Габдулла Тукай

Год российского кино, Литературный календарь ЧОУНБ, Габдулла Тукай     Габдулла Тукай

Из железной клетки мира улетает, улетает юная душа моя...
Габдулла Тукай

 Всматриваясь в юношески одухотворенное лицо Тукая, вчитываясь в его стихи, то неистово гневные, то пламенно-мужественные, то удивительно нежные, – я каждый раз испытываю чувство восхищения его личностью, его произведениями, исполненными благородства и глубокой мудрости.
Людмила Татьяничева

Год российского кино, Литературный календарь ЧОУНБ, Габдулла Тукай

Габдулла Тукай – татарский народный поэт, литературный критик, публицист, общественный деятель и переводчик.

Заказать книги в ЧОУНБ

Габдулла Тукай родился 14 (26) апреля 1886 г. в деревне Кушлавыч бывшей Казанской губернии. Оставшись рано сиротой, Габдулла первое время жил у дедушки, который в 1889 г. отправил мальчика в Казань. В 1895 г. девятилетний Габдулла приехал в Уральск к дальним родственникам.

В Уральске прошли детство и юность поэта. Здесь он поступил в медресе, в этом городе начал писать стихи. В этом уральском городке молодой Тукай познакомился с творчеством Пушкина и Лермонтова.

Первые литературные опыты Тукая частично запечатлелись в рукописном журнале «Новый век» за 1904 г. В этот же период он переводит на татарский язык басни Крылова и предлагает их к изданию. Первым поэтическим произведением на чисто татарском языке стал перевод стихотворения А. Кольцова «Что ты спишь, мужичок?», опубликованный в 1905 г. под названием «Сон мужика».

После начала революции 1905 г. в Уральске появились первые татарские газеты и журналы «Мысль», «Новый век», «Стрелы». Тукай сотрудничает в них и выступает с многочисленными стихами и статьями на темы, поднятые революцией. Он участвует в прошедших волной по городу демонстрациях. В начале 1907 г. Тукай покидает медресе. Начинается его «вольная жизнь».

Осенью 1907 г. Тукай приезжает в Казань, чтобы посвятить свою деятельность творчеству. Здесь он быстро входит в литературные круги и сближается с молодёжью, группировавшейся вокруг газеты «Реформа». Совместно с Г. Камалом Тукай в 1908–1909 гг. издаёт сатирический журнал «Молния», а с 1910 г. работает в журнале «Зарница», фактическим руководителем которого он являлся до конца жизни. В творчестве Тукая возникает целый цикл высокохудожественных поэтических и очерково-публицистических произведений, в которых исчерпывающе ясно и глубоко выражено отношение поэта к народу. Такие его стихотворения, как «Осенние ветры» (1911), «Гнёт» (1911), «Дача» (1911), «Чего же не хватает сельскому люду?» (1912), «Надежды народа…» (1913) являются классическими образцами гражданской и социальной лирики.

В пору нового революционного подъёма происходят значительные изменения в жизни поэта. Несмотря на резкое ухудшение здоровья, в 1911–1912 гг. он совершает путешествия, имевшие для него большое значение. В начале мая 1911 г. Тукай пароходом приезжает в Астрахань, по пути знакомясь с жизнью Поволжья. Весной 1912 г. он решается на более значительное путешествие по маршруту Казань–Уфа–Петербург. Прожив в Петербурге 13 дней, Тукай покидает столицу и отправляется в Троицк, а затем в казахскую степь. Из поездки поэт вернулся в Казань в начале августа 1912 г. Даже будучи тяжело больным, он продолжал работать в типографии, дыша воздухом, насыщенным свинцовыми испарениями, и писать несмотря ни на что.

2 (15) апреля 1913 г. Габдуллы Тукая не стало – он умер, как писал Горький, «от голода и чахотки». «Татары в лице Тукаева потеряли величайшего национального поэта», — писали казанские русскоязычные газеты.

Габдулла Тукай был похоронен на Татарском кладбище Ново-татарской слободы (Казань).

СТИХИ

Книга

Когда душа измучится в борьбе,
Когда я ненавистен сам себе,
Когда я места в мире не найду
И, утомясь, проклятье шлю судьбе;
Когда за горем — горе у дверей
И ясный день ненастной тьмы темней;
Когда в печали белый свет не мил,
Когда не станет сил в душе моей, —
Тогда я в книгу устремляю взгляд,

Нетленные страницы шелестят.
Я исцелён, я счастлив, я живу.
Я пью тебя, отрада из отрад.
И слово, мной прочтённое, тогда
Встаёт как путеводная звезда,
Бесстрашно сердце, радостна душа,
И суета вседневная чужда.
И, вновь рождённый чистою мечтой,
«Спасибо» говорю я книге той.
И, распрямлённый верою в себя,
Я вдаль гляжу с надеждою святой.

Поэт

Пускай состарюсь я, беспомощен и сед,
И стан согнётся мой под грузом трудных лет,
Душе состариться не дам я никогда,
Она останется сильна и молода.
Пока огонь стиха живёт в груди моей,
Я годен для борьбы, я старости сильней.
Ясна душа певца, весна в душе навек,
Она не знает зим, ей неизвестен снег.
Пускай состарюсь я — не стану стариком,
Что богу молится да мелет языком.
На печку не взберусь, вздыхая тяжело, —
Возьму я от стихов мне нужное тепло.
А смерть придёт ко мне — я громко запою,
И даже Азраил услышит песнь мою.
Пусть в землю я сойду, — спою в последний раз:
«Я ухожу, друзья! Я оставляю вас...»

Иду своим путём

Ты хочешь в меру сил своих добро творить народу,
Но душат грязною уздой твой ум, твою свободу:

«Что делать, дескать, век такой, такое время ныне!
Уж ты по-нашему живи, смири свою гордыню!»

Я презираю бренный мир и век его мгновенный.
Смириться — это тяжкий грех перед душой нетленной.

Я устремляюсь в высоту, в безмерность, в бесконечность,
К бессмертной, вечной красоте, в сияющую вечность!

Я вечно юным быть хочу, рождая радость всюду.
Пусть гаснет солнце в небесах, я новым солнцем буду!

Теченье времени по мне привыкнут люди мерить.
Любой из них свои часы по мне сумеет сверить.

Заказать книги в ЧОУНБ

Читать в Национальной библиотеке Республики Татарстан

Материал подготовил Анатолий Мезяев,
библиотекарь отдела электронных ресурсов

25.04.2016    13:58:31




Наверх