдохнуть и не участвовать в новых спектаклях. Ефремов отреагировал неожиданно жестко: «Не можешь играть – уходи на пенсию». Что Евстигнеев сразу и сделал. Потом Олег Николаевич долго пытался уговорить его вернуться обратно, убеждал, что погорячился тогда... Но актер уже сделал свой выбор. Он еще доигрывал свои спектакли, блестяще сыграл в «Игроках», почти закончил съемки в картине «Ермак», где исполнил роль Ивана Грозного, когда сердце вновь дало о себе знать. Ему предложили срочно сделать операцию в Лондоне. Но операцию Евгений Александрович не пережил. Он умер 4 марта 1992 г. Ему было 65 лет…

Евстигнеев часто повторял, что драматическое искусство – это количество подробностей в единицу времени. И это количество подробностей – то пространство, которое он умел осваивать как никто другой. Он иногда появлялся на сцене на несколько секунд, но оставался самым запоминающимся. Он завораживал зал одним своим появлением. Он обладал магнетизмом, каким природа наделяет избранных. Он был актером-символом.

ЦИТАТЫ:

Феномен его актерства можно анализировать бесконечно… Я же могу только предполагать, что он заключался в трудно разгадываемом переходе от одного полюсного состояния в другое. В этом переходе он был не надсаден, а делал его элегантно. Он существовал так заразительно, что втягивал в свою нервную орбиту, в свои актерские краски и растворяя зрителя в себе полностью…

Я не перестаю удивляться феномену этой по жизни невероятно замкнутой, а по профессии до предела себя обнажавшей личности – Евгению Евстигнееву…
Галина Волчек

Его ярчайший талант ничуть не блекнет от сравнения с любым из великих. Настолько он своеобразен и, говоря строго, ни с кем несравним, что, по сути, представляет собой величину безотносительную и абсолютную.  Всему, что он делал, хотелось подражать. А сколько мужского обаяния! Это, кстати, мне кажется, очень важная черта таланта Евстигнеева. Не обладая каноническими внешними данными, он на сцене всегда был по-мужски привлекателен. Во всей его очень характерной пластичной тигриной повадке, в низком рокочущем голосе, в тяжелом и лукавом взгляде таилась колоссальная энергетическая пружина
Константин Райкин

Я всю жизнь набирал мастерство. Постепенно. У меня не было творческих взлетов или провалов. Работал, двигался. Я – характерный актер, потому и роли играл разные, преимущественно не главные. Считаю, что актер должен уметь и хотеть играть все, то есть как профессионал я должен уметь и хотеть играть и Шекспира, и Шкваркина. Другой вопрос – надо ли актеру давать играть все, что он ни пожелает, но уметь он обязан.
Евгений Евстигнеев

Смотреть в ЧОУНБ

Читать в ЧОУНБ

Материал подготовила Татьяна Чуватина,
ведущий библиотекарь отдела литературы по искусству

Наверх