Виталий Соломин

Год российского кино, Литературный календарь ЧОУНБ, Николай Михайлович Карамзин     Виталий Соломин

Виталий Соломин, Литературный календарь_декабрьВиталий Мефодьевич Соломин (12 декабря 1941, Чита – 27 мая 2002, Москва) – советский и российский актёр театра и кино. Народный артист РСФСР (1992), лауреат Премии Москвы (1998), член Союза театральных деятелей и Союза кинематографистов Виталий Соломин родился в Чите в семье музыкальных педагогов Зинаиды Ананьевны Рябцевой (1910–1992) и Мефодия Викторовича Соломина (1905–1960). С детства увлекался музыкой, под руководством родителей обучался игре на фортепиано.Виталий Соломин, Литературный календарь_декабрь

Окончив в 1959 году читинскую школу, он отправился в Москву и поступил в Высшее театральное училище имени М. С. Щепкина, которое к тому времени уже окончил старший брат Виталия, Юрий Соломин. В классе Николая Анненкова педагогом Виталия в течение ряда лет был и Б. М. Казанский, на одном курсе с ним учились Олег Даль, Михаил Кононов и Виктор Павлов.

В советском кинематографе юные герои Виталия Соломина весьма отличались от своих ровесников непривычной безыдейностью, отсутствием трудового энтузиазма или того, что именовалось «жизненной позицией». Они были уравновешенными обитателями «мелкотемья», тихими «бойцами личного фронта», озабоченными исключительно собственной частной жизнью. Чем занимался герой Виталия Соломина в фильме «Женщины»? Где-то учился, разумеется, но главное – был единственным сыном у матери и благородно женился на хорошей, но временно несчастной девушке. Опять же учился, подавая большие надежды, в «Старшей сестре» – однако в основном мучил молоденькую Тенякову.

Телевидение чуть было не приговорило актера к амплуа опереточного « простака» – легкомысленный на грани возможного, мелко завитой рыжеватый очаровашка с лихо подкрученными усиками и умильно прищуренными, нестерпимо блестящими глазками жизнерадостно прыгал из «Летучей мыши» в «Сильву», сделав старую добрую репризу о «собаке Шульца» просто классической. Все грани комического, кажется, были представлены в незабвенном его докторе Ватсоне – одновременно и настоящем английском джентльмене (безупречные манеры, усы, твид, салфетка, овсянка), и пародии на настоящего английского джентльмена. Для многих поколений зрителей Виталий Соломин останется тем самым человеком, который говорил: «Холмс, черт возьми, ка-а-ак?!!»

Виталий Соломин, Литературный календарь_декабрь Виталий Соломин, Литературный календарь_декабрь Виталий Соломин, Литературный календарь_декабрь Виталий Соломин, Литературный календарь_декабрь

Тогда же стало окончательно ясно, что герои Виталия Соломина умеют улыбаться. Как никто. Как Чеширский кот – но при этом очень надежный, правдивый, искренне ваш и больше ничей, устанавливающий с адресатом тайную, глубоко личностную, заговорщицки интимную связь. Драматический театр (в родном Малом не перечесть ролей классического репертуара) хорошо знал цену этой улыбке. «Улыбка, которая погубила Геную» – так говорили в шиллеровской пьесе о его графе Фиеско.

«Погубившая Геную» улыбка опасно морочила зыбкой надеждой на счастье героиню «Зимней вишни». Здесь актер должен был сыграть не просто героя, но «единственного» героя в жизни женщины. И ему это удалось, потому что задача как нельзя более соответствовала именно его актерской теме: человек, сосредоточенный на частной жизни.

Не опереточно-романтический блеск, а неяркое обаяние теплого, почти домашнего облика стало в последние годы верным оружием неутомимого борца за попранные в советские времена права частной человеческой жизни. Таким был, по сути, и его изобретательный виртуоз-приспособленец (Искренне Ваш...), и не вылезающий из трогательной вязаной кофточки умница-следователь (Черный квадрат). О семейных ценностях и крепких устоях актер снял свой режиссерский дебют (Охота), который, впрочем, и для публики, и для кинематографической общественности остался terra incognita.

Закономерной неудачей оказалась попытка молодого кино девяностых использовать экранный имидж Соломина в качестве постмодернистской цитаты из недавнего соцреалистического прошлого («Пленники удачи»). И в прежнем соцреализме, и в доморощенном постмодернизме Виталий Соломин не существует. В фильмах, где он снимался, останется его фирменная «чеширская» улыбка, которая, как известно, не гарантирует присутствия своего обладателя.

Виталий Соломин, Литературный календарь_декабрь Виталий Соломин, Литературный календарь_декабрь

 

Текст по книге:

Шитенбург Л. Соломин Виталий, актер /Лидия Шитенбург//Новейшая история Отечественного кино 1986-2000. Кинословарь. Том III Р-Я.– Санкт-Петербург, 2001.– С. 123.

Избранное творчество

Роли в театре:

«Нас где-то ждут» А. Арбузов (1963) – Роберт

«Иванов» А. П. Чехов (1963) – Пётр

«Горе от ума» А. Грибоедова (1975) – Чацкий

«Ревизор» Н. Гоголя – И. А. Хлестаков 1982 г.

«Печальный детектив» В. Астафьев (1987) (Театр им. Моссовета) – Сошнин

«Дядя Ваня» А. П. Чехов (1993) – Астров

«Свадьба Кречинского» (1997) – мюзикл А. Колкера по мотивам пьесы А. В. Сухово-Кобылина – Кречинский

«Иванов» (2001) А. П. Чехова – Иванов

Телеспектакли:

1975 – Мальчик со шпагой (многосерийный телеспектакль) – Олег Московкин, руководитель «Эспады».

1976 – Вишнёвый сад – лакей Яша

1977 – Горе от ума – Чацкий

Фильмография

Актёрские работы

1963 – Улица Ньютона, дом 1 –Боярцев, студент-филолог

1966 – Женщины – Женя

1966 – Старшая сестра – Кирилл

1967 – Крепкий орешек – лейтенант Иван Родионович Грозных

1971 – Даурия – Роман Улыбин

1973 – Открытие (Рукопись академика Юрышева) – сын Юрышева

1978 – Сибириада – Николай Устюжанин

1979 – Шерлок Холмс и доктор Ватсон – доктор Ватсон

1979 – Летучая мышь – Фальк

1980 – Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона – доктор Ватсон

1981 – Сильва – Бони

1981 – Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона: Собака Баскервилей –доктор Ватсон

1982 – Пиковая дама – Томский

1982 – Человек, который закрыл город – Крот

1983 – Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона: Сокровища Агры –доктор Ватсон

1985 – Зимняя вишня – Вадим Дашков

1986 – Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона: Двадцатый век начинается – доктор Ватсон

1990 – Зимняя вишня 2 – Вадим Дашков

1995 – Зимняя вишня 3 – Вадим Дашков

2003 – Пан или пропал – Лех Кшижановский (по роману Иоанны Хмелевской). За эту роль награждён призом «ТЭФИ» за лучшую мужскую роль.

Режиссёрские работы

1994 – Охота

791.4
С 605
Л 8633Ч-6
Виталий Соломин [Изоматериал] : [комплект открыток]. – Талси : Всесоюз. бюро пропаганды киноискусства, 1986. – 10 открыток. – (Актеры советского кино ).

85.334
С 605-О
К 547541Ч-6
Овчинникова, С. И. Виталий Соломин. Три любви [Текст] / Светлана Овчинникова, Майя Карапетян. – Москва : Эксмо : Алгоритм, 2004. – 413,[2] с., [32] л. ил., портр.

Павлова, И. Умри, лучше не скажешь [Текст] : [О спектаклях, поставленных актерами на сцене МХАТа им. Горького, Малого театра, МХАТа им. Чехова] / Павлова И. // Театральная жизнь. – 2001. – N 10.–С. 8–9.

Умер друг у меня, вот какая беда [Текст] : [Памяти актера и режиссера В. Соломина] // Театральная жизнь. – 2002. – N 5. – С. 15.

Любимов, Б. Актерские лики времени вчера, сегодня, завтра [Текст] : [Актеры Малого театра, театра «Современник», Театра на Таганке] / Б. Любимов // Театральная жизнь. – 2003. – N 3. – С. 12–13.

Лыкова, И. Виталий Соломин.Доктор Ватсон из Читы [Текст] : [Биогр. артиста] / Лыкова И. // Семь дней. – 1999. – N39.–С.10–15:портр.

Масленников, И. «Зимняя вишня»: Исповедь грешников [Текст] : [Беседа с режиссером фильма "Зимняя вишня" / И. Масленников; Вела Л. Краснянская] // Кино Парк. – 2005. – № 2. – С. 52–55 : фото.цв.

Соломина, Е. Доктор Ватсон [Текст] / Е. Соломина. – (Личное дело) (Отпечатки) // Story. – 2012. – № 5.–С. 62

Кобрин, Кирилл Рафаилович (историк, эссеист, прозаик ; 1964-). Человек брежневской эпохи на Бейкер-стрит [Текст] : к постановке проблемы "позднесоветского викторианства" / К. Кобрин. – (С вами говорит телевизор, или Советский человек у телеэкрана) // Неприкосновенный запас: дебаты о политике и культуре. – 2007. – N 3. – С. 147–160.

Поляковский, О. Русские актеры на новозеландских монетах [Текст] / О. Поляковский. – (Дневник) // Эхо планеты. – 2007. – N 31. – С. 10–11.

Заказать книги в ЧОУНБ

Материал подготовлен Тарасовой С. В.,
зав. сектором отдела литературы по искусству

Наверх