Теодор Драйзер

Год российского кино, Литературный календарь ЧОУНБ, Теодор Драйзер     Теодор Драйзер

 В конце концов, главное в жизни – это сама жизнь...
Теодор Драйзер

Год российского кино, Литературный календарь ЧОУНБ, Теодор Драйзер

Теодор Драйзер – знаменитый американский писатель и общественный деятель – давно занял почетное место среди классиков мировой литературы. Его произведения, затрагивающие острые социальные проблемы, пользовались огромным успехом у читателей во всем мире и до сих пор вызывают самый живой интерес.  Его романы, новеллы, очерки, драматические произведения по праву относятся к лучшим образцам реалистической литературы. Среди них особенно популярны романы «Сестра Керри» (1900), «Дженни Герхардт» (1911), «Финансист» (1912), «Титан» (1914), «Гений» (1915), «Американская трагедия» (1925) и другие.

Заказать книги в ЧОУНБ

Читать в библиотеке ЛитРес

Из биографии писателя

Русские и прогрессивные американские исследователи единодушно отмечают: трудно найти другого писателя, которому на протяжении всей жизни и даже после смерти пришлось бы преодолевать столь яростное противодействие со стороны буржуазной Америки, какое выпало на долю Драйзера. «Ноги Теодора протаптывают дорогу, тяжелые грубые ноги, – писал Шервуд Андерсон. – Он продирается сквозь чащу лжи, прокладывая путь вперед». И в самом деле, путь этот был предельно тернистым уже в своем начале.

Годы детства

Теодор Драйзер родился 27 августа 1871 г. в небогатой и многодетной семье эмигрантов (его отец эмигрировал из Германии, а мать – из Чешской Моравии). Исследователи отмечают многочисленные драматические эпизоды в жизни этой семьи. Потерпев неудачу в предпринимательской деятельности (шерстопрядильная фабрика, совладельцами которой была супружеская чета Драйзеров, сгорела) и, получив тяжёлое увечье, отец будущего писателя ушел от реальной жизни в религию и перестал содержать семью.

Семья перебивалась благодаря заработкам матери, которая обстирывала соседей и убирала их дома. Теодор вместе с другими детьми с раннего детства помогал матери, разнося бельё заказчикам и собирая куски угля, выпавшие из вагонов, чтобы обогреть свой дом. Голод, холод и лишения были постоянными спутниками семьи. В автобиографической книге «Заря» Драйзер писал о своем детстве: «В моей памяти встают долгие, мрачные, серые холодные дни. Скудная пища – одна жареная картошка, иногда каша. Ребенком я часто голодал…».

Отрочество и юность

Год российского кино, Литературный календарь ЧОУНБ, Теодор ДрайзерВ 16-летнем возрасте Теодор окончил муниципальную школу, где он всерьёз заинтересовался литературой, запоем читая всё, что мог раздобыть в местной библиотеке. В поисках заработка юноша отправляется в Чикаго, перебрав множество профессий за два года полуголодного существования. Он работал в ресторане, выполняя обязанности разносчика, мойщика посуды и уборщика.

1889 г. дал Теодору возможность немного повысить уровень образования: в течение года он обучался в Индианском университете. Это стало возможным благодаря его бывшей учительнице М. Филдинг, которая смогла оплатить один курс обучения. Несмотря на успешно сданные экзамены, Теодор вынужден прервать учёбу из-за отсутствия средств на её дальнейшую оплату. В течение следующих двух лет он работает клерком, возчиком прачечной, сборщиком взносов.

Тесный контакт с людьми, принадлежащими к самым разным социальным прослойкам американского общества, обогатил представления будущего прозаика о характере взаимоотношений между людьми и стал источником множества сюжетных линий в будущих произведениях.

Журналистика и литературная деятельность

С 1892 по 1894 г. Драйзер пробует себя в качестве репортёра ряда газет Чикаго, Питтсбурга, Сент-Луиса и Толедо. С 1897 г. начинает публиковать очерки и рассказы на страницах популярных журналов тех лет.

Как романист Драйзер дебютировал в 1900 г., когда был опубликован его первый роман «Сестра Керри» – история девушки из рабочей семьи, ставшей знаменитой актрисой. Без предрассудков и обычного в то время пуританизма Драйзер дал реалистический образ девушки, выступающей против общепринятых моральных взглядов.    Этот роман знаменателен тем, что в нём писатель чётко обозначил основную тематику всех своих будущих произведений. Основной пафос романов Драйзера сосредоточен на протесте против лживых идеалов современного ему американского общества, калечащего судьбы простых людей. Роман был встречен критикой и обществом крайне враждебно как «безнравственное» произведение. Беспощадная критика реалий американского образа жизни, которой пронизана каждая страница романа «Сестра Керри», стала причиной запрета на реализацию всего тиража книги. Произведение увидело свет лишь четыре года спустя благодаря английскому изданию. Американский читатель смог познакомиться с ним лишь через семь лет после написания.

В 1911 г. писатель опубликовал роман «Дженни Герхардт», где снова обратился к судьбе девушки из народа. Роман повествует о нравственной коллизии, в которой оказался один из главных героев романа Лестер Кейн, отказавшийся  от любви к Дженни из-за угрозы лишиться отцовских миллионов. Моральное превосходство девушки из рабочей среды резко контрастирует с безнравственностью представителей американской буржуазии. Американская пресса обошла выход романа молчанием.

Важнейшей вехой в биографии писателя стала работа над монументальной трилогией «Трилогия желания», в которую вошли романы «Финансист»,«Титан» и «Стоик». Широкомасштабное полотно, которому Драйзер отдал несколько лет своей жизни, является объективным описанием истории становления американской нации, начиная от момента зарождения влиятельных синдикатов, монополий и финансовых магнатов. Главный герой трилогии Фрэнк Каупервуд вобрал в себя типичные черты преуспевающего американца, готового добиться цели любыми средствами.  Как отмечает один из критиков, когда читаешь романы Драйзера, поневоле размышляешь о нынешней ситуации в России – та же эпоха капитализации жизни, то же отвратительное стремление к наживе любым способом.

В 1915 г. был написан роман «Гений», который Драйзер считает своим лучшим произведением. Писатель посвятил роман проблеме вырождения буржуазного искусства. Тема романа – власть денег и чувственности над искусством. Герой романа – художник Витла, цель существования которого сводится только к искусству и к женщинам. Это опустошает его творчество, он становится преуспевающим дельцом, утрачивает свои художественные способности. После публикации романа «Гений» в 1916 г. нападки консервативной критики на писателя особенно усилились. По настоянию «Общества уничтожения порока» суд запретил распространение романа, и лишь позднее этот запрет был снят.

Беспощадным приговором социальному устройству американского общества стал роман «Американская трагедия», изданный в 1925 г. В романе Драйзер выводит среднего американского юношу Гриффитса, малообразованного, легкомысленного, слабовольного. Сущность трагедии Гриффитса, кончающего свою жизнь на электрическом стуле, – его социальная неприспособленность к окружающей действительности, сочетающаяся со стремлением выдвинуться, занять исключительное положение, войти в буржуазные круги. Гриффитс – жертва американского псевдодемократизма. Как и во всех своих романах, Драйзер в «Американской трагедии» даёт широкую картину нравов и быта изображаемой им среды. Роман считается одним из самых успешных произведений писателя. Сразу после выхода он получил хорошие отзывы критики.

Помимо романов Теодор Драйзер также выпустил несколько сборников рассказов и публицистических эссе. В 1930 г. кандидатура Драйзера была выдвинута на получение Нобелевской премии по литературе. Большинством голосов премию присудили писателю  Синклеру Льюису.

По мнению исследователей творчества писателя, Драйзер – художник-натуралист. Он строит свои произведения на колоссальном материале наблюдений и опыта. Его искусство  – это искусство точного до скрупулезности изображения, искусство фактов и вещей. Драйзер передаёт быт во всех его мельчайших подробностях, он вводит документы, иногда почти целиком взятые из действительности. Писатель во всех своих произведениях тяготеет к социальным темам, что не мешает ему быть художником-психологом. Беря общественные темы, он перемещает их в плоскость индивидуальной психики, показывая в итоге психологически-индивидуальную сторону больших общественных явлений. Драйзер рано проникся любовью к людям труда и ненавистью ко всякого рода угнетателям. И когда много лет спустя один из друзей попытался поссорить его с коммунистами, Драйзер ответил без обиняков: «Видишь ли, Менкен, в отличие от тебя я не могу быть беспристрастным. Я родился бедняком. Бывали времена, когда я и в ноябре и в декабре ходил без башмаков, босиком. Я видел, как страдала от нужды моя любимая мать и, впадая в отчаяние, заламывала руки от горя. И, быть может, именно по этой причине я – независимо ни от кого и ни от чего – выступаю за такую социальную систему, которая, может быть, и будет лучше нашей». Эту надежду писатель, прошедший свои «горьковские университеты» в трущобах Чикаго и в скитаниях по многим другим городам, пронес через всю жизнь.

Драйзер был в числе немногих западных писателей, поддержавших Октябрьскую революцию в России. В ноябре 1927 г. он по приглашению советского правительства посетил СССР. Результатом поездки стала книга «Драйзер смотрит на Россию» (1928) и вошедшая в сборник «Галерея женщин» (1929) повесть «Эрнита», где впервые в американской литературе выведен герой-коммунист как положительный образ.

Общественная деятельность

Драйзер был не только писателем, но и заметным общественным деятелем. Будучи пацифистом, он активно выступал против развязывания войны, являлся одним из организаторов Амстердамского конгресса в защиту мира и культуры (1932), боролся против фашизма. В 1938 г. Драйзер стал делегатом парижской антивоенной конференции и посетил охваченную войной Испанию, где была организована его встреча с первыми лицами страны. После его встречи с Рузвельтом Испания получила гуманитарную помощь.

В июле 1945 г. Драйзер вступил в Коммунистическую партию США.

Умер писатель 28 декабря 1945 г. в пригороде Лос-Анджелеса Голливуде на 75-м году жизни.

Афоризмы от Теодора Драйзера

- Правдивость – это дыхание жизни, это основа всякого достоинства.
- Слова – лишь бледные тени того бесчисленного множества мыслей, которые роятся у нас в голове!
- Тот порабощен уже пороком, кто с ним пускается в переговоры.
- Самое безнадежное дело на свете – пытаться точно определить характер человека. Каждый индивидуум – это клубок противоречий, тем более личность одаренная.
- Жизнь познаётся из книг и произведений искусства, быть может, ещё в большей мере, чем из самой жизни.
- Целью должно быть счастье, иначе огонь не будет гореть достаточно ярко, движущая сила не будет достаточно мощной – и успех не будет полным.
- Искусство – могучее средство исправления людского несовершенства.
- Родство душ – странное явление. Оно легко сводит людей помимо их сознания и воли.
- Лишь сильная любовь может загладить те мелкие недоразумения, которые возникают при совместной жизни.
- Каждый человек стремится к одному: быть как можно счастливее. У жизни же другие задачи, во всяком случае, ей очень мало дела до благополучия отдельных личностей.
- Для того чтобы человек мог получить хоть какую-то радость на отведенном ему коротком отрезке пути, он должен думать и составлять планы, как улучшить положение не только     для   себя, но и для других, поскольку радость, испытываемая им самим, зависит от того, насколько он радуется за других и насколько другие радуются за него.
- В наше время не сплетничают только о тех, о ком нечего сказать.
- Если человек богат, он напоминает кота с бубенчиком на шее. Каждая мышь в точности знает, где он и что делает.
- Счастье приходит к тому, кто умеет ждать.
  - Да, конечно, только смотри, не просиди всю жизнь в зале ожидания.
- Ничего нет реального и вечного, кроме доброты, сердечной, человеческой доброты. Все остальное преходящее, как сон.

Читайте в Публичке!

Драйзер, Т. Дженни Герхардт ; Сестра Керри / Теодор Драйзер. – Москва : РИПОЛ классик, 2004. – 765 с. : портр. – (Библиотека мировой классики) (Бессмертная библиотека). Место хр. КХ; Инв. К-572982
Драйзер, Т. Американская трагедия : [Роман] / Т. Драйзер. – Москва : АСТ : НФ «Пушкин. б-ка», 2003. – 907 с. – (Золотой фонд мировой классики ). Место хр. ОЧЗ; Шифр 84(7CША); Авт.знак Д 722; Инв. К-538926 

Драйзер, Т. Титан : роман / Теодор Драйзер ; [пер. с англ. В. Курелла ; худож. Б.  Осенчаков]. – Ленинград : Лениздат, 1988. – 572 с. : ил. Место хр. КХ; Инв. К-417300
   

Заказать книги в ЧОУНБ

Читать в библиотеке ЛитРес

                                 Информация подготовлена по материалам интернет-ресурсов

                                                                                Верой Ильиной, библиографом ИБО