Алла Демидова

Год российского кино, Литературный календарь ЧОУНБ, Календарь отечественного кино, Алла Демидова     Алла Демидова

А.ДемидоваОдна из самых значительных, интеллектуальных, стильных и загадочных русских актрис Алла Демидова 29 сентября отмечает юбилей. Режиссерам пришелся по душе редкий образ – незаурядный интеллект, духовный аристократизм, «инаковость», временное отчуждение от современности. Имя Демидовой стоит в ряду величайших трагических актрис XX столетия.

Играть на сцене она мечтала с самого детства, заявляя уже в пять лет, что будет великой актрисой. Но поступить в Театральное училище имени Щукина с первой попытки не удалось, и Демидова стала студенткой экономического факультета МГУ, где и состоялся ее актерский дебют. В знаменитом тогда студенческом театре МГУ она сыграла роль в нашумевшем спектакле Ролана Быкова «Такая любовь». Успешно работая преподавателем политэкономии, Демидова не оставляла мысль о театре и, наконец, поступила в Щукинское училище на курс Анны Орочко. Дипломным спектаклем, решившим судьбу актрисы, стала роль в культовой постановке «Добрый человек из Сезуана» Юрия Любимова, который пригласил ее в новый театр на Таганке и считал костяком своей труппы.

Алла Демидова снялась почти в 40 фильмах. Кинодебют актрисы состоялся в 1957 г., когда она была студенткой экономического факультета МГУ и играла в Студенческом театре университета («Ленинградская симфония» З. Аграненко). Потом – еще несколько эпизодов, в том числе у М. Ромма в ленте «Девять дней одного года». Первая значительная роль Аллы Демидовой – в фильме И. Таланкина «Дневные звезды» (1966), экранизации автобиографической повести поэтессы Ольги Берггольц. Фильм, непривычным, поэтическим языком повествовавший об ужасах Ленинградской блокады, был купирован и положен «на полку», однако игра Демидовой замечена профессионалами – актриса получает одну кинороль за другой.

В 70–80-е годы Алла Демидова остается одной из самых популярных киноактрис. Среди ролей: Мария Спиридонова («Шестое июля», 1968) , Леся Украинка («Иду к тебе», 1972), Аркадина («Чайка», 1972), Лизавета Павловна («Зеркало», 1974), герцогиня Мальборо («Стакан воды», 1979), Елена Протасова («Дети солнца», 1985). Однако «Новейшая история отечественного кино» справедливо характеризует Демидову не только как «одну из самых значительных и стильных современных русских актрис», но и как «одну из самых невоплощенных в экранном пространстве»: кинорежиссеры, поняв, что ей нет равных в изображении «интеллектуальной рефлексии и духовной одержимости» пытались поверхностно тиражировать ее необычный имидж.

В кино 1990-х годов Алла Сергеевна появилась как некий символ, придающий глубину и объем подчас поверхностным картинам. Ее небольшие роли, как и прежде, смотрятся самоценными, отточенными номерами, полными внутренней эксцентрики и гротеска. И в больших, и в малых ролях, в каждом слове и жесте ее персонажей проглядывают уникальные судьба и личность. Среди ее ролей: Лебядкина («Бесы», 1992), императрица Елизавета («Незримый путешественник», 1999), мисс Минчин («Маленькая принцесса», 1999), Эльза («Письма к Эльзе», 2001). В конце 2001 г. снимается в роли Алисы Коонен в фильме «Смерть Таирова». 

В фильме «Настройщик» (реж. К. Муратова, 2004) актриса, как считают некоторые критики, сыграла пародию на саму себя, обнаружив тягу к открытому гротеску – но гротеску особому, лирическому. За роль Анны Сергеевны в «Настройщике» А. Демидова получила несколько кинопремий – в том числе, премию «Ника» за лучшую женскую роль. В 2012 г. Демидова сыграла в еще одном фильме К. Муратовой – «Вечное возвращение». В последнее время Алла Демидова в кино снимается нечасто, но каждое ее появление на экране становится событием – настолько отточено ее мастерство и настолько впечатляют создаваемые ею образы.

Актриса создала немало крупных работ в Театре на Таганке, играя в спектаклях «Тартюф», «Час пик», «Гамлет», « Борис Годунов», «Вишневый сад» в постановке Анатолия Эфроса, где она показала удивительную непривычную Раневскую. Демидова всегда говорила своим особенным театральным языком. Критика отмечала, что она «работает в изысканной технике выражения чувств, делающей их серьезность особенно значительной».

Алла Демидова всегда стремилась к большему самовыражению, к возможности проявить себя в самых разных амплуа. Вместе с Владимиром Высоцким они задумали постановку на двоих – «Федру» Расина, которой не суждено было реализоваться из-за кончины актера. И все-таки актриса сыграла в «Федре» – но в другой, по пьесе Марины Цветаевой, поставленной Романом Виктюком, где заявила о себе как о трагической актрисе, владеющей поэтическим словом и пластикой. С этой работой Демидова объехала много городов и стран, везде ее сопровождал успех.

Затем она создала свой собственный театр «А» и начала сотрудничать с известным греческим режиссером Теодоросом Терзопулосом. В это время актриса сыграла роль Гамлета, о которой мечтала давно. В спектакле «Гамлет-урок» она предстала сразу в трех лицах – Гамлета, Гертруды и Офелии. Создала Демидова и образ Медеи в одноименном спектакле.

Сегодня Алла Демидова, которой исполняется 80 лет, с успехом выступает со спектаклями и мастер-классами, разъезжает по разным уголкам мира. Аллу Сергеевну чаще всего можно видеть, а точнее, слышать на эстраде, где она выступает с поэтическими вечерами. Демидова делает это превосходно, читает, следуя, подобно поэтам, за музыкой стиха, старается при этом как можно больше рассказать о самом авторе, его судьбе, размышлениях о жизни. Она, без сомнения, лучшая исполнительница произведений Цветаевой и Ахматовой, творцов Серебряного века, к искусству которых чувствует особую привязанность.

На страницах своих восьми книг она размышляет о природе театра и искусства и делится воспоминаниями об актерах и режиссерах, с которыми ей довелось работать. В июне 2016 г. Алла Демидова вошла в жюри X Международного Кинофестиваля «Зеркало» им. Андрея Тарковского в Плёсе. Также на этом кинофестивале ей был вручен приз за вклад в кинематограф.

Алла Демидова и сегодня активна как деятель искусства и мыслитель.

Смотреть в ЧОУНБ

Читать в ЧОУНБ

ЦИТАТЫ:

Техника есть практически у всех, это самое обидное. Стало трудно отличить артиста от имитатора – некую сумму технических приемов набрали все. Но большинство играет «себя в предлагаемых обстоятельствах». А это неинтересно, по-моему. Надо играть дистанцию по отношению к герою – умение увидеть его со стороны, целиком, отстраниться что ли… То ли у людей не хватает опыта, то ли – элементарно – времени.

А. Демидова

Иногда меня спрашивают, в какое время вы хотели бы жить. Из-за своих ролей я прожила во всех временах и более реально жила, чем живу в первой своей реальности. Роли для меня вещь более реальная, я к ним больше готовилась и больше о них знала. Например, про Медею я знаю все. А про свою жизнь или про то, что меня окружает, практически ничего. И самое главное – я никогда не играла себя, ни разу в жизни, ни в кино, ни в театре.

А. Демидова

В этой женщине никогда не было ничего бабьего, она всегда напоминала кремень или осколок мрамора, это уж как кому больше нравится. Наверное, поэтому мужики-актеры так ценили ее, постоянно советуясь с ней, зная, что не продаст и не предаст.

Л. Лебедина

Изысканная аскетичность облика, благородство поведения, сдержанный умный разговор, достоинство внутренней осанки, общее тихое «свечение» – все привлекает в актрисе Демидовой, все свидетельствует, что она есть целый мир, но мир самодостаточный и в себе замкнувшийся, лишь бегло, неполно, отчасти, чуть-чуть проявляющийся в спектаклях.

Т. Москвина


Наверх