Михаил Ромм

Год российского кино, Литературный календарь ЧОУНБ, Михаил Ромм     Михаил Ромм

Я – человек очень редкой профессии, я – кинорежиссер. Профессия эта необыкновенно занимательна. Она очень трудная, но необыкновенно разнообразна и, следовательно, водит человека по очень забавным, странным и необычным тропкам. И на этих тропках встречаются забавные и необычные явления. Как бы ни казались эти явления иногда незаметными, маленькими, но в них, как в капле воды, отражается наша жизнь, отражается время. 
Михаил Ромм

Ромм… до чего же он талантлив, он всех талантливей!
Фаина Раневская

Год российского кино, Литературный календарь ЧОУНБ, Михаил Ромм

24 января 1901 г. на свет появился Михаил Ильич Ромм – кинорежиссер,  ставший культовым уже при жизни. Он снял семнадцать художественных и документальных фильмов, стал лауреатом пяти Сталинских премий, а после себя оставил целую плеяду талантливых учеников, среди которых Григорий ЧухрайВасилий Шукшин, Александр  МиттаАндрей ТарковскийНикита Михалков.

 Заказать книги в ЧОУНБ

Михаил Ромм – это человек-эпоха. Режиссер родился еще в Российской империи, умер в Советском Союзе, но многие темы, которые он затрагивал, актуальны до сих пор. В нем сочетались огромный талант, обаяние и невероятное везение, которое помогало ему всегда оставаться на плаву.

Михаил Ромм родился в еврейской семье. Дед его был, в свое время, владельцем типографии в Вильно, а отец, один из старейших в России социал-демократов, оказался в числе сосланных в Сибирь. Михаил учился искусству скульптуры, а в кино пришел под влиянием Сергея Эйзенштейна. Начинал как сценарист, затем работал ассистентом режиссера. В 1934 г. поставил свой первый самостоятельный фильм – это была  экранизация знаменитого рассказа  Ги  де Мопассана «Пышка», одна из последних немых картин, где впервые на экране появилась Фаина Раневская.  А следующая его работа, «Тринадцать», закрепила за автором статус серьезного мастера. Спустя всего несколько лет Ромм уже был удостоен Государственной премии за свои картины «Ленин в Октябре» и «Ленин в 1918 году». При этом самому режиссеру доводилось встречаться с Лениным единожды. Это было в тот период, когда Ромм только приехал в столицу и занимался торговлей книгами.

В 1940 г. Ромм стал художественным руководителем Главного управления по производству фильмов. В 1950-е режиссер создает еще одну дилогию, на этот раз о становлении российского флота – это «Адмирал Ушаков»  (Заказать в ЧОУНБ ) и «Корабли штурмуют бастионы». Оба фильма были отмечены призами европейских фестивалей.

Год российского кино, Литературный календарь ЧОУНБ, Михаил РоммВ 1962 г. на экраны выходит одна из лучших работ Ромма – «Девять дней одного года»  (Заказать в ЧОУНБ), рассказывающая о работе физиков-ядерщиков. Сюжет частично основан на реальных событиях. Картина стала лучшей по опросу журнала «Советский экран» за 1962 г., получила призы фестивалей в Карловых Варах, Мельбурне и Сан-Франциско, а также Государственную премию РСФСР им. братьев Васильевых. Карен Шахназаров отозвался о работе Ромма как о «самой шестидесятнической картине». Картина стала новым словом в советском кинематографе: необычные декорации, музыкальное оформление, отличные съемки, блестящие диалоги. Но как бы то ни было, на первом плане все-таки оказался конфликт личных и общечеловеческих проблем. 

Но еще больший успех ждал картину «Обыкновенный фашизм» (Заказать в ЧОУНБ), которая стала последней работой мастера. В фильме широко использованы кинохроника, снятая в нацистской Германии, фотодокументы, наглядно свидетельствующие о преступлениях нацизма. Исторический материал подается вперемежку с кадрами, отражающими современность. Фильм не просто воссоздает прошлое. Он – о сути тоталитарного общества, о взаимоотношениях личности и толпы. Ромм написал и сам прочел закадровый комментарий, который стал, быть может, лучшим его личным и самым искренним произведением.  Год российского кино, Литературный календарь ЧОУНБ, Михаил Ромм

В последние годы жизни Михаил Ромм увлеченно работал над картиной-трилогией о сложнейших проблемах нашей планеты.
1 ноября 1971 г. режиссер, сидя дома за рабочим столом, раскладывал карточки, на которых были обозначены кадры нового фильма под условным названием «Мир сегодня». Когда в кабинет заглянула его супруга, актриса Елена Кузьмина, он сказал: «Что-то мне нездоровится. Я, пожалуй, прилягу». Жена помогла ему переместиться на диван. Буквально через несколько мгновений Михаил Ромм ушел из жизни.

Ромм был всенародно любимым режиссером и оказал огромное влияние на мировое кино. 

Фильмография:

Режиссерские работы:

  • 1934 — Пышка
  • 1936 — Тринадцать
  • 1937 — Ленин в Октябре
  • 1939 — Ленин в 1918 году
  • 1941 — Мечта
  • 1945 — Человек № 217
  • 1947 — Русский вопрос
  • 1949 — Владимир Ильич Ленин (хроникально-документальный)
  • 1950 — Секретная миссия
  • 1953 — Адмирал Ушаков
  • 1953 — Корабли штурмуют бастионы
  • 1956 — Убийство на улице Данте
  • 1957 — Урок истории (совместно с Л. Арнштамом и Х. Писковым)
  • 1962 — Девять дней одного года
  • 1965 — Обыкновенный фашизм (документальный)
  • 1969 — Живой Ленин (документальный, совместно со М. Славинской)
  • 1971 — Первые страницы (документальный, совместно с С. Линковым и К. Осиным)
  • 1974 — И всё-таки я верю… (документальный)
  • 1931 — Рядом с нами
  • 1933 — Конвейер смерти («Товар площадей»)
  • 1934 — Пышка
  • 1936 — Тринадцать
  • 1941 — Мечта
  • 1944 — Человек № 217
  • 1947 — Русский вопрос
  • 1956 — Обыкновенный человек (соавтор сценария)
  • 1956 — Убийство на улице Данте
  • 1962 — Девять дней одного года

 Сценарии:

  • 1931 — Рядом с нами
  • 1933 — Конвейер смерти («Товар площадей»)
  • 1934 — Пышка
  • 1936 — Тринадцать
  • 1941 — Мечта
  • 1944 — Человек № 217
  • 1947 — Русский вопрос
  • 1956 — Обыкновенный человек (соавтор сценария)
  • 1956 — Убийство на улице Данте
  • 1962 — Девять дней одного года

Материал подготовила Татьяна Чуватина,
вед. библиотекарь отдела литературы по искусству

22.01.2016   13:48:14

 



 


 


Наверх