Михаил Салтыков-Щедрин

Год российского кино, Литературный календарь ЧОУНБ, Михаил Салтыков-Щедрин     Михаил Салтыков-Щедрин

В каждом порядочном человеке русской земли Щедрин имеет глубокого почитателя.
Николай Чернышевский 

У Щедрина великолепный, чисто народный, меткий слог...
Лев Толстой

Год российского кино, Литературный календарь ЧОУНБ, Михаил Салтыков-Щедрин

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин (псевдоним – Николай Щедрин) – русский писатель и публицист, классик русской художественной литературы XIX века.

Заказать книги в ЧОУНБ

Читать в библиотеке ЛитРес*
* Для чтения книги он-лайн в библиотеке ЛитРес необходима удалённая регистрация на портале ЧОУНБ. Библиотечную книгу Вы сможете читать онлайн на сайте или в библиотечных приложениях ЛитРес для Android, iPad, iPhone

Михаил Салтыков-Щедрин родился 27 января 1826 г. в селе Спас-Угол Тверской области в семье помещиков. С детских лет он стал свидетелем страшных картин крепостнического произвола, что оказало определяющее влияние на формирование его взглядов. Учиться грамоте Салтыков начал с семи лет. Его первым учителем был крепостной человек, живописец Павел, который с «указкой» в руках заставлял его «твердить» азбуку. Позднее обучением мальчика занимались старшая сестра Надежда, гувернантка, священник и студент Троицкой духовной академии. К десяти годам Салтыков был настолько подготовлен, что поступил в Московский дворянский институт, где пробыл всего два года, но не по причине неуспеха в науках, а по малолетству.

Год российского кино, Литературный календарь ЧОУНБ, Михаил Салтыков-Щедрин В 1838 г. Салтыков был переведен в императорский Царскосельский лицей, из которого вышел в чине коллежского секретаря и поступил на службу в Военное министерство. Столкнувшись с жестокостью армейской службы, равносильной, а иногда и превосходившей жестокость помещиков-крепостников, он делает вывод, что везде «долг, везде принуждение, везде скука и ложь». Кругом его общения становятся литераторы, ученые, философы, военные, которых объединяли антикрепостнические настроения.

В 1847–1848 гг. в журнале «Отечественные записки» выходят первые повести Салтыкова-Щедрина: «Противоречия» и «Запутанное дело». Идейная направленность произведений молодого писателя не могла не вызвать пристального интереса официальных властей. Решение цензурного комитета привлекло к Салтыкову внимание Николая I, указавшего на недопустимость службы в военном министерстве чиновника, распространяющего «вредные» идеи. За повесть «Запутанное дело» Салтыкова-Щедрина фактически сослали в Вятку, где он получил место канцелярского чиновника при Вятском губернском правлении. Находясь в ссылке, Салтыков встретил свою будущую жену Елизавету Болтину, дочь Вятского вице-губернатора, которой в то время было всего 12 лет. Он терпеливо ждал ее взросления – повенчались они уже после возвращения Салтыкова-Щедрина в Петербург. Писатель обожал жену, но счастья и взаимопонимания между ними не было. Красивая, но не разделяющая его интересов светская женщина не стала единомышленником и другом великого сатирика.

После воцарения императора Александра II  Салтыкову-Щедрину было разрешено покинуть Вятку. Его освобождают из-под надзора и разрешают «проживать и служить, где пожелает». В конце 1855 г. он вернулся в Санкт-Петербург в обстановке наступившего общественного подъема и сразу же возобновил прерванную ссылкой литературную работу. Огромный успех и известность писателю принесли «Губернские очерки» (1856–1857), опубликованные под именем «надворного советника Н. Щедрина». Этот псевдоним почти вытеснил подлинное имя автора в сознании современников. Антикрепостническая направленность цикла привлекла к нему большое внимание прогрессивной части русской интеллигенции. Писателю прочили славу будущего Гоголя.

Год российского кино, Литературный календарь ЧОУНБ, Михаил Салтыков-Щедрин В марте 1858 г. Салтыков был назначен рязанским вице-губернатором, в апреле 1860 г. переведен на ту же должность в Тверь. В феврале 1862 г. Салтыков-Щедрин выходит в отставку и переезжает в Петербург. Приняв приглашение Н. А. Некрасова, входит в редакцию журнала «Современник», но в 1864 г., в результате возникновения разногласий покидает журнал и возвращается на государственную службу управляющим казенной палатой в Пензе, в 1866 г. переведен на ту же должность в Тулу, а в октябре 1867 г. – в Рязань. Частая смена мест службы объясняется конфликтами с начальниками губерний, над которыми писатель «смеялся» в памфлетах-гротесках. В 1868 г., после жалобы рязанского губернатора, Салтыков был отправлен в отставку в чине действительного статского советника. Вернувшись в Петербург, в июне 1868 г. принимает приглашение Н. А. Некрасова стать соредактором журнала «Отечественные записки», где работает до момента запрещения журнала в 1884 г. Именно в «Отечественных записках» (главным редактором которых после смерти Некрасова стал Салтыков-Щедрин) вышли наиболее значительные произведения писателя. Читатели журнала знакомятся с циклами сатирических рассказов и очерков: «Помпадуры и помпадурши» (1863–1874), «Письма о провинции» (1868), «Признаки времени» (1868), «Господа ташкентцы» (1869–1872), «Благонамеренные речи» (1872–1876), «В среде умеренности и аккуратности» (1874–1877), «Убежище Монрепо» (1878–1879), «Письма к тетеньке» (1881–1882), романами «Господа Головлевы» (1875–1880) и «Современная идиллия» (1877–1883). Салтыков создает своего рода сатирическую энциклопедию русской жизни. 

Одним из наиболее крупных произведений в творчестве М. Е. Щедрина стала книга «История одного города» (1869–1870), которая выявила не только особенности общественно-политической позиции писателя-сатирика, но и новаторские черты его художественной манеры, которые нашли отражение позднее в цикле «Сказки» (1869–1886). Эта антиутопия по сути своей является переписанной историей Российской империи XVIII–XIX вв. В романе ведется рассказ об истории города Глупова, в котором за небольшой срок сменился 21 градоначальник. Современники называли ее «пасквилем на историю государства Российского», и в чем-то были правы – написана она зло и безжалостно.

В конце творческого пути Щедрин пишет цикл «Мелочи жизни» (1886–1887) и книгу «Пошехонская старина» (1887–1889), в которой подводит итог жизненным наблюдениям и показывает не только причины нравственного оскудения провинциального дворянства (как в «Господах Голавлевых»), но и социально-психологические типы крестьян. «Пошехонская старина» – последнее значительное произведение Щедрина, имеющее автобиографическое значение. Книга переполнена самыми грустными красками и дает если не буквально точную, то, во всяком случае, довольно близкую картину его домашнего воспитания в период до десятилетнего возраста. Пошехонье раскрывается как некое застывшее, уродливо искаженное подобие человеческого мира, не освещенного лучом сознания. Писатель обращается к человеку: «Не погрязайте в подробностях настоящего, но воспитывайте в себе идеалы будущего; ибо это своего рода солнечные лучи, без оживотворяющего действия которых земной шар обратился бы в камень. Не давайте окаменеть и сердцам вашим, вглядывайтесь часто и пристально в светящиеся точки, которые мерцают в перспективах будущего». «Пошехонская старина», законченная за три месяца до смерти, – итоговое произведение, исповедь и завещание писателя.

Салтыков-Щедрин умер 10 мая 1889 г. в Петербурге, незадолго до смерти начав работу над новым произведением «Забытые слова». Похоронен, согласно его желанию, на Волковом кладбище, рядом с И. С. Тургеневым.

Афоризмы

- Люби, люби свое отечество! Ибо любовь эта даст тебе силу, и все остальное без труда совершить.

- Нет опаснее человека, которому чуждо человеческое, который равнодушен к судьбам родной страны, к судьбам ближнего, ко всему, кроме судеб пущенного им в оборот алтына.

- Одно остается небезрассудным – это жажда подвига. В этой жажде трепещет живое человеческое сердце, скрывается пытливый и никогда не успокаивающийся человеческий разум.

- Нет более просветляющего, очищающего душу чувства, как то, которое ощущает человек при знакомстве с великим художественным произведением.

Читайте в Публичке!

Год российского кино, Литературный календарь ЧОУНБ, Михаил Салтыков-Щедрин

Салтыков-Щедрин, М. Е.  История одного города; Сказки / М. Е. Салтыков-Щедрин. – Москва : Худож. лит., 1982. – 304 с.

Место хр. КХ; Инв. М-349046
Место хр. КХ; Инв. М-352189
Место хр. КХ; Инв. М-353632

В отделе обслуживания начала работу книжная выставка, посвященная 190-летию со дня рождения М. Е. Салтыкова-Щедрина (1826–1889).

Материал подготовлен Екатериной Черепановой,
библиотекарь ИБО

26.01.2016    10:45:24





Наверх