Дзига Вертов

Год российского кино, Литературный календарь    Дзига Вертов 

Видеть и слышать жизнь, подмечать ее изгибы  и переломы,
улавливать хруст старых костей быта под прессом Революции,
следить за ростом молодого советского организма,
фиксировать и организовывать отдельные характерные жизненные явления в целое,
в экстракт, в вывод – вот наша задача.
Это задача колоссального… значения.
Дзига Вертов

Он носит свое искусство так, чтобы ему (Вертову и его искусству) удивлялись.
«Говорит Москва», 1931

Дзига Вертов (02.01.1896-12.02.1954), он же Денис Аркадьевич Кауфман – признанный советский кинорежиссер, сценарист, основатель и теоретик документального кино.
Заказать книги в ЧОУНБ

Год российского кино, Литературный календарь, Дзига Вертов

…Безвестный молодой человек, недоучившийся студент психоневрологического института, приехал в Москву из Петрограда и поселился в квартире своего приятеля в Козицком переулке, что выходит на Тверскую улицу. Большая история этого, понятно, не заметила, 1917 год катился от Февральской революции к Октябрю; за победой Советов последовали разгон Учредительного собрания, Брестский мир, начало Гражданской войны. А юноша между тем прочно укоренился в комнате московского кинематографического семейства Лембергов. 

Фамилия студента – среднееврейская : Кауфман. Но он откликался на выдуманное им самим прозвище: Дзига Вертов. Оно несколько неуклюже, но зато намекает на постоянную подвижность носителя – слово «вертеть» всем понятно, а «дзига» по-украински значит «волчек», кубарь, детская игрушечная юла. Впрочем, знакомые и сослуживцы будут его звать нормальным именем-отчеством: Денис Аркадьевич.

Весной 1918 г. Вертов становится секретарем-делопроизводителем отдела хроники Московского кинокомитета. Уже через полгода, осенью 1918-го, он приступает к созданию своего первого (и сразу полнометражного!) фильма «Годовщина Революции». Он берет все документальные кадры, склеивает их и снабжает надписями – не очень грамотными, однако очень революционными, советскими. Автор еще далек  от художественного и общественного самоопределения. В его первых лентах («Годовщина Революции», «Бой под Царицыном», «История Гражданской войны», «Процесс Миронова», номера экранного журнала «Кино-Неделя» и др.), кажется, нет ничего новаторского. Но уже в ранние годы Вертов проявил себя как выдумщик, изобретатель и экспериментатор. Довольно быстро почувствовав рутину ежедневной хроники, он начинает искать «что-нибудь особенное». Например, ему интересно, что будет, если в съемочной камере пустить пленку не с обычной скоростью – 16 кадров в секунду, – а в 3-4 раза быстрее? На этот вопрос он ответил своим знаменитым прыжком с грота высотою полтора-два этажа. Молодой безумец спрыгнул с него на землю под взглядом кинообъектива. Слишком быстрый пробег пленки в камере дал на экране эффект, потрясший воображение экспериментатора: движение оказалось замедленным, передающим все оттенки психологических состояний прыгуна – от ужаса в начале до победного восторга в конце. Так Вертов открыл для себя рапидную съемку.

Год российского кино, Литературный календарь, Дзига ВертовНи рапидная съемка, ни монтаж сверхкороткими кусками сегодня не поражают наше воображение. Но не будем забывать, что все это происходило на заре двадцатого века. 

Дзига  Вертов – признанный советский кинорежиссер, сценарист, основатель и теоретик документального кино – обогатил кинематограф множеством операторских приемов и техник, включая методику «скрытая камера». Его документализм, его кредо – «жизнь врасплох», жизнь, не искаженная инсценировкой и вторжением кинообъектива. Фильм «Человек с киноаппаратом» (1929) часто называют величайшим из всех документальных фильмов в истории.

В 1919 г. Вертов стал главой созданной им группы «киноков», от имени которых им был написан манифест «Мы» (1922). Основные положения документа – призыв «породниться с машиной», прославление «машинного ритма», «поэзии рычагов, колес и стальных крыльев», «динамической геометрии» – сродни взглядам лефовцев, с которыми Вертов был близок в 20-е годы. 
Год российского кино, Литературный календарь, Дзига Вертов

Вертов является режиссёром одного из первых звуковых документальных фильмов «Симфония Донбасса» («Энтузиазм») (1930). Снимает «Три песни о Ленине» (1934), фильм в жанре образной кинопублицистики, который газета «Правда» назвала «Песней всей страны». Фильм «Колыбельная» (1937) посвящён двадцатилетнему пути, пройденному страной после революции. Во время Великой Отечественнойвойны снял фильмы «Кровь за кровь, смерть за смерть» (1941), «Клятва молодых» и «В горах Ала-Тау» (оба 1944), посвящённые борьбе советского народа с нацизмом и работе в тылу. Все дальнейшие кинопроекты Вертова отклонялись начальством.

C 1944 г. и до самой смерти он работал режиссёром-монтажёром киножурнала «Новости дня» (всего выпустил 55 номеров). 

Вертовская теория «киноглаза» – основа его эстетики, кинопоэтики – возникла из стремления усовершенствовать с помощью кинокамеры возможность восприятия человеком окружающего мира.

Дзига Вертов умер 12 февраля 1954 г., похоронен на Новодевичьем кладбище.

Фильмография

  1. 1919 – Кинонеделя
  2. 1919 – Годовщина революции
  3. 1920 – Битва в Царицыне
  4. 1922 – История гражданской войны
  5. 1922 – Процесс эсеров
  6. 1924 – Советские игрушки
  7. 1924 – Кино-глаз
  8. 1925 – Киноправда
  9. 1926 – Шестая часть мира
  10. 1926 – Шагай, Совет!
  11. 1928 – Одиннадцатый
  12. 1929 – Человек с киноаппаратом
  13. 1930 – Энтузиазм: Симфония Донбасса
  14. 1934 – Три песни о Ленине
  15. 1937 – Памяти Серго Орджоникидзе
  16. 1937 – Колыбельная
  17. 1938 – Три героини
  18. 1942 – Тебе, фронт!
  19. 1944 – В горах Ала-Тау
  20. 1954 – Новости дня

Документальные фильмы, посвящённые Дзиге Вертову

1966 – Мир без игры

2002 – в России вышли два документальных фильма о братьях Кауфман: «Дзига и его братья» Евгения Цымбала и «Все Вертовы» Владимира Непевного (оператором обоих был Александр Буров).

Заказать книги в ЧОУНБ

 Материал подготовила Светлана Тарасова,
зав. сектором отдела литературы по искусству

 

 

Наверх