Ромен Роллан

Год российского кино, Литературный календарь ЧОУНБ, Ромен Роллан     Ромен Роллан

 Чтобы озарять светом других, нужно носить солнце в себе.
Ромен Роллан

 Меня удивляет стойкость любви Ромена Роллана к миру и человеку; я завидую его крепкой вере в силу любви. Я не считаю его оптимистом, он идеальный стоик. Он, видимо, очень глубоко прочувствовал истину, скрытую в одной русской пословице: «Всё пройдёт, только правда останется». Мужественно, не закрывая глаза на те неисчислимые страдания, которые, терзая людей, проходят, чтобы оставить нам чистую и прекрасную правду, Р. Роллан уверенно делает своё дело поэта и мыслителя.
Максим Горький

Год российского кино, Литературный календарь ЧОУНБ, Ромен Роллан

Ромен Роллан – французский писатель, общественный деятель, учёный-музыковед. Лауреат Нобелевской премии по литературе (1915): «За высокий идеализм литературных произведений, за сочувствие и любовь к истине».

Заказать книги в ЧОУНБ

Читать в библиотеке ЛитРес*
*Для чтения книги онлайн в библиотеке ЛитРес необходима удалённая регистрация на портале ЧОУНБ. Библиотечную книгу Вы сможете читать онлайн на сайте или в библиотечных приложениях ЛитРес для Android, iPad, iPhone.

Ромен Роллан родился 29 января 1866 г. в обеспеченной буржуазной семье в маленьком городке Кламси на юге Франции. Чтобы дать сыну хорошее образование, в 1881 г. семья Ролланов переехала в Париж, где будущий писатель окончил лицей Людовика Великого. Затем в 1886 г. он поступил в престижную школу Эколь Нормаль. После её окончания Роллан два года прожил в Италии, изучая изобразительные искусства, а также жизнь и творчество выдающихся итальянских композиторов. Играя на фортепиано с раннего детства и не переставая серьёзно заниматься музыкой в студенческие годы, Роллан решил избрать своей специальностью историю музыки.

Вернувшись в 1891 г. в Париж, Роллан продолжает писать пьесы и заниматься исследовательской работой. В октябре 1892 г. он женился на Клотильде Бреаль, дочери знаменитого филолога. Двумя годами позже в торжественной обстановке он защищает первую в Сорбонне диссертацию в области музыки «Происхождение современного оперного театра. История оперы в Европе до Люлли и Скарлатти». В течение следующих 17 лет Ромен Роллан совмещает занятие литературой с чтением лекций по музыке и изобразительному искусству в Сорбонне и других учебных заведениях.

Начало литературной деятельности Роллана относится к периоду после защиты диссертации. Его первая пьеса «Орсино» (1891) относит читателя к эпохе Возрождения, где главный герой выражает собой все замечательные черты этой эпохи. Кроме «Орсино», существует ещё несколько пьес, посвящённых античной и итальянской тематике: «Эмпедокл» (1890), «Бальони» (1891), «Ниобея» (1892), «Калигула» (1893) и «Осада Мантуи» (1894). Однако они не принесли успеха автору, не были изданы или поставлены на сцене.

Первое опубликованное произведение Роллана – трагедия «Людовик Святой» (1897), одна из пьес цикла «Трагедии веры», в который также вошли драмы «Аэрт» (1898) и «Настанет время» (1903). Это философская пьеса, в которой происходит конфликт между верой и неверием, где веру представляет Людовик Святой, возглавивший крестовый поход, а неверие – сеньоры Салисбери и Манфред, презирающие других людей. В этом цикле пьес Роллан соединяет социально-философские идеи драм Ибсена и романтические черты Шиллера и Гюго. При этом автор пытается доказать необходимость обновления жизни общества и самого искусства.

К обновлению искусства призывает и сборник статей автора «Народный театр» (1903). Роллан пытается убедить, что искусство (в частности театральное) не должно существовать ради искусства, а должно быть понятным для народа, побуждать его к действию.

Признание Ромен Роллан получил на рубеже XIX–XX вв. после публикации и постановки пьес, посвящённых событиям Великой французской революции и вошедших в цикл «Театр революции»: «Волки» (1898), «Торжество разума» (1899), «Дантон» (1900), «Четырнадцатое июля» (1902).

Позже автор обращается к биографическому жанру и пишет цикл «Героические жизни», включивший в себя «Жизнь Бетховена» (1903), «Жизнь Микеланджело» (1906) и «Жизнь Толстого» (1911). В этих книгах Роллан выступает как новатор биографического жанра, включая в свои произведения черты психологического очерка, литературного портрета и музыкального исследования.

Наиболее известное произведение Роллана – роман «Жан-Кристоф» (1904–1912), состоящий из 10 книг. Это произведение принесло автору мировую славу и переведено на десятки языков. Роман рассказывает о кризисе немецкого музыкального гения Жан-Кристофа Крафта, прототипом которому стали Бетховен и сам Роллан.

В 1918 г. Роллан выпускает повесть «Кола Брюньон» – самое жизнеутверждающее произведение довоенного периода, в котором автор снова обращается к эпохе Возрождения. Основной темой повести является творчество, но оно понимается Ролланом широко: не столько как профессиональная деятельность, сколько как творческое отношение к жизни.

Первая мировая война ознаменовала начало нового периода в творчестве Роллана. Он включается в активную общественную борьбу, выступает с антимилитаристских позиций, становится одним из виднейших общественных деятелей Европы. Роллан решает остаться в Швейцарии и предпринимает безуспешные попытки добиться примирения между французскими, немецкими и бельгийскими интеллектуалами. Его аргументы были изложены в ряде статей, изданных затем в сборнике «Над схваткой» (1915).

В 1916 г. автору присуждается Нобелевская премия: «За возвышенный идеализм его литературных произведений, а также за подлинную симпатию и любовь, с которой писатель создает различные человеческие типы».

В 1919 г. появляется книга «Предтечи», получившая широкий отклик у европейской интеллигенции. Оба произведения («Над схваткой» и «Предтечи») свидетельствуют об эволюции взглядов Роллана на природу войны. Если в «Над схваткой» Роллан считает, что война является результатом идейных противоречий, шовинистической пропаганды, то в «Предтечах» он приходит к пониманию истинных причин мировой бойни. Главной из них становятся деньги, материальные интересы тех, кто наживается на войнах.

Антивоенные взгляды писатель продолжает исповедовать в памфлете «Лилюли» (1919), трагедии «Пьер и Люс» (1920) и романе «Клерамбо» (1920).

Летом 1919 г. Роллан публикует «Декларацию независимости духа», программную статью, в которой обращается к европейской интеллигенции с призывом объединиться и отстоять духовную свободу.

Весной 1921 г. Роллан вместе с отцом и сестрой перебирается в Швейцарию, покупает дом в Вильневе, где напряженно работает, принимает многочисленных посетителей, отвечает на поток писем. Когда здоровье позволяет, он предпринимает заграничные поездки. В 1923 г. – в Лондон и Зальцбург. В 1924 г. – в Вену и Прагу. В 1925 г. – в Германию.

Будучи не в силе примирить революционные мысли преобразования общества с отвращением к войне, Роллан обращается к философии Махатмы Ганди, результатом чего стали книги «Махатма Ганди» (1923), «Жизнь Рамакришны» (1929), «Жизнь Вивекананды» (1930).

Самым значительным художественным произведением Роллана послевоенного периода является роман «Очарованная душа» (1922–1933), в котором автор переходит к социальным темам.

Год российского кино, Литературный календарь ЧОУНБ, Ромен РолланЛетом 1935 г. Роллан по приглашению Максима Горького побывал в СССР. Он принимает многочисленные делегации, встречается с писателями, дважды беседует со Сталиным. Впечатления от поездки отражены в дневнике, частично опубликованном в журнале «Эроп» в 1960 г.

В 1936 г. выходит в свет сборник «Спутники», состоящий из 11 статей и эссе, написанных с 1900 по 1935 г. и посвященных великим художникам и мыслителям, которых Роллан считал спутниками своей жизни. В частности, в сборник вошли очерки о Шекспире, Гёте, Л. Толстом, Гюго. Завершает сборник статья «Ленин, искусство и действие».

В 1938 г. Роллан возвратился из Швейцарии во Францию. В это время его особенно волнуют события, происходящие в СССР. Встревоженный сообщениями об усиливающихся репрессиях, Роллан выражает беспокойство в частных письмах своим высокопоставленным друзьям в СССР, но не получает ни ответов, ни разъяснений.

Итогом размышлений Роллана о судьбах и превратностях революций стала драма «Робеспьер» (1939), завершившая цикл «Театр революции».

Начало Второй мировой войны застало Роллана в Везеле, на юге Франции. Он немедленно выступает с заявлением, в котором подтверждает свою «полную приверженность борьбе демократии против гитлеровской тирании». Через несколько месяцев Везель был оккупирован фашистами. Несмотря на то, что часть его дома была занята немцами, Роллан продолжает работать над автобиографическими произведениями «Внутреннее путешествие» (1942), «Кругосветное плаванье» (1946) и многотомным исследованием «Бетховен. Великие творческие эпохи» (1928–1949), в которых отразились смятение и тяжелые душевные переживания писателя, вызванные событиями войны. Последним произведением Роллана стала книга «Пеги» (1944).

30 декабря 1944 г. Роллан скончался от туберкулеза, которым страдал с детства.

ЦИТАТЫ

Самое страшное в жизни – это люди, которые представляют собой полное ничто. Как балласт, сброшенный с высоты, их неудержимо влечет вниз; они неизбежно должны упасть и, падая, увлекают за собой всех, с кем связала их судьба.

 «Жан-Кристоф»

Мир таков, как он есть. И я тоже такая, как есть. Пусть он меня потерпит! Ведь я-то его терплю!

 «Очарованная душа»

Несчастный, бедный, больной, одинокий подавленный горем человек, которому мир отказал в радости, создаёт Радость сам, чтобы отдать её миру. Он выковывает его из своего страдания, как выразил он в гордых словах: «через страдания к радости», которые могут служить итогом и девизом всякой героической души!

 «Жизнь Бетховена»

– У нас-то с вами на душе спокойно!.. А другие – как в лихорадке. Война. Заводы. Надо спешить! Торопиться жить, работать, наслаждаться…
– Да, – подтвердил Пьер, – сейчас миг жизни короток.
– Тем более незачем спешить, – ответила Люс, – слишком скоро придёшь к концу. Давайте идти потихонечку.
– Но сама жизнь мчится, – возразил Пьер. – Давайте же держать её крепче.
– Я держу её, держу, – проговорила Люс, сжимая его руку. 

«Пьер и Люс»

Заказать книги в ЧОУНБ

Читать в библиотеке ЛитРес*
*Для чтения книги онлайн в библиотеке ЛитРес необходима удалённая регистрация на портале ЧОУНБ. Библиотечную книгу Вы сможете читать онлайн на сайте или в библиотечных приложениях ЛитРес для Android, iPad, iPhone.

Отдел литературы на иностранных языках приглашает на книжную выставку «Поэт и мыслитель», подготовленную к 150-летию со дня рождения Ромена Роллана

Материал подготовил Анатолий Мезяев,
библиотекарь отдела электронных ресурсов

28.01.2016    14:47:03







Наверх