Эрнст Гофман

Год российского кино, Литературный календарь ЧОУНБ, Эрнст Гофман     Эрнст Теодор Амадей Гофман

 Гофман – великое имя. Я никак не понимаю, отчего доселе Европа не ставит Гофмана рядом с Шекспиром и Гете: это – писатели одинаковой силы и одного разряда.
В. Г. Белинский

 В самом Гофмане жило два человека: один был советник юстиции, немец до мозга костей, умный, трудолюбивый и честный чиновник, которому только чувство юмора мешало сделаться обывателем. Другой был «странствующий энтузиаст», художник в самом широком смысле слова: поэт, музыкант, живописец, сумасброд с огненным воображением, которого только любовь к искусству удерживала от безумия. Им было трудно ужиться рядом. Однако они прожили вместе до последнего дня.
В. Смирнова

Его сочинения суть не что иное, как страшный вопль тоски в двадцати томах.
Генрих Гейне

Эрнст Теодор Амадей Гофман– немецкий писатель-романтик, художник, музыкант.Год российского кино, Литературный календарь ЧОУНБ, Эрнст Гофман 

Заказать в ЧОУНБ

Читать в библиотеке ЛитРес
*Для чтения книги онлайн в библиотеке ЛитРес необходима удаленная регистрация на портале ЧОУНБ. Библиотечную книгу Вы сможете читать онлайн на сайте или в библиотечных приложениях ЛитРес для Android, iPad, iPhone

Эрнст Теодор Амадей родился 24 января 1776 г. в Германии в столице Восточной Пруссии городе Кенигсберге в родственном браке. Эрнст Теодор Вильгельм Гофман – такое имя ему было дано при крещении. Позднее (1805) в знак преклонения перед великим Моцартом, музыка которого «уводит нас в глубины царства духов», он заменит свое третье имя на Амадей. В большинстве своем все предки Гофмана были юристами. Отец – Кристоф Людвиг Гофман, выходец из старого польского дворянского рода, – служил адвокатом при прусском верховном суде в Кенигсберге. Мать – Ловиза Альбертина Дерфер, его кузина, – была женщиной чрезвычайно набожной, нелюдимой, немного истеричной. Вскоре после появления мальчика на свет родители его разошлись, и мать вернулась в дом своего отца, где и прошли юные годы будущего писателя. Дерферы были уважаемым семейством. Воспитанием мальчика мать почти не занималась, доверив это дяде и бабушке, сумевшей, в отличие от других членов семьи, завоевать любовь ребенка, которого тяготили удушливая атмосфера бюргерского дома и, особенно, бесконечные нотации дяди. Обстановка дома наложила отпечаток на характер Гофмана, так и рос он в этой, как он написал однажды, «бесплодной сухой пустыне» довольно замкнутым мальчиком, нелегко сходился с людьми. Уже в раннем детстве проявились его музыкальная одаренность и беспредельная любовь к музыке. На протяжении 1781–1792 гг. Гофман посещал протестантскую школу. Еще до окончания ее он начал брать уроки рисования у талантливого кенигсбергского художника Иоганна Готлиба Земана и приобрел серьезные навыки в различных областях изобразительного искусства. Но еще большее значение приобрели занятия мальчика с соборным органистом и композитором Христианом Подбельским, послужившим впоследствии прототипом капельмейстера Мастера Абрагама Лискова в книге Гофмана «Крейслериана». Чтобы не порывать с семейной традицией, Гофман в 16 лет поступил на юридический факультет Кенигбергского университета. В ту пору там преподавал профессор философии Иммануил Кант, лекциям которого молодой Гофман предпочитал уроки на фортепьяно. Он изучал юридические науки, но душа лежала к живописи, музыке и литературе. В студенческие годы Гофман увлекался книгами Руссо, Свифта, Гете, Шиллера. После окончания университета (1795) Гофман служил судейским чиновником в разных городах Польши. В 1801 г. он написал свою первую оперу «Шутка, хитрость и месть». В 1802 г. Гофман обвенчался с синеглазой красавицей полькой Михалиной Рорер-Тшциньской (Мишей, как он ее ласково называл). С этого времени мягкая и добрая Михалина стала верным другом и опорой для Гофмана, разделив с ним до конца все тяжелейшие испытания, коих в их жизни было немало.

Год российского кино, Литературный календарь ЧОУНБ, Эрнст ГофманОднако радость новобрачных вскоре была сильно омрачена, ибо скоро стало известно, что молодой чиновник является автором карикатур, изображавших местную знать в крайне непривлекательном виде. Эти карикатуры распространялись на ежегодном балу-маскараде. В Берлин полетел донос, началось расследование. Власти предпочли отправить смельчака подальше – в Плоцк, маленький захолустный городок на берегу Вислы. Самым тягостным для него было отсутствие культурной атмосферы. Стремясь как-то преодолеть отчаяние, он начинает вести дневник. Среди записей чаще всего встречаются такие: «Заурядный день», «Я остаюсь прозябать – я забыт!». Именно в отчаянии оформляется желание обратиться к литературному труду. 17 ноября 1803 г. он записывает: «А теперь я хочу написать книгу». Друзья помогли перевестись в Варшаву. Варшавский период был одним из самых гармоничных в его жизни. Гофман много занимается музыкой, публикует сонаты. В Варшаве прозвучала написанная единственная симфония, дирижировал сам автор. Он пробует себя в качестве певца. Его звучный тенор варшавяне слышали во время богослужений в различных храмах. Он также расписывает стены одного из польских храмов. Одновременно Гофман знакомится с литературными произведениями современных ему писателей-романтиков и создает свое первое литературное произведение, посвященное музыке, – новеллу «Кавалер Глюк» (1809).

Относительное спокойное существование в Варшаве было нарушено вторжением войск Наполеона. В 1807 г. Гофман лишается работы, вынужден сменить квартиру, но средств не хватает, и нужда поселяется в его семье. В 1807 г. он заболел нервной горячкой, вызванной всеми волнениями. После выздоровления отправляется в новые странствия – в Познань, где была его жена и дочь, а затем в Берлин. С этого времени постоянной спутницей Гофмана становится нужда, он сам оценивает свое положение как «в самом деле отчаянное». Берлинская зима 1807–1808 гг. принесла Гофману трагическое известие о смерти его единственной 2-летней дочери Цецилии, тяжелой болезни жены, в эти месяцы он познал голод, приступы нервной горячки. Чтобы выжить, Гофман был вынужден покинуть Берлин. Ему была предложена должность капельмейстера в театре Бамберга, которую он занял, принявшись за дело со свойственным ему энтузиазмом.

В сентябре 1810 г. «Всеобщая музыкальная газета» опубликовала небольшой отрывок «Музыкальные страдания капельмейстера Иоганнеса Крейслера». Эту дату по праву считают днем рождения центрального героя гофманского творчества, который, являясь плодом вымысла писателя, вобрал в себя автобиографические черты Гофмана и его глубокие размышления о музыке. Все последующие литературные произведения Гофмана пронизывает музыка.Год российского кино, Литературный календарь ЧОУНБ, Эрнст Гофман

Победа над Наполеоном стала мощным толчком к творчеству. 26 ноября 1813 г. Гофман приступает к работе над «дрезденской сказкой» «Золотой горшок». В 1814 г. его друг Т. Г. фон Гиппель добивается для Гофмана места в Берлине, и 24 сентября 1814 г. Гофман прибывает в Берлин. Здесь Гофман завязывает личные знакомства с Францем Горном, Людвигом Тиком, Адельбертом фон Шамиссо, К. Брентано, художником Филиппом Фейтом, с Фуке. Вскоре Гофман становится душой общества. Друзья собирались раз в неделю в кофейне Мандерле на Унтер-ден-Линден, и Гофман читал свои новейшие произведения. Первыми были прочитаны «Приключения в новогоднюю ночь», с которых, если не считать новеллы «Кавалер Глюк», написанной ранее, начинается берлинский цикл рассказов, принесший литературную славу Гофману. Он стал постоянным посетителем винного погребка Лютера и Вегнера и сделался там центром кружка, названного «Serapionsabende», устав которого гласил: «Свобода вдохновения и фантазии и право каждого быть самим собой». Днем у него – работа в суде, требующая концентрации мысли, вечером – встречи с людьми искусства в винном погребке, ночью – изложение на бумаге дневных мыслей, воплощение в жизнь образов, разгоряченных вином. Герцен писал: «Всякий Божий день являлся поздно вечером какой-то человек в винный погреб в Берлине, пил одну бутылку за другой и сидел до рассвета… Тут-то странные, уродливые, мрачные, смешные, ужасные тени наполняли Гофмана, и он в состоянии сильнейшего раздражения схватывал перо и писал свои судорожные, сумасшедшие повести». За два года он создал четыре тома новелл «Фантазии в духе Карло. Листки из дневника странствующего энтузиаста» (1814–1815) и первую романтическую оперу «Ундина», постановка которой была осуществлена в 1816 г. с большим успехом. Публика наградила автора бурными овациями, он был бесконечно счастлив и растроган. Это был один из редких его «звездных часов». Множилось число литературных сочинений – роман «Эликсир сатаны», новеллы «Песочный человек», «Церковь иезуитов», которые положили начало сборнику «Ночные рассказы» (1817). Поэтическое слово становится для Гофмана основным способом выражения собственного «я», единственным средством воплощения своего отношения к окружающему писателя миру и его обитателям. В Берлине Гофман оказался на вершине литературной славы. Его произведения публикуются в альманахах «Урания» и «Записная книжка любви и дружбы», он пишет для «Берлинского карманного календаря» и «Записной книжки компанейских развлечений». Усиление трагического осмысления жизни в произведениях Гофмана было связано с восстановлением реакционных режимов в Европе. По словам писателя, это было «тяжелое, роковое время, которое зажало человека в железный кулак». В романе «Эликсир сатаны» (1816) проходит пессимистическая мысль о том, что душа человека не может быть понята разумом, что она сложнее и загадочнее, в ней действуют темные силы. Она способна на злодейство и на самопожертвование.

Гротескно-сатирическая сказка «Крошка Цахес по прозванию Циннобер» (1819) показала блистательное мастерство Гофмана-рассказчика. Чтобы понять жизнь, недостаточно просто видеть явление – надо его пропустить через фантазию художника, нужно романтическое преломление мира реальных вещей через эту фантазию. Сказка давала сатирическую картину общества, где властью и богатством наделены посредственности, крошки Цахесы, а обыватели глупы и убоги. В сборнике рассказов «Серапионовы братья» (1819–1821) мир, существующий в воображении художника, предстает как другая действительность, противостоящая подлинной реальности. Это произведение принесло Гофману самый большой читательский успех. Казалось, что наконец-то перед Гофманом светлое и надежное будущее, но этим надеждам не суждено было осуществиться. Разные темы наполняют рассказы Гофмана, но во все большей степени реальные конфликты приобретают мистический характер борьбы темных и светлых сил. Бездуховности, поклонению материальным ценностям, эгоизму противопоставлен мир живых человеческих чувств, мир мечты, фантазии, внутренний мир героя. Всю жизнь Гофман ненавидел свою юридическую службу и надеялся когда-нибудь посвятить всего себя литературному и музыкальному творчеству, но каждый раз, испытывая жестокую нужду, вынужден был заниматься нелюбимым делом. Не раз он проявлял гражданское мужество, защищая прогрессивных деятелей Германии, с профессиональным блеском отстаивал человеческое достоинство своих подопечных. В 1819 г. его снова настигает болезнь. Вместе с женой, прервав работу над произведениями, он на два месяца едет в Силезию на лечение. Эти дни, проведенные на курортах Хиршберге и Вертбрунне, он позже прославил в вымышленных «Письмах с гор».

Время углубляет трагизм фантазий Гофмана. За роман «Повелитель блох» (1822), содержащий смелые выпады против полицейского режима в Пруссии, против незаконного преследования честных людей, в начале 1822 г. писатель оказался под судом и до конца жизни считался неблагонадежным. Сатирическое обличение было настолько велико, что текст, изуродованный прусской цензурой, был опубликован лишь в 1908 г. Творческая деятельность писателя совпала с тем периодом, когда феодальная Европа, до основания потрясенная буржуазной революцией во Франции и завоевательными походами Наполеона, делала все возможное, чтобы повернуть колесо истории вспять и реставрировать старые порядки. В отсталой, раздробленной на мелкие княжества Германии деградирующее дворянство, бюргерство пребывало в состоянии полного безразличия к общим и духовным интересам. В этих условиях романы и сказки Гофмана с их причудливым смешением трагического и комического, возвышенного и низменного, фантастики и реальности отражали в своеобразной форме противоречия самой жизни. Гофман не был похож на доброго сказочника. Нервный, издерганный, саркастический, непримиримый к обывательской пошлости, он умел восторгаться прекрасным, сочувствовать гонимым, ненавидеть самодовольных хозяев жизни, но в то же время верил в волшебство.

И все потому, что Гофман верил, что все люди, все явления имеют два лица: одно дневное, обращенное к повседневности, другое ночное, страшное, скрывающее мрачную тайну. Он работал по ночам и нередко, напуганный собственными вымыслами, будил жену и просил посидеть рядом, пока он пишет. Он боялся этого таинственного мира и вместе с тем презирал людей, не способных услышать потусторонние голоса, поверить в волшебство.

В романе «Житейские воззрения кота Мурра» (1820–1821) Гофман снова возвращается к своему любимому герою – композитору Крейслеру. Этот последний роман Гофман не закончил. Рабочие при наборе перепутали страницы рукописей капельмейстера Крейслера и его кота Мурра. В мире кота бушуют человеческие страсти: любовь, ревность, вражда. В человеческом обществе страсти приобретают уродливо-животный характер. Грабежи, убийства, обманы, подлоги – вот мир людей. Кот наивен в своих животных инстинктах, люди – безобразны и страшны. Мир фантазии и грез бессилен против обмана и предательства. Это была разящая сатира на феодально-бюрократическое, бездуховное общество. Гофман не пощадил ни министров, ни полиции, ни дворянства, ни обывателей-филистеров. В фантастическом и остроумном повествовании министерство юстиции разглядело сатиру на своих подчиненных. Началась травля и преследование писателя. Здоровье Гофмана было подорвано, и он передал через своих друзей, что «кот Мурр скончался». Это свидетельствовало о том, что Гофман бросил писать роман, который остался незавершенным. Находясь в тяжелом состоянии, пораженный параличом с января 1822 г., Гофман не мог обходиться без посторонней помощи. День и ночь у постели дежурили жена и друзья писателя. Он был окончательно истощен своим образом жизни; но и на смертном одре сохранил силу воображения и остроумие. В последние месяцы жизни им был завершен рассказ «Мастер Иоганн Вахт», начата новелла «Враг», продиктована новелла «Угловое окно», анекдот «Наивность». Гофман умер 25 июня 1822 г. от мучительной болезни спинного мозга в Берлине. Через три дня его останки были погребены на третьем кладбище храма Иоанна Иерусалимского в Берлине. Надгробный камень был установлен за счет судебного департамента, который Гофман так не любил. На камне высечена надпись: 

Э. Т. В. Гофман род. в Кенигсберге в Пруссии 24 января 1776 года. Умер в Берлине 25 июня 1822 года. Советник апелляционного суда. Отличился как юрист, как поэт, как композитор, как художник. От его друзей.

Год российского кино, Литературный календарь ЧОУНБ, Эрнст ГофманЧерез несколько дней кредиторы распродали с торгов вещи писателя. Он не смог оставить супруге ничего, кроме долгов… Одним из его последних замыслов было создать роман о своей верной подруге, его ангеле-хранителе, преданной Михалине, но ему не суждено было сбыться. Лишь один кредитор, владелец винного погребка «Лютера и Вегнера», простил долги писателя. Своим остроумием и даром собирать вокруг себя компанию Гофман привлек столько посетителей, что кабачок стал самым популярным заведением в округе.

Произведения Гофмана стали популярными в России с 20-х гг. XIX в., чему немало посодействовал В. Г. Белинский. Тогда же и появились первые переводы на русский язык. Белинский понял одним из первых, что в туманную область фантазий писателя гнала смрадная атмосфера и пошлость общественной жизни, «в которой он задохся и из которой готов был бежать хоть в дом сумасшедший… Немецкие гофраты, филистеры и педанты должны чувствовать до костей своих силу юмористического гофманского бича». В противовес многим литераторам, осуждавшим иррациональное, мистическое в творчестве Гофмана, Бальзак и Достоевский оценили глубину изображения противоречий в человеческом характере, диалектику добра и зла. Ф. М. Достоевский в молодые годы перечитал всего Гофмана не только в переводах, но и на языке оригинала. Жизни Гофмана и его произведениям посвящена опера Жака Оффенбаха «Сказки Гофмана» и поэма М. Бажана «Ночь Гофмана».

Интересные факты

Друзья дарят писателю полосатого котенка, которого он называет Мурром. Гофман работает над своим крупнейшим произведением, а подросший кот спокойно дремлет на его письменном столе. Однажды писатель увидел, что его воспитанник открывает лапой ящик письменного стола и укладывается спать на рукописях. В письмах друзьям писатель рассказывает о необычайной сообразительности Мурра и намекает, что, возможно, в отсутствие хозяина кот читает его рукописи и пишет свои.

Марк Харитонов

...Гофман возвращался домой по ночным берлинским улицам. Дождь кончился, на небе одна за другой проступали звезды. Фонари, удвоенные мостовой, перемигивались со своими отражениями. Ветерок холодил разгоряченный лоб. 

«Наверно, я позволил себе лишнее, – думал Гофман. Но надо же хоть иногда отвести душу. Почему так разбередил мне память этот мерзкий коротышка-шпион? Уже более пяти лет прошло. Посмотрела бы на меня Юлия теперь, когда в своем расшитом мундире я занимаю на судебных заседаниях место справа от председателя. Говорят, у меня вид прямо генеральский. Но это вздор, Юлия. У себя дома, на углу Шарлоттен-штрассе и Таубенштрассе, – он не замечал, что начинает бормотать вслух, точно обращаясь к невидимой собеседнице, – там, в кабинете, с пером в руке, над листом бумаги – я совсем прежний, уверяю тебя. Конечно, я много пережил с тех пор. Я слышал, и тебе пришлось несладко. Кто виноват, что все так сложилось? Как ни мерзок был мне этот проклятый торгаш, похитивший тебя, я понимаю, что не в нем одном дело. Я многое понял за это время. И знаешь, я хочу написать о том, что понял. О нас с тобой. 
О нет, не бойся, никто нас не узнает. Это будет сказка, там будут совсем другие люди. И мы в ней окажемся гораздо, гораздо счастливее...».

Эрнст Гофман

Наивность

(Пер. Н. Боголюбовой-Фомичевой)

Больной, сильно страдавший от бессонницы, решил, что ему нужно каждую ночь видеть рядом с собой кого-то, с кем он мог бы не просто беседовать, но кто ему, парализованному инвалиду, еще и оказывал бы необходимую помощь. И нашелся некий молодой человек, готовый нести при больном вахту. Но вместо этого он и сам впал в глубокий сон, да никак не мог проснуться. Больной же в эту ночь был особенно в ударе, в веселом музыкальном настрое. Он, вспоминая самые разные арии, канцоны, которые когда-то исполнял, взял да и пропел их все своим красивым голосом.

Но вдруг, взглянув на спящее лицо своего «помощника», он осознал всю смехотворность этой ситуации. И громко окликнул молодого человека по имени. А когда тот проснулся, больной спросил, не мешал ли он своим пением ему спать. 

«Ах, Боже мой! – спокойно и наивно ответил, пробудившись, молодой человек, потянулся и добавил – нет, ничуть. Продолжайте петь, господин советник. У меня хороший, здоровый сон». И тут он снова заснул, а больной ясным голосом запел: Sul margine d’un rio etc*. (* «На берегу потока» - произведение композитора 19 века Феликса Хорецки)

Экранизации

Сказки Гофмана – музыкальный фильм, снятый в 1951 г. режиссерами Майклом Пауэллом и Эмерихом Прессбургером по мотивам оперы Жака Оффенбаха на основе произведений  Э. Т. А. Гофмана.

Орех Кракатук – музыкальный фильм, снятый в 1977 г. Леонидом Квинихидзе.

Ошибка старого волшебника – фильм производства ГДР в жанре фэнтези, в основе которого лежит сказка «Крошка Цахес по прозвищу Циннобер», 1983 г. Режиссер Целино Блайвайсс.

Гофманиада – российский полнометражный кукольный мультфильм, находящийся в стадии производства с 2006 г. Режиссер – Станислав Соколов.

Щелкунчик – мультипликационный фильм, 1973 г., режиссер Борис Степанцев.

Щелкунчик и мышиный король – мультипликационный фильм1999 г., режиссер Татьяна Ильина.

Щелкунчик – мультипликационный фильм, 2004 г., режиссер Татьяна Ильина. Использована музыка из балета П. И. Чайковского «Щелкунчик».

Щелкунчик и Крысиный Король – художественный фильм в формате 3D Андрея Кончаловского, 2010 г.

Заказать в ЧОУНБ

Читать в библиотеке ЛитРес
*Для чтения книги онлайн в библиотеке ЛитРес необходима удаленная регистрация на портале ЧОУНБ. Библиотечную книгу Вы сможете читать онлайн на сайте или в библиотечных приложениях ЛитРес для Android, iPad, iPhone

Материал подготовила Наталья Удовицкая,
гл. библиограф ИБО

22.01.2016   10:49:00



 



Наверх