Гюстав Флобер

Год российского кино, Литературный календарь ЧОУНБ, Николай Михайлович Карамзин     Гюстав Флобер

 

Главным достоинством писателя является знание того, чего писать не нужно.
Г. Флобер

…самые прекрасные произведения – это те, в которых отсутствует тема (…), где стиль играет абсолютную роль в видении мира.
Г. Флобер

Вы слишком любите литературу. Она убьет Вас, а Вы так и не сможете уничтожить человеческую глупость. Эту несчастную, дорогую мне глупость, к которой я отношусь по-матерински. Ведь она подобна младенчеству.
Жорж Санд (Г. Флоберу)

Г. Флобер, Литературный календарь_декабрьГюстав Флобер (1821–1880) – известный французский писатель-реалист.

Гюстав Флобер родился в 1821 г. в семье талантливого хирурга, главного врача больницы г. Руана. Доктор жил в казенной квартире, выходившей на больничный двор, маленький Гюстав был свидетелем страданий людей, сквозь раскрытое окно флигеля, где помещался анатомический театр, он не раз наблюдал за вскрытием трупов. Эти детские впечатления, а также профессия отца, которого Гюстав очень уважал, во многом определили его интерес к естествознанию, впоследствии сформировали его взгляды как писателя: литератор, как исследователь, должен сохранять беспристрастность и объективность. Интерес к литературной деятельности проявился у него необычайно рано. Со времени учебы в колледже голова юного Гюстава полна всевозможными сюжетами романов и пьес, он начинает издание газеты «Искусство и прогресс». Доктор Флобер хотел, чтобы его сын стал врачом, или, по крайней мере, приобрел какую-нибудь другую серьезную профессию. В 1840 г. Гюстав по настоянию родителей поступает на юридический факультет Парижского университета, но юриспруденцию нашел непонятным предметом. Вынужден был оставить учебу три года спустя из-за тяжелой нервной болезни. Мир искусства привлекал его с детства. Со своими лицейскими друзьями он превратил биллиардную отца в театр и там часто устраивал различные представления. Уже в то время Флобер начал коллекционировать образцы человеческой глупости и лицемерия для сатирической энциклопедии «Лексикон прописных истин», над которой он работал в течение всей своей жизни, и которая была опубликована лишь в 1912 г. Летом 1836 г. пятнадцатилетний Флобер встретился с предметом своей великой любви, оставшейся платонической. С первого взгляда он влюбился в Элизу Шлезингер, чей образ появится затем во многих его романах (например, мадам Арну в «Воспитании чувств») как описание его идеализированной и неуловимой любви.

Флобер начал свой путь литератора как писатель-романтик, с девизом «волновать, будучи взволнованным». Исключительные герои, восточная экзотика, необузданные страстиГ. Флобер, Литературный календарь_декабрь противопоставлялись скучному, пошлому существованию благонамеренных граждан, лицемерному и трагическому реальному миру. «Два претендента на одну корону», «Пляски мертвецов», «Смерть герцога Гиза» – его первые авантюрно-исторические новеллы с демоническими героями и ужасами. Это начало великой литературной карьеры, размах которой удивит даже самых близких друзей. В 1846 г. Флобер встретился с поэтессой Луизой Коле, которой не на шутку увлекся. Их взаимоотношения мешали его творчеству, поэтому они осуществлялись, в основном, посредством переписки, пролившей свет на многие факты жизни и творчества Флобера. Последнее не удовлетворяло Луизу, страстно любившую писателя. В конце концов, во время работы над «Госпожой Бовари», Флобер резко с ней порывает.

Уже с середины 40-х гг. Флобер отказался от романтических принципов, провозгласив идею обыкновенного, бесстрастного искусства. Разочарование романтизмом, с его бегством в далекие края и потребностью в экзотике, пришло во время путешествия по Ближнему Востоку, совершаемое в 1849–1851 гг. (вместе с другом он посетил Египет, Сирию, Турцию, Грецию). Очарование и красота Востока, виденного из Франции, исчезли при столкновении с нищетой жизни и ее жестокими нравами. По возвращении во Францию пессимистические настроения Флобера усилились. В 1844 г. он обосновался с родителями в семейном имении Круассе близ Руана, где проведет остаток жизни, живя в одиночестве отказавшись от личной жизни и пытаясь отгородиться от жизни реальной, посвятив всего себя литературе, занимаясь с такой усердной тщательностью, которая стала легендарной. Нужный ритм повествования давался ему трудно, и он мог проводить целые дни, отшлифовывая одну-единственную страницу. У Г. Флобера была настоящая мания к документальной и скрупулезной точности. Он подолгу всесторонне исследовал предмет, чтобы написать о нем с максимальной достоверностью. Чтобы написать роман «Бювар и Пекюше», он прочитал более 1500 работ. Хроническое невралгическое заболевание усилило его изоляцию. Он изредка выезжал в Париж и встречался с писателями: Э. Золя, братьями Гонкур, А. Доде. Он никогда не был женат.

Флобер ненавидел глупость обывательской провинциальной жизни, был разочарован плодами цивилизации, технического прогресса, которые, по его мнению, разрушают личность человека: «…какой дьявольский шум создает в мире индустрия!...Благодаря разделению труда, наряду с машинами, появляется масса людей-машин… Да, человечество глупеет». Жизнь Флобера в Круассе была полностью посвящена созданию нового стиля, который он воплотил в своих бессмертных произведениях: романах «Госпожа Бовари» (1856), «Саламбо» (1862), «Воспитание чувств» (1869), «Искушение святого Антония» (1874), «Бювар и Пекюше» (1881, незакончен), нескольких новеллах «Простая душа» (1877) и др.

Г. Флобер, Литературный календарь_декабрьРоман «Госпожа Бовари» принес писателю всемирную славу.Он был опубликован в «Ревю де Пари» («Парижское обозрение»), журнале, бывшем на подозрении у цензоров из-за своих радикальных взглядов, который правительство собиралось запретить. Сюжет был подсказан Флоберу друзьями: это история романтически настроенной женщины, которая выходит замуж за человека посредственного, обманывает его, разоряет и в конце концов накладывает на себя руки. С помощью этого достаточно банального сюжета Флобер выразил то, что волновало его самого: главная драма жизни – «... это все растущий разрыв между реальными обстоятельствами и мечтой». После опубликования романа в 1856 г. писатель был привлечен к ответственности за оскорбление общественной морали и религии. Несмотря на оправдательный приговор, это шумное разбирательство потрясло его и еще больше усилило пессимистические настроения и склонность к фатализму. Роман получил известность уже на следующее утро. Флобер не осуждал свои персонажи. Он отводил себе скромную роль проницательного и беспристрастного наблюдателя человеческого безрассудства. Главное оружие Флобера – это ирония и постоянные переходы от высокого к комическому. «Я думаю, впервые читатели получат книгу, которая издевается и над героиней, и над героем», – писал Флобер о своем романе. Флобер в 1856–1858 гг. совершил путешествия в Алжир и Тунис, собирая материал для романа о древнем Карфагене «Саламбо». Завершил свой творческий путь публикацией «Трех повестей» (1877).

Последние годы жизни Флобера были мучительными. Франко-прусская война надломила его жизнь, – это произошло, когда Круассе был оккупирован на несколько месяцев немецкими солдатами; друзья Флобера умирали или были оторваны от него; семья испытывала физические затруднения, здоровье его ухудшалось. Флобер продолжал работать несмотря на болезнь и меланхолию. Утешением перед смертью ему стала «Пышка», новелла Ги де Мопассана, для которого Флобер был учителем и духовным наставником. Гюстав Флобер умер внезапно в мае 1880 г. от апоплексического удара. Творчество Флобера высоко ценили в России, в частности И. С. Тургенев, который переводил его и был близким другом писателя. Флобера считают отцом современной литературы. «Современность» Флобера объясняется тем, что он придавал неимоверно большое значение форме и стилю, нежели сюжету.

Цитаты:

В провинции окно заменяет театр и прогулки.

... когда нам хочется растрогать своей музыкой звезды, у нас получается собачий вальс.

Если художественное произведение вас не волнует, значит, оно не достигает высшей цели искусства.

Вдруг и встретится счастье, в один прекрасный день придет нечаянно, внезапно, когда в нем уже отчаялись.

Нельзя прикасаться к идолам: позолота остается у нас на пальцах.

В самом деле, это может быть лучше – сидеть вечером с книжкой у камина? Горит лампа, в окна стучится ветер... Ни о чем не думаешь, часы идут. Сидя на месте, путешествуешь по разным странам и так и видишь их перед собой; мысль, подогреваемая воображением, восхищается отдельными подробностями или же следит за тем как разматывается клубок приключений. Ты перевоплощаешься в действующих лиц, у тебя такое чувство, точно это твое сердце бьется под их одеждой.

«Госпожа Бовари»

Заказать книги в ЧОУНБ

Читать библиотеке ЛитРес*

Читать библиотеке издательства «Лань»

*Для чтения книги онлайн в библиотеке ЛитРес необходима удаленная регистрация на портале ЧОУНБ. Библиотечную книгу Вы сможете читать онлайн на сайте или в библиотечных приложениях ЛитРес для Android, iPad, iPhone.

Экранизации

Мадам Бовари (MadameBovary), (реж. Жан Ренуар), Франция, 1933 г., (реж. Винсенте Миннелли), 1949 г.

Госпожа Майя (MayaMemsaab), (реж. КетанМехта), 1992 г., (по мотивам романа «Мадам Бовари»)

Госпожа Бовари (MadameBovary), (реж. Тим Фивелл), 2000 г.

Простая душа (Uncoeursimple), (реж. МарионЛэйн), 2008 г.

Воспитание чувств – французский мини-сериал режиссера Марселя Кравенна, поставленный в 1973 г. по одноименному роману Г.  Флобера, рассказывающий о становлении характера молодого человека, о нравах людей, об их страстях, о любви.

Мадам Бовари (Madame Bovary), 1991 г. – французский кинофильм режиссера Клода Шаброля с Изабель Юппер в главной роли, снятый поодноименному романа Г. Флобера.

Спаси и сохрани – фильм режиссера Александра Сокурова, снятый в 1989 г. по роману Г. Флобера «Мадам Бовари» и названный фразой из православной молитвы. В главной роли – Сесилия Зервудаки.

Госпожа Бовари (Madame Bovary) – фильм режиссера Софи Бартез, снятый в 2014 г. История Эммы Бовари – конфликт идеализированной, «книжной» (в понимании главной героини) жизни и суровой реальности. Не сумев смириться с отягощающей, скучной и бессмысленной судьбой, она ввязывается в череду опасных и дерзких поступков, которые приводят к трагическому финалу.

Воспитание чувств, Г.Флобер, Литературный календарь_декабрь Мадам Бовари, Г. Флобер, Литературный календарь_декабрь Мадам Бовари, Г. Флобер, Литературный календарь_декабрь Мадам Бовари, Г. Флобер, Литературный календарь_декабрь

Материал подготовла Наталья Удовицкая, гл. библиограф ИБО


Наверх