Николай Алексеевич Некрасов

Год российского кино, Литературный календарь ЧОУНБ, Николай Алексеевич Некрасов     Николай Алексеевич Некрасов

 Это было раненное в самом начале жизни сердце. И эта-то никогда не зажившая рана его и была началом и источником всей страстной, страдальческой поэзии его на всю потом жизнь.
Ф. М. Достоевский

 Сейте разумное, доброе, вечное…
Н. А. Некрасов

Год российского кино, Литературный календарь ЧОУНБ, Николай Некрасов

Николай Алексеевич Некрасов (1821–1878) – русский поэт, прозаик, критик, публицист, издатель.

Заказать книги в ЧОУНБ

Читать в библиотеке ЛитРес*

Николай Алексеевич Некрасов родился в 1821 г. в Немирове Подольской губернии. Существует версия о рождении Некрасова в селе Синьки (Сеньки) Балтского уезда Каменец-Подольской губернии, где квартировал 36-й егерский пехотный полк¸ в котором его отец Алексей Сергеевич служил капитаном. Осенью 1824 г. отставной майор Алексей Сергеевич Некрасов поселился с семьей (Николай был третьим ребенком, семья быстро умножалась) в родовом имении Грешнево Ярославской губернии, где прошли детские годы будущего поэта. Имение было небольшое, но А. С. Некрасов содержал большую псовую охоту. Стремясь заработать деньги, он поставлял на почтовые станции своих ямщиков с лошадьми – это была их оброчная служба. Отец Некрасова был властным, грубым, вспыльчивым и невежественным помещиком, которых было много в то время. Он не щадил не только своих крепостных, но и домочадцев. Особенно страдала от этого мать поэта, Елена Андреевна, урожденная Закревская – умная и образованная женщина, человек доброй души и чуткого сердца. Ради счастья своих детей и их спокойствия она терпела выходки своего мужа. Крепостническое самодурство отца уязвляло юношескую душу будущего поэта, потому что страдали от этого все крестьяне, он сам и горячо любимая мать. В 1832 г. Некрасов поступил в Ярославскую гимназию. Там он увлекся литературой и театром. Юноша не только много читал, но и сам создавал литературные произведения. В 1838 г. с «заветной тетрадью» стихов Некрасов отправился в Петербург, мечтая поступить в Петербургский университет, но подготовки в Ярославской губернии оказалось недостаточно, Некрасов определился вольнослушателем, в течение двух лет посещая занятия на филологическом факультете. Этот период жизни поэта обычно называют «петербургскими мытарствами», потому что время для поэта было действительно тяжелым, он совсем не был готов к самостоятельной жизни. Отец хотел, чтобы его сын учился в военном заведении, и, узнав об университете, он лишил Николая материальной поддержки. Тому пришлось ради куска хлеба соглашаться на поденную работу в столичных газетах и журналах, влача полунищенское существование, скитаясь по квартирам. На публикацию первого сборника стихов «Мечты и звуки» (1840) последовала резкая критика в печати, но эти неудачи закалили характер поэта, и с тех пор основной темой его творчества стала судьба простого человека: бесправного крестьянина, городского нищего, русской женщины-крестьянки.

Благодаря Ф. А. Кони, критику, редактору «Литературной газеты», Н. А. Некрасов попал в среду мыслителей, художников, ученых, где знакомится с А. И. Герценом, Т. Н. Грановским, В. П. Боткиным, И. С. Тургеневым, Д. В. Григоровичем, И. И. Панаевым. Под их влиянием формируются убеждения будущего поэта – идеалы свободы, равенства, братства. В 1843 г. Некрасов познакомился с В. Г. Белинским, который оказал на поэта огромное влияние – нравственное, литературное, идеологическое, Некрасов становится весьма заметной фигурой в литературном мире. В 1847 г. И. И. Панаев вместе с Некрасовым приобрели журнал «Современник», основанный А. С. Пушкиным. Здесь Некрасов в полной мере раскрывает свой редакторский талант. Ему удалось сплотить вокруг журнала лучшие литературные силы России 40–60-х гг. XIX в. Публиковались критические статьи И. С. Тургенева, И. А. Гончарова, А. И. Герцена, В. Г. Белинского. В тяжелых условиях жестокой цензуры «мрачного семилетия» (1848–1855) Некрасову приходилось проявлять невероятную изобретательность, чтобы сохранить репутацию журнала. На квартире Некрасова еженедельно устраивались обеды, в которых принимали участие цензоры, поэт использовал свои знакомства с высокопоставленными людьми как член Английского клуба и искусный игрок в карты (с начала 1850-х гг. карточная игра становится одним из видов отдыха для Некрасова). Другой формой отдыха стали выезды на ружейную охоту (которая стала его хобби) в ярославские имения отца. Регулярные приезды в родовое имение сделали отношения Некрасова с отцом едва ли не теплыми, со стороны отца была видна гордость за сына.

Год российского кино, Литературный календарь ЧОУНБ, Николай НекрасовВ связи с начавшимися революционными событиями в западной Европе усилились репрессивные меры по отношению к журналу, многие материалы сокращались или изымались вообще. В этой ситуации Некрасов вместе с Авдотьей Яковлевной Панаевой взялся за сочинение авантюрно-приключенческого романа «Три страны света» (1848–1849), романа «Мертвое озеро» (1851). Талантливая беллетристка, очень красивая женщина, Панаева в своем браке не была счастлива. Ее супруг не желал бросать свои холостяцкие привычки гуляки и повесы. Некрасов, годом моложе Панаевой, почти сразу влюбился в нее. Свидетельством этой любви стали стихотворения 1847 г. В начале 1848 г., после долгих колебаний, А. Я. Панаева согласилась соединить свою судьбу с судьбой Некрасова. Их союз длился пятнадцать лет, но для обоих он не был легким. Их дети почти сразу же умирали после рождения. С каждым годом любовных стихотворений становилось все больше, в итоге они составили «панаевский цикл», отличающийся изображением любовных отношений, наполненным ссорами и размолвками. Это было «стихотворное» лицо прозы жизни.

После очередных гонений на прогрессивную общественную мысль распоряжением правительства издание журнала было приостановлено на восемь месяцев, а в 1863 г. после официального разрешения он печатает на страницах «Современника» роман Чернышевского «Что делать?». В 1866 г. после покушения на Александра II издание закрывают навсегда. Некрасов предпринимает отчаянный шаг: рискуя своей репутацией ради журнала, он читает оду в честь М. Н. Муравьева-«вешателя», произносит стихи, посвященные О. И. Комиссарову, которого объявили спасителем царя, но все оказалось напрасным. На долгие годы этот поступок редактора, «неверный звук» поэта, явился предметом мучительных воспоминаний и тяжелого раскаяния. Спустя полтора года Некрасов арендует «Отечественные записки» и с 1868 г. до последних дней остается редактором этого журнала. «Отечественные записки» пользовались таким же успехом, что и «Современник».

Год российского кино, Литературный календарь ЧОУНБ, Николай НекрасовПоэтический расцвет Некрасова начался с 1855 г. Сборник «Стихотворения Н. Некрасова» вышел в свет в октябре 1856 г. Стихотворение «Поэт и гражданин» открывало издание. Первый сборник принес поэту широкую известность. «Крестьянские дети» продолжает успех поэта. После отмены крепостного права Некрасов пишет знаменитую поэму «Коробейники» (1861). В 1863–1864 гг. Некрасов работал над поэмой «Мороз, Красный нос», наполненной светлой верой и доброй надеждой. Эта же вера в русский народ звучит и в финале стихотворения «Железная дорога» (1864). Обращение к миру детства облегчало душу поэта от горьких впечатлений жизни. «Стихотворения, посвященные русским детям» (1867–1873) продемонстрировали торжество любви к малому и слабому, причем не только к человеку, но и к природе. Надолго запомнились читателям добродушный и лукавый дедушка Мазай, генерал Топтыгин, дедушка Яков, отдающий букварь крестьянской девочке. Декабристскую тему в творчестве Некрасова раскрывают поэмы «Дедушка» и «Русские женщины». В героинях декабрьской эпохи Некрасов искал и находил черты, которые объединили их с русскими женщинами 60–70-х гг. XIX в. В конце 1860-х гг. происходит сближение Некрасова с родственниками. Брат Константин, не сумевший построить самостоятельную жизнь, находит ее около старшего брата. В 1871 г. Некрасов приобрел охотничье поместье Лука, около железнодорожной станции Чудово, Константин стал управляющим Чудовской Лукой. Сестре Анне он завещает свои издательские права и рукописи. Весну 1867 г. и лето 1869 г. Некрасов провел за границей во Франции, принимая морские ванные, несколько укрепившие его здоровье. Летом 1870 г. он жил в Карабихе вместе со своей новой спутницей, которая скрасила последние годы его жизни и стала его женой. Фекла Анисимовна Викторова, которую он сам называл Зинаидой Николаевной, была ровно на тридцать лет моложе него, происхождение ее темно, по образованию и воспитанию она принадлежала к низшим социальным слоям. Родственники Некрасова не принимали ее, но для самого поэта она была последней заботой и последней радостью.

Год российского кино, Литературный календарь ЧОУНБ, Николай НекрасовМногие годы жизни Некрасов отдал работе над поэмой, которую называл своим «любимым детищем». Он поставил перед собой цель написать «народную книгу», полезную, понятную народу. «Я задумал, – говорил Некрасов, – изложить в связном рассказе все, что я знаю о народе, все, что мне привелось услышать из его уст, и я затеял «Кому на Руси жить хорошо». Это будет эпопея крестьянской жизни», которая так и осталось незаконченным. Прошлое русского народа Некрасов выразил через свои поэтические мысли на простом, доступном языке народа. Это особый, поэтически образный язык. Поэт изучал сборники И. П. Сахарова, П. Н. Рыбникова, Е. В. Барсова, В. И. Даля. Познакомился с жизнеутверждающим, ярославским, владимирским, новгородским, костромским фольклором. Впервые в русской литературе человек говорит от своего имени, в лирике Некрасова, особенно в его широко известных поэмах, впервые зазвучала живая разговорная речь, со всей ее экспрессией и колоритом. Некрасов обладал блестящей творческой интуицией, способностью рассмотреть настоящий талант в первых несовершенных опытах молодых писателей. Он заново открыл и привлек внимание к творчеству Ф. И. Тютчева. Жестокая ирония, укоряющий трагизм, сатира, суровый драматизм, печальная любовная лирика – эти элементы самобытного творчества Н. А. Некрасова сменяются его уверенностью в грядущих переменах. Его творчество отличает национальная гордость, оно утверждает труд и любовь, как главное созидательное начало всего человечества. Некрасов создал целую эпоху в русской поэзии. Это поняли его современники, это признавали те, кто критически относился к общественным и литературным взглядам великого поэта.

Год российского кино, Литературный календарь ЧОУНБ, Николай НекрасовС 1875 г. Некрасов тяжело болел. Ничто не могло остановить тяжелой мучительной, смертельной болезни. Но Некрасов остался верен своей Музе:

«О Муза! Я у двери гроба!
Пускай я много виноват,
Пусть увеличит во сто крат
Мои вины людская злоба –
Не плачь!..»

По-прежнему сохранял Некрасов святость материнского образа. Стихи вместе с поэмой «Мать» составили  книгу «Последние песни», которую Некрасов еще успел увидеть вышедшей из печати. Умер Некрасов 27 декабря 1877 (8 января 1978) г. в Петербурге. Похороны вылились в демонстрацию.

Н. А. Некрасов – мастер слова, поэт с трагической, страдающей, противоречивой душой. Живой язык поэта вошел в сокровищницу русской литературы и сегодня побуждает читателя сопереживать и сочувствовать.

Цитаты

***

Есть женщины в русских селеньях
С спокойною важностью лиц,
С красивою силой в движеньях,
С походкой, со взглядом цариц, –

Их разве слепой не заметит,
А зрячий о них говорит:
«Пройдет – словно солнце осветит!
Посмотрит – рублем подарит!»

 («Мороз, Красный нос»)

***

Мы с тобой бестолковые люди:
Что минута, то вспышка готова!
Облегченье взволнованной груди,
Неразумное, резкое слово.

Говори же, когда ты сердита,
Все, что душу волнует и мучит!
Будем, друг мой, сердиться открыто:
Легче мир – и скорее наскучит.

Если проза в любви неизбежна,
Так возьмем и с нее долю счастья:
После ссоры так полно, так нежно
Возвращенье любви и участья…

(«Мы с тобой бестолковые люди…»)

***

…За заставой, в харчевне убогой
Всё пропьют бедняки до рубля
И пойдут, побираясь дорогой,
И застонут... Родная земля!
Назови мне такую обитель,
Я такого угла не видал,
Где бы сеятель твой и хранитель,
Где бы русский мужик не стонал?
Стонет он по полям, по дорогам,
Стонет он по тюрьмам, по острогам,
В рудниках, на железной цепи;
Стонет он под овином, под стогом,
Под телегой, ночуя в степи;
Стонет в собственном бедном домишке,
Свету божьего солнца не рад;
Стонет в каждом глухом городишке,
У подъезда судов и палат…

(«Размышления у парадного подъезда»)

Заказать книги в ЧОУНБ

Читать онлайн:

В библиотеке ЛитРес*

В библиотеке издательства «Лань»

* Для чтения книг онлайн  необходима удалённая регистрация на портале ЧОУНБ. Библиотечную книгу Вы сможете читать онлайн на сайте или в библиотечных приложениях ЛитРес для Android, iPad, iPhone.

Экранизация

Год российского кино, Литературный календарь ЧОУНБ, Николай Некрасов«Сватовство гусара» – музыкальный художественный фильм-комедия режиссера С. Дружининой, снятый в 1979 г. по мотивам водевиля Н. А. Некрасова «Петербургский ростовщик».

 

 

Год российского кино, Литературный календарь ЧОУНБ, Николай Некрасов«Дедушка Мазай и зайцы» – мультипликационный фильм, созданный на Свердловской киностудии в 1980 г. по мотивам одноименного произведения. 

Материал подготовила Наталья Удовицкая,
гл. библиограф ИБО

Наверх