Борис Лавренёв

Год российского кино, Литературный календарь ЧОУНБ, Борис Лавренёв     Борис Лавренёв

 Самое святое, что есть у человека, – это Родина и народ. Самая лучшая в мире – моя Родина! Ее нельзя не любить, как нельзя не любить то место, где ты родился и взрослеешь, где с малых лет тебе знаком каждый перелесок…
Борис Лавренев

Чтобы говорить о настоящем, нужно вспомнить прошлое. Без прошлого настоящего не бывает. Вернее – без прошлого его нельзя понять во всей широте. Только в сопоставлении настоящее приобретает звучание, наполненность, одевается живыми тканями.
Борис Лавренев 

Повести, пьесы, рассказы Лавренева давно стали классикой, прекрасным, радующим всех чтением, чтением, которое будит новые мысли, открывает в душе новые ее стороны
Владимир  Пименов

Год российского кино, Литературный календарь ЧОУНБ, Борис Лавренев

Борис Андреевич Лавренев (настоящая фамилия – Сергеев) – русский советский прозаик, драматург, журналист. Лауреат двух Сталинских премий (1946, 1950).

Заказать книги в ЧОУНБ

Слушать в библиотеке ЛитРес*

Борис Лавренев родился 17 (5) июля 1891 г. в Херсоне в семье педагога-словесника. По материнской линии происходил из старинного казачьего рода. Об истории своей семьи Лавренев увлекательно и подробно написал в «Короткой повести о себе»: «Возле крепости разлегся на берегу уютный, ласковый город. Обилием зелени он похож на парк, и летом, когда цветут акации, улицы засыпаны душистой шуршащей пеной опавших лепестков, по которым идешь, как по ковру. Имя города – Херсон. В этом городе я родился... Родители мои были педагогами и всю жизнь с гордостью несли скромное, но почетное звание народных учителей... До поступления в гимназию моим начальным образованием занимался отец. Наряду с грамотой и арифметикой он стал планомерно обучать меня физическому труду... обучая приемам ремесла, отец говорил: ...запомни, что ручной труд благородное дело... Я твердо запомнил добрые отцовские советы и, кроме столярного и токарного мастерства, овладел в дальнейшем специальностями электромонтера, слесаря и переплетчика...».

Борис Лавренев учился в 1-ой Херсонской мужской гимназии (вып. 1909 г.). В 1915 г. закончил юридический факультет Московского университета. Поэзия манила его с гимназических лет, вместе с одноклассником он декламировал собственные стихи. «…Ошеломленный чтением лермонтовского «Демона», я за три каникулярных месяца написал поэму «Люцифер», размером в 1500 строк чистым, как мне казалось, четырехстопным ямбом... я отдал ее на суд отцу, преподававшему историю русской литературы... Отца я не только любил. С первых сознательных лет я привык глубоко уважать его… – Мыслишки кой-какие воробьиные есть, – сказал отец, – … Возьми, спрячь! Вырастешь, сам навеселишься, перечитав. И, ласково потрепав меня по вихрам, вернул тетрадку...», – читаем в «Короткой повести о себе». Увлечение сохранилось и в студенческие годы. Первые рассказы под фамилией Сергеев появились в 1910 г. в московской газете «Студенческая жизнь». «Поэтическое вдохновение хлынуло из меня неудержимым потоком в первый год студенчества. Я писал запоем и рвал написанное беспощадно, оставляя жизнь только немногим 20 стихотворениям, относительно которых я был уверен. И весной 1911 г. я с душевным содроганием увидел одно из этих стихотворений превращенным в печатный текст нашей газетой «Родной край», – вспоминает Б. Лавренев в своей «Автобиографии». В 1912 г. Лавренев печатается в декадентском альманахе «Жатва», всецело находясь под «жестоким обаянием» символистов. Но в 1917 г. резко порывает с символизмом и входит в московскую группу эгофутуристов, общаясь и с петербургским обществом футуристов «Мезонин поэзии».

Пройдя краткосрочные курсы военного училища, в чине поручика артиллерии участвовал в Первой мировой войне. В гражданскую войну был добровольцем Красной Армии на Украине и в Туркестане. В 1916 г. Лавреневым написан первый рассказ «Гала-Петер», который он считал началом своего литературного пути (опубликован в 1924 г.). «Я до сих пор люблю этот рассказ даже с его детскими недостатками», – писал Борис Андреевич в 1957 г. Во время Февральской революции Лавренев был комендантом революционных войск Московского гарнизона, затем адъютантом коменданта Москвы. Октябрьская революция вызвала у Лавренева растерянность и смятение, в сентябре 1918 г. он вернулся в Херсон. Но вскоре, определив свое место в революции, уехал в Москву, с декабря 1918 г. находясь в рядах Красной Армии. В 1919 г. командовал бронепоездом. При ликвидации банды атамана Зеленого, которая прорывалась через железнодорожное полотно у разъезда Карапыши (Лавренев руководил операцией) был тяжело ранен, отправлен на лечение. В 1920 г. уехал на Туркестанский фронт и назначен военным комендантом Ташкента. С середины 1920 гг. работал в литературно-издательском отделении Политуправления Туркестанского фронта, преобразованного впоследствии в Военно-редакционный Совет Туркфронта, с августа 1921 г. – в редакцию «Красноармейской газеты (первоначальное название «Красной звезды»). Встретился с Дмитрием Фурмановым, возглавлявшим Политуправление фронта, оттуда и пошло их знакомство. Лавренев публиковал рассказы, стихи, статьи, рецензии, фельетоны. За 4 года, проведенных в Ташкенте, выполнил около тысячи рисунков, плакатов, карикатур, обложек, заставок, заголовков, эскизов. Печатался под псевдонимом Лавренев, взятым Борисом Андреевичем Сергеевым после поэтического дебюта: «В литературе уже был один Сергеев-Ценский… Придумывать какую-нибудь приставку по месту рождения или жительства, называться Сергеевым-Херсонским или вроде этого – было глупо. Я взял себе фамилию одного из родственников сперва как псевдоним, а с 1922 года окончательно принял эту фамилию».

Год российского кино, Литературный календарь ЧОУНБ, Борис ЛавреневБорис Лавренев дебютировал как прозаик в 1924 г. Повести «Ветер» (1924), «Сорок первый» (1926), «Рассказ о простой вещи» (1927), посвященные событиям революции и гражданской войны, сразу же принесли автору известность.  Лавренев разнообразил жанровые формы своей прозы: социально-психологическая повесть, авантюрная новелла, бытовой рассказ, документальная повесть, сатирический роман. Наиболее полно художественная индивидуальность раскрылась в драме. Как драматург дебютировал в 1925 г. пьесой «Дым» – о белогвардейском мятеже в Туркестане. В романе-памфлете «Крушение республики Итль» (1925) Лавренев высмеял буржуазное устройство государства в сатирическом и одновременно фантастическом повествовании. Роман высоко оценил М. Горький. В 1926 г. Лавренев выпустил сборник рассказов «Шалые повести», в котором отразилось ироничное отношение автора ко времени нэпа, резко контрастировавшего с недавним прошлым. В этом же году опубликована повесть «Кинжал» о декабристах.

Большое место в творчестве Лавренева занимает тема интеллигенции, ее отношения  к народу, ее место в революции (повесть «Седьмой спутник», 1927). Особенно остро эта проблема зазвучала в повести «Гравюра на дереве» (1928) – об искусстве и судьбе художника; произведение, проникнутое духом Ленинграда, поэтическими реминисценциями из Достоевского и в то же время сатирическим ядом против приспособленчества в искусстве. Год российского кино, Литературный календарь ЧОУНБ, Борис ЛавреневИтогом творческих поисков Лавренева стала драма «Разлом» (1928), в которой тема революции, народного героического характера получили наиболее полное решение. Лавренев пересмотрел здесь свое понимание героизма, отказавшись от ореола необычайного, каким прежде он окружал героическую личность. Внимание писателя привлекают будничные события, великое он находит в простом. В основу пьесы легли исторические события: переход легендарного крейсера «Аврора» (в пьесе прозрачно переименованного в «Зарю») в ночь на 25 октября 1917 г. к Николаевскому мосту. Пьеса была поставлена театром Вахтангова в Москве и ББТ в Ленинграде и сразу стала классикой советской драматургии.

Вместе с К. Треневым и Вс. Ивановым Лавренев стал одним из создателей нового типа героико-революционной драмы. Героическая тема широко развита в дальнейшем творчестве Б. Лавренева: повесть «Большая земля» (1935) – о романтике арктических открытий, героическая драма «Песня о черноморцах» (1943) – о защитниках Севастополя, драма «За тех, кто в море!» (1945), имевшая успех, награжденная Сталинской премией, многократно ставившаяся на сценах театров страны. Морская тема органично вошла в рассказы, повести и пьесы Лавренева. Этот критерий – близости людей к природе, оберегающей их от поступков антигуманных, – составила творческое своеобразие прозы Лавренева. О своей пожизненной любви к морю Б. Лавренев говорил неоднократно: «Море я полюбил на всю жизнь с той минуты, когда оно открылось глазам восхищенного пятилетнего мальчика с высоты Байдарских ворот в могучей вольной своей красе и необъятном просторе. Мать никак не могла увести меня от обрыва, над которым я застыл, околдованный неотразимым обаянием синей бездны». Эта романтическая, неотступная любовь одушевляла его в повести «Сорок первый», связанной с Аральским морем, трагедия рассказа «Срочный фрахт» развертывается на Одесском пирсе… Тот, кого однажды «позвало море», кто услышал на рассвете шум прибоя, поймал в руку солнечный луч… тот уже никогда не вернется в мир бесчеловечного быта.

С началом Великой Отечественной войны Лавренев ушел на фронт добровольцем. Был военным корреспондентом центральных периодических изданий на Балтике, на Севере, на Черноморье. Издал сборник рассказов «Балтийцы раскуривают трубки» (1942). Начиная с середины 1940-х гг., Лавренев работал преимущественно как драматург.  За политическую драму «Голос Америки» (1949) автору в 1950 г. присуждена Сталинская премия второй степени. Пьеса «Лермонтов» написана в 1953 г. Часто выступал как публицист по проблемам международной политики. «Люблю полную тишину, но с удовольствием работаю под приглушенную музыку. Музыка часто бывает лучшей тишиной…», – писал Б. А. Лавренев в статье  «Священная жертва».

Борис Лавренев скончался 7 января 1959 г. в возрасте 67 лет. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище. Награжден премиями, орденами и медалями. Книги Б. А. Лавренева переведены на многие языки мира. Наибольшее число переводов выдержали пьесы, а также повести «Сорок первый» и «Седьмой спутник».

Цитаты:

 – Двужильный ты, что ли? Сам щуплый, а тянешь за двух. С чего это в тебе сила такая?
Повел губы поручик всегдашней усмешкой. Спокойно ответил:
– Не поймешь. Разница культур. У тебя тело подавляет дух, а у меня дух
владеет телом. Могу приказать себе не страдать…

…Знаю одно – живем мы на закате земли. Верно ты сказала: «Напополам трескается», да, трескается, трещит старая сволочь! Вся опустошена, выпотрошена. От этой пустоты и гибнет. Раньше была молодой, плодоносной, неизведанной, манила новыми странами, неисчислимыми богатствами. Кончилось. Больше открывать нечего. Вся человеческая хитрость уходит на то, чтобы сохранить накопление, протянуть еще века, года, минутки. Техника. Мертвые числа. И мысль, обеспокоенная числами, бьется над вопросами истребления. Побольше истребить людей, чтоб оставшимся надольше хватило набить животы и карманы…

…Когда заткнул Колчак ощеренным винтовками человеческим месивом, как тугой пробкой, Оренбургскую линию, посадив на зады обомлелые паровозы – ржаветь в глухих тупиках, – не стало в Туркестанской республике черной краски для выкраски кож. А время пришло грохотное, смутное, кожаное...

…Ветер бесился псиным воем, взбрасывал всё выше колеблющиеся плескучие холмы. Бешеным налетом бросился в парус, вздыбил его беременное брюхо, рванул...

 (Из повести «Сорок первый»)

Экранизации

Год российского кино, Литературный календарь ЧОУНБ, Борис ЛавреневСорок первый (1927) – советский художественный кинофильм режиссера Я. Протазанова, снятый по мотивам одноименной повести Б. Лавреневa. Действие происходит в годы Гражданской войны.

Сорок первый (1956) – художественный фильм режиссера Г. Чухрая.

Ярость (1966) – исторический фильм по повести Б. Лавренева «Ветер» о бурных событиях революционных боев в Петрограде и участии в них моряков-красноармейцев.

Год российского кино, Литературный календарь ЧОУНБ, Борис ЛавреневСедьмой спутник (1967) – художественный фильм Г. Аронова и А. Германа (режиссерский дебют) по одноименной повести Б. Лавренева.

Рассказ о простой вещи (1975) – художественный фильм киностудии  «Ленфильм» режиссера Л. Менакера. Снят по заказу Государственного Комитета Совета Министров СССР по телевидению и радиовещанию.

Комендант Пушкин (1986) – телевизионный фильм года по мотивам рассказа Б. Лавренева.

Заказать книги в ЧОУНБ

Слушать в библиотеке ЛитРес*

* Для  работы онлайн в библиотеке ЛитРес необходима удалённая регистрация на портале ЧОУНБ. Библиотечную книгу Вы сможете читать онлайн на сайте или в библиотечных приложениях ЛитРес для Android, iPad, iPhone.

Материал подготовила Наталья Удовицкая,
гл. библиограф ИБО


 



Наверх