Летний график: вт-сб – 9.00-19.00; вс-пн – выходные дни; последняя пятница месяца – санитарный день

Год российского кино, Литературный календарь ЧОУНБ, Николай Лесков     Николай Лесков

Я смело, даже, может быть, дерзко, думаю, что я знаю русского человека в самую его глубь, и не ставлю себе этого ни в какую заслугу. Я не изучал народ по разговорам с петербургскими извозчиками, а я вырос в народе … с казанком в руке, я спал с ним на росистой траве ночного, под теплым овчинным тулупом… так мне непристойно ни поднимать народ на ходули, ни класть его себе под ноги. Я с народом был свой человек, и у меня есть в нем много кумовьев и приятелей…
Николай  Лесков

Лескова русские люди признают самым русским из русских писателей и который всех глубже и шире знал русский народ таким, каков он есть.
Дмитрий Святополк-Мирский 

Год российского кино, Литературный календарь ЧОУНБ, Николай ЛесковНиколай Семенович  Лесков - русский писатель, прозаик, публицист, литературный критик.

Заказать книги в ЧОУНБ

Книги из электронных библиотек:

Библиотека ЛитРес*   Николай Лесков (216 книг)
Библиотека «Лань»*   Лесков Н. С. (127 книг)

Николай Лесков родился 16[4] февраля 1831 г. в селе Горохово Орловской губернии в семье мелкого чиновника, выходца из духовного сословия.Отец Лескова, Семен Дмитриевич, был заседателем Орловской уголовной палаты. По словам Лескова, он отличался религиозностью, честностью, «прекрасным умом, твердостью убеждений, из-за чего наживал себе очень много врагов». Мать, Мария Петровна (урожденная Алферьева), была потомственной дворянкой. Детство Лескова прошло в Орле и в отцовском имении Панино Орловской губернии. Близкое знакомство с крепостными крестьянами, общение с крестьянскими детьми открыли будущему писателю своеобразие народного мировосприятия. Детские впечатления и рассказы бабушки, Александры Васильевны Колобовой, об Орле и его жителях отразились во многих произведениях Лескова. Первоначальное образование он получил в доме богатых родственников Страховых, нанимавших для своих детей русских и иностранных учителей. С 1841 по 1846гг. учился в Орловской гимназии. В 1847 г. он поступил на службу в Орловскую палату уголовного суда, затем перевелся в Киев, где в качестве вольнослушателя посещал лекции в университете Св. Владимира.Там он много читал, выучил украинский и польский языки. Живя у дяди С. П. Алферьева, профессора медицины Киевского университета, Лесков попал в среду учащейся молодежи и молодых ученых, которая оказала благотворное влияние на развитие умственных и духовных интересов будущего писателя. В 1849–1856 гг. занимал различные должности в Киевской казенной палате. Он близко познакомился со свободомыслящими учеными, в это время Лесков внимательно читал философские сочинения, труды социалистов А. И. Герцена и Р. Оуэна. Государственная служба тяготила Лескова.Он не чувствовал себя свободным, не видел в собственной деятельности реальной пользы для общества. В 1853 г. в Киеве Лесков женился на Ольге Васильевне Смирновой, брак оказался неудачным. Отношения особенно осложнились после смерти первенца сына Дмитрия, брак распался. В 1865 г. Лесков вступил в гражданский брак с Екатериной Бубновой. Сын Лескова и Бубновой, Андрей, написал впоследствии биографическую книгу об отце.

Год российского кино, Литературный календарь ЧОУНБ, Николай ЛесковВ 1857 г. Лесков поступил в хозяйственно-коммерческую компанию, которую возглавлял англичанин Александр Яковлевич (Джемсович) Шкотт, муж тетки Лескова. По воспоминаниям Лескова, коммерческая служба «требовала беспрестанных разъездов и иногда удерживала… в самых глухих захолустьях». Он «изъездил Россию в самых разнообразных направлениях», собрал «большое обилие впечатлений и запас бытовых сведений» (автобиографическая «Заметка о себе самом», 1890). В 1860 г. Лесков опубликовал свои первые статьи экономического и социально-бытового характера, либеральной направленности о злоупотреблениях и общественных пороках. Он начал сотрудничать в петербургских газетах. В 1861 г. Лесков переезжает в Петербург, затем в Москву, где становится сотрудником газеты «Русская речь». Его статьи публикуются в «Книжном вестнике», «Русском инвалиде», «Отечественных записках», «Времени». В декабре 1861 г., порвав с редакцией «Русской речи», Лесков уезжает в Петербург. В 1862 г. выходят первые художественные произведения – рассказы «Погасшее дело» (позднее переработанный и названный «Засуха»), «Разбойник», «В тарантасе». Это своеобразные очерки из народной жизни, рисующие представления и поступки простых людей, которые кажутся странными и противоестественными для образованного читателя. Писатель близко знакомится с литераторами революционно-демократического направления А. И. Левитовым, В. А. Слепцовым, посещает организованную Слепцовым Знаменскую коммуну – дом, в котором совместно жили несколько молодых интеллигентов, объединивших свое имущество и доходы. Лесков становится постоянным сотрудником либеральной газеты «Северная пчела», редакцию которой в 1860 г. возглавлял П. С. Усов. В ней печатались В. И. Даль, Д. В. Аверкиев и др. Лесков-публицист неизменно выступал сторонником демократических преобразований, приверженцем постепенных, эволюционных перемен, проявил себя как страстный полемист. Значительная часть ранних произведений Лескова написана в жанре художественного очерка, который в 1860–е гг. пользовался большой популярностью у писателей разночинно-демократического лагеря.

Горячность Лескова и стремление как можно скорее определить свою позицию в общественной жизни в сочетании с политической неопытностью принесли начинающему писателю много бед: неосторожное высказывание в статье о петербургских пожарах 1862 г., роман «Некуда» (1864), публикация которого вызвала тяжелые для писателя последствия, скандал в радикально-демократических и либеральных кругах. Вышедший под псевдонимом «М. Стебницкий» роман изобразил современных революционеров и нигилистов, в нем Лесков пытался доказать трагическую бесперспективность революционного движения в России. По Петербургу ходили ложные слухи, что написав роман «Некуда», Лесков исполнил прямой заказ жандармского управления. Литературные критики Д. И. Писарев и В. А. Зайцев намекали на это в своих статьях. Особенно резко выступил Писарев в статье «Прогулка по садам российской словесности». Впоследствии к ним присоединился М. Е. Салтыков-Щедрин. Перед Лесковым закрылись страницы большинства журналов. Освободиться от этой репутации писатель смог только на склоне лет. Отвечая на выпады прессы в свой адрес, Лесков противопоставил искренних приверженцев революционных идей циникам и лицемерам,которые скрывают под маской революционности корыстолюбие и беспринципность. Писатель обвинял их в незнании народной жизни, в непонимании простого человека. Они или идеализируют простых людей, мужиков, или рисуют их быт черными красками, замечал автор очерков. Не без гордости и надменности Лесков противопоставил этим литераторам себя, знающего народную душу и уклад.

Осенью 1862 г. Лесков предпринял первую поездку за границу. Парижские впечатления 1862–1863 гг. он запечатлел в очерках «Русское общество в Париже», в которых описаны быт и настроения русских аристократов, их слуг и социалистов-эмигрантов, поселившихся во французской столице. В Праге он знакомится с чешскими литераторами, делает перевод рассказов Мартина Бродского «От тебя не больно» и Божены Немцовой «Двенадцать месяцев» (напечатаны в 1863 г. в «Северной пчеле»). Итогом поездки явились очерки «Из одного дорожного дневника» и серия «Писем к редактору «Библиотеки для чтения» (1863). По поручению министра народного просвещения А. В. Головнина Лесков совершил поездку в Псков и Ригу для изучения вопроса о школах для детей раскольников. Теме неподготовленности России к революции и трагической судьбы тех людей, которые связали свою жизнь и деятельность с надеждой на ее скорое осуществление посвящены рассказ «Овцебык» и очерк «Загадочный человек». Лесков полемизировал с Чернышевским и его сторонниками в романе «Обойденные» (1865) и «На ножах» (1872). Литературным событием явилась повесть «Леди Макбет Мценского уезда» (1865), основанная на реальной истории, о которой автор узнал еще в детстве. Она принесла Лескову первый большой успех. В заглавии повести Лесков уподобляет Катерину Измайлову леди Макбет, героине трагедии Шекспира «Макбет», побуждавшей мужа к совершению вероломных убийств.

Творчество Лескова 60-х гг. отличается большим жанровым разнообразием (очерки, рассказы, повести, романы). Единственная в его творческой практике пьеса «Расточитель» (1867) впервые была поставлена в московском Малом театре в 1868 г. Лесков обращается к жанру хроники, который привлек его близостью к реальному течению жизни. Во второй половине 1860-х – начале 1870-х гг. Лесков работал над романом из жизни духовенства провинциального Стар-города, некоторыми деталями напоминающего Орел. Окончательный вариант, названный «Соборяне», напечатан в 1872 г. Тогда же Лесков пишет повесть «Очарованный странник», произведение сложной жанровой природы с мотивами житий святых, народного эпоса, былин, авантюрных романов. В сатирической повести «Смех и горе» показана неустроенность русской жизни и полное бесправие личности. По своей критической направленности это самое острое произведение Лескова из всех написанных до этого времени. Многие темы, впервые затронутые в повести, найдут продолжение в дальнейшем творчестве писателя. Продолжая традиции Гоголя, Лесков не боялся говорить о своем народе самую горькую правду, потому что верил в возможность изменения к лучшему.

Год российского кино, Литературный календарь ЧОУНБ, Николай ЛесковИнтерес Лескова к необычным ситуациям проявился в обращении к жанру святочного рассказа. Святки, по народным поверьям, – особенное, чудесное время, когда добро торжествует над злом и сам Бог помогает добрым людям. Таковы рассказы «Зверь» (1883), «Привидение в Инженерном замке» (1882), «Христос в гостях у мужика» (1881), «Путешествие с нигилистом» (1882), «Маленькая ошибка» (1883), «Старый гений» (1884) и др. Сказочные мотивы, сплетение комического и трагического, двойственная авторская оценка персонажей – отличительные черты произведений Лескова. Они в полной мере свойственны одному из самых известных произведений писателя – сказу «Левша» (1881), первоначально опубликованном под названием «Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе». Критический взгляд Лескова проникал в самые различные области русской жизни. Он писал о трагической участи талантливых людей из народа («Тупейный художник», 1883), о чудовищных злоупотреблениях властью («Белый орел», 1880) и откровенном хищничестве («Бесстыдник», 1877). Юмор Лескова, то добродушный и снисходительный, то трогательный и грустный, то жестокий и язвительный, ненавязчиво, но уверенно направлял мысль читателя в нужное писателю русло. Литературные критики, писавшие о творчестве Лескова, неизменно – и часто недоброжелательно – отмечали необычный язык, причудливую словесную игру автора. Следуя убеждению, что «человек живет словами», Лесков нашел новые формы повествования (сказ) и средства языковой выразительности.Увлечение курьезным случаем, анекдотом отражало также существеннейшую сторону мировосприятия Лескова – его интерес ко всему яркому, колоритному, оригинальному: будь то случай из жизни или человек, черта быта или плод народной фантазии. Анекдот у Лескова – это не только небольшая комическая история с неожиданной развязкой, хотя его произведения пестрят такими маленькими шутливыми вставными рассказами – историческими, политическими, литературными, бытовыми. Анекдот является важным структурным принципом многих произведений Лескова. Своеобразными сборниками анекдотов, объединенных единой авторской критической мыслью являются «Заметки неизвестного» (1884) и «Мелочи архиерейской жизни» (1878) и др. антиклерикальные запрещенные произведения писателя, охарактеризованные цензурой как «дерзкий памфлет и на церковное управление в России и на растление нравов нашего духовенства». Характерной чертой творчества Лескова является также циклизация рассказов. Так называемые «Рассказы кстати» составили еще один цикл произведений. Отталкиваясь от какого-либо случая, заслуживающего внимания, Лесков рассказывал в параллель к нему другую историю. Как правило, эти рассказы создавались на сопоставлении прошлого и настоящего: «Голос природы» (1883), «Александрит» (1885), «Интересные мужчины» (1885).

Год российского кино, Литературный календарь ЧОУНБ, Николай ЛесковВ середине 1880-х гг. Лесков сближается с Л. Н. Толстым. После свидания Толстой писал: «Был Лесков. Какой умный и оригинальный человек!». Лесков разделяет основы толстовского религиозно-нравственного учения,однако толстовцем Лесков никогда не был. В феврале 1883 г. коллежский секретарь (чин 10-го класса)Лесков был уволен из Ученого комитета Министерства народного просвещения по рассмотрению книг, издаваемых для народа, за «несовместимость» его литературных занятий со службой.Его сочинения с трудом минуют цензурные запреты, вызывая гнев влиятельного обер-прокурора святейшего синода К. П. Победоносцева. Чистая совесть позволила Лескову в 1887 г. написать: «Я доволен моим положением в литературе: меня все топили и не утопили с головою; повредили много и очень существенно – в куске хлеба насущного, но зато больше никто уже повредить не может…». В поздних произведениях Лескова на первый план выступает критика современного общества, его норм и ценностей. Таков рассказ «Зимний день» (1894). Только после смерти Н. С. Лескова, в 1917 г. была напечатана повесть «Заячий ремиз» (1894), прежде публикация повести была невозможной по цензурным причинам.После второй поездки за границу в 1875 г. он более всего разладил с церковностью. Лесков многократно выступал в печати по вопросам религии.Он писал об истории церкви, рецензировал религиозные сочинения и художественные произведения из жизни русского духовенства и религиозной литературы.

Особенности писательского дарования Лескова, его жизненный опыт и мировоззрение проявились в малых литературных жанрах. Лесков был первым писателем, который сумел широко и полно изобразить русскую жизнь не в романах, а в рассказах и очерках, повестях и хрониках. Лескову принадлежит адаптированный для детей перевод романа В. Гюго «Труженики моря» и редакция перевода романа И. Крашевского «Фаворитки короля Августа II». Он выступал также как литературный и театральный критик. Перу Лескова принадлежат многочисленные статьи, в которых он знакомит русского читателя с обычаями и особенностями веры других народов, населяющих Россию. Лесков обладал выдающейся языковой памятью.

21 февраля 1895 г. Лесков умер от очередного приступа астмы, похоронен в Петербурге на Литераторских мостках Волкова кладбища, рядом со многими выдающимися писателями.

Цитаты:

…а она одна слоняет слоны из комнаты в комнату… а проснется – опять та же скука русская, скука купеческого дома, от которой весело, говорят, даже удавиться.

Иной раз в наших местах задаются такие характеры, что, как бы много лет ни прошло со встречи с ними, о некоторых из них никогда не вспомнишь без душевного трепета.

 «Леди Макбет Мценского уезда»

 – Ты бессердечный, ты каменный.
– Совсем, мол, я не каменный, а такой же как все, костяной да жильный...

– Пустяки, – говорит, – ведь ты русский человек? Русский человек со всем справится.

«Очарованный странник»

Год российского кино, Литературный календарь ЧОУНБ, Николай ЛесковЧитайте в Публичке!

Лесков, Н. С. Собрание сочинений : в 12 т. / Н. С. Лесков ; [сост., общ. ред. В. Ю. Троицкого]. –Москва : Правда, 1989. – (Библиотека «Огонек»).
Т. 1.– 1989. – 478 c., [5] л. ил.
Содержание: Соборяне; На краю света; Запечатленный ангел.
Т. 2.– 1989. – 414 c., [4] л. ил. – Библиогр.: с. 406–415.
Содержание: Праведники; Однодум; Пигмей; Кадетский монастырь; Русский демократ в Польше; Несмертельный Голован; Инженеры-бессребники; Левша; Очарованный странник; Человек на часах.
Т. 3.– 1989. – 462 c., [4] л. ил. : ил. – Библиогр.: с. 406–415.
Содержание: Обойденные; Островитяне.
Т. 4: Некуда: роман / [послесл. В. Троицкого ; примеч. Н. Тотубалина и др. ; ил. С. Н. Ерошкина]. – 1989. – 670 c., [4] л. ил.
Т. 5.– 1989. – 508 c., [4] л. ил. : ил.
Содержание: Смех и горе; Воительница; Леди Макбет Мценского уезда; Грабеж; Антука; Колыванский муж; Ракушанскиймеламед; Белый орел; Чертогон; Пламенная патриотка.
Т. 6.– 1989.– 604 c., [4] л. ил. : ил.
Содержание: Захудалый род; Мелочи архирейской жизни; Архирейские объезды; Епархиальный суд; Русское тайнобрачие; Борьба за  преобладание; Райский змей; Синодальный философ; Бродяги духовного чина; Сеничкин яд.
Т. 7.– 1989. – 462 c., [4] л. ил. : ил.
Т. 8.– 1989. – 479 c., [4] л. ил. : ил.
Содержание :Загадочный человек : О. А. Бенни; На ножах(Ч. 1–3).
Т. 9: На ножах: роман: Ч. 4–6 / [примеч. Е.Любимовой, А. Макарова ; ил. С. Н. Ефошкина]. – 1989. – 412 c., [4] л. ил. : ил.
Т. 10. – 1989. – 414 c., [4] л. ил. : ил.
Содержание: Гора; Легенда о совестном Даниле; Повесть о богоугодном дровоколе; Прекрасная Аза; Скоморох Памфалон; Лев старца Герасима; Аскалонский злодей; Сказание о Федоре-христианине и о друге его Абраме-жидовине; Печерские антики; Чертовы куклы.
Т. 11. – 1989. – 396 c., [4] л. ил.
Содержание: Час воли божией; Полунощники; Юдоль;О «квакереях» ; Импровизаторы; Пустоплясы; Дурачок;Невинный Пруденций; Легендарные характеры.
Т. 12.– 1989. – 448 c., [4] л. ил. : ил.
Содержание: Зимний день; Дама и фефела; Загон; Продукт природы; Сибирские картинки XVIII века; Вдохновенные бродяги; Некрещенный поп; Владычный суд; Язвительный; Домашняя челядь.

Заказать книги в ЧОУНБ

Книги из электронных библиотек:

Библиотека ЛитРес*   Николай Лесков (216 книг)

Библиотека «Лань»*   Лесков Н. С. (127 книг)

Электронно-библиотечная система «КнигаФонд»*   Лесков Н. С. (44 книги)

* Для бронирования книг в ЧОУНБ и чтения книг онлайн необходима удаленная регистрация на портале ЧОУНБ.

Год российского кино, Литературный календарь ЧОУНБ, Николай ЛесковЭкранизации

В 1962 г. вышел фильм «Сибирская леди Макбет» польского режиссера Анджея Вайды.

В 1989 г. по мотивам повести Лескова режиссер Роман Балаян снял кинофильм «Леди Макбет Мценского уезда».

В 1992 г. Наталья Бондарчук сняла фильм «Господи, услыши молитву мою» (название телеверсии – «Просите, и будет вам») по мотивам рассказа Лескова «Зверь». Фильм был показан на первом фестивале славянских фильмов «Золотой витязь».

К 185-летию со дня рождения русского писателя и публициста Николая Лескова в ЧОУНБ подготовлена книжная выставка «В поисках идеала».

Материал подготовила Наталья Удовицкая,
гл. библиограф ИБО

15.02.2016   13:28:41



 







Личный кабинет

Войти Зарегистрироваться

Афиша мероприятий

Пн Вт Ср Чт Пт Сб ВС
1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30

Голосование

Какую практическую пользу Вы получили, посещая Центр правовой и деловой информации
многое узнал о своих правах
компетентные ответы по финансовым вопросам
помощь юристов, в т.ч. удаленно
навыки работы в информационно-правовых системах
смог самостоятельно решить проблему в судебном разбирательстве
разобрался во многих юридических вопросах ЖКХ
стал более успешно выполнять образовательные и профессиональные задачи
многие жизненные проблемы стали решаемы
стал более аргументированно отстаивать свое мнение
появилось умение вести диалог


О библиотеке | Ресурсы | Читателям | Краеведение | Библиотеки области | Профессионалам | Новости | Галерея | Календарь знаменательных дат | Форум | Гостевая книга

Государственное казенное учреждение культуры «Челябинская областная универсальная научная библиотека» (ЧОУНБ). Челябинск, 454091, пр. Ленина, 60, (351) 266-05-33, lib@chelreglib.ru.
Авторские права на содержание ресурса защищены.
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Челябинская областная универсальная научная библиотека