Николай Добролюбов

Год российского кино, Литературный календарь ЧОУНБ     Николай Добролюбов

Я желаю, чтоб мыслью бесплодной
Я томиться напрасно не мог,
Чтобы в речи прямой и свободной
Для неё был широкий исток.
Николай Добролюбов

 Суров ты был, ты в молодые годы
Умел рассудку страсти подчинять.
Учил ты жить для славы, для свободы,
Но более учил ты умирать.
Николай Некрасов
 

Год российского кино, Литературный календарь ЧОУНБ, Николай Добролюбов

Николай Александрович Добролюбов – литературный критик, поэт, публицист, революционный демократ.

 Заказать книги в ЧОУНБ

 Читать в библиотеке ЛитРес*
*Для чтения книги онлайн в библиотеке ЛитРес необходима удалённая регистрация на портале ЧОУНБ. Библиотечную книгу Вы сможете читать онлайн на сайте или в библиотечных приложениях ЛитРес для Android, iPad, iPhone.

Николай Добролюбов родился 5 февраля 1836 г. в Нижнем Новгороде в семье священника. Добролюбов, старший из восьми детей, получил начальное образование дома под руководством учителя-семинариста.

В 1847 г. Добролюбов поступил в последний класс Нижегородского духовного училища, в 1848 г. – в Нижегородскую духовную семинарию, где был первым учеником и, кроме необходимых для учёбы книг, читал всё, что попадалось под руку. Реестр прочитанных книг, который вёл Добролюбов, насчитывал в то время несколько тысяч названий. Также Добролюбов вёл дневники, писал заметки, воспоминания, стихи, прозу, пробовал свои силы в драматургии.

Вместе со своим соучеником выпускал рукописный журнал «Ахинея». Собственные стихи посылал в журналы «Москвитянин» и «Сын отечества», также писал статьи для газеты «Нижегородские губернские ведомости», собирал местный фольклор (более тысячи пословиц, поговорок, песен, преданий и т. п.), составил словарь местных слов и библиографию по Нижегородской губернии.

В 1853 г. оставил семинарию и получил разрешение Синода учиться в Петербургской духовной академии. Однако по приезде в Петербург он сдал экзамены в Главный педагогический институт на историко-филологический факультет, за что был уволен из духовного звания. В годы учёбы в институте Добролюбов изучал фольклор, написал «Заметки и дополнения к сборнику русских пословиц г. Буслаева» (1854), «О поэтических особенностях великорусской народной поэзии в выражениях и оборотах» (1854) и другие работы.

В 1854 г. Добролюбов пережил духовный перелом, который он назвал «подвигом переделыванья» себя: разочарованию в религии способствовала, потрясшая Добролюбова, почти одновременная смерть матери и отца, а также ситуация общественного подъёма, связанного со смертью Николая I и Крымской войной 1853–1856 гг. Добролюбов начал бороться со злоупотреблениями институтского начальства, вокруг него образовался кружок оппозиционно настроенных студентов, обсуждавших политические вопросы и читавших нелегальную литературу. За сатирическое стихотворение, в котором Добролюбов обличал царя как «державного барина», был посажен в карцер.

В 1855 г. Добролюбов начал выпускать нелегальную газету «Слухи», в которой помещал свои стихи и заметки революционного содержания. В том же году познакомился с Н. Г. Чернышевским, привлёкшим Добролюбова к сотрудничеству в журнале «Современник». В 1857 г. по предложению Чернышевского и Некрасова Добролюбов возглавил отдел критики «Современника».

В 1857 г. Добролюбов блестяще окончил институт, но за вольнодумство был лишён золотой медали. Некоторое время работал домашним наставником у кн. Куракина, а с 1858 г. стал репетитором по русской словесности во 2-м кадетском корпусе. Продолжал активно работать в «Современнике»: только в 1858 г. им было опубликовано около 75 статей и рецензий, рассказ «Делец» и несколько стихотворений.

К концу 1858 г. Добролюбов уже играл центральную роль в объединённом отделе критики, библиографии и современных заметок «Современника», оказывал влияние на выбор художественных произведений для публикации. Его революционно-демократические взгляды, выраженные в статьях «Литературные мелочи прошлого года» (1859), «Что такое обломовщина?» (1859), «Тёмное царство» (1859) сделали его кумиром разночинной интеллигенции.

В своих программных статьях 1860 г. «Когда же придёт настоящий день?» (разбор романа И. Тургенева «Накануне») и «Луч света в тёмном царстве» (о драме А. Н. Островского «Гроза») Добролюбов прямо призывал к освобождению родины от «внутреннего врага», каковым считал самодержавие. Несмотря на многочисленные цензурные купюры, революционный смысл статей Добролюбова был очевиден.

Добролюбов писал и для «Свистка» – сатирического приложения к «Современнику». Работал в жанрах стихотворной пародии, сатирического обозрения, фельетона, скрываясь за образами «барда» Конрада Лилиеншвагера, «австрийского поэта-шовиниста» Якова Хама, «юного дарования» Антона Капелькина и других вымышленных персонажей.

В мае 1860 г. Добролюбов по настоянию друзей выехал за границу для лечения начинавшегося туберкулёза. Он жил в Германии, Швейцарии, Франции, более полугода в Италии, где происходило национально-освободительное движение под руководством Дж. Гарибальди. Эти события дали материал для серии статей Добролюбова, в которых он, используя опыт итальянской революции, разоблачал антинародный характер буржуазного либерализма и прославлял республиканцев («Непостижимая странность», «Отец Александр Гавацци и его проповеди», «Жизнь и смерть графа Камилло Бензо Кавура» и др.). В июле 1861 г. Добролюбов вернулся в Петербург. В сентябре 1861 г. в «Современнике» была опубликована его последняя статья «Забитые люди», посвящённая творчеству Ф. М. Достоевского.

Острый туберкулёзный процесс, напряжённая работа и крушение революционных надежд в связи с усилением политической реакции пагубно отразились на его здоровье. Умер Добролюбов в Петербурге 17 (29) ноября 1861 г.

 ЦИТАТЫ

О наивный автор! Как он преисполнен теориями Кошанского и Давыдова! Он совершенно серьёзно принимает пошлую метафору, что критика есть трибунал, пред которым авторы являются в качестве подсудимых? Вероятно, он принимает также за чистую монету и мнение, что плохие стихи составляют грех пред Аполлоном и что плохих писателей в наказание топят в реке Лете! ...

«Луч света в тёмном царстве»

Если человек умеет выдержать, взлелеять в душе своей образ предмета и потом ярко и полно представить его, – это значит, что у него чуткая восприимчивость соединяется с глубиною чувства. Он до времени не высказывается, но для него ничто не пропадает в мире.

«Что такое обломовщина?»

Тихий ангел

Кипел меж нами спор ужасный,
И бурно речь гостей текла,
Когда ты к нам, с улыбкой ясной,
С приветным взором подошла.

Вдруг спор замолк. Прервать молчанья
Никто как будто бы не смел;
Никто не сделал замечанья:
Что «тихий ангел пролетел!»

***
Милый друг, я умираю
Оттого, что был я честен;
Но зато родному краю
Верно буду я известен. 

Милый друг, я умираю,
Но спокоен я душою...
И тебя благословляю:
Шествуй тою же стезёю.

Заказать книги в ЧОУНБ

Читать в библиотеке ЛитРес*
*Для чтения книги онлайн в библиотеке ЛитРес необходима удалённая регистрация на портале ЧОУНБ. Библиотечную книгу Вы сможете читать онлайн на сайте или в библиотечных приложениях ЛитРес для Android, iPad, iPhone.

 

Материал подготовил Анатолий Мезяев,
библиотекарь отдела электронных ресурсов

04.02.2016   16:18:07 





Наверх