Александр Афанасьев

Год российского кино, Литературный календарь ЧОУНБ, Александр Афанасьев     Александр Афанасьев

Афанасьев Александр Николаевич  – русский историк и литературовед, исследователь духовной культуры славянских народов, собиратель фольклора.

Заказать книги в ЧОУНБ

Читать в библиотеке ЛитРес*

Родился 23 июля 1826 г. в маленьком городке Богучаре Воронежской губернии, в семье стряпчего (мелкого судейского чиновника). Через три года после его рождения семья переехала в город Бобров той же губернии, где и прошло его детство. В 1837 г. поступил в Воронежскую гимназию, затем на юридический факультет Московского университета. Учился с интересом и уже на третьем курсе опубликовал свою первую научную работу. Она называлась «Государственное хозяйство при Петре Великом» и вышла в журнале «Современник». 

Окончив университет в 1848 г., преподает русскую историю и словесность в частном пансионе, а через год поступает на службу в Главный архив Министерства иностранных дел.

Служба Афанасьева в архиве продолжалась до 1862 г. – этот период времени был самым плодотворным в его научной и литературной деятельности.

Юрист по образованию, он выступил в печати с несколькими серьезными работами о верованиях и обычаях наших далеких предков: «Дедушка домовой», первое его мифологическое исследование; «Ведун и ведьма»; «Языческие предания о острове Буяне» – здесь он впервые развил во всей полноте свою натурмифологическую систему славянского мировоззрения; «Зооморфические божества у славян»; «Несколько слов о соотношении языка с народными поверьями».

Появление в популярных и специальных изданиях серии статей о языческих верованиях древних славян стало своеобразным манифестом русской мифологической школы. Созданные в последующие годы аналитические этюды «Религиозно-языческое значение избы славянина», «Колдовство на Руси в старину», «О значении рода и рожаниц», «Мифическая связь понятий: света, зрения, огня, металла, оружия и жолчи» окончательно обозначили разрыв с господствовавшей в исследованиях эволюции родового строя историко-юридической школой Соловьева–Кавелина. В конкретных живых реалиях русского быта Афанасьев искал следы индоевропейской мифологической системы.

В течение 1855–1863 гг. Александр Афанасьев публикует 8 выпусков «Народных русских сказок». В основу сборника, вобравшего около 600 текстов, легли сказки из архива Русского географического общества и собрания В. И. Даля, материалы других собирателей фольклора и немногочисленные собственные записи издателя. Сказки были распределены по разделам: животный эпос, мифологические сюжеты, сюжеты былинные и навеянные историей, суеверные рассказы о колдунах и мертвецах, сказки с бытовой и юмористической окраской. Это было первое издание, в котором сказки систематизированы. В дальнейшем классификацию упростили, но в ее основе остается принцип, выработанный Афанасьевым. Позднее на основе этого собрания был составлен сборник «Русские детские сказки» (1870).

Демократическая и антиклерикальная направленность данной работы вызывала острое недовольство властей и духовенства. Александр Николаевич хотел издать сказки в том виде, как они были записаны. Ученый прогрессивных убеждений, он кроме собрания сказок выпустил «Народные русские легенды», носящие антицерковный характер, а в Женеве вышел анонимно составленный им сборник «Русские заветные сказки», известные своим эротическим содержанием.  Сказки нескромного содержания, как и сказки известного сборника, были доставлены Афанасьеву теми же собирателями-вкладчиками: В. И. Далем, П. И. Якушкиным, воронежским краеведом Н. И. Второвым. И в том и в другом сборнике те же темы, мотивы, сюжеты, с той лишь разницей, что сатирические стрелы «Заветных сказок» более ядовиты, а язык местами довольно груб.

Летом 1860 г. Афанасьев отправился в заграничное путешествие, во время которого посетил Германию, Швейцарию и Италию. Немногие знали о том, что он сделал кратковременную остановку в Лондоне, где тайно встречался с политическим эмигрантом А. И. Герценом. По возвращении в Россию вновь приступил к работе в архиве Министерства иностранных дел. 

В 1862 г. на московской квартире Афанасьева был произведен обыск, и хотя полиция ничего не нашла, ученому пришлось оставить службу в архиве. В жизни Афанасьева настали тяжелые времена: он вынужден был давать уроки, распродать свою уникальную библиотеку. Только через четыре года ему удалось получить место  секретаря в Городскую думу, а в 1867 г. переходит на должность секретаря съезда мировых судей 2-го округа Москвы.

Даже в это трудное время Александр Николаевич ни на один день не прерывал научной работы. Он готовил фундаментальный труд «Поэтические воззрения славян на природу», где попытался обобщить все известные к тому времени этнографические материалы по данному вопросу. Это огромное сочинение стало настоящей энциклопедией для многих русских и зарубежных ученых. В нем Афанасьев показал древнейшие истоки человеческой культуры, выявил глубокую общность всех индоевропейских народов и впервые ввел в научный обиход множество неизвестных сведений. 

Это громадное исследование было последним трудом Афанасьева, 23 октября 1871 г. в возрасте 45 лет он умер от чахотки. Похоронен в Москве, на Пятницком кладбище.

Заказать книги в ЧОУНБ

Читать в библиотеке ЛитРес*

* Для чтения книги онлайн в библиотеке ЛитРес необходима удалённая регистрация на портале ЧОУНБ. Библиотечную книгу Вы сможете читать онлайн на сайте или в библиотечных приложениях ЛитРес для Android, iPad, iPhone.

 Материал подготовлен Екатериной Черепановой,
библиотекарем ИБО