Феофан Прокопович

Год российского кино, Литературный календарь ЧОУНБ, Феофан Прокопович     Феофан Прокопович

Феофан Прокопович (в миру Елиазар (Елисей); 1681–1736) - архиепископ Новгородский, видный церковный и политический деятель XVIII в., верный сподвижник Петра I, выдающийся писатель и ученый. Год российского кино, Литературный календарь ЧОУНБ, Феофан Прокопович

Из биографии

Родился 8 (по другим данным 9) июня (18, 19 н. с.) 1681 г. в Киеве в семье небогатого купца. Рано осиротев, был взят на воспитание дядей по матери, Феофаном Прокоповичем (в честь которого впоследствии принял монашеское имя), ректором Киево-Могилянской академии и наместником Киево-Братского монастыря. Уже в детстве проявил большие способности к наукам; благодаря связям дяди пользовался покровительством влиятельных представителей духовенства. Окончил начальную школу при монастыре, затем Киево-Могилянскую академию (1697), по рекомендации киевского митрополита Варлаама направлен во Владимиро-Волынский униатский коллегиум, затем в римскую Коллегию св. Афанасия (1698). Во время обучения в Риме занимался в библиотеке Ватикана, посещал лекции в папском Григорианском университете (Коллегиум Романум), изучал творчество римских и греческих авторов, историю и организацию католической церкви, труды Т. Кампанеллы, Г. Галилея, Дж. Бруно, Н. Коперника. В 1701 г. покинул Рим.

Прошел пешком Швейцарию, Францию, Германию, некоторое время учился в саксонском городе Галле, где познакомился с идеями протестантизма. В 1704 г. вернулся в Киев, постригся в монахи под именем Феофана. С 1705 г. преподавал риторику, философию, поэтику и богословие в Киево-Могилянской академии, составил учебные руководства по этим предметам. После проповеди по случаю Полтавской битвы 1709 г., произнесенной в присутствии Петра I, был замечен царем. Находился в свите Петра I во время Прутского похода 1711 г. В 1716 г. по настоянию Петра переехал в Санкт-Петербург. Назначен епископом Псковским и Нарвским (1718), вскоре стал одним из приближенных царя, официальным идеологом его реформаторской деятельности. Принимал участие в составлении и редактировании всех важнейших законодательных актов по делам церкви, учебных программ церковных школ и семинарий, предисловий и толкований к переводам иностранных книг, учебников, богословских и политических трактатов, выступал с проповедями по разъяснению государственной политики. Автор предисловия к «Морскому уставу», «Духовного регламента», подробного комментария к «Уставу о престолонаследии» под заглавием «Правда воли монаршей во определении наследника державы своей» и др. Выступал сторонником сильной самодержавной власти, обосновывал необходимость подчинения ей со стороны всех сословий, включая духовенство, идею всеобщего служения государству, преимущества синодального управления церковью; способствовал превращению церкви в часть государственного аппарата как средства воспитания, просвещения и контроля над подданными. Вице-президент и фактический глава Святейшего Синода (1721, с 1726 первенствующий член), архиепископ Новгородский и Великолукский (1725).

После смерти Петра I поддержал приход к власти Екатерины I (1725), затем Анны Иоанновны (1730); участвуя в интригах и политической борьбе, упрочил свое положение при дворе и в Синоде. В царствование Анны стал приближенным императрицы, выступал в роли официального проповедника-публициста. Для расправы с оппонентами широко прибегал к доносам, ложным обвинениям, действиям политического сыска (Тайной канцелярии), был автором инструкции для дознавателей на допросах, по некоторым сведениям лично присутствовал при допросах и пытках.

Достаточно циничный и неразборчивый в средствах как политик, по мнению биографов, архиепископ Феофан, тем не менее, внес большой вклад в новую, постсредневековую культуру России. Был одним из самых образованных людей того времени, имел обширный круг научных интересов. Способствовал развитию просвещения, науки, искусства, считая их главными условиями процветания государства, благосостояния граждан. Содействовал развитию образования, распространению научных знаний, печатанию светских книг.  Имел огромную библиотеку (около 30 тыс. томов), пользоваться которой разрешал всем петербургским ученым. Он активно способствовал организации Академии наук, как историк оказал большое влияние на В. Н. Татищева, а как поэт-сатирик – на А. Д. Кантемира. Оставил обширное литературное наследие, включающее свыше 70 сочинений различного жанра на русском и латинском языках.  Идеи Просвещения, которые отстаивал Прокопович, были подхвачены и развиты целой плеядой мыслителей-просветителей второй половины XVIII в.

Скончался Феофан Прокопович 8 (19 н. с.) сентября 1736 г. в Новгороде и был похоронен в Софийском соборе.

Дополнительная информация об авторе:

Википедия
Русский Биографический Словарь

Читайте в Публичке!

Феофан Прокопович. Избранные труды / Феофан Прокопович ; сост., авт. вступ. ст. И. В. Курукин ; Ин-т обществ. мысли. – Москва : РОССПЭН, 2010. – 624 с. – (Библиотека отечественной общественной мысли с древнейших времен до начала ХХ века).
Место хр. ОЧЗ; Шифр 66.1; Авт. знак П 804; Инв. К-583142

Из вступительной статьи

Среди «птенцов» Петра Великого Феофан Прокопович (1681–1736) занимал особое место. У первого российского императора имелись способные генералы и министры, но именно он стал первым российским «политологом», главным идеологом и теоретиком преобразований. Прокопович не за страх, а за совесть – и к тому же ярко и талантливо – популяризовал и обосновывал петровские реформы: утверждал необходимость неограниченной самодержавной власти, внедрял просвещение, приветствовал европеизацию быта, развитие промышленности и градостроительства, создание регулярной армии и флота, реорганизацию церковного и государственного управления.      Выдающийся писатель, поэт, драматург и ученый, автор целого ряда политических произведений, Феофан стал лидером русского Просвещения петровской поры. В своих проповедях он утверждал светскую систему нравственных норм, основой которой вместо идеала христианской добродетели становится идея служения государству. Как и сам Петр I, он видел церковь обновленной структурой, слаженно работающей с другими государственными учреждениями в духе «общей пользы». Феофан Прокопович был самым печатаемым при жизни писателем первой трети XVIII в., и труды его продолжали издавать на протяжении всего столетия. Данное издание призвано ознакомить читателей с его наиболее важными с точки зрения развития отечественной общественно-политической мысли сочинениями – торжественными речами и проповедями; важнейшими законодательными актами (такими как «Духовный регламент» и «Правда воли монаршей»); историческими и публицистическими работами, посвященными главным политическим событиям в жизни новой России.

Год российского кино, Литературный календарь ЧОУНБ, Феофан ПрокоповичФеофан Прокопович. Сочинения / Феофан Пркопович ; ред. и авт. предисл. И. П. Еремин ; Акад. наук СССР, Ин-т рус. лит. (Пушк. дом). – Москва ; Ленинград : Изд-во Акад. наук СССР, [Ленингр. отд-ние], 1961. – 502 с., 1 л. ил. – Библиогр. в примеч. : с. 491–500.
Место хр. КХ; Инв. IД981250

В сборник включены лучшие проповеди Феофана Прокоповича, его трагедокомедия «Владимир», стихотворения и трактат «Поэтика».

Из предисловия

Крупный политический и церковно-общественный деятель, соратник Петра I Феофан Прокопович (1681–1736) писал по вопросам богословия, философии, истории (гражданской и церковной), права (государственного и церковно-канонического), по теории поэзии и красноречия, педагогике и даже по математике.

Собственно литературой он занимался урывками, в часы досуга, часто по долгу, в начальные годы своей писательской деятельности – профессора Киевской академии, а позже – одного из первенствующих иерархов русской церкви. И, тем не менее, оставленное им сравнительно небольшое литературное наследие – значительный и важный этап в истории русской литературы. Его политические речи, написанные (в форме церковной проповеди) по свежим следам последних событий и посвященные полной энтузиазма и глубокого внутреннего убеждения пропаганде петровских реформ, – ярчайший образец передовой русской публицистики первой трети XVIII века. Его трагедокомедия «Владимир» – бесспорно лучшая из дошедших до нас «школьных» драм; уже Н. И. Гнедич отметил в ней и незаурядные литературные достоинства («воображение, возвышенность духа, жар и краски поэтические»), и необычную по тому времени «смелость мыслей». Его стихотворения – ценный вклад в русскую поэзию эпохи ее становления. Литературные произведения Феофана Прокоповича, собранные в одно целое, еще ни разу не издавались. Настоящая книга и ставит своей задачей частично восполнить этот пробел; наряду с речами, трагикомедией и стихотворениями Прокоповича в состав книги входит и его трактат по теории поэзии – «De arte poetica».

Год российского кино, Литературный календарь ЧОУНБ, Феофан ПрокоповичНичик, В. М. Феофан Прокопович / В. М. Ничик. – Москва :  Мысль, 1977. – 192 с. – (Мыслители прошлого). – Библиогр.: с. 177–187 (149 назв.). – Указ. в конце кн.
Место хр. КХ; Инв. М263630

В книге содержится краткий биографический очерк, и анализируются философские взгляды крупного русского и украинского общественного деятеля XVIII в. Феофана Прокоповича, который возглавлял «ученую дружину» Петра I. На основании изучения малоизвестных материалов автор дает новую оценку воззрений Ф. Прокоповича, выделяя у него среди элементов схоластики передовые идеи Возрождения, Реформации, Просвещения. Книга предназначена для философов, пропагандистов, преподавателей, студентов и аспирантов, для широкого круга читателей.

 

                           Материал подготовлен библиографом ИБО Верой Ильиной

16.06.2016   15:51:26