Николай Михайлович Карамзин

Год российского кино, Литературный календарь ЧОУНБ, Николай Михайлович Карамзин     Николай Михайлович Карамзин

Роль Карамзина в истории русской культуры не измеряется только его литературным и научным творчеством. Карамзин – человек был сам величайшим уроком. Воплощение независимости, честности, уважения к себе и терпимости к другому не в словах и поучениях, а в целой жизни, развертывающейся на глазах у поколений русских людей, это была школа, без которой человек пушкинской эпохи, бесспорно, не стал бы тем, чем он сделался для истории России.

Ю. М. Лотман

Русский, русский до мозга костей! Какова сила, каково притяжение русской жизни!
Какая способность взять у Запада много, очень много – и не отдать ему ничего заветного!
Н. Н. Страхов о Н.М. Карамзине

Жизнь наша и жизнь Империи должны содействовать раскрытию великих способностей души человеческой; здесь все для души, все для ума и чувства, все должно служить бессмертию в их успехах!

Н. М. Карамзин

В. Тропинин. Н. М. Карамзин. Карамзин Николай Михайлович (1766–1826) – выдающийся историк, крупнейший русский литератор эпохи сентиментализма, прозванный «русским Стерном». Создатель «Истории государства Российского» – одного из первых обобщающих трудов по истории России. Редактор «Московского журнала» и «Вестника Европы».

Краткая биография:

Николай Михайлович Карамзин родился 1 (12) декабря 1766 г. близ Симбирска. Вырос в усадьбе отца – среднепоместного дворянина отставного капитана Михаила Егоровича Карамзина. Получил хорошее домашнее образование; знал немецкий, французский, английский, итальянский языки.

Н. М. Карамзин Портрет неизвестного художника

В 1778 г. в 14 лет Карамзин был отправлен в Москву и отдан в пансион профессора Московского университета И. М. Шадена, в котором учился с 1775 по 1781 г. Одновременно посещал лекции в университете, увлекался литературой, в частности творчеством Шекспира. В 1783 г. по настоянию отца Карамзин был определен в лейб-гвардии Преображенский полк в Петербурге, но в начале 1784 г. вышел в отставку и уехал сначала в Симбирск, а затем в Москву. Ко времени военной службы относятся первые литературные опыты Карамзина.

В Москве Карамзин познакомился с писателями и литераторами: Н. И. Новиковым, А. М. Кутузовым, А. А. Петровым, участвовал в издании первого русского журнала для детей – «Детское чтение для сердца и разума».

Н. М. Карамзин «Письма русского путешественника»В 1789–1790 г. писатель предпринял поездку в Европу, в ходе которой посетил Иммануила Канта в Кенигсберге, был в Париже во время Великой французской революции. В Европе началось развитие его творческого пути. Здесь Карамзин написал знаменитые «Письма русского путешественника», публикация которых сразу сделала его известным литератором. Некоторые филологи считают, что именно с этой книги ведет свой отсчет современная русская литература. Карамзин же с тех пор считается одним из главных литературных деятелей России.

По возвращении из поездки в Европу, Карамзин поселился в Москве и начал деятельность в качестве профессионального писателя и журналиста. В 1771–1772 гг. он приступил к изданию «Московского журнала» – первого русского литературного журнала. В нем среди других произведений Карамзина была опубликована, упрочившая его славу, повесть «Бедная Лиза». Это произведение способствовало развитию такого направления в литературе как сентиментализм. Затем писатель выпустил ряд сборников и альманахов: «Аглая», «Аониды», «Пантеон иностранной словесности», «Мои безделки», которые сделали сентиментализм основным литературным течением в России, а Карамзина – его признанным лидером.

В 1790-х гг. Николай Михайлович начинает заниматься реформой языка. Главной целью, которой, было сблизить литературный язык с разговорным.

В 1801 г. Карамзин женился на Елизавете Ивановне Протасовой (1767–1802). Имея слабое здоровье, она в 1802 г. скончалась от послеродовой горячки. По словам Карамзина Елизавету он «тринадцать лет знал и любил». Она была женщиной очень образованной и деятельной помощницей мужу. Некоторые исследователи считают, что именно в ее честь названа героиня «Бедной Лизы». В 1804 г. Карамзин женился второй раз на внебрачной дочери князя А. И. Вяземского Екатерине Андреевне Колывановой (1780–1851), единокровной сестре поэта П. А. Вяземского.

С начала XIX в. Н. М. Карамзин постепенно отошел от художественной литературы. Император Александр I именным указом от 31 октября 1803 г. даровал ему титул историографа, который после смерти Карамзина в России не возобновлялся. После получения звания историографа Карамзин прекратил всякую литературную работу, «постригаясь в историки». В 1811 г. он написал «Записку о древней и новой России в ее политическом и гражданском отношениях», в которой отражались взгляды консервативных слоев общества, недовольных либеральными реформами императора. «Записка» сыграла также роль набросков к последующему огромному труду Николая Михайловича по русской истории.

 В 1816 г. Карамзин переехал в Петербург, где провел последние 10 лет жизни. В 1818 г. Карамзин был избран почетным членом Петербургской Академии наук, а в 1824 г. он стал действительным статским советником.

В феврале 1818 г. Карамзин выпустил в продажу первые восемь томов «Истории государства российского», трехтысячный тираж которых разошелся в течение месяца. В последующие годы вышли еще три тома «Истории»,Н. М. Карамзин «История государства Российского» появился ряд переводов ее на главнейшие европейские языки. Незаконченный XII том был издан после смерти Карамзина. Этот огромный труд открывает новый этап в творчестве писателя. Журналистика теперь уходит на задний план и на первое место выходит историческая деятельность. Освещение русского исторического процесса сблизило Карамзина с царем, поселившим его подле себя в Царском селе. Политические воззрения Карамзина эволюционировали постепенно, и к концу жизни он являлся убежденным сторонником абсолютной монархии.

Памятник Н. М. КарамзинуН. М. Карамзин скончался 22 мая (3 июня) 1826 г. в Санкт-Петербурге от тяжелейшей простуды, полученной 14 декабря 1825 года на Сенатской площади. Похоронен на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры.

23 августа 1845 г., в Симбирске состоялось открытие первого в стране памятника Николаю Михайловичу Карамзину, Историку Государства Российского. Монумент представляет собой скульптуру музы Клио, которая считается покровительницей исторической науки, установленную на высоком гранитном пьедестале. Красный гранит был специально доставлен из Финляндии для этого памятника. В правой руке муза держит главный научный труд Н. М. Карамзина – «Историю государства российского», который она возлагает на алтарь бессмертия. Монумент выполнен в классическом стиле и украшен горельефами.

Карамзин – писатель

 «Влияние Карамзина на литературу можно сравнить с влиянием Екатерины на общество: он сделал литературу гуманною», – писал А. И. Герцен.
Публикация Карамзиным «Писем русского путешественника» и повести «Бедная Лиза» открыли в России эпоху сентиментализма. Доминантой «человеческой природы» сентиментализм объявил чувство, а не разум, что отличало его от классицизма. Сентиментализм идеалом человеческой деятельности полагал не «разумное» переустройство мира, а высвобождение и совершенствование «естественных» чувств. Его герой более индивидуализирован, его внутренний мир обогащается способностью сопереживать, чутко откликаться на происходящее вокруг.
Публикация этих произведений имела большой успех у читателей того времени, «Бедная Лиза» вызвала множество подражаний. Сентиментализм Карамзина оказал большое влияние на развитие русской литературы: от него отталкивался, в том числе, романтизм Жуковского, творчество Пушкина.

Поэзия Карамзина, развившаяся в русле европейского сентиментализма, кардинально отличалась от традиционной поэзии его времени, воспитанной на одах Ломоносова и Державина. Наиболее существенными были следующие отличия:
Карамзина интересует не внешний, физический мир, а внутренний, духовный мир человека. Его стихи говорят «на языке сердца», а не разума. Объект поэзии Карамзина составляет «простая жизнь», и для ее описания он использует простые поэтические формы – бедные рифмы, избегает обилия метафор и других тропов, столь популярных в стихах его предшественников.

«Кто же милая твоя?»
Я стыжусь; мне, право, больно
Странность чувств моих открыть
И предметом шуток быть.
Сердце в выборе не вольно!..
Что сказать? Она… она.
Ах! нимало не важна
И талантов за собою
Не имеет никаких;
Странность любви, или бессонница (1793)

Произведения Карамзина

– «Евгений и Юлия», повесть (1789)

– «Письма русского путешественника» (1791-1792)

– «Бедная Лиза», повесть (1792)

– «Наталья, боярская дочь», повесть (1792)

– «Прекрасная царевна и счастливый карла» (1792)

– «Сиерра-Морена», повесть (1793)

– «Остров Борнгольм» (1793)

– «Юлия» (1796)

– «Марфа-посадница, или Покорение Новагорода», повесть (1802)

– «Моя исповедь», письмо к издателю журнала (1802)

– «Чувствительный и холодный» (1803)

– «Рыцарь нашего времени» (1803)

Реформа языка Карамзина

Карамзин вошел в историю как великий реформатор русского языка. Его проза и поэзия оказали решительное влияние на развитие русского литературного языка. Карамзин целенаправленно отказывался от использования церковнославянской лексики и грамматики, приводя язык своих произведений к обиходному языку своей эпохи и используя в качестве образца грамматику и синтаксис французского языка. Именно он ввел в обиход множество новых слов – «промышленность», «моральный», «эстетический», «эпоха», «сцена», «гармония», «катастрофа», «будущность» и др. Также он одним из первых начал использовать букву Ё.

Изменения в языке, предлагаемые Карамзиным, вызвали бурную полемику в 1810-х гг. Писатель А. С. Шишков при содействии Державина основал в 1811 г. общество «Беседа любителей русского слова», целью которого была пропаганда «старого» языка, а также критика Карамзина, Жуковского и их последователей. В ответ в 1815 г. образовалось литературное общество «Арзамас», которое полемизировало с авторами «Беседы» и пародировало их произведения. Членами этого общества стали многие поэты нового поколения, в том числе Батюшков, Вяземский, Давыдов, Жуковский, Пушкин. Литературная победа «Арзамаса» над «Беседой» упрочила победу языковых изменений, которые ввел Карамзин.

Карамзин – историк

Интерес к истории возник у Карамзина с середины 1790-х гг. Он написал повесть на историческую тему – «Марфа-посадница, или Покорение Новагорода», опубликованную в 1803 г. После назначения в этом же году на должность историографа Карамзин практически прекратил деятельность журналиста и писателя и до конца своей жизни занимался написанием «Истории государства российского». Его «История»
не была первым описанием истории России, до него были труды В. Н. Татищева и М. М. Щербатова. Но именно Карамзин открыл историю России для широкой образованной публики. По словам А. С. Пушкина «Все, даже светские женщины, бросились читать историю своего отечества, дотоле им неизвестную. Она была для них новым открытием. Древняя Россия, казалось, найдена Карамзиным, как Америка – Колумбом». В своем труде Карамзин выступал больше как писатель, чем историк – описывая исторические факты, он заботился о красоте языка, менее всего стараясь делать какие-либо выводы из описываемых им событий. Тем не менее, высокую научную ценность представляют его комментарии, которые содержат множество выписок из рукописей, большей частью впервые опубликованных Карамзиным.

Карамзин являлся инициатором организации мемориалов и установления памятников выдающимся деятелям отечественной истории, одним из которых был памятник К. М. Минину и Д. М. Пожарскому на Красной площади в Москве (1818).

Карамзин  переводчик

В 1792 г. Н. М. Карамзин перевел с английского замечательный памятник индийской литературы – драму «Сакунтала», автором которой является Калидаса. В предисловии к переводу он написал:

«Творческий дух обитает не в одной Европе; он есть гражданин вселенной. Человек везде – человек; везде имеет он чувствительное сердце, и в зеркале воображения своего вмещает небеса и землю. Везде Натура есть его наставница и главный источник его удовольствий…».

Значение Карамзина для русской культуры исключительно. В своих произведениях он соединил простоту с лиризмом, создал жанр психологической повести, проложил дорогу в поэзию Жуковскому, Батюшкову и Пушкину.

Как журналист он показал образцы всех видов политических изданий, сделавшихся в будущем традиционными для России.

Как реформатор языка он определил основную линию развития, потребовав писать, как говорят, и говорить, как пишут.

Как просветитель он сыграл огромную роль в создании читателя, ввел книгу в домашнее образование детей.

Как историк Карамзин создал труд, который принадлежал своей эпохе и привлекает внимание современных историков и читателей.

Как литератор он дал русской культуре эталон благородной независимости, создал образ писателя, ставящего собственное достоинство и неподкупность своих убеждений выше любых суетных соображений минуты.

Читайте Публичке!

Карамзин, Н. М. История государства Российского / Н. М. Карамзин. – Москва : ЭКСМО, 2003. – 1020 с. : ил.

63.3(2)
К 211
Д-274768-ОЧЗ

Карамзин, Н. М. История государства Российского / Н. М. Карамзин. – Москва : ЭКСМО, 2003. – 1020 с. : ил.

Карамзин, Н. М. Полное собрание стихотворений / Н. М. Карамзин ; вступ. ст., подгот. текста и примеч. Ю. М. Лотмана. – 2-е изд. – Москва : Совет. писатель ; Ленинград : Ленингр. отд-ние, 1966. – 423 с. : [5] л. портр. – Библиогр. в примеч. : с. 373–405. – (Библиотека поэта. Большая серия).

84Р1
К 211
Д-142347-ОЧЗ

Карамзин, Н. М. Полное собрание стихотворений / Н. М. Карамзин ; вступ. ст., подгот. текста и примеч. Ю. М. Лотмана. – 2-е изд. – Москва : Совет. писатель ; Ленинград : Ленингр. отд-ние, 1966. – 423 с. : [5] л. портр. – Библиогр. в примеч. : с. 373–405. – (Библиотека поэта. Большая серия).

Карамзин, Н. М. Письма русского путешественника / Н. М. Карамзин ; [вступ. ст. Г. П. Макогоненко ; примеч. М. В. Иванова]. – Москва : Правда, 1988. – 540 с.

К-426758-КХ
К-429066-КХ

Карамзин, Н. М. Письма русского путешественника / Н. М. Карамзин ; [вступ. ст. Г. П. Макогоненко ; примеч. М. В. Иванова]. – Москва : Правда, 1988. – 540 с.

Карамзин, Н. М. Записки старого московского жителя : избр. проза / Н. М. Карамзин ; сост., вступ. ст. и примеч. Вл. Б. Муравьева. – Москва : Моск. рабочий, 1988. – 525 с. : ил. – (Литературная летопись Москвы).

К-42345-КХ

Карамзин, Н. М. Записки старого московского жителя : избр. проза / Н. М. Карамзин ; сост., вступ. ст. и примеч. Вл. Б. Муравьева. – Москва : Моск. рабочий, 1988. – 525 с. : ил. – (Литературная летопись Москвы).

Содерж. : Бедная Лиза ; Наталья, боярская дочь ; Прекрасная царевна и счастливый карла ; Лиодор ; Юлия ; Остров Борнгольм ; Сиерра-Морена ; Моя исповедь ; Рыцарь нашего времени ; Марфа-посадница, или Покорение Новагорода.

Николай Михайлович Карамзин : Указ. тр., лит. о жизни и творчестве, 1883–1993 / Гос. публ. ист. б-ка России, Рус. библиогр. о-во ; сост. Т. К. Мищенко и др. ; отв. ред. А. А. Либерман. – Москва : Вост. лит. РАН, 1999. – 446 с. : 1 л. портр. – (Academia ROSSICA ; 6)

83.3Р1я1
К 211
К-525705-БО

Николай Михайлович Карамзин : Указ. тр., лит. о жизни и творчестве, 1883–1993 / Гос. публ. ист. б-ка России, Рус. библиогр. о-во ; сост. Т. К. Мищенко и др. ; отв. ред. А. А. Либерман. – Москва : Вост. лит. РАН, 1999. – 446 с. : 1 л. портр. – (Academia ROSSICA ; 6)

Заказать книги в ЧОУНБ*

Читать Карамзина Н. М. в ЛитРес*

* Для чтения книги онлайн в библиотеке ЛитРес необходима удалённая регистрация на портале ЧОУНБ. Библиотечную книгу Вы сможете читать онлайн на сайте или в библиотечных приложениях ЛитРес для Android, iPad, iPhone.

Обзор подготовлен Верой Ильиной, библиографом ИБО

Наверх